Чем отличается гидроусилитель и электроусилитель руля
Содержание:
- Режимы работы электроусилителя
- Что такое гидроусилитель рулевого колеса (ГУР)?
- Поговорим про ЭУР
- Гидравлический усилитель руля
- Конструктивные особенности и сложность устройства
- ГУР или ЭУР — что лучше?
- Другие статьи:
- Основные составные части. Принцип работы ЭУР
- Как это работает?
- Основные неисправности и способы их устранения своими руками
- Чем отличается гур от эур, что лучше?
- Плюсы и минусы разных усилителей
Режимы работы электроусилителя
Работа рулевого управления может осуществляться в нескольких режимах:
- Активный возврат руля в среднее положение.
- Поворот автомобиля на большой и малой скорости.
- Поддержка среднего положения руля.
- Поворот автомобиля в обычных условиях.
Как и в случае с ГУРом, управление колесами осуществляется рулем. Однако здесь усилие передается через торсион. Закрутка последнего измеряется соответствующими датчиками (угла поворота, крутящего момента и т. д.). Так, усилие от двигателя передается на рейку. Затем через рулевые тяги происходит поворот ведущих колес в нужном направлении. Работа узла не зависит от положения и частоты оборотов коленчатого вала.
Что такое гидроусилитель рулевого колеса (ГУР)?
Гидроусилитель появился первым и существенно упростил управление автомобилем, при этом его главная задача была не только снять силовую нагрузку с рук водителя, одной из задач, которые поставили перед собой конструкторы была — безопасность. После повреждения переднего колеса на скорости при наличии ГУРа водитель не терял управления над автомобилем, к тому же меньше ощущал вибрации, которые поступали от колес во время езды по неровностям.
Как работает ГУР?
Гидроусилитель руля представляет собой набор узлов, среди которых: система масляных магистралей высокого и низкого давления, масляный насос при помощи которого происходит циркуляция жидкости гидроусилителя в бачок, в котором находится жидкость ГУР, а также рулевая рейка и наконечники. Во время поворота руля в системе гидроусилителя происходит ряд событий, о которых вы даже не догадываетесь. Вы, водитель, поворачивая руль, задаете направление, после чего специальная жидкость (синтетическое или полусинтетическое масло почти такое как в АКПП) под высоким давлением нагнетается насосом через распределитель. Тем самым образуя силу, которая воздействуя на гидроцилиндр и поршень, смещает механизмы рулевой рейки в ту сторону, которую вам необходимо. После этого жидкость ГУР по системе обратной подачи снова возвращается в бачок ГУР.
Поговорим про ЭУР
Электроусилитель создавали как новый шаг в усовершенствовании усилителей рулевого управления.
Ее называют более совершенной и простой. Причем ЭУР имеет внушительное количество разновидностей.
В двух словах опишу принцип работы. Здесь в основе всей системы лежит электрический двигатель, который соединяется с валом. Этот мотор осуществляет вращение вала в левую или правую сторону. Тем самым водителю проще вращать рулевое колесо. Разница между электроусилителями заключается в том, что моторчик может устанавливаться на разные участки рулевой системы. Обычно это рулевая колонка, вал рейки, переходник в виде шариковой гайки и прочие решения.
Среди всех представленных вариантов, именно конструкция с шариковой гайкой ближе всех оказалась к гидроусилителям в плане точности и создания оптимального усилия для работы рулевого механизма.
Остальные же пока в поисках и на пути к совершенствованию.
ЭУР лишен всевозможных трубок, здесь не применяются жидкости и шланги из металла или резины. Также отсутствует насос. Это обеспечивает конструкции компактность. Иногда полноценный ЭУР помещается на рулевой колонке.
В чем плюсы и минусы
Начнем с положительных моментов.
К числу достоинств электроусилителей на автомобилях относят такие пункты:
- хорошее создаваемое усилие при управлении;
- минимум 2 режима работы (город и трасса);
- способность лучше экономить топливо;
- компактные размеры;
- технически более простая конструкция;
- не используются жидкости;
- обладает широким температурным режимом работы;
- в случае возникновения неисправности рулить все равно можно;
- ряд электронных помощников парковки и автопилот работают только с ЭУР;
- надежные системы, по качеству не уступающие конкуренту.
