Радиус разворота: насколько важен параметр

Вопрос 51. Оценочные показатели.

АТС
должен иметь возможность существенно
изменять направление движению на
ограниченном пути. Это необходимо при
маневрировании в местах погрузки и
разгрузки на небольшой площади, на
городских дорогах, характеризующихся
большим количеством поворотов. Иногда
возникает необходимость движения задним
ходом или потребность в полном развороте,
причем почти всегда, имеющаяся для
этого площадь ограничена.

Рис.
2.6. Показатели маневренности автопоездов
при круговом движении.

Минимальный
радиус поворота.

Расстояние от центра поворота до оси
следа переднего, забегающего колеса
при максимальных углах поворота
управляемых колес.

Внешний,
габаритный радиус поворота.

Расстояние от центра поворота до наиболее
удаленной внешней, габаритной точки
при максимальных углах поворота
управляемых колес.

Внутренний,
габаритный радиус.

Расстояние от центра поворота до наиболее
приближенной к центру поворота габаритной
точки при максимальных углах поворота
управляемых колес.

Эти
три радиуса характеризуют площадь,
необходимую для маневрирования и
разворота автопоезда. По рекомендациям
ЕЭК ООН регламентируется минимальный
внешний, габаритный радиус поворота,
который не должен превышать 12,5 м.
Внутренний габаритный радиус
регламентируется только для автопоездов,
он должен быть не менее 5,3 м.

Поворотная
ширина АТС по следу колес.

Разность самого большого и самого малого
радиусов поворота по осям следов
соответствующих колес (наиболее
удаленного и наиболее приближенного к
центру поворота).

Габаритная
полоса движения

равна разности радиусов поворота точек,
наиболее удаленной и наиболее приближенной
к центру поворота.

На
криволинейных участках дорог:

ГПД
= R
н
– R
вн,
(2.11)

где Rн
– наружный, габаритный радиус, либо
принимается по исходным данным, либо
рассчитывается по формуле (6.2):

,
(2.12)

где L– база
автомобиля, м (из исходных данных); L1– передний
свес, м (из исходных данных); п
– максимальный угол поворота внешнего
управляемого колеса, град. п
определяется из формулы (6.3) для минимально
возможного радиуса поворота R:

,
(2.13)

Rвн– внутренний,
габаритный радиус, определяется по
формуле (6.4), м:

,
(2.14)

Эти
два показателя характеризуют ширину
коридора, необходимого при совершении
крутых поворотов, а также возможность
движения в проездах заданной формы и
размеров. Эти показатели в России не
регламентируются. По ограничениям
габаритных радиусов можно считать, что
ГПД должна быть в пределах 7,2 м.

Удельная
тяговая сила.

Определяется отношением тяговой силы
на ведущих колесах, к силе тяжести АТС
при повороте его с минимальным радиусом
на минимально устойчивой скорости
(около 5 км/час). Чем меньше эта сила, тем
меньше нагружается двигатель при
переходе от прямолинейного к криволинейному
движению.

К-т
использования сцепной силы при повороте
.
Определяют как отношение суммарной
силы, действующей в контакте колес с
дорогой, к потенциально возможной силе
по сцеплению. Чем меньше это отношение,
тем выше потенциальная возможность
автопоезда к совершению крутых поворотов.

Усилие
на рулевом колесе
.
Измеряют при плавном повороте управляемых
колес из нейтрального положения до
упора в одну и другую стороны.

Сложность
осуществления управляемого движения
задним ходом автопоезда. Определяется
экспериментально при движении задним
ходом: а) по длине пути, пройденного
автопоездом с закрепленным рулевым
колесом до начала складывания б) по
числу поворотов рулевого колеса на
единицу пути при управляемом движении
автопоезда относительно прямой линии.

Все
показатели маневренности носят частный
характер и могут быть использованы
только для сравнительной, качественной
оценки автопоездов.

Основными,
конструктивными факторами, определяющими
показатели маневренности, являются
база и максимальный угол поворота
управляемых колес, изменение которых
существенно влияет на радиус поворота
и другие показатели. Кардинальное
улучшение показателей маневренности
может быть получено, если сделать
управляемыми и передние и задние колеса.
Для автопоездов большая полоса движения
необходима при седельном их варианте.
В этом случае для улучшения показателей
маневренности используют системы
управления колесами полуприцепа
(прицепной тележки).

Что такое радиус поворота

Многие автолюбители «не в теме», и редко кто из них знает, что такое радиус поворота фуры. Согласно специальной технической литературе – это воображаемая дуга, по линии которой перемещается центр тяжести тягача с полуприцепом при выполнении сложного маневрирования. Максимальное значение этой величины (радиуса) во многом зависит от специфической конструкции транспортного средства.

Вот как фура во время поворота может зацепить своим полуприцепом легковой автомобиль:

Есть специальный термин – расчетный автомобиль, его тактико-технические показатели используются при разработке проектов трасс регионального значения. Такие параметры, например: размер и R min поворота должны быть идентичными у каждого класса автотранспорта.

Нормы европейского стандарта регламентируют следующие габариты для автотранспорта большегрузной категории во время движения на поворотах:

  • при R наружном в 12,5 м – R внутренний будет равен или меньше 5,3 м;
  • коридор для вписывания в поворот – 7,2 м;
  • R min наружный не должен превышать 12,5 м.

Например: для автопоезда типа А16, имеющего линейный размер до 16 метров, и аналогичного вида А20 с длиной до 20 м прописаны строгие ограничения, указанные в приведенной ниже таблице:

Тип автомобиля R min поворота, м R min внешний, м R min внутренний, м
А16 9,7 10,2 6,2
А20 12,1 12,6 8,5

Типичными прототипами для расчетных автомобилей могут служить:

  • автопоезд до 16 м – MAN F-200019.403 FLT или европейская фура с габаритами 16,5 × 2,5 м, где первый параметр – линейный, а второй – ширина;
  • 20-метровый вариант – «Мерседес-Бенц Актрос» или СЗАП-8357А, с габаритами 19,8 на 2,5 м.

Автопоезда с двумя или тремя прицепами, имеющие длину больше 20 метров, используются всеми перевозчиками мира, поэтому при разработке макетов автотрасс нужно проводить дополнительное компьютерное моделирование такого специфического движения во время поворотов на пересечениях дорог или городских перекрестках.

Автопоезд на дороге

Доводы За разворот по малому радиусу:

1. В ПДД существуют только следующие ограничения на разворот:

п. 8.11. Разворот запрещается:на пешеходных переходах;в тоннелях;на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;на железнодорожных переездах;в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;в местах остановок маршрутных транспортных средств.п. 16.1. На автомагистралях запрещается:разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;Таким образом запретов на разворот по малому радиусу в ПДД не закреплено.

3. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006г. №18 ,

указано что по части 3 и 4 статьи 12.15 КоАП РФ следует квалифицировать прямо запрещенные ПДД действия, которые связаны с выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения и указано на данные запреты в ПДД.Среди перечисленных случаев отсутствует описание разворота по малому радиусу.

4. Заявление Владимира Кузина

В Правилах дорожного движения не прописано, как совершать данный маневр, по какой траектории, — заявил «Российской газете (Столичный выпуск №4917 (93) от 26.05.2009)» -заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин. — Следовательно, нарушение Правил дорожного движения отсутствует.

Нюансы

Главный нюанс или проблема – в терминологии, радиус разворота, это, скорее, термин разговорный, на самом деле, правильно будет диаметр. И разные производители могут указывать разные показатели, кто радиус, а кто диаметр, это следует учитывать и уточнять. К примеру, для Prado от Toyota в рекламе указано, что машина имеет диаметр разворота менее шести метров, тогда как сама машина в длину почти пять метров. Такой диаметр просто невозможен. В гайде же на автомобиль говориться о радиусе, измеренном по колёсам, то есть значение, которое можно считать верным. На некоторых сайтах в других странах указан сам диаметр, который составляет более 11 метров, что очень похоже на правду.

Что такое радиус поворота автомобиля

Название данного параметра говорит само за себя. Радиус поворота автомобиля — это полуокружность, описываемая машиной при совершении маневра, когда рулевое колесо полностью вывернуто.

Необходимо знать данное значение. Кроме того, следует видеть разницу между разворотом по малому и большому радиусу. Иногда в руководстве по эксплуатации указывается два параметра, которые разделены дробью.

Минимальный радиус поворота автомобиля — это след от наружного колеса, оставляемый машиной при совершении маневра. Еще этот параметр называют «от бордюра до бордюра». Но в этом показателе не учтены габариты переднего свеса, а от его длины зависит точность значения. В реальной жизни лучше всего пользоваться радиусом «от стены до стены». В нем учтены препятствия, которые включены в минимальное пространство по наружным размерам и которые может задеть бампер.

Однако сложности на этом не заканчиваются. Есть еще одна особенность, про которую необходимо помнить, когда вы совершаете маневр в стесненных обстоятельствах. Когда машина поворачивает, происходит смещение части кузова внутрь. Поэтому, если вы выезжаете со стоянки, не следует резко выворачивать рулевое колесо в крайнее положение. Так может произойти столкновение со стоящим рядом транспортным средством.

Как рассчитать радиус поворота автомобиля? Узнайте минимальный габаритный коридор для своего авто. Для этого придется определить расстояние, отделяющее наименьшую и наибольшую окружности. Обладая этой информацией, вы сможете выполнять сложные маневры в стесненных обстоятельствах, например на узком дорожном полотне, а также поворачивать, не нарушая правил дорожного движения.

Сегодня управлять машиной нелегко, ведь дороги загруженны, и места для маневров недостаточно. Например, если вы живете в большом городе и вам нужно припарковать автомобиль, то наверняка придется располагать машину вплотную к другим транспортным средствам и производить сложнейшие маневры.

Радиус поворота легкового автомобиля показывает, насколько машина маневренная, получится ли на ней поворачивать на узком дорожном полотне или когда пространство ограниченно.

Управление автомобилем даже в ограниченном пространстве окажется более комфортным, если данный показатель будет наименьшим. Когда вы знаете минимальный радиус поворота автомобиля, а также ширину дороги, то сможете рассчитать, можно ли за один раз выполнить маневр.

Автопроизводители всегда указывают радиус поворота для каждой машины

Чтобы узнать это значение, нужно изучить технические характеристики машины или инструкцию по эксплуатации Однако тут важно не ошибиться. Дело в том, что чаще всего указывается именно наименьший показатель, то есть разворот по малому радиусу

Делается это для того, чтобы машина в глазах покупателя выглядела маневреннее, чем это есть в реальности. Как определить настоящий радиус поворота легкового автомобиля? Для этого нужно учесть размеры свеса машины.

Статьи по теме

Как поменять моторчик дворников: простые советы опытных автовладельцев

Как убрать стук рейки и продлить срок ее службы

Стук рулевой тяги: причины, диагностика, замена

Рулевой люфт автомобиля: особенности диагностики и ремонта

Шумы под капотом: что делать, если они появились

Как осуществить ремонт рулевой рейки БМВ

Медсправка на права-2020: стоимость, врачи, проблемы

Сколько хранится моторное масло: разбираемся в сроках и условиях хранения.

Замена ролика приводного ремня: он тоже не вечный

Штраф за просроченные права: что делать и как избежать

Штраф за езду без страховки: будет ли увеличение

Уходит антифриз из расширительного бачка: причины и диагностика

Направление протектора: правила зимней езды

Можно ли доливать антифриз или разбавлять его водой

Какой антифриз залить в «Пежо»: цвет, марки, производители

Советы дальнобойщику

Управлять фурой так же трудно, как водить корабль по морю, здесь нужны навыки, многолетний опыт и профессионализм:

  • Никаких резких движений – сзади груз, который превосходит массу тягача. Его инерция толкает машину вперед, и это нужно постоянно помнить, потому что резко изменить направление проблематично.
  • Опасный момент вождения – это повороты, т. к. ведомая конструкция стремится по инерции вперед, что чревато складыванием пополам. Не стоит делать резких движений, а только плавно управлять техникой и не «газовать».
  • Когда выпадают осадки, то такие физические законы, как трение – не действуют, поэтому нужно правильно выбрать скорость пропорционально качеству дорожного полотна.
  • При поворотах на перекрестках помните, что водители соседних машин начинают движение раньше, чем задняя часть автопоезда проедет мимо. Не ленитесь посмотреть в зеркала, чтобы исключить столкновение.
  • Помните, что лихачи совершают рискованные обгоны, занимая освободившееся место между двигающимся транспортом. В случае экстренной ситуации нарушители успеют затормозить, а у вас сзади груз, так что мгновенно остановиться не получится.
  • Следует постоянно помнить, что у полуприцепа самостоятельная траектория движения, поэтому выбирайте радиус немногим больше, чтобы исключить выезд его за линию дороги.
  • Не стоит обгонять, когда не просматривается впереди лежащая дорога, резко свернуть или затормозить уже не получится.

Надеемся, что приведенные в статье рекомендации по прохождению сложных участков дороги помогут дальнобойщикам избежать нарушений ПДД. Помните, что опытный шофер видит далеко, а профессионал уверенно контролирует ситуацию вокруг управляемого транспортного средства.

Как я ездил за рулем 12-метрового автобуса

Roman Filtsov

Sep 8, 2020 · 4 min read

Каково это — управлять автобусом длиной около 12 метров и весом почти 17 тонн (вместе с пассажирами)? Поэтому я с удовольствием воспользовался возможностью порулить рейсовым автобусом, которая была предоставлена всем желающим в рамках Дня открытых дверей МП «Нижегородпассажиравтотранс».

Площадка для подготовки водителей автобусов находится в промзоне на Московском шоссе — без проводника до автодрома с первого раза вряд ли удастся добраться. Дорог нет, только направления. По пути нам даже попался трактородром!

Для подготовки и переподготовки водителей используется три учебных автобуса: ПАЗ и два ЛиАЗа, с ручной и автоматической коробкой передач. На оранжевом автобусе, работающем на газомоторном топливе, приехали гости Дня открытых дверей, на нем водителей не готовят.

Генеральный директор Нижегородского центра профессиональной подготовки водителей Владимир Бокарев рассказал, что любой, даже не умеющий управлять транспортным средством человек может прийти и стать водителем автобуса. Правда, обучение “с нуля” будет стоить 96 тысяч рублей (обучение длится полгода). Переподготовка с категории В на категорию D — 52 тысяч, с категории С на категорию D — 32 тысячи рублей.

Желающих не так много — около 200 человек в год (в советские годы здесь готовили по 600 водителей автобусов).

Генеральный директор МП «Нижегородпассажиравтотранс» Дмитрий Кирсанов рассказал, что на предприятии имеется более 300 вакансий. «Парки сейчас пополняются новой техникой, заработная плата водителей составляет от 30 до 60 тысяч рублей — в зависимости от уровня подготовки водителя и автобуса, которым он управляет”, — сказал Дмитрий Кирсанов. Самая большая — у водителей 18-метровых автобусов-”гармошек”.

Директор департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода Анатолий Гусев пообещал, что до конца 2017 года парк автобусов будет полностью заменен, будет введена красивая форма для водителей и кондукторов, а зарплата сотрудников только повышаться.

После этого начался, собственно, “тест-драйв” автобусов. Перед этим все желающие в обязательном порядке прошли предрейсовый медицинский осмотр, который включал ответы на вопросы доктора и измерение давления. В “трубочку” тоже дули.

“Тест-драйв” включал в себя маршрут по специально подготовленной площадке — автодрому. Подъезд к остановке и посадка пассажиров. Подъем в горку. Езда змейкой. Параллельная парковка.

Сидеть за рулем большого автобуса не очень удобно. Мои коленки упирались в руль и мешали включать поворотник. А сиденье, хоть и удобное, но не регулируется.

У “ЛиАЗа” — 200-сильный двигатель, а потому трогаться можно, не касаясь педали газа — просто плавно отпуская сцепление.

Инструктор утверждает, что заглушить автобус нереально. Если только не бросать резко педаль сцепления.

У автобусов — большие боковые зеркала, справа и слева.

Для водителя автобуса, когда он отъезжает от остановки, важно смотреть не только в левое зеркало, но и в правое. Особенно зимой, поскольку велика вероятность того, что бегущий за автобусом пассажир может поскользнуться и попасть под колеса

В целом, управлять автобусом не сложнее, чем легковушкой. Из особенностей — габариты, большой руль и тяжелый рычаг переключения передач. Но последнее — это, скорее, особенность учебного автобуса. Кроме того, по словам Дмитрия Кирсанова, сейчас все автобусы в «Нижегородпассажиравтотранс» с автоматической коробкой передач. На механике — только частные “пазики”.

Главная особенность, когда едешь на автобусе, заключается в том, что передние колеса находятся у тебя за спиной — на “ЛиАЗе” это аж два метра! Поэтому совершая тот или иной маневр, надо иметь это ввиду. Впрочем, инструктор называет эту 12-метровую махину маневренной. Кстати, радиус разворота у ЛиАЗ-5256–11,5 метров.

Прохождение поворотов

Умудренные опытом дальнобойщики чувствуют габариты автотранспортного средства, состоящего из тягача и полуприцепа с неуправляемой тележкой, а также возникающие сложности, связанные со смещением последней при вхождении в поворот.


Изящное прохождение перекрестка

Гораздо больше внимания водителю фуры требуется при выполнении маневрирования в черте города, где интенсивное движение пешеходов, а также легкового и общественного транспорта. Особо надо отметить сложности при проезде развязок и перекрестков – все необходимые маневры по изменению направления и смены полосы движения нужно выполнить заранее, но не ближе, чем за 20 метров от начала развязки или пересечения дорог.

Выполняя поворот направо, следует обратить внимание на встречную полосу дороги, т. к. автопоезд часто выезжает на нее, чтобы избежать заезда колесами тележки полуприцепа на бордюр, создавая угрозу травматизма пешеходов

При левом повороте не нужно стремиться проезжать центр перекрестка, потому что увеличивается площадь разворота, что затрудняет другому транспорту движение в нужную сторону

автопоезд часто выезжает на нее, чтобы избежать заезда колесами тележки полуприцепа на бордюр, создавая угрозу травматизма пешеходов. При левом повороте не нужно стремиться проезжать центр перекрестка, потому что увеличивается площадь разворота, что затрудняет другому транспорту движение в нужную сторону.


Погрешности в повороте

подсказки

  • Измерение от центра приводов или тандемов не является идеальным подходом, математически говоря, но это лучший способ получить оценку, так как у вас нет способа узнать, какой комплект шин проскальзывает, а какой захватывает, чтобы действовать как точка опоры , Взяв среднее значение таким образом, вы очень приблизитесь к фактическому радиусу поворота, который может варьироваться в зависимости от распределения нагрузки, давления в шинах, сцепления шин и дорожного покрытия.
  • Если у вас нет калькулятора триггеров, просто перейдите в ваш любимый веб-браузер и введите «sin of __ градусов» в окне поиска. Большинство браузеров предлагают такую ​​общую информацию, не направляя вас на отдельную страницу.

Что такое радиус разворота?

Поездки на заполненных различным транспортом улицах городов, а также отсутствие свободного места на парковках, вызвали у водителей легкового транспорта более высокую степень интереса к такому параметру машины, как радиус разворота.

Проблема маневров на автомобиле в условиях отсутствия свободного места существовала практически постоянно. Но если в 20-30-е годы это компенсировалось небольшим количеством автотранспорта на дорогах, то в настоящее время, когда на улицах количество машин стало в десятки раз больше, протискиваться стало достаточно сложно. От каких параметров зависит возможность автомобиля совершать маневры в подобных условиях, какие отличия имеют разные модели и какие показатели определяют их возможность?

Оценочные показатели. Самым простым из них становится такой параметр, как радиус разворота. Определить его можно как при помощи замеров, так и опытным путем. Величина, которую получают в результате выполнения замеров, будет более точной, так как при ее определении можно учесть и углы ввода колес.

Но почему, в таком случае, в некоторых моделях автомобилей могут быть указаны сразу два значения радиуса разворота автомобиля через дробь? Чаще всего указывается минимальное значение радиуса разворота автомобиля, определяемого по следу переднего колеса, называемого также радиусом «от бордюра до бордюра». Но при движении в узком дворе или имеющемся вблизи бордюра препятствии, иногда осуществить разворот не представляется возможным. Кроме того, стоит учитывать еще и наличие переднего свеса, представляющего собой расстояние от передней оси до наиболее выступающей точки переднего габарита. Чем больше его длина, тем выше степень неточности. В этом случае, стоит использовать второй показатель, который называется наименьший радиус для разворота машины по радиусу переднего габарита («от стены до стены»). Значение этого показателя может говорить о том, что машина может выполнить разворот на дороге, если в пределах минимального радиуса по наружному габариту не имеется препятствий, которые могут быть задеты бампером.

Для проведения полной оценки возможности выполнения разворота, при отсутствии достаточного количества свободного пространства, следует принимать во внимание еще один нюанс. При выполнении поворота происходит смещение средней части кузова к внутренней части поворота

Поэтому, если при выезде с места стоянки сразу выкрутить руль до упора, то можно задеть рядом стоящий автомобиль бортом. Именно поэтому определяется габаритный коридор наименьшего размера, который требуется автомобилю для успешного осуществления поворота. Это расстояние между самой большой и самой маленькой окружностью.

Конструктивные особенности. Идеальными условиями для осуществления поворота становится расположение колес, близкое к 90 градусам, то есть колеса должны быть повернуты практически поперек, по отношению к кузову машины, но подобное решение непросто реализовать на практике. Вторым моментом становится увеличение размера колесных арок, в результате чего в подкапотном пространстве практически не остается места для мотора. И третьим нюансом станет размещение деталей рулевой трапеции, обеспечивающих требуемые углы соотношения между углами поворота левого и правого колес. На это тоже требуется место.

У автомобилей с передним приводом имеется ограничения на угол поворота колеса возможностями шарниров равных угловых скоростей. Примерное значение этого показателя равно 40-41 градусу.

На машинах с задним приводом угол поворота может быть и больше, за счет увеличение колесных арок, но в итоге уровень будет примерно такой же.

Итог. Определение угла поворота колес и радиуса разворота обеспечивается техническими особенностями, и оценочными показателями машины.

Camp Jeep: когда в одном месте собираются самые крутые внедорожники

Смотреть все фото новости >>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector