Индикация температуры двигателя: на заметку владельцам «девяток»

Как сбалансировать крыльчатку

Есть два варианта балансировки:

  • Первый – на лопасть вентилятора закрутить тоненькую проволочку. Посмотреть, с какой стороны дисбаланс проявляется сильнее. Плавным движением попытаться выровнять крыльчатку, пока посторонние звуки не исчезнут.
  • Второй – в отверстие вставить ось, диаметр которой сходен с диаметром отверстия. Установить крыльчатку на две опоры, расположенные в горизонтальном положении. Если существует дисбаланс, то избавиться от него можно, обточив более тяжелую лопасть, либо приклеив небольшой грузик к лопасти с меньшей массой.

Можно поменять четырех-лопастную крыльчатку (это стандартная деталь) на восьми-лопастную.

В продаже можно встретить как отдельные крыльчатки, так и в комплекте с мотором. Вторые, естественно, стоят гораздо дороже. Поэтому не стоит выбирать второй вариант, если мотор исправен (обычно его нужно просто смазать, чтобы он стал лучше работать). Не стоит приобретать самые дешевые крыльчатки. Обычно они имеют небольшие дефекты.

Описание ДТОЖ и ДВВ

Где находится и включения вентилятора в 2109 с двигателем инжектор или карбюратор, что делать, если устройство не работает? Для начала разберем основные вопросы касательно предназначения, устройства и принципа действия.

Предназначение и функции

Основное назначение ДВВ заключается в активации и деактивации вентилирующего устройства на радиаторе двигателя с целью охлаждения силового агрегата. Устройство включает и отключает вентилятор в учетом температуры жидкости в охладительной системе. На инжекторных машинах это ДТОЖ, включение и выключение вентилятора контролирует мозг по показаниям этого датчика.

Что касается контроллера ТОЖ в ВАЗ 21093, то этот девайс предназначается для выведения показаний о температуре антифриза на приборной панели автомобиля в салоне. С его помощью водитель может узнать о возможном перегреве силового агрегата.

Место расположения

Что касается расположения, то в моделях 2108, 2109 и 21099 ДТОЖ располагается между головкой блока цилиндров мотора и термостатом, в частности, на впускном шланге. ДВВ устанавливается в резьбовое отверстие расширительного бачка с охлаждающей жидкостью. Если смотреть по ходу движения авто, то емкость с хладагентом устанавливается справа.

Принцип работы

Для начала рассмотрим принцип действия контроллера температуры антифриза. Этот девайс являет собой термистор-резистор, работающий с отрицательным коэффициентом. Величина сопротивления в данном случае может быть измерена в результате снижения или роста температурного диапазона. Когда происходит нагрев двигателя автомобиля, сопротивление на устройстве уменьшается, а когда силовой агрегат остывает, то эта величина увеличивается. К примеру, когда двигатель полностью прогрет, значение сопротивления на девайсе составляет 180 Ом, а при низких отрицательных температурах (-40 градусов) этот показатель увеличится до 100700 Ом.

Когда водитель активирует зажигание, повернув ключ в замке, управляющий модуль (ЭБУ) начинает подавать напряжение на контроллер с помощью резистора. Сам ДТОЖ, как сказано выше, это термистор, соответственно, поступающее напряжение поменяется в соответствии с температурой жидкости. Когда данная величина снижается, управляющий модуль анализирует это, в соответствии с чем определяется нужный объем топлива для впрыска в цилиндры. При прогреве автомобильного мотора объем топлива, использующегося для впрыска, будет падать.

Что касается ДВВ, то он устанавливается в разрыв отрицательного кабеля, который подключен к реле активации вентилирующего устройства в блоке предохранителей. Когда температурное значение увеличивается до 99 градусов, на контактах контроллера происходит замыкание благодаря биметаллической пластине. В итоге ток через девайс поступает на реле, расположенное в блоке, откуда он подается на электрический двигатель устройства на вентиляторе, в конечном итоге происходит активация последнего (автор видео — канал AndRamons).

