Датчик положения дроссельной заслонки

Содержание:

Положение дроссельной заслонки на холостых оборотах

Какие должны быть показания положения ДЗ на оборотах холостого хода?

Разные! Почему?

Этот параметр в большей степени относится к ярым фанатикам чистки дроссельной заслонки каждую неделю, а то и через день.

Существует два основных способа управлять оборотами холостого хода при помощи РХХ (регулятор холостого хода)

Именно управлять оборотами хх! А не поддерживать обороты хх! Это очень важно!. Так вот:

Так вот:

  1. При помощи регулятора холостого хода, установленного в байпасном канале
  2. При помощи регулятора холостого хода, управляющего непосредственно дроссельной заслонкой

И та, и другая система встречается на разных автомобилях. Даже Шевроле Лачетти использует разный способ регулировки холостого хода. На двигателях 1,4л и 1,6л используется второй метод, а на двигателях 1,8 используется первый метод.

Этот параметр в диагностике обзывается, как «Шаги РХХ» или «Положение ДЗ Шаг». Это более подробно мы рассмотрим в одной из будущих статей, а сейчас кратко объясню в чём заключается принципиальная разница этих двух способов. Это необходимо для понимания диагностики положения дроссельной заслонки.

Как мы уже знаем, все процессы в двигателе начинаются с подачи воздуха. Подачей воздуха мы можем регулировать обороты двигателя в разных режимах. То же самое происходит и при регулировке оборотов холостого хода. Подавая определённую массу воздуха, мы регулируем обороты хх в нужных пределах.

Примечание! Регулятор холостого хода осуществляет грубую регулировку оборотов хх (порядка +/- 50 об/м. После этого более точно обороты хх регулируются посредством изменения УОЗ

Но это тема другой статьи и сейчас это не столь важно

Так вот, в первом случае заслонка полностью закрывается, а необходимый для холостого хода воздух, подаётся в обход дроссельной заслонки по специальному каналу. В этом канале находится специальный клапан-регулятор, который регулирует массу воздуха, проходящую через этот канал.

А во втором случае подача воздуха осуществляется через саму дроссельную заслонку. Заслонка приоткрывается/прикрывается при помощи электродвигателя и через неё проходит необходимая масса воздуха для работы двигателя на холостом ходу.

То есть, очевидно, что в первом случае при работе двигателя в режиме холостого хода правильные значения положения ДЗ будут равны нулю! Так как воздух идёт не через дроссельную заслонку, а через специальный канал РХХ.

А во втором случае при работе двигателя в режиме холостого хода правильные значения положения ДЗ будут равняться нескольким процентам (градусам). Равняться нулю показания не могут, так как если заслонка закроется полностью, тогда двигатель заглохнет.

Вот у нас уже получился первый вывод. Вот его суть.

Чтобы правильно диагностировать положение дроссельной заслонки, первым делом необходимо определить, как осуществляется регулировка оборотов холостого хода на этом конкретном автомобиле. Если по первому способу — тогда положение ДЗ на холостом ходу должно быть равно 0%! А если по второму способу — тогда несколько процентов!

Примечание: Во всех сферах нашей жизни встречаются исключения. Тут тоже. Например, Лачетти 1.8 ЛДА хоть и имеет отдельный регулятор холостого хода, но положение дроссельной заслонки на холостом ходу составляет 10-11%

В первом случае всё просто и понятно. Если значения отличны от нуля, значит либо дроссельная заслонка не может плотно закрыться из-за грязи или ещё чего-то, либо датчик положения дроссельной заслонки показывает не правду, что означает его износ и поломку.

А вот во втором случае не всё так однозначно.

Бытует мнение, что если открытие ДЗ составляет более 5%, тогда необходима обязательная чистка этой самой заслонки. Это так, но со множеством нюансов.

И самые главные из них — это те, о которых мы уже говорили выше:

  • регулятор холостого хода не поддерживает холостой ход, а регулирует его
  • нагрузка на двигатель высчитывается по расходу воздуха (давлению в коллекторе). Чем больше масса потребляемого воздуха — тем больше нагрузка. И наоборот, чем больше нагрузка на двигатель, тем больше ему необходимо воздуха.

