Сколько необходимо заливать дистиллированной воды в аккумулятор для его надежной работы?
Содержание:
- Процесс:
- Инструкция по приготовлению
- В каких случаях доливать электролит в аккумулятор?
- Виды, состав и особенности
- Признаки окончательной поломки: когда электролит уже не поможет?
- Какая кислота в аккумуляторе автомобиля?
- Вода внутри АКБ
- Применение серной кислоты и ее сорта
- Кислота серная аккумуляторная
- Техника безопасности и защитные спецсредства
- Что доливать в аккумулятор воду или электролит?
- Как добавить дистиллированную воду в АКБ?
- Требования к плотности и компонентам
- Какая кислота используется в автомобильных аккумуляторах
Процесс:
1. Возьмите емкость, устойчивую к действию серной кислоты, залейте туда дистиллированную воду. 2. Затем в заполненную дистиллированной водой емкость, маленькими порциями влейте серную кислоту, помешивая эбонитовой палочкой. 3. Ни в коем случае не вливайте воду в серную кислоту, т.к. электролит будет разбрызгиваться с выделение большого количества тепла и в результате чего вы можете получить серьезные ожоги. 4. Электролит готовится исходя из климатических условий местности. Для районов с умеренным климатом плотность электролиты должна быть — 1,28 г/см, т.е. для его изготовления вам нужно смешать компоненты в пропорции 0,36 л серной кислоты на 1 л дистиллированной воды. 5. В теплых районах плотность электролита должна составлять 1,26 г/см, для подготовки берут 0,33 л серной кислоты и 1 литр дистиллированной воды. 6. Готовый электролит оставьте на 15–20 часов в закрытой емкости для его остывания, и чтобы произошло выпадение осадка на дно емкости.
Инструкция по приготовлению
После подготовки материалов и защитной экипировки можно приступить к смешиванию компонентов. Процедура приготовления сернокислотного или щелочного электролита не отличается сложностью. Полученные реагенты не рекомендуется хранить в домашних условиях: жидкость заливается в банки аккумулятора, который необходимо зарядить. Хранение батареи в разряженном состоянии не допускается, поскольку происходит разрушение электродов и деградация активной массы.
Кислотный состав
Работы выполняются в проветриваемом помещении при температуре воздуха не более 25°С. Перед смешиванием компонентов следует выяснить объем жидкости, необходимый для заправки аккумулятора. Автомобильные батареи емкостью 50-60 А*ч имеют корпусы, вмещающие до 3,7 л электролита. Рекомендуется изготовить немного больше рабочей жидкости (на 200-300 мл). Также необходимо определиться с плотностью электролита, зависящей от климатической зоны. Чем ниже температура окружающей среды, тем выше должна быть стартовая плотность электролита.
Например, для регионов Крайнего Севера с минимальной температурой зимой до -50°С рекомендуется заливать жидкость плотностью 1,27 г/см³ (после зарядки параметр возрастает до 1,29 г/см³). В средней полосе применяется раствор плотностью 1,28 г/см³. Для получения электролита необходимо взять 1 л дистиллированной воды и 360 мл серной кислоты.
Для получения раствора, рассчитанного на эксплуатацию в южных регионах, требуется 330 мл кислоты (расчетная плотность – 1,24 г/см³).
Краткий алгоритм приготовления раствора:
- Налить в емкость дистиллированную воду.
- Влить тонкой струйкой необходимый объем серной кислоты, одновременно размешивая раствор стеклянной палочкой. Ускоренное смешивание компонентов запрещается.
- Произвести предварительный замер плотности, а затем выдержать жидкость на протяжении 10-12 часов для полноценного перемешивания компонентов.
- Повторно измерить плотность ареометром. Если параметр отличается от требуемого значения в меньшую сторону, то в смесь вводится дополнительная кислота. При повышенной плотности электролит необходимо разбавить дистиллированной водой.
- Залить раствор в банки аккумулятора, который предварительно очищается от отработавшей жидкости. После проведения зарядки необходим контрольный замер плотности, при этом значение корректируется введением дополнительной серной кислоты или доливкой дистиллированной воды. Следует помнить, что замер плотности будет корректным только при полностью заряженной батарее.
На щелочной основе
При приготовлении щелочного раствора необходимо учитывать агрегатное состояние щелочи, которая поставляется в виде гранул или в жидком состоянии (в смеси с водой). Твердый материал засыпается в воду (дистиллированную) и растворяется размешиванием смеси стеклянной палочкой. Соотношение компонентов раствора указывается на заводской этикетке, наклеенной на боковой части источника питания.
Плотность раствора зависит от климатической зоны, чем ниже температура окружающей среды, тем большую плотность должен иметь электролит. Например, при температуре до -19°С используется электролит плотностью до 1,21 г/см³, для улучшения характеристик практикуется введение 20 г на литр едкого лития.
Аналогичный по составу раствор используется в аккумуляторах, работающих в условиях повышенных температур. При использовании батареи при температуре от -40°С плотность необходимо довести до 1,28 г/см³.
Распространенные пропорции сухой щелочи и воды:
- для формирования раствора плотностью от 1,17 до 1,19 г/см³ необходимо ввести 1/5 сухого компонента в 4/5 воды;
- при внесении 1/3 щелочи в 2/3 воды плотность смеси повышается до 1,19-1,21 г/см³;
- для получения раствора с минимальной температурой застывания необходимо смешать сухую щелочь и воду в равных пропорциях (плотность до 1,27 г/см³).
Полученный реагент необходимо выдержать в помещении на протяжении 6 часов, емкость закрывается герметичной крышкой. При контакте с воздухом происходит деградация электролита, ухудшающая электрохимические свойства раствора. Часть щелочи выпадает в осадок, для заливки в банки батареи используется осветленная фракция (находится в верхней части резервуара) без примесей. Попадание твердых частиц в полость банок вызывает замыкание отрицательных и положительных электродов, приводящее к ускоренному саморазряду источника постоянного тока.
В каких случаях доливать электролит в аккумулятор?
При проведении восстановительных мероприятий важно не нанести дополнительный вред аккумулятору. Ошибочная доливка электролита или воды может дополнительно нарушить электрохимический баланс и окончательно выведет из стоя элемент питания
Например, при сульфатации пластин происходит расход кислоты из раствора; для восполнения объема требуется заправка чистого электролита. При естественном испарении воды в банки необходимо заливать дистиллят, поскольку введение дополнительной серной кислоты вызовет ускоренную сульфатацию.
Необходимость пополнения запаса жидкости в аккумуляторе определяется по результатам замера уровня. Доливка чистого электролита возможна, если владелец точно знает объем утраченного вещества. В противном случае необходимо провести замер плотности раствора, что позволяет поддерживать оптимальную концентрацию серной кислоты.
Виды, состав и особенности
На данный момент различают три вида электролитов для аккумуляторов, для щелочных аккумуляторов — щелочной, а для кислотных — кислотный, но так же выделяют и корректирующий электролит, необходимый при обслуживании батарей.
Как определить кислотный аккумулятор или щелочной? Проще всего это сделать по маркировке корпуса и по материалу, из которого он сделан. Корпус кислотных АКБ всегда изготавливается из специального пластика, тогда как щелочные батареи могут быть сделаны из металла. Так же можно определить протестировав каплю электролита из аккумулятора: кислотный электролит вступит в реакцию с содой или мелом.
Кислотный
Представляет собой смесь серной кислоты, составляющей тридцать пять процентов всего состава, и дистиллированной воды, которая занимает оставшиеся шестьдесят пять. Данный состав в аккумуляторе находится в емкости со свинцовыми пластинами, при контакте этих элементов и происходит выработка тока.
Преимущества кислотного электролита:
- Высокий уровень КПД
- Слабая потеря заряда при бездействии
- Выдача высокого стартового тока
- Невысокая стоимость
Недостатки:
- Чувствительность к перепадам температур
- Неэкологичность
- Необходимость регулярного контроля плотности состава
Следует отметить, что кислотный электролит используется в большинстве моделей аккумуляторных батарей для автомобилей, так как только он способен давать достаточное количество тока для запуска двигателя. При этом аккумуляторы, изготовленные с использованием данного раствора, делятся на две группы:
- Обслуживаемые
- Необслуживаемые
Первый вид обеспечивает легкий доступ к содержимому банок. В них можно замерять плотность электролита, при необходимости заливать дистиллированную воду и электролит, просто открутив крышки с банок.
В случае с необслуживаемыми моделями провести подобные действия также возможно, однако для этого нужно самостоятельно вскрыть устройство, провести нужные действия, а затем герметично их закрыть. В подобных случаях могут быть использованы дрель и сварочный аппарат.
Проводить замену электролита в необслуживаемых моделях стоит только в тех случаях, когда их гарантийный срок истек. Часто это производится исключительно для получения опыта проведения подобных операций.
Щелочной
Щелочной электролит состоит из гидроокиси калия, натрия, лития или всех этих составляющих в комплексе, разведенных в воде.
К достоинствам данного вида относятся:
- Длительный период службы
- Способность сохранять свойства при значительных перепадах температуры
- Гораздо меньшее выделение вредных газов в атмосферу
- Способность выдерживать встряски
- Неприхотливость в обслуживании
Недостатки:
- Меньшая величина электродвижущей силы по сравнению с кислотными
- Отсутствие способности подачи стартового тока для запуска двигателя
- Более высокая стоимость
Несмотря на долгий срок службы, неприхотливость и другие преимущества применение данного вида электролита в автомобильной промышленности ограничено. Виной тому неспособность выработки достаточного уровня стартового тока, необходимого для запуска двигателя. К минусам также относятся их внушительные габариты.
Однако устройства на щелочном электролите успешно применяются в обеспечении током тяговых и локомотивных составов.
Корректирующий
Данный электролит является специальным составом с высоким содержанием активных веществ, используемый для повышения плотности электролита аккумулятора. Он предназначен для повышения концентрации активных веществ в батарее.
В продаже можно встретить следующие виды корректирующего электролита:
- Твердый калиево-литиевый
- Жидкий калиево-литиевый с различной плотностью
- Жидкий кислотный
Корректирующий электролит можно изготовить самостоятельно, имея под рукой необходимые для этого составы, однако зачастую его проще купить, так как стоимость его более чем доступна.
Как пользоваться корректирующим электролитом:
- Удалить из банок немного электролита
- Долить в них такое же количество корректирующей жидкости
- Установить АКБ на заряд номинальным током для запуска процесса смешивания полученного состава на полчаса
- Оставить батарею на остывание на пару часов
- Произвести замер плотности и при необходимости отрегулировать его снова
При повторной коррекции количество заменяемого электролита следует уменьшить.
Признаки окончательной поломки: когда электролит уже не поможет?
- На корпусе аккумулятора появилась трещина, весь пластиковый корпус или его часть покрываются каплями с кислотным воздействием.
- Из крышек идет пар. В этом случае можно смело сдавать батарею на утилизацию и покупать новую, не стоит менять электролит.
- Корпус батареи изменил свою форму. Это может случиться из-за полного разрушения внутренней части, что приводит к отказу работы такой батареи.
- АКБ уже исполнилось более 5-7 лет. Современные аккумуляторы обычно не живут столько времени, так что при таком возрасте нужно просто менять устройство.
- Электролит внутри имеет темный цвет, а также измененную вязкость, это говорит о разрушении свинцовых пластин, которые не меняются и не ремонтируются.
Какая кислота в аккумуляторе автомобиля?
Неопытные автовладельцы, зачастую в отсутствие этого самого опыта, не владеют знаниями по многим вопросам. Например, мало кто из них, способен четко ответить, какая кислота в аккумуляторе автомобиля. Да что тут говорить, если не все даже в курсе, если ли вообще в аккумуляторе эта самая кислота?
На самом деле версий несколько: да, кислота есть, но какая она, многие не имеют представления, и нет – кислоты никакой нет, вместо нее может быть налита дистиллированная вода.
Давайте разбираться с ними вместе. Начнем с самого главного.
Есть ли в АКБ кислота?
Да, кислота в аккумуляторе присутствует, причем кислота эта по меркам науки химии достаточно «мощная» – серная – так что версию дистиллированной воды можно сразу благополучно забыть.
Зачем используют кислоту в аккумуляторе?
Серная кислота играет важную роль в работе аккумуляторной батареи, так как без нее разряд/заряд батареи попросту не происходил бы, ведь серная кислота – это активнейшая неорганическая кислота, вступающая во взаимодействие практически со всеми металлами и их оксидами. Но то, насколько активно будут происходить процессы этого взаимодействия, напрямую определяется количеством воды, входящей в состав кислоты.
Разбавляют кислоту только дистиллированной водой в примерной пропорции: 30% воды на 70% кислоты. Получившуюся в результате смесь называют электролитом, так как именно в такой пропорции разбавленная серная кислота наиболее эффективно взаимодействует со свинцовыми пластинами.
Вода внутри АКБ
Как мы разобрались воды АЖ — 65%! Но она не простая (из под крана), а дистиллированная без каких-либо примесей (нужно это по многим причинам, хотя бы потому что – уменьшается сопротивление внутри, нет никаких осадков на пластинах и т.д.).
Серная кислота не улетучивается, а поэтому ее концентрация начинает расти, для батареи это плохо по нескольким:
- Высокая плотность негативно влияет на пластины, разрушая их
- Уровень падает, а это значит, оголяются пластины, тем самым падает емкость батареи и она не способна завести ваш авто.
- При высоких концентрациях кислоты, возможно сульфатация пластин
Чтобы этого избежать, нужно обязательно восполнить – добавить воды внутрь АКБ до необходимого минимума.
Применение серной кислоты и ее сорта
Существует несколько сортов серной кислоты, к ним относятся:
- Нитрозная или башенная. Концентрация составляет 75%, а плотность этого сорта находится в пределах 1,67 г/см3. Такое название он получил благодаря методу производства нитрозным способом в футерованных башнях. Обжиговый газ обрабатывается нитрозой и в процессе реакции получается кислота и оксиды азота.
- Контактная. Концентрация достигает 92,5-98%, плотность – 1,837 г/см3 . Данный сорт также получается из обжигового газа с содержанием двуокиси SO2. В процессе химической реакции происходит ее окисление при контакте с катализатором из ванадия.
- Аккумуляторная. Концентрация 92-94%, плотность – 1,835 г/см3.
- Сорт Олеум. Концентрация довольна высокая –104,5%, плотность – 1,897 г/см 3 , представляет собой концентрированный раствор из кислоты и SO3.
- Высокопроцентный олеум. Концентрация достаточно высокая –114,6%, плотность – 2,002 г/см3.
Кислота серная аккумуляторная
8 (83145) 9-81-01, 9-81-02
Нижегородская область
г. Кстово, ул. Лесная д.2
Кислота серная аккумуляторная
Еще одна область применения серной кислоты — аккумуляторные батареи. В них используется специальная серная кислота аккумуляторная. Будучи разбавленной дистиллированной водой до концентрации 30-40%, она служит электролитом в аккумуляторных батареях. Условия эксплуатации батареи могут различаться в зависимости от климата и температуры окружающей среды. Соответственно условиям выбирается плотность электролита. Она, в свою очередь, зависит от концентрации раствора серной кислоты аккумуляторной. В конце срока эксплуатации аккумулятора концентрация кислоты падает до 10-20%.
Кислота серная аккумуляторная – скажи примесям «нет»
Кислота серная аккумуляторная является особо чистой кислотой, содержит 92-94% кислоты. Жестко гостирована. Ответственные производители придирчиво следят за качеством производимой ими продукции, т.к. наличие в серной кислоте аккумуляторной солей железа, например, приводит к быстрой разрядке аккумуляторов. Вообще при выпаривании кислоты сухой остаток должен быть не более 0,003%, остаток же солей железа в серной кислоте аккумуляторной не должен превышать 0,006%.
Кислота серная аккумуляторная: подальше положишь — поближе возьмешь
Кислота серная аккумуляторная это очень активное и опасное вещество, которое легко вступает в различные химические реакции. Она бурно реагирует с водой, например: если воду вливать в кислоту, то возможен интенсивный выброс ее из емкости. Для хранения кислоты серной аккумуляторной подходит тара из нержавеющей стали или стали Ст 3, где в качестве дополнительного усиления защитного слоя используется кислотоупорная плитка. Стеклянная тара и закрытые складские помещения делают срок хранения кислоты серной аккумуляторной практически неограниченным. По понятным причинам ее нельзя хранить рядом с пищевыми продуктами. Запрещено хранение серной кислоты аккумуляторной в гуммированных хранилищах. Сифоны, в которые сливается из цистерн кислота серная аккумуляторная, должны быть из кислотостойких материалов, а применение резиновых шлангов недопустимо!
Кислота серная аккумуляторная: последствия людских ошибок
Отработанные аккумуляторные батареи с содержащейся в них кислотой серной аккумуляторной, складируемые с несоблюдением мер предосторожности или просто выбрасываемые на свалки, представляют опасность для человека и окружающей среды. Неслитый электролит (кислота серная аккумуляторная) несет серьезную угрозу экологии и здоровью человека
Если вылившаяся из батареи кислота серная аккумуляторная при попадании с поверхности почвы в водоемы (дожди, стоки, приливы и т.д.) ведет к нарушению кислотного баланса водоема и угнетенному состоянию и даже гибели флоры и фауны.
Попадая в почву, кислота серная аккумуляторная убивает микрофлору, ответственную за образование плодородного слоя, а так же корни деревьев, семена растений. Причем, естественное восстановление леса в дальнейшем не происходит.
Т.е. перед тем, как отправить батарею на склад, из нее нужно слить отработанный электролит — кислоту серную аккумуляторную
В результате получаем отход, имеющий класс опасности 2, который в свою очередь должен быть утилизирован с соблюдением всех мер предосторожности
Вы сможете легко купить серную аккумуляторную кислоту ООО «ХимИндустрия», позвонив нам по телефонам. Компания ООО «ХимИндустрия» поставляет свою продукцию в любую точку России (Нижний Новгород, Приволжский округ, Центральный округ, другие регионы Российской Федерации).
ООО «ХимИндустрия»
Разработка, дизайн и продвижение: lp52.ru
Техника безопасности и защитные спецсредства
Во время приготовления электролита будьте крайне внимательны и соблюдайте особую осторожность, так как в его состав входит чистая серная кислота
При попадании на открытые участки кожи она оставит сильные химические ожоги. Во время приготовления электролита обязательно используйте специальные защитные очки, прорезиненные перчатки, спец одежду (халат или прорезиненный фартук) и резиновую обувь.
При попадании серной кислоты на кожу промойте этот участок дистиллированной водой и обработайте его раствором соды.
Обязательно используйте очки так как, попадании раствора в глаза существует почти 100% вероятность потери зрения.
Что доливать в аккумулятор воду или электролит?
Чтобы определить вещество, которое требуется долить в банки аккумулятора, необходимо измерить плотность электролита при помощи ареометра. Прибор представляет собой стеклянную трубку с мерной шкалой, внутри которой находится поплавок. При нормальных условиях плотность раствора находится в пределах от 1,27 до 1,20 г/см³. Отклонение параметра в меньшую сторону указывает на недостаток серной кислоты, в большую – на необходимость доливки дистиллированной воды.
Алгоритм замера плотности:
- Зарядить аккумулятор при помощи внешнего автоматического устройства.
- Отключить устройство от зарядки и выдержать паузу продолжительностью 3-5 часов. Для повышения точности результатов рекомендуется проводить замер при температуре 25°С.
- Протереть крышку батареи от грязи, а затем выкрутить пробки. Если изделие оборудовано глухой крышкой, то для замера плотности требуется просверлить отверстия.
- Надеть резиновую грушу на стеклянный корпус ареометра, 2-3 раза заполнить полость электролитом (для повышения точности измерения). Поочередно проверить плотность в банках аккумулятора. Набирать большое количество электролита в резервуар не рекомендуется, поскольку излишек жидкости препятствует свободному движению поплавка.
Как добавить дистиллированную воду в АКБ?
Выше мы рассмотрели, как залить электролит в аккумулятор. Делать это нужно в том случае, если плотность жидкости нормальная. Если же плотность повышена, значит разбавить рабочую среду нужно дистиллированной водой. Для этого можно выполнить самую простую заливку, стараясь не разливать воду из бутылки в подкапотном пространстве или по всему рабочему столу.
Заливка в этом случае простая, но нужно производить ее постепенно, чтобы не разбавить электролит слишком сильно. Доливайте понемногу и смотрите, как меняются показатели ареометра. Как только плотность придет в норму, прекратите доливку и проверьте уровень жидкости.
Требования к плотности и компонентам
Для нормального протекания химических реакций в аккумуляторе необходимо применять электролитический состав без посторонних примесей, способных снизить емкость АКБ. Для повышения эффективности работы источника тока необходимо использовать химически чистые компоненты. Согласно регламенту при приготовлении электролита для свинцовых аккумуляторов используется кислота, содержащая не более 8% воды. Раствор замешивают на основе дистиллированной воды, не содержащей солей, применение жидкости из водопровода категорически запрещено.
Щелочь поставляется в высушенном виде, в процессе хранения и транспортировки материал не должен сыреть и вступать во взаимодействие с другими реагентами. Гранулы загружаются в дистиллированную воду и размешиваются, затем в раствор вводятся дополнительные компоненты.
Какая кислота используется в автомобильных аккумуляторах
Большинство автомобилистов уверенно отвечают на этот вопрос, но есть и такие, которые с пеной у рта будут доказывать, что в батареях используется соляная кислота.
Строго говоря, актуальность этого вопроса практически нулевая: вам вряд ли придётся иметь дело с концентрированной кислотой. В магазинах и аптеках продаётся уже готовая жидкость, разбавленная в соотношении 65 частей воды на 35 частей кислоты.
Но это действительно серная кислота, не соляная. У химиков кислота, заливаемая в аккумулятор, называется специфически – триоксид серы или серный ангидрид, но мы будем придерживаться привычного нам термина.
Отметим, что хотя соляная кислота в качестве реагента в аккумуляторных батареях не используется, электролит бывает разным. Например, щелочным. Такие жидкости используются в никель-кидмиевых батареях. Более того, электролит бывает и не жидким, в виде пастообразного вещества с нулевой текучестью. Пример – гелевые АКБ, хотя это просто загущённый силиконовыми добавками обычный электролит.
Так что если вас спросят, какая кислота используется в аккумуляторе, серная или соляная, правильный ответ вы уже знаете.
Что касается соотношения между водой и кислотой, то пропорция 35:65 считается самой эффективной, но некоторые производители допускают применение ещё менее концентрированного раствора, в котором процентное содержание H2SO4 снижено до 30%.
Разумеется, знание того, какая кислота заливается в аккумулятор и каковы её пропорции – это хорошо, но для самостоятельного и правильного обслуживания кислотно-свинцовых аккумуляторов этого недостаточно.
Дело в том, что плотность электролита, которая напрямую зависит от соотношения компонентов, не является постоянной величиной. Мы уже рассказывали, что в процессе разряда кислоты становится меньше, при зарядке её количество восстанавливается.
Поэтому, когда говорят о плотности электролитической жидкости, подразумевают, что речь идёт о полностью заряженной АКБ. И если уровень жидкости оказался ниже требуемого, нужно сначала измерить плотность, чтобы знать, что доливать: воду или раствор кислоты.
Если плотность оказалась завышенной – в жидкость доливают дистиллированную воду, которая продаётся и в аптеках, и в автомагазинах (как и готовый электролит)
Процесс доливки описывать не имеет смысла, важно после этого зарядить батарею и снова измерить плотность раствора
Если мы выяснили, что в растворе мало кислоты, потребуется повысить её концентрацию, но делать это нужно, доливая готовый электролит. Добавлять в аккумулятор кислоту нельзя – это небезопасно и для вас, и для самого аккумулятора.
Впрочем, найти в продаже концентрированную кислоту не так просто, обычно она уже предлагается в виде растворов разной консистенции. Связано это с её высокой химической агрессивностью – при попадании на кожу сильнейшие ожоги неизбежны, опасен даже 35-процентный раствор.
Получают концентрированную серную кислоту поэтапно. Сначала готовят раствор с содержимым H2SO4 на уровне 60–70%, а затем доводят концентрацию до 98% – именно в таком виде она хранится дольше всего.
99-процентная серная кислота считается нестабильной, при длительном хранении она теряет часть сульфатного остатка, поэтому её концентрация всё равно падает до значений порядка 98.1–98.3%.
Кстати, существует около полутора десятков сортов серой кислоты. Приводим список наиболее распространённых:
- нитрозная, которую технари часто называют башенной. При концентрации 75% её плотность составляет 1.67 г/см3. Башенным сорт назвали из-за технологии изготовления с использованием футерованных башен, а нитрозным – из-за способа обработки посредством нитрозы с выходом серной кислоты и окисла азота;
- контактная, у которой плотность принимает значение 1.837 г/см3, а концентрация находится в пределах 92.4–98.0%. Этот вид также производят обжиговым способом, при котором газ, насыщенный двуокисью SO2, реагирует с катализатором на основе ванадия;
- аккумуляторная плотностью 1.835 г/см3, с содержимым серной кислоты 92–95%. Именно такая кислота обычно заливается в АКБ, будучи разбавленной до 35%;
- сорт олеум, или дымучая серная кислота – 100% H2SO4 с добавлением серного ангидрида – жидкость плотностью 1.897 г/см3;
- высокопроцентный олеум плотностью 2.002 г/см3, включающий до 65% свободного SO3.