В «Девятках», выпущенных после 1998 года и оборудованных предохранительными блоками от ВАЗ 2114, реле на данном участке цепи отсутствует. Поэтому сам регулятор также монтируется в разрыв минусового кабеля, но только того, который подключается напрямую к вентилятору. Замыкание в этом случае происходит при аналогичной температуре. Если же антифриз охлаждается, то пластина размыкает контакты, в результате чего электрический двигатель отключается.

Модернизация

Если вы хотите усовершенствовать работу своего вентилятора радиатора на ВАЗ 2109, предлагаем соответствующую инструкцию.

Для модернизации вам потребуется установить второй датчик и несколько переделать систему.

  1. Штатный датчик включения будет отвечать за работу вента на максимальной скорости.
  2. Дополнительный датчик будет включать пониженную скорость. Его устанавливают в верхней части охладительной системы.

Теперь конкретнее о том, как все это организовать.

  1. Возьмите термодатчик, температура срабатывания которого аналогична штатному регулятору.
  2. Установите его в верхнем патрубке, подходящем к радиатору.
  3. Чтобы монтировать элемент, потребуется пара шайб и гайка. Обязательно смажьте шайбу герметиком, чтобы через отверстие установки не возникали утечки.
  4. Купите резистор для установки на вентиляторе печки. Он имеет несколько выводов, потому при желании можно сделать несколько скоростей работы.
  5. Необходимо сделать дополнительную цепь управления. Через нее на обмотку мотора будет подаваться меньшее напряжение.
  6. За включение отвечает термодатчик, расположенный в верхней части охладительной системы.
  7. Управление лучше делать не на плюсе, а по массе.
  8. Работать система будет через кнопку в салоне. Слева от торпедо имеется решетка с двумя заглушками. Вырежьте одну из них и установите туда выключать на два режима. Можно взять регулятор включения печки от ВАЗ 2107.
  9. В первом положении будет включаться низкая частота, а во втором — максимальные обороты.
  10. Один общий провод подается к минусу.

Такая модернизация не предусмотрена конструкцией ВАЗ 2109. Это уже доработки автолюбителей. Потому установка второго датчика — сугубо под вашу личную ответственность.

Вентилятор — важный компонент системы охлаждения инжекторных и карбюраторных двигателей ВАЗ 2109. При желании и наличии времени, его замену или ремонт вполне можно выполнить своими руками.

Как самостоятельно заменить

Подготовительный этап:

  • Рожковой ключ на «19»;
  • Ветошь;
  • Дополнительное освещение по мере необходимости;
  • Новый «измерительный прибор».

Алгоритм замены:

  • Устанавливаем ВАЗ 2114 в периметр ремонтной зоны;
  • Глушим двигатель, открываем капот;
  • Обеспечиваем первоочередные меры по безопасности: блокируем задний ряд колес противооткатными башмаками, выжимаем стояночный тормоз;
  • Снимаем клеммы с ДТОЖ, ключом отвинчиваем датчик;
  • Заменяем прибор новым, завинчиваем, надеваем силовые клеммы вновь.

Проворачиваем ключ в замке зажигания, активируем его, проверяем функциональность оборудования. Доливаем недостающее количество антифриза по мере необходимости.

Датчик температуры охлаждающей жидкости автомобилей ВАЗ 2109 и 21099

Место расположения датчика ОЖ в ВАЗ 2109

Для начала желательно знать, где находится датчик температуры двигателя. На моделях 2108, 21099 и ВАЗ 2109 датчик температуры охлаждающей жидкости устанавливается между ГБЦ и термостатом, в выпускной патрубок.

Устройство и принцип действия

Сам регулятор температуры двигателя представляет собой устройство термистора-резистора, характеризующееся отрицательным коэффициентом температуры. Сам параметр сопротивления может быть замерен только при снижении либо увеличении температурного режима.

Когда силовой агрегат нагревается в результате работы, показатель сопротивления снижается, если мотор остывает, этот параметр увеличивается. Например, при рабочей температуре мотора на ВАЗ 2109 сопротивление равно 180 Омам, а если на улице будет мороз в 40 градусов, то сопротивление будет равно 100700 Омам. На одной стороне ДТОЖ ВАЗ 2109 инжектор расположены два контакта, а на другой — чувствительный компонент, который находится непосредственно в потоке расходного материала.

Что касается принципа действия, то когда водитель включает зажигание, блок управления передает напряжение на регулятор посредством резистора. Поскольку сам ДТОЖ является термистором, подаваемое с блока управления напряжение изменяется сразу с учетом температуры расходного материала. При снижении параметра блок анализирует температуру и в соответствии с этими данными определяет необходимый объем бензина для впрыска. В ходе прогревания силового агрегата объем бензина, который передается на цилиндры, будет снижаться.

Два датчика температуры антифриза для ВАЗ

Кроме пуска по показаниям регулятора ЭБУ осуществляет корректировку работы силового агрегата на холостых оборотах. В итоге он самостоятельно принимает решение по обогащению горючей смеси при высоких и средних нагрузках на ДВС. Этот показатель может быть изменен в зависимости от угла опережения зажигания.

На карбюраторной машине датчиков температуры два. Один включает вентилятор, другой — отвечает за индикацию температуры на приборной панели.

Возможные неисправности

Есть несколько причин, по которым регулятор на ВАЗ 21099 отказывается работать.

Итак, почему ДТОЖ не работает:

  1. Внутри конструкции устройства расположен электрический контакт. Со временем этот контакт может попросту оборваться либо на нем могут образоваться трещины. В том случае, если внутри конструкции произойдет обрыв, это может стать причиной полного выхода из строя. То есть ДТОЖ просто сгорит. Если же на контакте имеются трещины, ДТОЖ, в принципе, может работать, однако в результате отсутствия нормального контакта регулятор будет передавать некорректные данные о антифризе.
  2. Плохая изоляция устройства. В том случае, если изоляция будет нарушенной, в работе девайса могут происходить замыкания. Соответственно, в конечном итоге эти замыкания могут привести к тому, что ДТОЖ, опять же, сгорит и его придется менять.
  3. Рядом с регулятором произошел обрыв проводов. В результате обрыва регулятор не сможет активировать вентилятор, предназначенный для охлаждения силового агрегата. Соответственно, это приведет к тому, что двигатель перегреется и может даже закипеть (автор видео — Техник-механик).

Как же автовладельцу понять, что ДТОЖ вышел из строя и его пора заменить?

Для этого достаточно знать об основных признаках неполадок, о которых мы расскажем ниже:

  1. Вентилятор, предназначенный для охлаждения двигателя, может включаться произвольно в любое время. В частности, водителя должно насторожить, что вентилятор включается тогда, когда мотор полностью не прогрет. Помните о том, что вентилятор всегда должен функционировать при перегретом ДВС.
  2. У водителя возникают сложности в запуске прогретого ДВС. Охладительная система должна автоматически производить регулировку температуры, но в результате того, что устройство является неисправным, она не может получить правильный сигнал.
  3. Если внимательно проследить за работой авто, то можно заметить, что увеличился расход бензина. Увеличение расхода обусловлено тем, что при машина попросту перегружается, когда ездит на горячем ДВС.
  4. Если устройство полностью вышло из строя, на приборной панели датчик будет демонстрировать неверный сигнал о температуре. Чтобы прогреть мотор, достаточно десяти минут езды. Если по истечению 10 минут температура не поднялась до оптимальной или при запуске ДВС на приборной панели показан его перегрев, это говорит о неисправности.

Неисправности ДТОЖ и их признаки

Принято считать, что ДТОЖ достаточно надёжен из-за своей нехитрой конструкции. Однако рано или поздно практически каждый агрегат автомобиля подвергается износу. В случает с ДТОЖ имеет место быть нарушение градуировки. Такое нарушение приводит к незапланированному изменению сопротивления и некорректной работе ЭБУ.

Самым явным признаком выхода из строя ДТОЖ является отсутствие включения в работу вентилятора во время того, как температура повышается выше установленных значений.

Этот показатель не считается достоверным, если в автомобиле присутствуют одновременно основной и дополнительный датчики. В этом случае на неисправность точнее укажет окисление проводки или выход из строя дополнительного датчика. Основные признаки неисправности ДТОЖ следующие:

  • падение оборотов двигателя или самопроизвольная его остановка на холостом ходу;
  • более длительное время прогрева автомобиля;
  • учащённый выход двигателя за рамки оптимального температурного режима во время работы;
  • увеличенный расход топлива;
  • снижение контроля над автомобилем у водителя;
  • дым из выхлопной трубы приобретает чёрный оттенок;
  • нарушение стабильности работы двигателя.