Самостоятельная проверка работы ДПДЗ

Прежде чем ремонтировать и заменять датчик, надо самостоятельно проверить пластину и стенки дроссельной заслонки. Поскольку их очистка может восстановить работоспособность устройства, при наличии нагара следы загрязнений удаляются. Для этого используется чистая тряпка и очистительное средство для карбюратора.

Пошаговая инструкция по проверке ДПДЗ с помощью мультиметра

Инструкция пошаговой проверки ДПДЗ с помощью мультиметра выглядит так:

  1. Сначала надо проверить наличие заземления и убедиться, что контроллер подключен к источнику опорного напряжения. Далее можно приступать непосредственно к проверке ДПДЗ.
  2. От регулятора отключается штекер с проводкой. Необходимо произвести визуальную диагностику колодки и клеммы на предмет повреждений или загрязнений.
  3. Берется тестер, и на нем выставляется необходимый режим, например, 20 В. Ключ в замке прокручивается, чтобы активировать зажигание, при этом силовой агрегат запускать не нужно.
  4. Красный щуп тестера соединяется с положительной клеммой АКБ, а черный подключается к каждому из трех контактных элементов на штекере датчика. В результате один из контактов при соединении покажет напряжение 12 вольт (это заземление). Надо запомнить цвет данного проводника. Если контактный элемент не показывает 12-вольтное напряжение, это говорит о неисправности электроцепи, по которой подключен регулятор. В результате отсутствия заземления контроллер не сможет эффективно работать, поэтому надо определить поврежденный провод и заменить его.
  5. Зажигание в автомобиле отключается.
  6. Затем черный щуп тестера надо подключить к контакту заземления на колодке ДПДЗ.
  7. Ключ в замке прокручивается, чтобы активировать зажигание. Мотор машины не запускается.
  8. Красный контакт мультиметра надо соединить с каждым оставшимся выходом на колодке. На одном из них уровень напряжения должен составить порядка 5 вольт. Этот контактный элемент предназначен для передачи опорного напряжения на контроллер. Третий выход является сигнальным.
  9. Если диагностика показала, что 5-вольтное напряжение на контактах отсутствует, это говорит о дефекте проводки. Надо определить поврежденный кабель и заменить его.

Чтобы убедиться в том, что контроллер выдает корректный сигнал, потребуется две скрепки. Их могут заменить два куска провода.

Для тестирования нужно произвести следующие действия:

  1. Красный выход мультиметра соединяется с сигнальным контактом контроллера. Черный необходимо подключить к кабелю заземления.
  2. Ключ прокручивается в замке, производится активация зажигания.
  3. Необходимо удостовериться в том, что заслонка дроссельного узла полностью закрыта.
  4. Тестер должен показать параметры в промежутке от 0,2 до 1,5 вольта. Этот момент надо уточнить в сервисной книжке, поскольку все зависит от конкретной модели авто.
  5. Если диагностика показала 0 вольт, надо убедиться, что был выбран правильный режим тестера. Обычно измерение производится в диапазоне 10–20 вольт. Если показания все равно составляют 0 вольт, диагностика продолжается.
  6. Затем надо постепенно открыть заслонку полностью. Если есть помощник, он может нажать на педаль газа.
  7. Когда заслонка открыта, на тестере должно отобразиться значение в 5 вольт. При медленном открытии заслонки показатель напряжения должен постепенно увеличиваться. Если при различных положениях происходят скачки либо зависание рабочего параметра, контроллер функционирует некорректно, требуется его замена.
  8. После завершения проверки зажигание отключается.

Для автомобилей ВАЗ диагностика работы контроллера выполняется так:

  1. Заслонка полностью закрывается. Ключ вставляется в замок, активируется зажигание.
  2. С помочью тестера выполняется диагностика значения напряжения на выходе контроллера. Этот параметр должен составить не выше 0,7 вольта. Чтобы точно определить выход, необходимо посмотреть на разъем. Два проводника от него идут на массу и питание, а третий — выходной.
  3. После выполняется открытие заслонки, при этом величину напряжения необходимо проверить еще раз. Полученный параметр должен составить не менее 4 вольт.
  4. Затем измеряется напряжение при открытии и закрытии заслонки. Когда данное устройство меняет положение, рабочая величина должна изменяться плавно, без скачков.

Канал AvtoTechLife рассказал о разных способах проведения проверки работоспособности датчика.

