Самостоятельное восстановление повреждённых деталей кузова с помощью рихтовки
Содержание:
- Инструменты, необходимые для работы
- Устранение выпуклости-вмятины методом нагрева и осаждения металла ударным воздействием.
- Технология
- Нагрев-охлаждение
- Ручной инструмент для восстановления кузова
- Поддержки, они же наковала (наковальни) и подкладные штампы
- Вакуумная вытяжка вмятин
- Вакуумный обратный молоток
- Как работает прибор для удаления вмятин и как им пользоваться?
- Наковальни и поддержки для рихтовки
- Нюансы рихтовочных работ
- PDR (технология рихтовки кузова без покраски).
- Методы выправления для разных повреждений
- Как это работает?
- Какие виды повреждений подлежат рихтовке?
- Пошаговая инструкция – как правильно рихтовать машину
Инструменты, необходимые для работы
Если ваша цель — рихтовка вмятин кузова авто своими руками, то вам потребуется специальный инструмент для рихтовки, состоящий из приспособлений для обработки металла механическим способом. Вот список наиболее распространенных инструментов:
-
Рихтовочные молотки, киянки, при помощи которых выравнивают вмятины различной сложности. У таких молотков боек закруглен и хорошо отполирован. Масса их не превышает 200 г, а делаются они из текстолита, пластика, резины или цветных металлов. В связи с этим удары молоточков не отличаются силой, а сами молотки спружинивают, минимально деформируя металл. При помощи подобных молотков рихтовка крыла или рихтовка капота машин проводится быстро и качественно. Применение: рихтовка капота крыла, крыши, двери, дисков.
-
Наковальни, подкладные штампы и поддержки. Нужны для фиксирования рихтуемого участка кузова. Желательно, чтобы форма поддержки соответствовала форме поврежденного участка, поэтому различных штампов в наборе рихтовщика должно быть немалое число. Применение: рихтовка капота, крыла, крыши, двери, дисков.
- Ударные полотна, ложки. Довольно универсальный инструмент в наборе рихтовщика. Они используются и для вытягивания металла при вмятинах, и в качестве поддержек, если доступ для обычных штампов и поддержек ограничен. Ложки используют при разъединении сдавленных листов металла (например, рихтовка двери без применения ложки превратится в мучения). Применение: рихтовка капота крыла, крыши, двери, дисков.
- Рычаги и крюки. Применяются для вытягивания вмятины изнутри, опираясь на любое ребро жесткости, как на рычаг. Крюков существует великое множество в зависимости от геометрии вмятин. Применение: рихтовка капота, крыла, крыши, двери, дисков.
- Шлифовальная машинка, напильники. Незаменимы при подготовительных работах перед рихтовкой машин, а также для подготовки кузова для покраски после рихтовочного процесса. Могут применяться для выравнивания небольших выпуклостей.Применение: рихтовка капота, крыла, крыши, двери, дисков.
-
Споттер – современный аппарат точечной сварки, работа которого «заточена» под рихтовочные работы. Споттером удобно пользоваться при вытягивании вмятин, когда растянут металл кузова. Ремонт с его использованием намного ускоряет процесс рихтовки.
Итак, рихтовка кузова автомобиля своими руками вполне доступна для простого автолюбителя, располагающего местом дл проведения работ и требуемым набором инструментов и приспособлений. Все же стоит учесть, что придется приложить немало усилий и результат без наличия опыта может отличаться от ожидаемого.
Устранение выпуклости-вмятины методом нагрева и осаждения металла ударным воздействием.
При рихтовке нагреванием и выстукиванием
быстро подводят горелку к центру выпуклости, прогревают ее и отводят
горелку, как только разогретое докрасна пятно достигнет диаметра не
более 10 мм при толщине металла панели 0,6- 0,8 мм. При нагреве
необходимо следить, чтобы металл не начал плавиться. Если работу
выполняют в одиночку, то горелку отставляют, а под лист помещают ручную
наковальню почти под дефект. Быстро выстукивают непокрасневший металл
вокруг нагретой точки, а затем нагретую точку, пока металл еще остается
темно-красным. Предпочтительно выполнять эту работу киянкой.