Кроме этого иногда возможны детонационные постукивания в двигателе. На некоторых старых моделях автомобилей есть специальный контроллер. Когда стрелка этого контроллера выходит за пределы критической зоны, автомобиль необходимо немедленно остановить. В этом случае порой тоже имеет место неисправность ДТОЖ. А в более современных моделях о перегреве двигателя водителей уведомляет бортовой компьютер. Но такое сообщение не всегда указывает на неисправность именно датчика. Часто это происходит из-за обрыва проводки и её окисления.

Подробно рассмотрим принцип работы и разновидности контроллеров.

Магнитные

Такие контроллеры состоят из катушек, расположенных по сторонам стального якоря. К последнему подсоединена стрелка контроллера, расположенного на щитке приборов в салоне. Первая катушка подключается к бортовой сети автомобиля, а вторая — к кабелю с меняющимся сопротивлением. Этот параметр изменяется в соответствии с температурными значениями в двигателе. Напряжение, проходя через катушки, создает магнитное поле, которое управляет якорем. Параметр смещения элемента определяется разницей полей, зависящей от значения тока.

Пользователь Иримия Евгений на своем видео показал, как нестабильно работает ДТОЖ.

Биметаллические

Принцип действия биметаллических контроллеров основан на расширении элементов в ходе нагрева. Устройство оборудовано стержнем, который меняет размер в ходе увеличения температурного режима ДВС. Полосы в катушке осуществляют вращение стрелки на контрольном щитке в салоне авто в соответствии с величиной тока.

В современных датчиках температуры антифриза могут использоваться два типа сенсоров:

  • полупроводниковые;
  • биметаллические.

Вторые сегодня практически не используются. Полоса в таких контроллерах перемещается к катушке и открывает контакты, способствуя изменению величины тока, поступающего на приборную панель. А полупроводники применяются повсеместно. Блок управления подает сигнал на термистор устройства с отрицательным коэффициентом через резистивный элемент, обладающий постоянным сопротивлением. Когда температура увеличивается, сопротивление в этой схеме падает. Соответственно, снижается и уровень напряжения. Управляющий модуль определяет снижение этого параметра и определяет температуру расходного материала, выводя ее на контрольный щиток с индикатором.

Капиллярные

Считается самым старым и неактуальным для применения сегодня типом датчика. Стрелка на устройстве напрямую связана с девайсом. Контроллер выполнен в корпусе в виде емкости с расходным материалом, обладающей пониженной температурой кипения. Резервуар соединяется со стрелкой, а также стальной трубкой. При прогреве силового агрегата хладагент в емкости начинает кипеть и испаряться, в результате чего повышается давление в колбе. Этот параметр поступает на указатель, где расположена трубка Бурдона. Этот элемент начинает распрямляться в результате воздействия давления и перемещает стрелку на контрольном щитке.

Этот тип контроллеров почти не используется по нескольким причинам:

  • сам измерительный элемент пролегает через весь моторный отсек, с одной стороны соединяясь с трубкой, а с другой — с контрольным щитком;
  • капиллярная трубка довольно тонкая, в ходе эксплуатации она быстро повреждается.

Возможные неисправности датчика

Ваз 2109 охлаждающая жидкость

Датчик температуры, как правило, устанавливается между головкой блока цилиндров и термостатом. Он имеет два контакта. Каждый из них выполняет свою определенную функцию. Так, первый нужен для дачи показаний блока управления. С помощью второго включается вентилятор.

Примечание: рядом с ним располагается одноконтактный датчик, который обычно путают со вторым.

Основным назначение датчика является охлаждение жидкости, так как чем она холоднее, тем богаче топливная смесь. Однако в некоторых случаях датчик плохо функционирует. Рассмотрим возможные неполадки:

  • ​ Электрический контакт, расположенный внутри датчика порван, либо на нем есть небольшая трещинка. В первом случае – датчик полностью перегорает. Во втором – он продолжает работать, но из-за слабого контакта он дает неправильные или неточные данные.
  • ​ Нарушение изоляции. Если проводки плохо заизолированы, то это может привести к небольшому замыканию, и как следствие – датчик сгорает.
  • ​ Обрыв проводов рядом с датчиком. В результате этого датчик теряет возможность воздействовать на вентилятор. Поэтому второй не включается, когда ему нужно. В итоге – перегрев автомобиля.

При этом, машина может некоторое время работать и без датчика. Не получив ответа от него, компьютер автоматически впрыскивает жидкость с нулевой температурой в систему. В летнее время будет слабо заметен отказ работы датчика. Однако зимой эта проблема очень даже ощутима – в мороз запуск будет очень затруднен.

Признаки неисправностей

Ваз 2109 охлаждающая система

О том, что нужен новый датчик, «говорят» такие признаки:

  • ​ Вентилятор охлаждения может включиться в любое время, даже если двигатель не перегрет. Хотя он должен работать только в том случае, когда это нужно, то есть при перегретом моторе.
  • ​ Сложно завести машину, когда мотор горячий. Система охлаждения должна регулировать температуру, однако из-за неисправного датчика она не получает сигнала замены.
  • ​ Машина тратит намного больше топлива, чем это было раньше. Просто она перегружается, продолжая ездить с горячим мотором. Собственно, для этого она и тратит лишний бензин.

Замена датчика

Ваз 2109 охлаждение

ДТОЖ есть на каждом автомобиле. Как правило, его замена осуществляется на всех машинах по одному и тому же принципу. Чтобы заменить его на «девятке», следует:

​ Проверить предохранители. Возможно, они неисправны. Как правило, если предохранители перегорели, то и датчик нормально функционировать не сможет.

Примечание: любые работы по ремонту машины можно проводить только после того, как она полностью остынет.

  • ​ Отсоединить провод от ДТОЖ. Сделать это следует только в том случае, если во время включения зажигания, температурная стрелка быстро поднимается вверх (зачастую она доходит до максимального возможного значения). Если во время его отсоединения никаких изменений со стрелкой не произошло, значит проблема не в датчике, а в проводе.
  • ​ В то же время, если во время зажигания данная стрелка опускается, значит датчик вышел из строя, поэтому его срочно нужно менять.
  • ​ Доступ к датчику свободный, то есть добраться до него можно легко и быстро, сняв при этом минимум деталей мотора.
  • ​ Слить антифриз, так как он может менять в процессе работ.

Примечание: при этом лучше использовать прозрачный резиновый шланг, чтобы видеть, как быстро вытекает жидкость. Используя другой шланг, часть жидкости может остаться в системе.

  • ​ Отсоединить разъем проводки от датчика.
  • ​ Используя торцовую головку, вывернуть датчик, чтобы его можно было легко снять.
  • ​ Снять датчик.
  • ​ Тщательно прочистить место, где он находился от пыли и грязи.

Примечание: для этого нужно использовать любую тряпку, главное, чтобы она не оставляла ниточек.

  • ​ Протереть обезжиривателем.
  • ​ Вставить новый датчик (нельзя уплотнять его герметиком, ведь из-за этого он может хуже работать).
  • ​ Присоединить снятый провод (если он перегорел, заменить его).

Ваз 2109 охлаждение

  • ​ Залить антифриз на место (желательно использовать новый антифриз). Одновременно будет осуществлена и замена охлаждающей жидкости.
  • ​ Запустить двигатель и проверить, как работает новый датчик.

Заменить датчик температуры можно своими руками. Примерная цена на ремонт в автосервисе является намного выше той, которую пришлось бы заплатить, выполняя ремонт самостоятельно. Но без необходимых знаний лучше не соваться к своей любимой девятке. Поэтому прежде чем приступать к замене, стоит пересмотреть фото и видео на эту тему. Инструкция также не будет лишней.

Датчик

Не спешите сразу менять вентилятор. Не редко проблема заключалась в датчике, реле, предохранителях или просто в нарушенной проводке. Первым делом проверим датчик, а также расскажем об особенностях его замены.

Признаками неисправного датчика может выступать отказ от включения при высокой температуре ОЖ или его включение на холодном двигателе.

Датчик включения вентилятора располагается в нижней части радиатора. От него отходит пара проводов.

Искомое устройство

Точная проверка

Дабы не торопиться с выводами, специалисты сначала советуют проверить датчик на предмет работоспособности.

  1. Если вентилятор не хочет включаться по стандартной схеме, попробуйте замкнуть между собой провода, которые идут на датчик. Если вентилятор заработал, а датчик горячий, проблема кроется в нем. При горячем радиаторе во время проверки корпус датчика может оказаться теплым. Это говорит о том, что следует проверить состояние термостата и уровень ОЖ в бачке. Возможно, придется поменять и долить соответственно.
  2. Если после замыкания проводов вент не включается, звука сработавшего реле не наблюдается, проверьте состояние реле и предохранителя. Он под номером 4 в монтажном блоке.
  3. Замкнув провода, вентилятор не запустился, но сработало реле. Тут следует проверить предохранитель под номером 8.
  4. При произвольном запуске вента на холодном двигателе он долгое время не выключается, попробуйте отключить от датчика один проводок. Если вентилятор остановился, контакты датчика залипли. Если же вент продолжает крутить, залипание произошло на контактах управляющего реле.

Статья в тему: Как подключить противотуманки на ВАЗ 2110 своими руками (почему могут не гореть)

Обнаружив, что регулятор вышел из строя, не остается ничего другого, кроме как поменять датчик активации вентилятора радиатора.

Замена датчика

Поменять датчик достаточно просто:

  • Выключите зажигание;
  • Слейте жидкость охлаждения из расширительного бачка;
  • От клеммной колодки датчика отключите пару проводов;
  • Гаечным ключом на 30 выкрутите регулятор со своего посадочного места. Прикладывать большое усилие не стоит, рискуете нарушить посадочное гнездо;
  • Следуя в обратной последовательности, поставьте новый датчик.

Отключение датчика

Можно поменять датчик без слива жидкости охлаждения. Для этого нужно быстро выкрутить старый регулятор и на его место вкрутить новый. Небольшая часть ОЖ выльется, но зато не придется долго ее сливать, а затем заливать обратно.

Ваз 2109 — поиск неисправностей комбинации приборов

Комбинация приборов, установленная на автомобиле ваз 2109 представляет из себя панель, встроенную в торпеду со стороны водителя и включает в себя комплекс различных приборов необходимых для контроля текущего состояния автомобиля. Сюда входят приборы контроля давления масла, оборотов двигателя, скорости движения, а так же ряд контрольных лампочек, сигнализирующих о работе или неисправности тех или иных систем автомобиля.

В рамках данной статьи рассмотрим популярные неисправности и способы их устранения.

Не работает указатель температуры и уровня топлива.

В большинстве случае причиной этому могут послужить либо неисправность самих приборов, их датчиков, либо обрыв в цепи их питания. Следовательно для устранения дефекта, в первую очередь стоит прозвонить цепь, проверить предохранители. Затем проверяем работоспособность датчиков контроля температуры и уровня топлива. И только потом, если приведенные выше причины не выявлены, произведите замену самих приборов.

Топливный бак полный, а стрелка возвращается к началу шкалы.

В случае если производились какие-либо манипуляции с датчиком уровня топлива, необходимо проверить не был ли сбит ограничитель поплавка или неправильно установлен/отрегулирован и как следствие кончается обмотка резистора. Для устранения данной проблемы, произведите снятие датчика, после чего проведите повторную регулировку ограничителя.

Стрелка уровня топлива постоянно скачет и часто падает к о.

В большинстве случаев проблема заключается в слабом касание резистора о токосъемник. Либо произошел полный обрыв в резисторе. Для устранения проблемы замените датчик уровня топлива.

Постоянно горит лампа уровня топлива.

Произошло замыкание питающего провода датчика на массу. Либо замыкание гибкой шины датчика с трубой забора топлива. Требуется разборка с целью выпрямления шины и устранения замыкания.

На панели приборов не работают контрольные лампы.

Возможно они перегорели или ослабло их крепление в своих посадочных гнездах. Замените лампы или подожмите контакты, так же возможно их окисление и их необходимо зачистить. Обрыв в проводах или окисление их наконечников. Прозвоните тестером проводку и если необходимо зачистите контакты.

Не работает спидометр, шум гибкого вала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector