Статья 156. уголовного кодекса рф. неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
Содержание:
Последствия для жизни ребенка
Вне зависимости от степени тяжести нанесенного вреда несовершеннолетнему, он оставит отпечатки на его личности, препятствуя нормально и полноценно развиваться.
К последствиям можно отнести нарушения:
- психологические;
- физиологическое;
- эмоционального характера.
Проявляются нарушения в виде неумения общаться с другими, замкнутости, неумении контролировать свои чувства, заниженной самооценке. Если информация, которую получает ребенок, говорит ему о том, что он ничего не стоит и что он никчемный, так он и будет думать, когда вырастит. Тревога — постоянный спутник тех, кто с детства жил в страхе. Любое ответственное решение в жизни будет вызывать страх падения и неудачи, даже если на то нет причины.
В таких случаях необходимо вмешательство, в том числе и медицинское. Без своевременной помощи, из ребенка формируется эмоционально подавленная личность, нервозная, не доверяющая окружающим.
Комментарий к ст. 156 УК РФ
Опасность подобного деяния для общества в причинении ущерба, часто непоправимого, нравственности, психике и душевному состоянию детей.
Предусматриваемое действующей редакцией статьи 156 УК РФ правонарушение считается небольшой тяжести.
Объект – социальные взаимоотношения между малолетними воспитанниками и воспитателями, эмоциональное самочувствие ребёнка, его чувство собственного достоинства, здоровье.
Объективная сторона – в неподобающем выполнении или отказе от функций воспитателя не достигших совершеннолетия детей, если это сопровождается жестокостью в обращении с ними.
Признаки преступления:
- Недостаточное, формальное старание обеспечить ребёнка всем, что нужно для жизни, развития, получения образования.
- Глумление над человеческим достоинством несовершеннолетнего.
- Пренебрежение его интересами.
- Совершение осознанных действий, причиняющих вред здоровью.
- Умышленное оставление без помощи.
Небрежное отношение к воспитанию ребёнка выражается в активных и в пассивных действиях.
Жестокость может быть как в виде фактического совершения грубых действий с применением физической силы, так и в виде угрозы в адрес несовершеннолетнего, унижения, издевательских актов (наказание голодом и жаждой, содержание в запертом помещении и так далее).
Если последствием жестокого обращения стала смерть ребёнка или ущерб здоровью, статья 156 УК РФ не применяется. Преступление будет рассматриваться по статьям 105, 109–112, 115, 117, 118.
Само отношение преступника к совершённому означает наличие прямого умысла. Мотивы проявления жестокости и преследуемые цели незначительны и не оправдывают виновного.
Уголовное дело по статье 156 УК РФ попадает в подследственность органа, обнаружившего преступление.
Лечение
Говоря о лечении такой комплексной проблемы, как проявление жестокости в семье и устранение последствий, стоит сказать, что множество случаев не выявлены. Лица, которые засвидетельствовали факт насилия и жестокости, не обращаются в правоохранительные органы. Поэтому, для помощи как ребенку, так и родителям, случай должен быть выявлен.
Далее схема действий такова:
- Проводится лечение травм.
- Гарантируется безопасность.
- Консультирование семьи (удаление пострадавшего из семейной ячейки при необходимости).
Непосредственно лечение подразумевает оказание первой помощи ребенку, в частности, направление его к врачу для осмотра на наличие побоев, венерических заболеваний и др. Далее ребенку предоставляется безопасность для дальнейшей работы с ним.
Для предоставления безопасности пострадавшему, должен быть выявлен факт совершения преступления. Это возможно в случае, если лица, ставшие свидетелями жестокости в семье, не будут молчать и обратятся в правоохранительные органы. Собрать и предоставить доклад на замеченное насилие можно в службу защиты детей или в другие организации по защите прав несовершеннолетних.
Работники соответствующих органов могут связаться с родителями, предупреждая их о том, что их семью посетят и начнут расследование по поступившей жалобе.
Далее центры по защите прав несовершеннолетних помогают врачам и уполномоченным лицам понять, возможен ли повторный случай насилия в данной семье. При положительном ответе, ребенку подыскивается соответствующее безопасное место для жительства.
Варианты лучшего места для ребенка могут быть следующими:
- разместить его у родных;
- временное жилье;
- госпитализация;
- помещение во временную семью;
- направление домой, но под контролем служб быстрого реагирования.
Итак, обеспечить ребенку первую помощь, медицинскую в том числе, важно. Но важнее всего следить за тем, как родители изменят свое отношение и благоприятная атмосфера начнет восстанавливаться
Непрерывное предоставление помощи важно, но этому процессу может помешать переезды семьи. В связи с этим, сложно направить лечащего врача, психолога и специалиста службы по защите детей по конкретному адресу
Последующее ведение ребенка, который пострадал от домашнего насилия, заключается в выполнении ряда действий уполномоченными лицами на протяжении установленного специалистами времени:
- Посещение врача для проверки состояния здоровья несовершеннолетнего, для предотвращения избиений, сексуальных домогательств и др.;
- Посещение семьи социальными работниками;
- Визиты сотрудников правоохранительных органов;
- Неформальная помощь родителям.
Заметим, что не всегда родители не обеспечивают должное детям по своей воле. Бывает, что взрослые не выстояли под тяжестью навалившихся проблем, а обратиться за помощью вовремя не смогли и не знали куда.
Узнав о похожей обстановке в семье, социальный работник может предложить родителям следующий выход из ситуации, без того, чтобы обращаться в правоохранительные органы:
- помощь собрать документы для получения государственной помощи;
- предоставить помощь в виду услуг домработниц, чтобы уставшие и находящиеся в состоянии стресса родители могли отдохнуть;
- предоставить практическую помощь — уборка, стирка, поход в магазин, оформление ребенка в школу и др.
Охрана и забота о психическом состоянии здоровья родителей поможет им по-новому взглянуть на обстановку в семье, и спровоцирует желание изменить отношение. Помощь родителям также важна, как и лечение несовершеннолетнего.
Если ребенок подвергался сексуальному насилию, предоставление помощи может значительно затянуться, так как дети не хотят и не могут обсуждать свершившееся со взрослыми по причине стыда и вины.
Удаление из дома в более безопасное место может быть частью лечения. Принять решение об удалении несовершеннолетнего из дома может служба по защите детей, конечной целью которой является обеспечить защиту пострадавшего и предоставить ему безопасность. В отдельных случаях удаления из дома будет недостаточно, тогда уполномоченные сотрудники инициируют процедуру лишения родительских прав. В суде родители будут давать показания, процедуру контролирует семейный врач.
В случае, если суд одобряет ходатайство и родителя лишают родительских прав, семейный врач должен лично участвовать в процессе, или дать одобрение происходящему. Именно семейный врач является контактным лицом во время принятия судом решения о лишении родителей прав. Проводя беседы с теми, медик может помочь воссоединению семьи. Но, как показывает практика, рецидивы насилия возможны.
Комментарий к статье 156 УК РФ
1. Состав преступления:
1) объект: основной — общественные отношения, обеспечивающие интересы несовершеннолетнего и его нормальное физическое и психическое развитие, дополнительный — здоровье несовершеннолетнего;
2) объективная сторона: неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего:
— родителем, иным лицом, на которое возложены эти обязанности по воспитанию;
— педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанной осуществлять надзор за несовершеннолетним.
Обязательным условием при квалификации преступления по ст. 156 УК РФ является совершение деяния, соединенного с жестоким обращением с несовершеннолетним;
3) субъект: общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, и специальный субъект — педагог или другой работник образовательной организации, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанный осуществлять надзор за несовершеннолетним;
4) субъективная сторона: характеризуется умышленной формой вины (прямой умысел). Виновный сознает, что не исполняет обязанности по воспитанию несовершеннолетнего или исполняет эти обязанности ненадлежащим образом и жестоко обращается с несовершеннолетним.
Преступление считается оконченным с момента совершения действий, указанных в диспозиции статьи.
2. Применимое законодательство:
1) Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 18);
2) СК РФ (гл.11, гл.12, в том числе ст. 63 СК, и др.);
3) ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (гл.2 и др.);
4) ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ст. 12 — органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними);
5) постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (утв. Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей).
3. Судебная практика. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (утв. Президиумом ВС РФ 20.07.2011).
Обязанности родителей
Дети в возрасте до 18 лет считаются недееспособными. Они требуют особого внимания и заботы со стороны взрослых. Официальными представителями детей при их рождении автоматически становятся биологические родители. Именно на них возлагается весь спектр обязанностей по защите детей. Если родителей нет или они были лишены своих прав, то полномочия передаются опекунам или попечителям, которые несут ту же ответственность. Представители обязаны выполнять свои функции до совершеннолетия ребенка.
Обратите внимание!
В исключительных случаях, когда ребенок проходит процедуру эмансипации раньше указанного возраста, он может получить полную дееспособность, а родители освобождаются от обязательств, возложенных на них.