При рихтовке молотком-гладилкой сила удара должна быть
небольшой, чтобы не создать растяжения металла вместо усаживания. Если
выпуклость небольшая, то достаточно одной точки. Работу считают
завершенной только тогда, когда металл остынет до температуры окружающей
среды. Для ускорения охлаждения применяют смоченную в воде ткань. Если
необходимо осуществить дополнительные точечные нагревы, то их следует
делать не более двух, трех между каждым охлаждением.
После охлаждения нагретого листа проводят тонкую рихтовку
прогретого участка, чтобы выровнять поверхность металла, которая имела
до этого деформацию.
Для устранения обширной выпуклости (вмятины) поверхности
кузова металл предварительно нагревают (рис. 6.6, а) в месте
предполагаемого удара. Осаждение обширной выпуклости металла выполняют
на опорной плите при помощи киянки (рис. 6.6, б), а устранение вмятины —
с использованием молотка и фасонной плиты (рис. 6.6, в).
Последовательность предварительного нагрева и нанесения ударов при
устранении обширных выпуклостей (вмятин) зависит от формы выпуклости.
Если выпуклость круглая, то точки ударов 1-4 располагают по спирали в
направлении от периферии к центру, а если выпуклость длинная и узкая, то
точки ударов 1-16 располагают узкими рядами (рис. 6.6, г).
Технология
В зависимости от вида повреждения, используют разные способы восстановительных работ. Перед выбором способа устранения дефектов, необходимо обязательно провести осмотр рабочей поверхности и правильно подготовить кузов автомобиля к проведению ремонтных работ:
- Поверхность тщательно моют и сушат.
- Место, подлежащее восстановлению, обезжиривают.
- Неповрежденные части демонтируют или закрывают их малярным скотчем.
Технологии рихтовки кузова автомобиля:
- Обычная рихтовка.
- Беспокрасочное вакуумное восстановление. Выполняется по технологии Paintless Dent Repair.
- Усадка на горячую.
- Восстановление алюминия.
Нагрев-охлаждение
Для такого метода правки в домашних условиях без покраски нужно иметь:
- строительный фен;
- сжатый воздух;
- средства личной защиты (перчатки, респиратор);
- полироль.
Суть такого ремонта поверхности ТС без покраски в том, что из-за разницы температур металл выпрямляется. Правка проводится по такому алгоритму:
- плавными движениями по радиусу нагревается вмятина;
- при помощи сжатого воздуха вмятина охлаждается.
Если повреждение среднего размера, нагрев следует проводить в нескольких местах. По окончании процесса обработанное место нужно обработать полиролем. Заделать таким образом вмятину самостоятельно весьма просто и недорого.
Ручной инструмент для восстановления кузова
Автоматический рихтовочный инструмент для автомобиля – не единственно возможный вариант для качественного восстановления кузова. Широко распространена и ручная рихтовка автомобиля, для которой используются такие инструменты, как рихтовочный молоток, инерционный и фланцевый молотки, рихтовочный напильник и другие многочисленные наименования инструментов.
Основное отличие молотков для восстановления кузова от своих строительных собратьев – строение бойка. Его поверхность закруглена и тщательно отполирована, а противоположная ударной сторона снабжена клювообразным наконечником для подцепления деталей изнутри. Еще одна особенность – малый вес, необходимый для более аккуратного восстановления.
Предпочтителен ударный инструмент для рихтовки автомобиля с бойками, изготовленными из твердого пластика. Такие молотки мало весят и не наносят механические повреждения рихтуемой поверхности. Для сохранения лакокрасочного покрытия машины (рихтовка без покраски) надо использовать молотки с резиновыми бойками – с ними придется дольше провозиться, но они не царапают краску.
Поддержки, они же наковала (наковальни) и подкладные штампы
В большинстве случаев для рихтовки необходимы разнообразные поддержки. Это массивные металлические бруски, максимально подходящие по своей форме к тому месту кузова, которое нужно выправить. Желательно иметь комплект поддержек для различных участков, обладающих разными радиусами кривизны, толщиной, весом и размерами.
Как правило, рихтовочные наковальня и молоток – это неразлучная пара, которая размещается по разные стороны выправляемого участка. Чем тщательнее подобран по конфигурации подкладной штамп, тем быстрее и легче идет рабочий процесс.
Если у вас нет под рукой приобретенной либо изготовленной самостоятельно поддержки, то, в крайнем случае, можете применить в качестве таковой те предметы, которые есть у вас в хозяйстве. Это может быть большой молот, кувалда, топор, плита от старого утюга, кусок швеллера и пр.
Вакуумная вытяжка вмятин
Если на кузове (двери, крыле, крыше) образовалась вмятина, но лакокрасочное покрытие не пострадало, можно исправить дефект с помощью вакуумной рихтовки. Для выправления вмятин используется пневматический или вакуумный инструмент (присоски), данный метод применяется для выправления так называемых «хлопунов» размерами более 15-20 см в диаметре.
Преимущество этого способа заключается в том, что после исправления дефекта покраска не требуется – лакокрасочное покрытие не повреждается, работа выполняется гораздо быстрее, чем при обычной рихтовке. Но вакуумная вытяжка вмятин требуется определенного мастерства, и выправить удается далеко не каждую вмятину.
Вакуумный обратный молоток
Есть отдельный вид устройства — это вакуумный молоток. Вакуумная рихтовка автомобильного кузова имеет свою особенность, благодаря которой можно привести в порядок достаточно крупную поврежденную поверхность машины.
Его преимущество заключается в том, что на нем присутствует вакуумная присоска, благодаря ей не потребуется снимать толстый слой лакокрасочного покрытия перед началом кузовного ремонта. Еще по сравнению с обычным инструментом не нужно будет сверлить или приваривать скобы на участке, подверженном ремонту. В этом случае используются пистоны разных конфигураций и форм. Посредством вакуумной присоски при выравнивании вмятины материал хорошо удерживается. Работа с вакуумным инструментом снизит время на работу и трудозатраты.
Вакуумная рихтовка кузова осуществляется следующим образом:
- Сначала место для выравнивания очищается от жира и прогревается;
- Вмятина по центру и краям проклеивается клеевыми пистонами нужного размера. Пистоны зацепляются вакуумным молотком, при этом воздействие на поверхность достаточно аккуратное;
- Повторяйте по очереди два предыдущих действия, пока поверхность кузова не примет нормальную форму;
- В конце после выравнивания ее хорошо прорабатывают с помощью минилифтера, который идет в комплекте с пистонами.
Несмотря на очевидные преимущества вакуумной вытяжки перед обычным выравниванием, такой способ рихтовки кузова тоже имеет свои минусы. Целиком убрать дефект не получится. Более того, если на поврежденном участке были трещины, то так вы рискуете еще больше его повредить. Соответственно, к выбору способа рихтовки нужно отнестись внимательно, а также правильно выбирать инструменты для работы.
Как видим, обратный молоток — это незаменимый инструмент для проведения рихтовальных работ кузова. Он имеет немало минусов, о которых мы рассказали выше. Но, несмотря на это, только с его помощью можно избавиться от вмятин в труднодоступных местах. Поэтому он обязательно должен присутствовать в арсенале инструментов каждого автомобильного слесаря.
Как работает прибор для удаления вмятин и как им пользоваться?
- Как работает прибор для удаления вмятин и как им пользоваться?
- Магнитный индуктор, описание прибора
- Как работает прибор
- Правила эксплуатации магнитного индуктора
- Преимущества использования прибора
Небольшие вмятины на кузове автомобиля – совсем не редкость, и причин их появления очень много: гроза с градом, упавший предмет, удар дверью другой машины на тесной парковке, транспортировка и т.д. Но не всем водителям известно, что устранить такие повреждения можно, не прибегая к стандартным кузовным ремонтным работам с рихтовкой и покраской. И возможно это с использованием индуктора для выправления вмятин на кузове авто без покраски. Сегодня мы как раз и поговорим об этом приборе, о правилах его эксплуатации, о принципе его действия, о преимуществах и о том, как убрать вмятины на кузове вашего автомобиля.
Это интересно: Регулировка клапанов ВАЗ 2107 карбюратор своими руками
Магнитный индуктор, описание прибора
Магнитный индуктор – это устройство для кузовного ремонта, которое быстро устраняет мелкие вмятины на окрашенной поверхности машин из магнитного металла (сталь) без повреждений краски. Прибор имеет множество возможностей:
• Выравнивание вмятин без покраски.
• Удаление клеющихся стекол, молдингов.
• Устранение любой полимерной графики.
• Разогревание приржавевших, прикипевших гаек, болтов и прочих деталей.
• Удаление антикоррозийного покрытия днища кузова и т.д.
Это устройство для выправления вмятин на кузове можно применять при парковочных вмятинах, вмятинах от града или падения сосулек, вмятинах, полученных при транспортировке и др. Также возможен небольшой кузовной ремонт пологих вмятин, поднятие переходов, полученных вследствие шпаклевки и покраски, и стяжка «хлопунов» (растянутый металл).
Как работает прибор
Воздействие прибора направленно лишь на разогрев металла, это возможно посредством индукционного излучения. Краска и прочие полимеры, которые находятся на металлическом основании, не нагреваются до критического состояния разрушения. В процессе нагревания стягивается металлическое основание, а поскольку напряжение металла вмятины направлено вверх, то восстанавливается прежняя форма профиля.
Время воздействия определяется толщиной металлического листа и колеблется от 1 до 4 секунд. Если выпрямление с первой попытки не получилось, то нужно дождаться, пока поверхность полностью остынет, чтобы избежать перегрева лакокрасочного покрытия, и повторить все еще раз. Остудить поверхность можно с помощью распыления воды.
Правила эксплуатации магнитного индуктора
Один конец кабеля необходимо подсоединить к рабочему инструменту, а другой – к гнезду «Tools» на панели приборов. При помощи поворотной ручки управления на передней панели выберите нужное время и мощность. Положение с левой стороны ручки управления отвечает за время вывода, можно выбрать от 1 до 4 секунд и бесконечность (=), а положение с правой стороны ручки управления – за выходную мощность, в этом режиме прибор работает непрерывно, и выбрать можете 20%, 40%, 60%, 80%, 100%.
Затем поместить рабочий инструмент на то место, которое необходимо выровнять. Нагревание начнется сразу после нажатия кнопки управления рабочим инструментом, издается быстрый звуковой сигнал включения. В режиме бесконечности или режиме мощности рабочий инструмент будет нагревать материал до тех пор, пока кнопка включена.
Если непрерывно звучит акустический аварийный сигнал, немедленно отпустите кнопку.
Завершив работу с прибором, поверните выключатель в положение «Выкл.».
Пусть прибор остынет полчаса, и отсоедините кабель рабочего инструмента. Так как прибор предназначен для нагревания металлических объектов посредством индукции, то любое другое использование, либо неправильные процедуры, либо использование на другом, нерекомендуемом материале, либо при неправильных рабочих настройках, может привести к повреждению индуктора или повреждению материала.
Наковальни и поддержки для рихтовки
Молоток и напильник – не единственные ручные инструменты, без которых не обходится рихтовка машины. Часто требуются вспомогательные приспособления, облегчающие работу:
- Поддержки. Крупные бруски из металла, которые имеют форму восстанавливаемой детали. Поддержка устанавливается по обратную сторону от детали, после чего та обрабатывается и выравнивается. Для работы нужен целый набор разных поддержек.
- Наковальня. Правка и рихтовка металла при помощи молотка не обходится без наковальни. Она выполняет роль универсальной поддержки, которую можно использовать для ударного выпрямления любых деталей автомобильного кузова.
Молоток молоток для рихтовки и выравнирания Набор для рихтовки и вытягивания автомобиля должен содержать несколько молотков разных видов, комплект поддержек и наковальню. При наличии указанных инструментов восстановление кузова пройдет успешно даже в домашних условиях.
Нюансы рихтовочных работ
- Если вмятина образуется на части кузова с двойным металлом, молотком выровнять поверхность не получится – изнутри до внешнего железа будет не добраться. В таком случае качественно отрихтовать элемент можно с помощью споттера.
- Если по центру заднего/ переднего крыла или двери образовался «хлопун», его можно попробовать выправить без использования каких-либо инструментов – необходимо по железу изнутри резко ударить рукой. Безусловно, можно воспользоваться и вакуумной присоской с обратным молотком, но не у всех этот инструмент имеется.
- Бывает и так – повреждается кузовная деталь (крыло, дверь, капот, крышка багажника), уже имеющая следы коррозии. Рихтовать такой элемент не имеет смысла даже по бедности. Лучше пока ездить с этим дефектом и копить деньги на ремонт и новую деталь. Конечно, в данном случае речь не идет о серьезной аварии.
- При выравнивании поверхности одиночные резкие удары лучше не наносить, ударять следует легко и часто.
- Есть кузовные детали, которые стоят недорого, поэтому рихтовка старого капота или переднего крыла не всегда оправдана. Но здесь есть один нюанс – на многие иномарки продаются неоригинальные китайские запчасти. Если на машине установлен оригинальный капот, и его можно отрихтовать, то лучше восстановить его, чем покупать дешевый «неоригинал», с которыми могут возникнуть проблемы: железо начнет быстро ржаветь, деталь будет трудно подогнать по своему месту.
Рихтовка кузова автомобиля – ремонт, связанный с выравниванием и приданием первоначального вида деформированным деталям автомобиля. Правке может быть подвергнута практически любая часть кузова авто. Самостоятельно проведенный ремонт сэкономит довольно крупную сумму денег, хотя процесс этот довольно трудоемкий и требует строгого соблюдения технологии и правильного подбора инструментов и оборудования.
PDR (технология рихтовки кузова без покраски).
Подразумевает под собой выравнивание различных видов вмятин и повреждений с отсутствующими повреждениями лакокрасочного покрытия. Набор инструментов для такой технологии достаточно обширный. Это и различные крючки, и небольшие наковальни с молотками для выстукивания, и др.
Смысл работ заключается в следующем: если вы имеете вмятину на детали, которую невозможно демонтировать и поставить на место без применения сварочных работ, то в ее отношении применяются разного рода крючки, позволяющие выдавить вмятину с обратной стороны детали.
Работа кропотливая и требует внимания, поэтому если вы раньше не занимались ничем подобным, то для начала вам лучше потренироваться на вмятинах, которые не бросаются в глаза при беглом осмотре.
Ну, а в тех случаях, где деталь можно демонтировать, рихтовку проводят выстукиванием на наковальне, предварительно оберну последнюю мягкой тканью (позволяет исключить повреждения лакокрасочного покрытия). Производится это выстукивание с обратной стороны детали соответствующим рихтовочным молотком: для плоских поверхностей берется молоток с плоским бойком, для криволинейных — с округлым бойком. Выстукивание производится в отношении небольших вмятин – от центра, а у сложных и обширных мест — с границ начала.
Методы выправления для разных повреждений
- Для вытягивания силовых элементов кузова применяют специальные зажимы, которые применяются с цепями и гидравлическим оборудованием или лебёдкой.
- При необходимости применения значительного усилия применяется гидравлическая растяжка. Она, в основном, используется для выправления силовых элементов кузова. Внешние панели, в большинстве случаев, ремонтируются ручными инструментами.
- При доступе с обеих сторон повреждённой панели применяются молотки, гладилки, поддержки (контропоры), рычаги.
Для выправления деформаций с ограниченным доступом к обратной стороне применяются молоток обратного действия и всевозможные пуллеры вместе со споттером, которым привариваются различные тянущие элементы к месту ремонта. Споттер хорошо применять для длинных узких повреждений, которые имеют ограниченный или не имеет вовсе доступ к обратной стороне панели; для множества мелких повреждений; для выправления рёбер жёсткости, в особенности на панелях, имеющих ограниченный доступ к обратной стороне панели.
- Специальная надувная подушка (air bladder) может быть установлена внутри дверей и труднодоступных мест задних крыльев для выдавливания больших вмятин.
- Современные клеевые системы также позволяют выправлять вмятины без доступа к обратной стороне повреждённой детали и могут использоваться как для безпокрасочного ремонта, так и для предварительного вытягивания повреждений, требующих дальнейшего окрашивания.
- Для вытягивания вмятин без повреждения краски также применяются специальные вакуумные присоски. Такие присоски хорошо вытягивают «плавные» вмятины с небольшой пластической деформацией.
- Маленькие вмятины можно выправить, разглаживая их специальным инструментом для беспокрасочного ремонта вмятин (PDR). Для этого достаточно небольшого зазора, чтобы получить доступ инструмента к обратной стороне вмятины. Более подробно о принципах и приёмах PDR технологии можете прочитать здесь.
Как это работает?
Выравнивание формы кузова при помощи домкратов должно происходить в несколько этапов:
Демонтаж всех деталей, которые каким-либо образом мешают проведению ремонта и доступу к местам повреждений.
Установка кузова автомобиля на специальные опоры.
Установка гидравлического домкрата и определение угла воздействия.
Запуск вытяжки
Во время проведения процесса вытягивания всегда очень важно выполнять замеры специальной кузовной линейкой и сравнивать показатели по контрольным точкам первичного чертежа корпуса.
Во время вытягивания механики также «постукивают» молотком по всем перекосам и сгибам металла, что помогает придать корпусу первичную форму.
В случаях, когда с первого раза так и не удалось вытянуть детали в прежнее положение, производится повторное вытягивание с передавливанием, в таком положении все оставляют на сутки для «привыкания» металла. Если повреждения очень масштабные, то вмятину могут вытягивать сразу два или три домкрата.
Какие виды повреждений подлежат рихтовке?
Все повреждения делятся на следующие виды: прямое и непрямое, то есть второстепенное.
Прямое повреждение – область кузова, которая имела непосредственный контакт с объектом, нанёсшим повреждение. В данном месте может возникнуть нарушение целостности слоя краски или разрыв самого металла.
Непрямое повреждение – погнутый металл, располагающийся в области, которая прилегает к прямому повреждению. В некоторых случаях второстепенная деформация находится на расстоянии десятков сантиметров от зоны прямого повреждения.
Современное оборудование позволяет справиться с повреждениями любой сложности. Выполняя ремонт, выбирайте более простые способы для восстановления детали. Наличие у вас специального оборудования не означает, что вам необходимо всегда и везде его использовать. Бывают случаи, когда вмятину можно просто «выдавить» рукой с обратной стороны.
Пошаговая инструкция – как правильно рихтовать машину
Начинающим автолюбителям и тем, кто не имеет большого опыта, можно посоветовать пользоваться услугами профессионалов, как их физической помощью, так и консультационной.
Процесс рихтовки своими руками осуществляется посредством следующих шагов:
- Прежде всего производится демонтаж дефектных элементов кузова, также требуется снять обшивку и иные мешающие элементы.
- Снятый элемент ложится на ровную поверхность, это необходимо для того чтобы очертить существующие границы повреждения.
- Присутствующие достаточно большие вмятины следует выравнивать с края, там где находятся все основные механические повреждения. Используя специальный рихтовочный молоток, требуется от края в центру двигаться, вмятина при этом постепенно будет уменьшаться. При осуществлении данного процесса требуется в обязательном порядке использовать поддержку.
Процесс осуществления рихтовки автомобиля осуществляется обычно по элементам, а ниже будет описано, как производить данный процесс в зависимости от того, какой из элементов подвергается рихтовке.