Владельцы автомобилей с электроусилителем даже не знают, что такое замена гидравлической жидкости или как выглядит потекший сальник.
Многие электроусилители отлично работают до 150-200 тысяч км пробега, не проявляя никаких признаков неисправностей.
Но если вы заметили, что у вас скрипит руль, либо по какой-то причине руль тянет в сторону, есть высокая вероятность того, что усилитель вышел из строя.
На самом деле и с гидравликой может случаться нечто подобное.
Кажется, я что-то забыл. Ах да, назвать недостатки.
Минусов у ЭУР вполне достаточно. Среди них:
- сложный и дорогой ремонт;
- система боится влаги;
- нужна более сложная электропроводка;
- требуется мощный генератор на машине;
- первые образцы ЭУР часто глючат и работают невнятно.
Ситуации, когда руль не возвращается в исходное положение, довольно распространены для усилителя. Хотя причин такого явления есть несколько.
Гидравлический усилитель руля
Поэтому в середине столетия воздух сменила жидкость. Гидравлические усилители лишены недостатков предшественника. Приводимый двигателем насос создает необходимое давление. Распределитель, связанный с рулевым валом, отслеживает угол поворота «баранки» и сопротивление на ней, дозируя количество масла, направляемого в дополнительное устройство, которое и поворачивает колеса. Оно может стоять отдельно от рулевого механизма или составлять с ним единое целое. В последнем случае гидроусилитель называют интегральным. Его-то в основном и применяют на легковых автомобилях — от «Лады» до «Мерседеса».
Гидроусилитель еще и сглаживает толчки от неровностей дороги, приходящие на «баранку». При этом «гидравлика» настолько эффективна, что позволяет удержать машину на дороге, даже если вдруг лопнет покрышка и сопротивление на рулевом колесе резко многократно возрастет. Улучшается маневренность — от упора до упора «баранку» крутить надо меньше.
Минусы гидроусилителя вытекают из его сложности. В нем необходимо контролировать уровень жидкости, следить за герметичностью магистралей, менять масло и т.п. Насос усилителя работает постоянно, независимо от того, поворачивает водитель руль или нет. Значит, двигатель теряет впустую ни много ни мало около 7% мощности (для городской микролитражки — существенная цифра). Давление в системе напрямую зависит от оборотов коленвала. Поэтому при маневрах на малых скоростях или при быстром вращении «баранки» производительности насоса не хватает. Руль, как говорится, «закусывает». А на трассе он, наоборот, становится «пустым», теряется «чувство дороги» — ведь при высоких оборотах мотора усилитель работает по максимуму, чтобы решить эту проблему применяют специальные устройства (насос с переменной производительностью, различные клапаны, модуляторы и т.д.), усложняя и удорожая и без того сложный механизм. Кроме того, вся система очень тяжелая. Покупателю это не принципиально, а вот конструктор для сохранения заданных параметров автомобиля (ресурс, максимальная скорость и т.д.) вынужден увеличивать мощность двигателя, усиливать другие элементы, что в свою очередь удорожает машину.
Конструктивные особенности и сложность устройства
Эти критерии стоит объединить, так как сложность устройства становится более-менее понятной сразу после разбора конструктивных особенностей. Забегая наперёд, отметим для себя, что машин с гидроусилителями пока больше, чем с электроусилителями. Поэтому первой будет рассматриваться классическая гидравлика.
Устройство ГУР
Вся суть механизма заключается в следующем. Гидроусилитель «понимает», когда и в какую сторону водитель вращает руль, и в зависимости от этого помогает поворачивать передние колёса. Сила, которая используется для выполнения работы — жидкость под высоким давлением. Создаётся оно посредством насоса. Последний постоянно приводится в действие от двигателя.
Сначала следует разобраться, как система «толкает» колёса в нужную сторону. Делает это гидравлическая рулевая рейка. Основная её часть — гидроцилиндр. В нём есть поршень, который разделяет цилиндр на два герметичных отсека. Физически он закреплён на рейке, которая через тяги и рулевые наконечники толкает колёса в одну и другую сторону. Если подать рабочую жидкость под большим давлением в один из указанных отсеков, поршень начнёт двигаться. Так ГУР «помогает» водителю поворачивать колёса.
Разберём вкратце, как ГУР «понимает» — когда и в какую сторону водитель вращает руль. Ведь от этого зависит, в какой из двух отсеков будет подаваться рабочая жидкость. До тех пор, пока автомобиль едет прямо, масло в системе усилителя циркулирует вхолостую. То есть, перегоняется из пустого в порожнее. Как только руль начинает вращаться, рабочая жидкость под давлением устремляется в гидравлическую рулевую рейку. Отвечает за это узел, который называется распределителем.
Распределитель — это, пожалуй, самая сложная деталь ГУР. Бывают они разных конструкций, и описывать их здесь нет особого смысла. У нас иная цель. По итогу получается, что гидроусилитель имеет достаточно сложное устройство. Но не спешите с выводами. Посмотрим теперь на ЭУР.
Устройство ЭУР
В минимальном исполнении электроусилитель руля состоит из трёх узлов — электродвигателя, датчика вращения руля и контроллера. Вроде бы просто и понятно. Датчик «следит», крутится ли руль, и в какую сторону. Если да, то на контроллер передаётся соответствующий набор сигналов. Тот, в свою очередь, отдаёт команды электродвигателю — в какую сторону вращаться и с какой силой. Ну а сам двигатель физически соединён с рулевым управлением и передними колёсами.
Если смотреть на электроусилитель с такой точки зрения, то эта технология может показаться на порядок проще, чем гидравлика. Однако это не совсем так. Тот же контроллер показался простым, так как для непонимающего человека это просто какая-то коробочка с электронными компонентами. А вы пробовали когда-нибудь разобраться, как работает электроника? Если углубиться, то она куда сложнее, чем гидравлика.
В итоге имеем следующее. Визуально ГУР кажется более сложным узлом, чем ЭУР. В том числе потому, что электроусилители руля выглядят компактнее и в них вся суть спрятана внутри. Если же посмотреть на эти две технологии с точки зрения ремонта, выводы по поводу того, что лучше — уже не будут такими однозначными. Но о ремонте ещё поговорим.
ГУР или ЭУР — что лучше?
- Подробности
- Категория: Статьи
- Опубликовано 26.03.2015
Большинство современных автомобилей оснащаются усилителями руля. Самыми популярными стали два варианта — гидравлический усилитель руля (ГУР) и электрический усилитель руля (ЭУР). Что же лучше — ГУР или ЭУР?
Гидроусилитель руля (ГУР) является более старой системой, облегчающей управление автомобилем. Если не вдаваться в подробности, любой ГУР состоит из нескольких основных элементов:
- насос
- регулятор давления
- силовой гидроцилиндр
- система клапанов
- бачок и трубки с гидравлической жидкостью
Электрический усилитель руля (ЭУР) является более современной и простой системой. Он представляет собой электромотор, установленный на рулевой колонке или рулевой рейке, который контролируется электронным блоком управления. ЭУР начинает работать при повороте руля, помогая поворачивать рулевой вал.
Так что же все-таки лучше — ГУР или ЭУР?
Если быть объективным, по большинству эксплуатационных параметров современные ЭУРы превосходя ГУРы.
Основные преимущества ЭУР перед ГУРом:
- Экономичность. Если насос ГУР чаще всего приводится в действие от двигателя посредством ременной передачи и работает, даже когда автомобиль едет прямо, то ЭУР включается только в момент поворота руля.
- Компактность. Чаще всего ЭУР устанавливается непосредственно на рулевой вал в салоне, не занимая места под капотом (у автомобиля с ГУр под капотом расположены бачок с жидкостью, ременная передача, гидравлические шланги и др.).
- Надежность. ЭУР представляет собой электромеханическую систему, в ней нет гидравлических элементов, которые имеют привычку давать течь. Число элементов ЭУР также намного меньше, чем у ГУР.
- Не требует обслуживания. ЭУР не требует обслуживания, а ГУР требует периодического контроля за уровнем жидкости в бачке, осмотра системы на наличие утечек, проверки состояния ремня и насоса, регламентной замены рабочей жидкости.
- Проще в эксплуатации. Большинство руководств по эксплуатации автомобилей с ГУР запрещают держать колеса повернутыми на максимальны угол дольше 5 секунд, чтобы избежать повышенной нагрузки на насос. У ЭУР таких требований нет.
- Не зависит от температуры. Так как ГУР содержит рабочую жидкость, ее свойства могут меняться в зависимости от окружающей температуры.
- Простота настройки. Для изменения чувствительности, «обратной связи» и др. параметров ЭУР достаточно изменить настройки параметров электронного блока управления.
- Возможность интеграции с другими системами автомобиля. С ЭУР проще реализовать такие системы, как автоматическая парковка, функция слежения за полосой движения и т.д.
Таким образом, можно сказать, что ЭУР имеет больше преимуществ, чем ГУР.
Другие статьи:
- Цены на бензин в Набережных Челнах — 23/03/2015
- Самые популярные автомобили для такси — 22/03/2015
- Коробка-автомат — какие бывают? — 18/03/2015
- Особенности двигателей Экобуст от Форд — 16/03/2015
- Мыть машину весной или нет? — 13/03/2015
Основные составные части. Принцип работы ЭУР
Сначала рассмотрим принцип работы электроусилителя, поскольку у всех существующих видов он идентичен. Также в конструкции используются одни и те же составные части, но компоновка их может быть разной.
Итак, состоит электроусилитель из:
- Исполнительного механизма;
- Блока управления;
- Следящих датчиков.
Эти составные части присутствуют в любых типах ЭУР. Также некоторые виды дополнительно могут использовать информацию и из других датчиков – скорости движения и оборотов коленчатого вала.
Исполнительный механизм
Исполнительный механизм создает усилие, тем самым обеспечивая облегчение управления авто. Состоит он из электродвигателя и силовой передачи. Что касается мотора, то в конструкции ЭУР применяется асинхронный либо синхронный эл. двигатель бесконтактного типа, что обеспечивает высокую надежность узлу.
В ЭУР используется несколько типов силовых передач (в зависимости от типа) – червячные, шестеренчатые или же шарико-винтовые. Нередко силовые передачи исполнительного механизма называют сервоприводом.
Блок управления
Блок управления «заведует» работой исполнительного механизма. Именно он подает электрический ток (строго определенных параметров) на электродвигатель, обеспечивая включение его в работу. Подавая импульсы на исполнительный механизм, блок управления ориентируется на показания датчиков, используемых в конструкции ЭУР.
Датчики
Этих датчиков – несколько, каждый собирает определенную информацию и передает ее на блок управления. Основным среди них является датчик крутящего момента (его ещё называют датчик усилия), определяющего, какое усилие на руль приложил водитель. Также в конструкции используется датчик угла поворота руля. Опционально ЭУР также может использовать информацию о скорости движения авто и оборотах силовой установки.
Датчик крутящего момента на рулевом колесе
Измерение усилия на руле осуществляется благодаря торсиону, устанавливаемому в вал рулевой колонки. Вал в свою очередь состоит из двух: входного и выходного, соединёнными между собой торсионом. При прикладывании усилия он скручивается (чем больше сил приложить, тем сильнее угол скручивания) и валы смещаются относительно друг друга.
Этот угол и «улавливает» датчик, после чего передает полученную информацию на блок управления. На основе этих данных блок вычисляет какой импульс необходимо подать на исполнительный механизм. От этого датчика напрямую зависит, какое усилие будет компенсировать усилитель.
Стоит отметить, что сам торсион жестко связан с валами рулевой колонки и скручиваться он может только на определенный угол, поэтому даже при отказе ЭУР управление авто сохраняется.
Датчик угла поворота определяет в какую сторону водитель начал вращать руль, и благодаря информации от него блок управления устанавливает полярность тока, подаваемого на электродвигатель. Нередко датчики угла поворота и крутящего момента объединены в одну конструкцию. Располагаются они оба на рулевой колонке.
Пример устройства ЭУР с датчиком крутящего момента
Стоит отметить, что также есть и датчик обратной связи, установленный на электродвигателе, благодаря которому блок управления контролирует работу исполнительного механизма.
Задействование для работы ЭУР других датчиков – скорости движения и параметров работы мотора, дает возможность подстроить усилитель под конкретные условия движения.
Зная конструкцию, можно понять принцип работы электроусилителя руля. Имеющиеся в конструкции датчики постоянно следят за положением рулевой колонки. В случае поворота они регистрируют изменения и передают информацию на блок управления. Тот в свою очередь высчитывает параметры электрического тока и подает их на электродвигатель. При включении в работу посредством сервопривода эл. мотор создает усилие на рулевом механизме. В общем, все достаточно просто. Но здесь стоит упомянуть, что под разные условия существуют свои режимы работы ЭУР, но о них ниже.
Как это работает?
Гидроусилитель руля (ГУР)
Что такое гидроусилитель руля? Это — система, состоящая из трубопроводов высокого и низкого давления, в которых благодаря насосу циркулирует специальная жидкость. Для жидкости ГУР предусмотрен бачок, соединенный с насосом. Когда вы поворачиваете руль в системе гидроусилителя происходит целый ряд реакций. Жидкость подается в рулевой механизм через распределитель под высоким давлением. Нагнетаясь в гидроцилиндр, она создает давление на поршень, под воздействием которого тот смещается, снижая степень усилия прилагаемого водителем при повороте рулевого колеса. Во время движения по прямой траектории жидкость ГУР стекает из рулевого механизма в бачок системы.
Электроусилитель — это набор механизмов, среди которых главная роль отведена электромотору, кроме того в состав ЭУР входит электронный блок управления (ЭБУ), а также два датчика (датчик угла поворота и датчик крутящего момента). По сравнению с гидроусилителем, ЭУР устанавливается непосредственно на саму рулевую рейку или колонку, при этом передача крутящего момента осуществляется посредством торсионного вала, встроенного в систему рулевого управления. В то время как ГУР меняет усилие прилагаемое к рулю при помощи давления и жидкости, которая циркулирует в системе, электроусилитель осуществляет все при помощи тока. При повороте руля крутящее усилие передается рулевому механизму по торсионному валу. Датчик крутящего момента ЭУР «понимает» это действие и сообщает о нем в ЭБУ. Электронный блок анализирует полученные данные и определяет, сколько именно тока необходимо «дать» электромотору, чтобы вращение руля было легким и приятным. Следует отметить, что расчет усилия происходит в зависимости от скорости, с которой движется автомобиль, а также угла поворота руля. Когда водитель крутит рулем на месте во время парковки или других маневрах, привод электроусилителя нагружен максимально, поскольку необходимо обеспечить легкое вращение рулевого колеса в сложных условиях. Когда авто движется на высоких скоростях управление рулем становится более острым, так как электроусилитель значительно уменьшает силу крутящего момента, то есть меньше помогает водителю.
Теперь когда мы разобрались в принципах работы предлагаю выяснить, что лучше: ГУР или ЭУР, учитывая плюсы и минусы каждой из систем.
Преимущества ГУР
- Гидроусилитель рулевого управления имеет более громоздкие габариты, однако плюс в его относительно невысокой стоимости и менее затратном производстве. Это в свою очередь так или иначе сказывается на стоимости транспортного средства.
- Потенциал мощности. ГУРы сегодня устанавливают преимущественно на автомобили бюджетного класса, а также грузовые микроавтобусы и большие внедорожники. В случае с внедорожниками и микроавтобусами применение гидроуслителя руля можно объяснить тем, что эта система более мощная и способна выдержать большие нагрузки. Это, по сути, главное преимущество ГУР.
- Вышеупомянутая невысокая стоимость.
Недостатки ГУР
Что до недостатков, то их у гидроусилителя намного больше по сравнению с ЭУР:
- В автомобиле с ГУР не рекомендуется держать руль в крайнем положении дольше пяти секунд, так как это может привести к перегреву масла в системе и выхода гидроусилителя руля из строя.
- ГУР требует регулярного обслуживания, не реже чем раз в два года. Владелец автомобиля с такой системой постоянно обязан производить замену жидкости в системе, контролировать ее уровень, проверять привод, шланги и насос на предмет подтеканий и трещин.
- Третий недостаток — прямая зависимость от работы двигателя. Когда насос включается в работу, он так или иначе отбирает часть мощности у двигателя, а во время движения на высокой скорости по трассе это можно считать пустой тратой мощности, так как в данном случае ГУР практически не нужен.
- В гидроусилителе нельзя настроить режимы работы в зависимости от скорости движения и условий.
- Гидроусилитель хорошо выполняет свою работу на малых и средних скоростях, однако на высоких скоростях управление теряет «остроту» и водителю сложно выполнить резкий короткий маневр. Проще говоря, ГУР дольше реагирует из-за применения в нем дополнительных узлов, увеличивающих время отклика.
Основные неисправности и способы их устранения своими руками
Извлеченная из автомобиля система
Какой бы ни была конструкция в вашем случае, даже если система выходит из строя, вы сохраняете управления. Ведь сохраняется прямая связь между рулевым валом и рейкой. Это обязательно требование безопасности. Поэтому, даже если поломка произойдет посреди движения, это не грозит вам неминуемой аварией.
Но все же, если не работает электроусилитель руля, то это серьезная проблема. Ведь управление автомобилем сразу же станет намного более сложным для вас. Основные неисправности приведем на примере отечественного автомобиля Лада Калина.
О проблеме вам будет сигнализировать желтый значок на панели приборов, изображающий руль с восклицательным знаком. Но его наличие не означает, что вы не можете ехать, просто управлять придется без участия электроусилителя.
Устройство под панелью
Причина может крыться в самом ЭУР. В этом случае, при зажигании система не проходит через автоконтроль и отключается, чтобы не мешать водителю. Как уже говорилось выше, заменять отдельные узлы практически невозможно и лучше не копаться в устройстве самому. Если ваш автомобиль на гарантии, обратитесь к производителю за заменой ЭУР. В любом случае, ремонт электроусилителя руля будет дорогим, ведь может потребовать ремонт рулевой рейки и другие работы.
Отключение ЭУР также может быть вызвано поломкой датчика скорости. Дело в том, что работы усилителя тесно зависит от того, на какой скорости вы движетесь. Чем быстрее машина, тем меньше усилия дает прибор, дабы вы могли лучше сам контролировать руль. Максимальное же давние идет, когда движение осуществляется на небольшой скорости или машина вообще стоит.
Из-за поломки датчика ЭУР будет отключаться автоматически, так как не получает его данных. Для исправления сложившейся ситуации, вам необходимо заменить сам датчик скорости.
Если ЭУР гудит, то это может быть признаком неправильно поставленного картера – корпуса (поддона) двигателя. В этом случае вибрация с него будет идти на усилитель и тот начнет гудеть. А значит, ремонт ЭУР будет заключаться в исправлении положения картера.
Чем отличается гур от эур, что лучше?
Немного истории
Довольно длительное время никто и не задумывался об усилителях руля. Автомобили были медленными, легкими и требования к комфорту были невысоки. Поэтому просто делали диаметр «баранки» больше, и водителю приходилось наяривать огромным рулем по пять-шесть оборотов от упора до упора. Но никто не жаловался, и не заморачивался по поводу ГУР или ЭУР .
Как-то отец мне рассказывал истории про своего приятеля, который работал водителем на старом послевоенном МАЗе, в котором усилителя как раз не было. Так этот самый приятель очень сильно возмущался по этому поводу, но зато за год работы на этом автомобиле неплохо так подкачал руки и раздался в плечах. Но не все хотели заниматься силовыми упражнениями на работе и именно поэтому, первыми об облегчении управления задумались водители грузовиков. Конструкторами был разработан специальный гидравлический механизм, который монтировался непосредственно в систему рулевого управления и упрощал вращение рулевого колеса.
На этом полезность изобретения не заканчивалась. Уменьшились вибрации на руле и обратная связь от неровностей дороги. Так же, использование ГУР улучшило безопасность автомобиля: при повреждении шин передних колес стало легче удержать руль в заданной траектории движения.
С момента изобретения ГУРа прошло уже не один десяток лет, и этот механизм постоянно совершенствовался. Эволюционным шагом стало применение не гидравлики, а электрики в усилителе руля. Так был изобретен ЭУР, который сегодня очень популярен и устанавливается на различные модели автомобилей. Так в чем же отличия между этими двумя технологиями и все же ГУР или ЭУР, что лучше?
Гидроусилитель руля
ГУР представляет собой систему из соединительных трубок низкого и высокого давления, в которых циркулирует масло, нагнетаемое в систему с помощью насоса. При повороте руля масло под давлением подается в рулевой механизм через распределитель, затем накачивается в гидроцилиндр, где создает давление на поршень, смещая его и облегчая усилие при повороте руля. Когда автомобиль движется по прямой, то масло из рулевого механизма оттекает обратно в бачок.
Преимущества ГУРа:
- Дешевизна в производстве
- Хорошая обратная связь с дорогой
- Комфортно управлять, как на высокой, так и на низкой скорости
Недостатки ГУРа:
- Нельзя долго держать в крайнем положении, возможна поломка
- Необходимость обслуживания механизма, замена масла.
- Дорогой ремонт при поломке
- Создает дополнительную нагрузку на двигатель
- Занимает много места под капотом
- При поломке нельзя управлять автомобилем
Электроусилитесь руля
Система из электродвигателя, электронного блока управления, датчиков крутящего момента и угла поворота руля. ЭУР не настолько громоздкий механизм, как ГУР, поэтому монтируется непосредственно на рулевой колонке или рулевой рейке. В отличие от ГУРа, где усилие на руле меняется при помощи циркулирующего в системе масла, ЭУР делает это посредством силы тока. ЭУР умеет рассчитывать усилие в зависимости от скорости движения автомобиля и угла поворота руля: если вы паркуетесь, то ЭУР будет работать по максимуму, а если движетесь на большой скорости, то электроусилитель будет прилагать минимум усилия для лучше остроты управления.
Преимущества ЭУР:
- Хорошая связь с дорогой
- Простота конструкции и обслуживания
- Компактность
- Острота управления на больших скоростях
- При поломке можно управлять автомобилем
Недостатки:
- Высокая стоимость
- Требуется установка более мощного генератора
Я считаю, что в вопросе «ГУР или ЭУР, что лучше?» ответ очевиден. Прогресс не стоит на месте и сейчас многие мировые автопроизводители делают свой выбор в пользу электроусилителя руля. Конечно, кто-то может возразить и сказать, что ГУР это механика, а электронике доверия нет, но я уверен, что в скором будущем гидроусилитесь уступит место электроусилителю руля.
Плюсы и минусы разных усилителей
Применение гидравлики для облегчения управления автомобилем обусловлено следующими достоинствами ГУРа:
- более низкая себестоимость производства, влияющая на конечную цену новой машины;
- от гидроусилителя можно получить большую мощность, позволяющую применять его в грузовиках и микроавтобусах любой грузоподъемности;
- надежная конструкция, проверенная годами эксплуатации.
Основной недостаток гидравлической системы – необходимость контроля уровня жидкости и периодического обслуживания. Нужно следить, чтобы не протекали сальники поршневого механизма, распределителя и насоса, вовремя менять и подтягивать ремень, смазывать подшипники.
Прочие минусы не столь существенны:
- Насос усилителя работает постоянно, пока включен двигатель. Это увеличивает расход топлива.
- Чтобы давление масла в магистралях не превысило критическую отметку, нельзя дольше 5 сек удерживать баранку, повернутую до крайнего положения.
- На бюджетных моделях машин руль, усиливаемый ГУР, становится «пустым» на высокой скорости.
В противовес гидравлике ЭУР отличается такими преимуществами:
- электродвигатель и блок управления с датчиком не нуждается в осмотрах и обслуживании;
- габариты узла гораздо меньше, отчего в малолитражках он вмещается за приборной панелью;
- система не потребляет электроэнергию без нужды, а значит, не расходует лишнее топливо;
- руль можно держать в любом положении сколь угодно долго.
Еще одна особенность электроусилителя руля – возможность изменения настроек работы в зависимости от условий езды и искусственное создание «тяжести» в баранке на большой скорости. Вдобавок ЭУР способен «рулить» машиной самостоятельно при движении по прямой, что реализовано на многих автомобилях премиум-класса.
Слабая сторона электрического усилителя — высокая цена. А чем больше стоимость узла, тем дороже обойдется его ремонт, а зачастую вышедший из строя ЭУР приходится менять целиком.
Второй недостаток – малая мощность привода, поэтому подобные усилители не ставятся на большегрузные авто и микроавтобусы.