Родители обязаны выполнять следующие действия:
- Заботиться о материальном обеспечении своих детей.
- Воспитывать несовершеннолетних.
- Защищать их права.
- Представлять интересы своих отпрысков в различных инстанциях.
- Давать образование.
- Развивать детей соответственно возрасту.
- Не препятствовать общению с иными родственниками.
- Заботиться о здоровье.
- Создавать жилищные условия, позволяющие расти, обучаться и развиваться.
На самом деле обязанности официальных представителей намного шире, но многие пункты просто невозможно регламентировать по закону.
Статья 156 («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»)
Плохое обращение с ребёнком в семье далеко не всегда бывает очевидным и может длиться продолжительное время. Оно подразумевает любые физические или моральные действия отрицательного характера в отношении несовершеннолетнего.
Наказание за нанесение вреда детям предусмотрено сразу в нескольких кодексах:
- СК РФ – статья 69.
- КоАП РФ – статья 5.35.
- УК РФ – статья 156.
Формулировки перечисленных статей имеют общую черту: все они устанавливают наказание за намеренное игнорирование или небрежное отношение к обязанности воспитывать несовершеннолетнего либо за жестокость во взаимоотношениях с детьми.
Понятие ненадлежащего выполнения обязанностей по воспитанию включает в себя легкомысленное, равнодушное, невнимательное поведение, касающееся интересов детей. А также отсутствие достаточного внимания к окружающей среде ребёнка, питанию, гигиене, образованию, пренебрежение его правами.
При наличии перечисленных признаков наказание устанавливается по статье 5.35 КоАП РФ. Если пренебрежению обязанностями по воспитанию сопутствует жестокое обращение с детьми – статья 156 УК РФ.
Жестокость выражается в оказании физического или психологического насилия взрослым в отношении ребёнка, в посягательстве на его половую неприкосновенность.
Подобное разъяснение содержания противоправных действий по статье 156 УК РФ даёт Постановление Пленума ВС РФ.
К ответственности привлекаются:
- мать и отец;
- граждане, имеющие законное право и обязанность воспитывать ребёнка;
- любые работники сферы образования, в том числе педагоги;
- сотрудники учреждений здравоохранения;
- социальные службы;
- органы надзора за несовершеннолетними.
Чаще всего статья 156 Уголовного кодекса РФ применяется именно к родителям, несмотря на то, что забота о своих детях должна быть основным предметом их жизни. На втором месте – образовательные учреждения (школы, детские сады). Например, одна из распространённых проблемных тем, что освящаются в средствах массовой информации, — получение несовершеннолетними травм из-за халатного отношения к своим обязанностям педагогических работников (на спортивных тренировках, детских игровых площадках и так далее).
Жестокое обращение может носить:
- Активный характер, то есть нанесение вреда происходит целенаправленно, в соответствии со злым умыслом (побои, издевательства).
- Пассивный характер, когда происходит непроизвольное причинение ущерба, вызванное равнодушием или легкомыслием (ребёнок не воспитывается, не получает обязательного образования).
Причинённый вред зачастую сказывается непосредственно на детском здоровье, когда дети получают физические травмы (ушибы, переломы, запущенные заболевания). Регулярное нанесение таких повреждений часто приводит к психологическим проблемам.
Более опасный, но менее заметный ущерб наносит негативное психическое воздействие, оно становится причиной нарушения развития личности ребёнка, мешает его адаптации в обществе, влияет на эмоциональное состояние.
Статья 156 УК РФ определяет следующие виды наказания за совершённое злодеяние:
- штраф (максимальный размер – 100 тыс. рублей или доход за период от 1 до 12 месяцев);
- обязательные работы (период устанавливается судом, максимум 440 часов);
- исправительные работы (1–24 месяца);
- принудительные работы (максимум 36 месяцев);
- лишение свободы (до 36 месяцев).
Последние пункты могут сопровождаться лишением до 5 лет права работать на определённых должностях.
Существуют разные мнения относительно применения санкций по данной статье. В докладе о практике судов Архангельской области по делам о преступлениях, направленных на несовершеннолетних за 2003–2004 годы, отмечено, что для назначения наказания достаточно совершить подобное правонарушение один раз. Но есть и те, кто считает, что для квалификации преступление должно носить систематический характер. К примеру, такая позиция была высказана Верховным судом Удмуртской Республики. Тема не утратила актуальности и на сегодняшний день. Нужно заметить, что большинство специалистов выражает согласие с первым мнением.