Возможные признаки неисправного регулятора дросселя

В большинстве случаев срок службы регулятора дросселя равен сроку службы автомобиля. Однако, как и любой другой механический и электрический компонент автомобиля, регулятор может износиться, выйти из строя или просто сломаться. Если это происходит, то существует несколько признаков, с помощью которых водитель поймет, что существует проблема с управлением дросселя, которую нужно устранить у механика. Перечисленные ниже признаки – это только некоторые из существующих предупреждающих признаков неисправного или сломанного регулятора дросселя.

Прерывистое регулирование дросселем

Регулятор дросселя управляется электрически, чего не скажешь о старых механических кабелях, которые шли от педали газа к корпусу дросселя. В некоторых случаях электрический сигнал нарушается либо из-за проблем с электрическими проводами, либо с релейным управлением, либо из-за повреждения датчика. В любом случае это может привести к потере сигнала регулятором дросселя и создать прерывистое регулирование дросселем. Иногда это не доставляет особых хлопот, но бывает, что это может привести к остановке двигателя транспортного средства, а водитель может потерять способность контролировать педаль акселератора.

Датчик положения дроссельной заслонки

Если вы заметили, что при нажатии на педаль акселератора автомобиль не ускоряется, это может быть вызвано повреждением регулятора дросселя. Необходимы осмотр и обслуживание автомобиля профессиональным механиком.

Колебания дросселя и проблемы с ускорением

В некоторых случаях поврежденный регулятор дросселя вызывает проблемы с ускорением двигателя или эффект «дергания», когда водитель воздействует на дроссель. Это может привести к недостаточной производительности и может стать проблемой безопасности, если не устранить ее быстро. Если вы не полностью контролируете дроссель, это может привести к несчастным случаям в результате заедания дросселя.

Резкие изменения в расходе топлива

Когда регулятор дросселя поврежден, это может привести к увеличенному использованию топлива. В этом случае проблема может быть вызвана конфликтом между регулятором дросселя и топливовоздушной смесью двигателя, которая регулируется на большинстве автомобилей с помощью датчика массового расхода воздуха.

Когда возникает любой из этих признаков, двигатель с регулятором дросселя выдаст код ошибки OBD II, который хранится внутри электронного блока управления. Эти данные могут быть загружены и проверены профессиональным механиком при помощи цифрового сканера. При этом на приборной панели загорится сигнальная лампочка «Проверить двигатель».

После того, как удалось обнаружить источник кода ошибки, рекомендуется провести корректирующие действия и решить проблему с регулятором дросселя.

В большинстве случаев проблемы с регулятором дросселя электрические, возможно также, что вызваны повреждением датчика либо электрического реле. Однако совсем не редки случаи, когда регулятор дросселя поврежден, поэтому его следует заменить.

Как проверить

В том случае, если вы обнаружили у себя хоть один признак, немедленно проводите диагностику дроссельной заслонки. Этот процесс не сложный, но стоит помнить, что выполнять его следует в определенной последовательности и применяя мультиметр.

Хотелось бы немного уточнить, лампа «Check Engine» уведомляет автомобилиста о повреждении двигателя, а также о проведении профилактических работ и необходимости ремонта. Если после того, как вы включили зажигание, она не перестает тухнуть, значит, система выявила повреждение. Давайте рассмотрим последовательность действий:

· Первым что нужно сделать, это выключить само зажигание и конечно же проверить панель на которой находиться приборы (лампа «check engine» не должна гореть);

· После того, как вы удостоверились, что лампа не горит, выключаем мотор и открываем капот (вам нужно найти массу). Для упрощения процесса измерения вам понадобится мультиметр;

· Приступаем к поиску минуса;

· Отыскав запитывающий провод, необходимо проверить наличие в датчике тока;

· Далее смотрим, чтоб размыкание холостого хода бесперебойно работало. Чтобы это сделать, нужно подсоединить один из проводов измерителя к разъему датчика, а вот при помощи второго изменяем положение заслонки;

· В том случае, если значения устройства меняется, то прибор в порядке, а если показание осталось прежним, то необходимо поменять датчик.

Помимо этих процедур, нужно проводить и дополнительные проверки, дабы в дальнейшем избежать неисправностей:

1.  Проверить размыкание контактов холостого хода.

2.  Проверить состояние пленочного резистора. Когда на дорожке датчика имеются стертости или разрывы, то блок управления получает неправильные данные.

В том случае, если вы поставили новый датчик, то выполнять дополнительные регулировки не стоит.

Основные признаки неисправности устройства

Установить проблемы в работе можно по следующим признакам неисправности ДПДЗ, указывающим на поломку именно этого механизма:

  1. Вне зависимости от рабочего режима мотора обороты холостого хода непостоянны.
  2. Если резко отпустить педаль газа, при переключении КПП глохнет мотор.
  3. Существенно падает мощность мотора.
  4. В работе мотора на холостом ходу обороты непостоянны.
  5. Топливный расход заметно увеличился.
  6. Несмотря на плавный выжим педали газа, при наборе скорости ощутимы рывки.

В некоторых ситуациях возможно загорание лампочки-индикатора Check Engine, при этом она какой-то период не тухнет. Этим сигналом тоже не стоит пренебрегать: обязательно нужно проверить и устранить ошибки в работе устройства.

Виды дроссельной заслонки

В современных двигателях от положения дроссельной заслонки зависит количество топлива, поступающего в камеры сгорания. Специальный датчик фиксирует, насколько она раскрыта и передает данные на ЭБУ. Компьютер уже подает управляющие сигналы на форсунки. Данная инжекторная система появилась уже давно и с той поры дорабатывалась с целью повышения эффективности силовой установки.

Деталь имеет несколько разновидностей

Совершенствовался и механизм ДЗ – теперь их более одного типа:

  • механические;
  • электронные.

Последние вариации – это дань современным технологиям. Любому владельцу личного транспорта, которому интересно знать, что такое дроссельная заслонка в авто, стоит поближе познакомиться с этими типами ДЗ.

Механическая

Это самая простая разновидность дроссельной заслонки, которая и сегодня можно встретить в большинстве современных автомобилей. Вся система представлена следующими составляющими:

  • педалью акселератора (газа);
  • тягами;
  • поворотными рычагами;
  • стальным тросом.

Когда водитель нажимает на педаль газа, он тем самым запускает механическую систему с рычагами, тросами, тягами. Это приводит к вращению дроссельной заслонки вокруг горизонтальной оси. Как итог – поступление свежей порции воздуха для формирования рабочей смеси. И чем больший поток поступит во впускную магистраль, тем большим количеством топлива она обогатится. Но стоит только опустить педаль, как заслонка вернется в исходное вертикальное положение – закрытое состояние.

В режиме холостого хода заслонка закрыта, а потому воздух поступает в цилиндры через обходной канал (регулятор холостого хода), оборудованный электроклапаном. Если автомобиль укомплектован кондиционером либо иным электрооборудованием, то при их включении задействуется еще один канал, минуя впускной коллектор.

В современных автомобилях имеются специальные патрубки, по которым через механизм ДЗ протекает охлаждающая жидкость. Тем самым предотвращается обледенение и заклинивание заслонки.

Электрическая

За что отвечает механизмом данного типа? Как уже известно, конструктивные особенности никак не влияют на предназначение ДЗ. Заслонка с электронным приводом также регулирует поступление воздуха в камеры сгорания. Такое оснащение встречается в последних поколениях транспортных средств обычно элитного класса от всемирно известных производителей. Это более дорогая, но не менее эффективная вариация в отличие от механического аналога. Здесь уже не встретить ни рычагов, ни тросов – только сверхбыстрая электроника.

Устройство дроссельной заслонки электронного типа состоит из следующих элементов:

  • датчиков положения педали акселератора;
  • ДПДЗ;
  • электрического привода (он включает в себя редуктор с возвратным механизмом).

По сути, вся педаль является большим переменным резистором, который посредством платы образует электрический сигнал, передаваемый к компьютеру. А тот уже направляет управляющие сигналы приводу, как сильно нужно открыть заслонку. Для контроля ее позиции используются специальные сенсоры. Они посылают свои данные к ЭБУ.

Каков принцип работы датчика положения дроссельной заслонки? Это потенциометр с общим сопротивлением в 8 кОм. Он располагается на корпусе механизма с заслонкой и фиксирует угол поворота. При ее открытии формируется напряжение постоянного характера разного значения:

  1. Исходное закрытое положение – 0,7 Вольт.
  2. Заслонка открыта полностью – 4 Вольт.

В зависимости от показаний напряжения ЭБУ узнает о степени открытия заслонки и соответствующим образом дает команду, какое количество топлива необходимо в текущий момент времени.

Как проверить и заменить ДПДЗ?

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) ВАЗ входит в состав дроссельного узла двигателя. Поэтому, проверяя ДПДЗ, попутно проверьте РХХ (смотрите статью Как проверить РХХ (Датчик холостого хода)?. т.к. в определённых ситуациях они имеют схожие признаки неисправности:

  • неравномерный холостой ход;
  • нестабильная работа двигателя (двигатель глохнет после сброса газа);
  • отсутствует холостой ход;
  • автомобиль двигается рывками при определённом нажатии на педаль газа;
  • низкая динамика автомобиля (помимо неисправности самого датчика, низкая динамика двигателя может быть результатом многих причин:
  • низкая компрессия в двигателе (Как правильно замерить компрессию двигателя? );
  • износ кулачков Распредвала . или неправильно выставленные метки ремня ГРМ;
  • негерметичны или прогорели клапана головки цилиндров ;
  • неисправна система питания двигателя ;
  • загрязнён воздушный фильтр;
  • подклинивают тормозные цилиндры;
  • пробуксовывает сцепление ;
  • засорен топливный фильтр ;
  • неисправна система выпуска отработавших газов ).

Стоит отметить, что данный датчик отсутствует на новых моделях samara-2 в связи с использованием электронной педали газа.

Как проверить ДПДЗ?

Чтобы проверить датчик положения дроссельной заслонки, нам понадобятся следующие инструменты: мультиметр (омметр, вольтметр), кусочки проводов.

  1. Открыв капот, находим нужный нам датчик (ищем на дроссельном узле рядом с РХХ).
  2. Отсоединяем колодку проводов от датчика.
  3. Берём мультиметр и устанавливаем его в режим вольтметра. Минусовую клемму вольтметра крепим на «массу» (на двигатель). Плюсовую клемму вольтметра подключаем к колодке проводов датчика на вывод «А» (нумерация выводов указана на данной колодке проводов).
  4. Включаем зажигание и проверяем напряжение: вольтметр должен показывать напряжение в районе 5 вольт. Если напряжение не поступает, или оно гораздо ниже 5 вольт, то проблема либо в обрыве цепи, либо в неисправности электронной системе управления двигателем (в мозгах). На если напряжение нормальное, то, соответственно, ДПДЗ неисправен.

Вывод: Если датчик неисправен, то есть два варианта решения проблемы:

  1. Отремонтировать датчик (Как отремонтировать ДПДЗ? ). Чаще всего проще заменить датчик на новый, т.к. причиной поломки чаще всего оказывается обычный износ детали.
  2. Заменить датчик на новый.

Как заменить ДПДЗ?

Для замены датчика положения дроссельной заслонки нам понадобятся:

  1. Отворачиваем 2 винта крепления датчика к дроссельному узлу (см. на картинке).
  2. Снимаем датчик с оси заслонки.
  1. Устанавливаем новый датчик на ось заслонки так, чтобы её выводы были направлены в сторону перегородки моторного отсека.
  2. Проворачиваем датчик относительно оси до совмещения отверстий под крепление.
  3. Заворачиваем датчик.
  4. Регулируем ДПДЗ.
  5. Подсоединяем контакты датчика.
  6. Сбрасываем клеммы аккумулятора на 5 минут.

Как отрегулировать ДПДЗ?

Открываем заслонку, проворачивая сектор привода датчика или тянем за трос акселератора. Если проделать данную операцию не получается, то датчик установлен не правильно. В данном случае нужно снять датчик и переустановить его под углом в 90 градусов относительно оси заслонки.

Что касается ручной регулировки положения заслонки, то датчик не регулируется.

Контролёр автоматически использует низкое напряжение сигнала датчика на холостом ходу в качестве точки отсчёта. Но бывает, что после замены датчика, контролёр использует значения для старого датчика, что способствует открытой дроссельной заслонке на несколько градусов. В данном случае нужно сбросить параметры контролёра либо через бортовой компьютер, либо снять клемму аккумулятора на 5 минут.

Если даже после проделывания данной операции, заслонка открыта на 1%, то датчик забракован, но это можно легко исправить. Читайте статью Как отремонтировать ДПДЗ?

ДПДЗ — что это такое

Датчик положения дроссельной заслонки сигнализирует контроллеру в каком положении находится дроссельная заслонка при нажатии на педаль акселератора.

Данное устройство позволяет контроллеру более точно дозировать и подавать топливную смесь. При неисправности датчика информация передаётся на контроллер в искажённом виде. Это может повлечь сбои в работе двигателя и привести к слишком большому расходу топлива.

Местоположение дроссельной заслонки контроллер регистрирует по изменению напряжения. Сигнал 0.7 В вынуждает контроллера переходить на режим холостого хода. Если напряжение менее 0,7 В, это говорит о том, что заслонка закрыта полностью. А если напряжение около или более 4 В, то заслонка открыта полностью.

Проблема в адаптации заслонки

Адаптация может самопроизвольно сброситься. Это приведет к тому, что:

  • Будет отключаться и включаться аккумулятор.
  • Нестабильная работа в электронном центре автомобиля. Он будет «зависать», показывать неправильную информацию, обозначать много ошибок.
  • Будет выключаться двигатель.

Причинами, которые к этому приводят, могут быть произведенные ранее такие действия:

  • Когда снимался и устанавливался обратно аккумуляторный блок;
  • Происходила перепрошивка электронной системы;
  • Снималась дроссельная заслонка для ремонта или очищения;
  • Происходил демонтаж акселераторной педали;
  • Плохое состояние провода питания;
  • Попадание лишней влаги в фишку.

Если электронная система износилась, показывает некорректные данные, выключается, проблема может заключаться в потенциометре. Он находится в середине дросселя. В его конструкции имеются графитовые ленты, которые требуют замены.

Виды датчиков

На современные модели автомобилей устанавливают потенциометры – контактные ДПДЗ или магниторезистивные датчики. Электронные устройства отличаются стоимостью, сроком службы. По способу установки они бывают встроенными в корпус дроссельной заслонки и отдельно установленными.

Контактный датчик

Внутри корпуса есть несколько резистивных дорожек и подвижный токосъемный элемент − бегунок. Он жестко соединен со штоком дроссельной заслонки, двигается при ее закрытии (открытии). Во время перемещения он касается резистивного слоя и, контактируя, изменяет сопротивление:

  • когда заслонка закрыта, бегунок позиционируется в самом начале дорожки, этой крайней позиции соответствуют минимальные значения сопротивления, напряжения;
  • когда жмут на педаль газа, открывается дроссельная заслонка и ползунок смещается, при этом длина резистивного слоя, включенного в цепь, увеличивается, что приводит к росту сопротивления, напряжения.

На заметку! 

К устройству подсоединены 3 провода. Один подает напряжение на резистивный слой – 5 В, другой идет к заземлению, третий к ползунку.

Бесконтактные ДПДЗ с датчиком Холла

Работа устройства построена на основе магниторезистивного эффекта Холла. Механический контакт между его элементами отсутствует, их два вида:

  • датчик Холла;
  • выполняющие функции бегунка постоянные магниты.

На заметку! 

Бесконтактные ДПДЗ стоят дороже, но и служат дольше.

Магнитные ползунки перемещаются при повороте дроссельной заслонки, магнитное поле во время движения изменяется, датчики мгновенно это фиксируют и передают сигнал на микросхему, та отправляет информацию на ЭБУ. Элементы устройства разделены воздушным зазором, поэтому не испытывают механических воздействий. Место установки платы − корпус дроссельной заслонки.

Индуктивные ДПДЗ

Устройства индуктивного типа без физического контакта элементов вычисляют угол поворота дроссельной заслонки. Схема такого датчика:

  • токопроводящий ротор, присоединенный к оси заслонки;
  • статор – плата с катушками (приемная, передающая), микросхема, отвечающая за передачу данных на контроллер.

Устройства этого типа предназначены для электронных дроссельных заслонок. Их устанавливают на корпус. Величина напряжения на статоре зависит от угла поворота ротора.

Характеристика датчика положения дроссельной заслонки

Предназначение датчика заключается в регулировке объема воздушного потока, который поступает в мотор. Этот воздух используется для образования горючей смеси.

Где расположен датчик в авто?

Чтобы при необходимости выполнить диагностику устройства, автовладельцу надо знать, где находится ДПДЗ. Контроллер устанавливается в моторном отсеке. Его можно увидеть сбоку от дроссельной магистрали на оси самой заслонки.

Расположение контроллера на дросселе

Конструкция устройства

Конструктивно устройство включает в себя следующее:

  1. Корпус контроллера. Этот компонент выполнен из термостойкого стеклопластика. Корпус оснащается двумя фланцами, которые используются для фиксации контроллера к дроссельному узлу.
  2. Соединительное устройство, оснащенное тремя контактами. Этот компонент объединен с корпусом контроллера.
  3. Резистивное устройство, выполненное из керамики.
  4. Токосъемный элемент. Эта составляющая предназначена для обеспечения электрического контакта с резистивной деталью.
  5. Цанговый зажим, оснащается шлицем.
  6. Резиновая прокладка. Используется для монтажа контроллера на ось дроссельного узла.

Назначение датчика положения дроссельной заслонки

Сам контроллер отвечает за корректное выявление положения заслонки на дроссельном узле. Его показания влияют на работу системы подачи топлива. Силовой агрегат в соответствии со значениями устройства выполняет регулировку объема поступаемого бензина при определенном режиме функционирования. ДПДЗ используется для преобразования углового положения заслонки дросселя в напряжение постоянного тока.

Особенности работы устройства:

  1. Данные, которые передает контроллер, позволяют вычислить величину открытия заслонки. Поступающая на управляющий модуль информация обеспечивает расчет основных параметров управления силовым агрегатом. Причем данные определяются с учетом типа езды машины.
  2. Само по себе устройство представляет потенциометр, оснащенный токосъемником. Последний используется для перемещения по установленному радиусу сектора, составляющего от 0 до 80 градусов. Ось данного конструктивного элемента при монтаже прибора должна быть связана с приводом дроссельного узла.
  3. Параметр выходного сопротивления потенциометра может меняться с учетом нажатия на педаль газа. В зависимости от ее положения изменяется и степень открытия заслонки узла.
  4. Питание контроллера производится посредством подачи стабилизированного напряжения. Величина исходит от управляющего модуля и должна составлять в районе 5 вольт. Допускается отклонение в размере 0,1 В в большую или меньшую сторону.

Схематический принцип действия контроллера

Технические параметры устройства

Основные технические свойства контроллеров ДПДЗ:

  1. Напряжение для питания устройства подается на два вывода — 1 и 2.
  2. Величина сопротивления, которое образуется между выводами 1 и 2, составляет от 1,8 до 2 кОм.
  3. Параметр открытия полностью закрытой заслонки узла — от 0 до 2%.
  4. Величина напряжения, которое подается на выходы под номерами 3 и 2 при закрытой заслонке составляет от 0,25 до 0,65 вольт.
  5. Величина открытия заслонки узла составляет более 90 градусов.
  6. Параметр напряжения, которое подается на 3 и 2 вывода при полном дросселе, составляет от 3,9 до 4,7 вольт.
  7. Число полных циклов активации устройства при его работе — не меньше одного миллиона.
  8. Градуировочное свойство зависимости параметра напряжения на выходе от угла поворота обладает линейным характером. Оно измеряется в диапазоне от 0 до 100 градусов. Напряжение составляет от 0,25 до 4,8 вольт. Значение наклона характеристики варьируется в районе 48 мВ.
  9. Параметр рабочей зоны контроллера находится в линейной области характеристики в диапазоне от 10 до 90 градусов. Это соответствует величине открытия заслонки узла на угол от 0 до 100 градусов. Значение наклона варьируется в районе 39 мВ.

Разновидности

Существует два основных вида устройств:

  1. Датчики пленочно-резистивные. Такой тип контроллеров обычно ставится штатно при производстве авто. Срок эксплуатации пленочно-резистивных устройств в среднем составляет примерно 55 тыс. км. Но по факту они выходят из строя чаще.
  2. Бесконтактный тип устройств. Такие ДПДЗ функционируют на основе магнитно-резистивного явления, используется эффект Холла. Цена бесконтактных датчиков выше, но срок эксплуатации огромный. Эти приборы более надежные, поэтому редко выходят из строя.

Андрей Серомолотов показал, как с бесконтактным ДПДЗ работает машинный двигатель.

НАЗНАЧЕНИЕ ДАТЧИКА ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ И ПРИНЦИП ЕГО ДЕЙСТВИЯ

Инжекторные двигатели потребовали установки большого количества автоматических приборов регулирующих и контролирующих деятельность всех систем силовой установки. Изменился принцип привода одного из основных механизмов регулирующих подачу топлива в двигатель — дроссельной заслонки. Привод стал электрическим, с электронным управлением.

Его отличие от механического заключается в следующем:

  • отсутствует механическая связь между педалью газа и самой дроссельной заслонкой;
  • холостой ход регулируется перемещением этой самой заслонки.

Поскольку жесткой связи между педалью и заслонкой не стало все управление осуществляется за счет работы электронных систем. В этой схеме, наряду с управляющим блоком важную роль играет датчик дроссельной заслонки.

Сам прибор установлен на одной оси с дроссельной заслонкой. Работает он как потенциометр:

  • на один выход датчика идет электросигнал напряжением 5 В, противоположный подключен на «массу». По третьему каналу, от подвижного контакта, выдается электросигнал к контроллеру. При повороте заслонки меняется напряжение идущее от ползунка токосьемника на выход;
  • когда зажигание выключено, можно замерить напряжение подающееся на ДПДЗ с помощью измерительного прибора. Для этого надо иглы щупа установить на входной контакт и на массу. Если дроссельная заслонка закрыта, то тестер должен показать не больше 0,7 В и не меньше 0,5 В. Когда двигатель запущен, в процесс открытия заслонки напряжение должно расти и при ее максимально открытом положении показать 4 В (+0,3);
  • при изменении угла открытия заслонки дросселя меняется напряжение идущее на контроллер от ползунка ДПДЗ и он регулирует подачу топлива;
  • ДПДЗ связан с работой прибора регулирующего холостой ход (РХХ). При запуске, если заслонка в закрытом положении, то, когда контроллер получит такой сигнал от датчика, он подключает РХХ и в двигатель идет дополнительный воздух, обходя закрытую заслонки.

Расположение ДПДЗ на ВАЗ 2114

Контролировать работоспособность ДПДЗ надо путем замера сопротивления, применяя омметр. Для этого прибор соединяется с входным и выходным контактом датчика. При нажатии педали газа должно происходить плавное изменение сопротивления, если же прибор показывает нуль или сопротивление уходит в бесконечность, это говорит о неисправности ДПДЗ на ВАЗ 2114.

Состояние регулятора: проверка на ВАЗ-2110

Итак, как же проверить датчик дроссельной заслонки? Процесс этот необходимый, так как он дает возможность понять, на самом ли деле неисправность по его причине или проблема в отказе других деталей вашей «десятки».

Порой автовладельцы-новички делают скоропалительные выводы, отталкиваясь от первичных признаков повреждений. Это тянет за собой лишние траты денег и время на ремонт.

Чтобы проверить текущее положение ДПДЗ, понадобится выполнить следующее:

  • произвести замер показателей напряжения на выходе ползунка, при этом включив зажигание, стоит разомкнуть контакты холостого хода;
  • во время проверки показало напряжение свыше 0,7 В – значит, контроллер неисправен;
  • открыть дроссельную заслонку целиком (в нормальном положении значения напряжения составляют максимум 4 В);
  • произвести замер переменного резистора на сопротивление;
  • подключить омметр/мультиметр на питание и выход;
  • не спеша поворачивать заслонку;
  • отслеживать показания на устройстве;
  • если сопротивление меняется плавно по мере открывания заслонки, значит, прибор функционирует исправно.

В том случае, когда вами в ходе проверки замечено, что сам ДПДЗ поврежден, его понадобится заменить. Ремонт здесь не поможет. Важным моментом является подбор данного элемента. В 2110-й модели ВАЗ устанавливают 2 аналога ДПДЗ:

  1. Пленочно-резистивный. Данный вид оборудован заводом-изготовителем; датчик рассчитан на 55 тыс. км пробега.
  2. Бесконтактный. Здесь применяется датчик Холла. У подобного устройства нет ограничений касательно срока эксплуатирования. Стоимость такого датчика дороже.

Резистивный слой, где перемещается ползунок, при воздействии силы трения со временем стирается. По этой причине регулятор выдает неверные данные, меняются свойства подаваемой смеси, снижается деятельность двигателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector