Двигатель 4a fe- технические характеристики и обслуживание
Содержание:
- Плюсы и минусы мотора
- Пятое поколение
- Список моделей авто, в которых устанавливался
- Неисправности и ремонт двигателя 5A-F/FE/FHE
- Тюнинг двигателя Toyota 4A-GE (4A-FE, 4A-GZE)
- Обзор неисправностей
- Недостатки и слабые места 4Е-ФЕ
- Электродвигатели 4А, 4АМ — габаритно-присоединительные размеры
- Двигатель 4A-GE устанавливается на автомобили:
- Третье поколение
- Характеристики
- Недостатки и устаревшие технологии в моторе Fi
- Технические характеристики 4A GE 1,6 л/115 – 240 л. с.
Плюсы и минусы мотора
Входит в тройку лучших двигателей Тойоты «золотого века». Недостатков нет. Конструктивных ошибок тоже. Замечено, что у наших автовладельцев двигатели с Lean Burn работают не всегда корректно. Но это объясняется не ошибками проектирования системы, а скорее плохим техобслуживанием и горючим. Итак, достоинства:
- Неприхотливость.
- Надежность. Многие мастера отмечают отсутствие случаев разгерметизации vvt i муфты или шумов в ней, так же как и проворачивания вкладышей коленвала.
- Низкая стоимость.
- Высокая ремонтопригодность.
- Простота ремонта и техобслуживания.
- Практически бесперебойное наличие запчастей в продаже.
Пятое поколение
Последнее звено серии двигателей 4A-GE выпускалось с 1995 по 1998 год. Данный двигатель выделяется среди остальных, наличием черной клапанной крышки. Поэтому данному типу двигателя присвоили название «Black Top». Степень компрессии заключительного двигателя из линейки 4A-GE составила 11:1. MAP-сенсор пришел на смену датчику расхода воздуха. Индивидуальные дроссели также изменили свою форму, теперь их диаметр увеличился на 3 мм и составил 45 мм. Параметр высоты, на которую поднимаются впускные клапана, составил 8,2 мм. Произведена доработка впускного коллектора — изменена геометрия.
Среди дополнительных улучшений можно выделить:
- Масса маховика уменьшена.
- Улучшена система наполнения цилиндров топливом.
Новая 6-ступнчатая коробка передач начала комплектоваться с данным двигателем в 1997 году. Благодаря этим улучшением мощность возросла на 5 л.с., и составила 165 л.с. Крутящий момент не изменился. Этот двигатель, установленный на первых версиях Toyota Corolla, наиболее часто модернизируют энтузиасты, для последующей эксплуатации в гонках.
Список моделей авто, в которых устанавливался
Атмосферный форсированный производителем мотор 4A GE рядного типа поперечного расположения использовался в автомашинах Toyota:
- Sprinter – фастбэк и седан;
- Sprinter Trueno – купе трехдверное;
- Sprinter Marino – хардтоп пятидверный;
- Sprinter Carib – универсал с оригинальным экстерьером кузова;
- Corolla Spacio – пятидверный компактвэн;
- Corolla Levin – двухдверное купе;
- Corolla Ceres – хардтоп седан;
- MR2 – двухместный спорткар;
- AE86 – хетчбэк и купе;
- Caldina – универсал С класса;
- Avensis – лифтбек, седан и универсал;
- Carina – седан спортивного дизайна;
- Carina E – хардтоп универсал;
- Corona – семейный седан.
Toyota MR2
Неисправности и ремонт двигателя 5A-F/FE/FHE
Двигатель Toyota 5A аналог мотора 4А, в котором уменьшен диаметр цилиндров с 81 мм до 78.7 мм, таким образом получен объем 1500 куб.см. В остальном перед нами такой же 4A-F/FE/FHE, со всеми его плюсами и минусами. Обычный гражданский мотор, спортивных версий GE/GZE на базе 5A не разрабатывалось.
Модификации двигателя Toyota 5A
1. 5A-F — карбюраторная версия, аналог 4A-F с уменьшенным объемом. Степень сжатия 9.8, мощность 85 л.с. Двигатель находился в производстве с 1987 по 1990-й год. 2. 5A-FE — аналог 4A-FE, представляет собой 5A-F с электронным впрыском топлива, степень сжатия 9.6, мощность 105 л.с. Производство двигателя было начато в 1987 году, закончили в 2006-м, после чего производство было передано на FAW и в настоящее время им комплектуются китайские автомобили. 3. 5A-FHE — версия с доработанной ГБЦ, другими распредвалами, немного измененным впуском, другим выпускным коллектором, мощность возросла до 120 л.с. В производстве находился с 19891 по 1999 год и ставился на автомобили для внутреннего японского рынка.
Неисправности и их причины
Конструкция мотора один в один повторяет 4A мотор, все те неисправности актуальные для 4А, относятся и к 5А: проблемы с трамблером, с лямбда зондом, с датчиком температуры двигателя, после котого двс не заводится, плавают обороты из-за грязной заслонки, датчика холостого хода и прочее. Гидрокомпенсаторов на 5A нет, поэтому раз в 100 тыс проводим процедуру регулировки клапанов, после такого же пробега меняем и ремень ГРМ. В общем, все стандартно для серии А, полный перечень болезней двигателя смотрим .
Тюнинг двигателя Toyota 4A-GE (4A-FE, 4A-GZE)
Чип-тюнинг. Атмо
Двигатели серии 4A рождены для тюнинга, именно на базе 4A-GE был создан всем известный 4A-GE TRD, в атмосферном варианте выдающий 240 л.с. и выкручивающийся до 12000 об/мин! Но для успешного тюнинга надо брать 4A-GE за основу, а не FE версию. Тюнинг 4A-FE идея мертвая изначально и заменой ГБЦ на 4A-GE здесь не помочь. Если чешутся руки доработать именно 4A-FE, тогда ваш выбор наддув, покупаете турбо кит, ставите на стандартную поршневую, дуете до 0.5 бар, получаете свои ~140 л.с. и ездите пока на развалится. Чтобы ездило долго и счастливо, нужно менять коленвал, всю ШПГ под низкую степень, доводить головку блока цилиндров, ставить большие клапана, форсунки, насос, проще говоря родной останется только блок цилиндров. И только потом ставить турбину и все сопутствующее, рационально?
Именно поэтому за основу всегда берется хороший 4AGE, здесь все проще: для GE первых поколений, берутся хорошие валы с фазой 264, толкатели стандартные, ставится прямоточный выхлоп и получаем в районе 150 л.с. Мало?
Убираем впускной коллектор T-VIS, берем валы с фазой 280+, с тюнинговыми пружинками и толкателями, отдаем ГБЦ на доработку, для Big Port доработка включает в себя шлифовку каналов, доводку камер сгорания, для Small Port еще и предварительную расточку впускных и выпускных каналов с установкой увеличенных клапанов, паук 4-2-1, настраиваем на Абит или Январь 7.2, это даст до 170 л.с.
Дальше, кованая поршневая под степень сжатия 11, валы фаза 304, 4-х дроссельный впуск, равнодлинный паук 4-2-1 и прямоточный выхлоп на трубе 63мм, мощность поднимется до 210 л.с.
Ставим сухой картер, меняем маслонасос на другой от 1G, валы максимальные — фаза 320, мощность дойдет до 240 л.с. и крутиться будет за 10000 об/мин.
Как будем дорабатывать компрессорный 4A-GZE… Проведем работы с ГБЦ (шлифовка каналов и камер сгорания), валы 264 фаза, выхлоп 63мм, настройка и около 20 лошадей запишем себе в плюс. Довести мощность до 200 сил позволит компрессор SC14 либо более производительный.
Турбина на 4A-GE/GZE
При турбировании 4AGE сразу же нужно понизить степень сжатия, путем установки поршней от 4AGZE, берем распредвалы с фазой 264, турбокит на ваш вкус и на 1 баре давление получим до 300 л.с. Для получение еще более высокой мощности, как и на злом атмо, нужно доводить ГБЦ, ставить кованый коленвал и поршневую под степень ~7.5, более производительный кит и дуть 1.5+ бар, получая свои 400+ л.с.
РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ: 4
Обзор неисправностей
Каждый опытный автомеханик, специализирующийся на моделях Тойоты, знаком с неисправностями моторов серии 4A. Большей частью они связаны с датчиками и топливной системой (инжекторные версии). Рассмотрим их подробнее.
Датчики
Кислородный и температурный датчики, а также регулятор дроссельной заслонки и давления — и есть основные представители информации на моторах данной серии:
Датчик кислорода — неоценимый помощник в топливной коррекции. Поэтому с его выходом из строя наблюдается повышение расхода горючего. Причиной этого также может стать обрыв подогревателя, размещённого внутри кислородного датчика. Ошибка с этим регулятором высвечивается блоком управления под кодом 21. В любом случае, будь это неисправность подогревателя или самого датчика, поможет только замена регулятора;
Датчик температуры — регистрирует градус двигателя. Если регулятор функционирует неправильно, владельца автомобиля ждут неприятности. Так, при обрыве измерительного элемента БУ подменит настоящие показания датчика, зафиксировав 80°
Это ошибка 22, на которую сразу же надо обратить внимание. Да, мотор будет работать в таком состоянии, но только пока он горячий
Стоит только остановиться, и дать ему остыть, как начнутся проблемы с запуском. Это объясняется малым временем открытия форсунок, запрограммированным блоком управления. Как правило, корректность работы этого датчика проверяют переменным или постоянным резистором, врезанным в цепь. Если регулятор глючит или не работает, надо его заменить;
Датчик положения заслонки — посылает сигнал блоку о том, в каком состоянии находится дроссель. При неисправностях этого регулятора двигатель просто захлёбывается при ускорениях, а коробка переключается неправильно. Код ошибки — 41. Проблема решается заменой датчика, так как на моторах 4A нет возможности его отрегулировать;
Датчик давления — показывает, каково реальное разряжение в коллекторе. По информации ДД образуется состав горючей смеси. Из всех датчиков именно этот является самым надёжным, хотя в случае неправильной сборки, он подвержен чрезмерным нагрузкам.
Датчик положения дроссельной заслонки в неисправном состоянии влияет на обороты двигателя
Топливная система
Впрыск топлива на 4A осуществляется под давлением. Функционирование инжектора полностью контролирует компьютер. Со временем рабочие части форсунок покрываются нагаром, что нарушает правильность распыла.
Эксперты для определения степени забитости форсунок проводят газоанализ и по показаниям кислорода в выхлопе судят о правильности налива. На необходимость промывки инжектора указывает показание свыше 1%. Также систему впрыска можно установить на стенд, протестировав её КПД.
Недостатки и слабые места 4Е-ФЕ
Перечислим основные слабые места двигателя 4E-FE.
- Он подвержен быстрому перегреву, часто пробивается прокладка ГБЦ. Затвердевают и начинают протекать сальники, от повышенных температур. Система охлаждения требует постоянного контроля, с ней возможны неожиданные проблемы.
прокладка ГБЦ двигателя 4E-FE
- Бензин плохого качества приводит к быстрому забиванию топливных форсунок. Из-за плохого топлива клапан холостого хода и дроссель покрываются слоем нагара. В результате 4E-FE начинает работать с перебоями.
-
Перерасход масла становится заметным уже через 120-150 тыс. км. К этому времени маслосъёмные колпачки уже изнашиваются и кольца начинают «залегать».
Кольца начинают «залегать»
- Срок работы ремня ГРМ заявлен производителем на уровне 100 тысяч пробега, но на практике резиновый ремень изнашивается раньше. Однако, несомненный плюс данного двигателя – в случаях обрыва зубчатого ремня ГРМ в ДВС клапана не гнутся.
Как все старые двигатели, 4Е-ФЕ может беспокоить всякими мелкими поломками: то масло протекает, то система зажигания подводит, то лямбда-зонд или другие датчики прекращают работать.
Еще минусы: периодически требуется регулировать клапана, т.к. отсутствуют гидрокомпенсаторы.
Заявленный производителем ресурс ДВС – 220 тыс. км., но при надлежащем обслуживании он увеличивается до 300 тыс. км.
Электродвигатели 4А, 4АМ — габаритно-присоединительные размеры
Марка двигателя |
Число пар полюс. |
Габаритные размеры, мм |
Установочные и присоединительные размеры, мм |
Масса, кг | ||||||||||
l30 | h31 | d30 | b31 | l1 | l10 | l31 | d1 | d10 | b10 | h | ||||
4АА50 | 4ААМ50 | 2, | 176 | 142 | 112 | 20 | 63 | 32 | 9 | 5,8 | 80 | 50 | 3,3/3 | |
4АА56 | 4ААМ56 | 2,4 | 194 | 152 | 128 | 23 | 71 | 36 | 11 | 5,8 | 90 | 56 | 4,5/4,3 | |
4АА63 | 4ААМ63 | 2-6 | 216 | 164 | 138 | 30 | 80 | 40 | 14 | 7 | 100 | 63 | 6,3/6,1 | |
4А71 | 4АМ71 | 2-8 | 285 | 201 | 170 | 40 | 90 | 45 | 19 | 7 | 112 | 71 | 15,1/14 | |
4А80А | 4АМ80А | 2-8 | 300 | 218 | 186 | 50 | 100 | 50 | 22 | 10 | 125 | 80 | 17/17,1 | |
4А80В | 4АМ80В | 2-8 | 320 | 20/19,5 | ||||||||||
4А90L | 4АМ90L | 2-8 | 350 | 243 | 208 | 125 | 56 | 24 | 140 | 90 | 28,7/25 | |||
4А100S | 4АМ100S | 2-4 | 365 | 265 | 235 | 60 | 112 | 63 | 28 | 12 | 160 | 100 | 36/34,6 | |
4А100L | 4АМ100L | 2-8 | 395 | 280 | 140 | 42/40,5 | ||||||||
4А112М | 4АМ112М | 2-8 | 452 | 310 | 260/247 | 80 | 140 | 70 | 32 | 190 | 112 | 56/54 | ||
4А132S | 4АМ132S | 4-8 | 480 | 350 | 302/247 | 89 | 38 | 216 | 132 | 77/72 | ||||
4А132М | 4АМ132М | 2-8 | 530 | 302/290 | 178 | 93/90 | ||||||||
4А160S | 4АМ160S | 2 | 624/637 | 430 | 358 | 110 | 178 | 108 | 42 | 15 | 254 | 160 | 130 | |
4-8 | 48 | 135 | ||||||||||||
4А160М | 4АМ160М | 2 | 667/680 | 210 | 42 | 145 | ||||||||
4-8 | 48 | 160 | ||||||||||||
4А180S | 4АМ180S | 2 | 662 | 470 | 410 | 203 | 121 | 48 | 15 | 279 | 180 | 165 | ||
4-8 | 55 | 175 | ||||||||||||
4А180М | 4АМ180М | 2 | 702/662 | 241 | 48 | 185 | ||||||||
4-8 | 702/662* | 55 | 195 | |||||||||||
4А200М | 4АМ200М | 2 | 760/715 | 535 | 450 | 267 | 133 | 60 | 19 | 318 | 200 | 255/250 | ||
4-8 |
790/745 ** |
140 | 270 | |||||||||||
4А200L | 4АМ200L | 2 | 800/760 | 110 | 305 | 55 | 280/275 | |||||||
4-8 |
830/790 *** |
140 | 60 | 310/300 | ||||||||||
4А225М | 4АМ225М | 2 | 810 | 575 | 494 | 110 | 311 | 149 | 55 | 356 | 225 | 355/350 | ||
4-8 |
840/810 **** |
140 | 65 | 355 | ||||||||||
4А250S | 4АМ250S | 2 | 915 | 640 | 554 | 168 | 24 | 406 | 250 | 470 | ||||
4-8 |
915/855 ***** |
75 | 490 | |||||||||||
4А250М | 4АМ250М | 2 |
955 ****** |
349 | 65 | 510 | ||||||||
4-8 | 75 | 535 | ||||||||||||
4А280S | 4АМ280S | 2 | 1140 | 700 | 660 | 535 | 140 | 368 | 190 | 70 | 24 | 457 | 280 | 785 |
4-10 | 1170 | 170 | 80 | |||||||||||
4А280М | 4АМ280М | 2 | 1180 | 140 | 419 | 70 | 835 | |||||||
4-10 | 1210 | 170 | 80 | |||||||||||
4А315S | 4АМ315S | 2 | 1225 | 765 | 690 | 540 | 140 | 406 | 216 | 75 | 28 | 508 | 315 | 875 |
4-12 | 1255 | 170 | 90 | |||||||||||
4А315М | 4АМ315М | 2 | 1285 | 710 | 140 | 457 | 75 | 1100 | ||||||
4-12 | 1315 | 170 | 90 | |||||||||||
4А355S | 4АМ355S | 2 | 1350 | 855 | 795 | 610 | 170 | 500 | 254 | 85 | 610 | 355 | 1355 | |
4-12 | 1400 | 210 | 100 | |||||||||||
4А355М | 4АМ355М | 2 | 1410 | 170 | 560 | 85 | 1570 | |||||||
4-12 | 1450 | 210 | 100 | |||||||||||
* — для электродвигателя 4АМ180М4, l30=702 мм. | ||||||||||||||
** — для электродвигателя 4АМ200М4, l30=790 мм. | ||||||||||||||
*** — для электродвигателя 4АМ200L4, l30=830 мм. | ||||||||||||||
**** — для электродвигателя 4АМ225М4, l30=840 мм. | ||||||||||||||
***** — для электродвигателя 4АМ250S4, l30=915 мм. | ||||||||||||||
****** — для электродвигателя 4АМ250М6, 4АМ250М8 l30=915 мм. |
Применение и условия эксплуатации электродвигателей основного исполнения.
Асинхронные двигатели серии 4А, 4АМ основного исполнения предназначались для работы от сети трехфазного переменного тока частотой 50 Гц.
Нормальные значения климатических факторов внешней среды принимаются в соответствии с ГОСТ 15543-70, при этом запыленность воздуха не должна быть более 10 мг/м.куб. для электродвигателей со степенью защиты IP44 климатических исполнений У2, УЗ, УХЛ4 и более 2 мг/м.куб. для двигателей со степенью защиты IP23.
Двигатели в диапазоне мощностей:
— от 0,06 до 0,37 кВт изготавливались на напряжения 220 и 380 В:
— от 0,55 до 11 кВт — 220, 380 и 660 В;
— от 15 до 110 кВт — 220/380 и 380/660 В;
— от 132 до 400 кВт — 380/660 В.
Двигатели мощностью до 11 кВт выпускались с тремя, а по заказу потребителям — шестью выводными концами. Соединение обмотки треугольник или звезда.
Двигатель мощностью выше 15 кВт изготовляют с шестью выводными концами. Соединение обмотки — треугольник или звезда.
Показатели надежности АД: средний срок службы — не менее 15 лет при наработке 4000 ч, средний срок службы до первого капитального ремонта — 8 лет при наработке 20 000 ч; вероятность безотказной работы — не менее 0,9 за 10000 ч.
Двигатель 4A-GE устанавливается на автомобили:
Toyota Carina
Toyota Carina
(08.1998 — 11.2001)
рестайлинг, седан, 7 поколение, T210
Toyota Carina
(08.1996 — 07.1998)
седан, 7 поколение, T210
Toyota Carina
(05.1990 — 07.1992)
рестайлинг, седан, 5 поколение, T170
Toyota Carina
(05.1988 — 07.1990)
седан, 5 поколение, T170
Toyota Corolla
Япония
Toyota Corolla
(04.1997 — 07.2000)
рестайлинг, седан, 8 поколение, E110
Toyota Corolla
(05.1997 — 07.2000)
3-й рестайлинг, универсал, 7 поколение, E100
Toyota Corolla
(05.1995 — 04.1997)
2-й рестайлинг, универсал, 7 поколение, E100
Toyota Corolla
(05.1993 — 04.1995)
рестайлинг, седан, 7 поколение, E100
Toyota Corolla
(06.1991 — 04.1993)
седан, 7 поколение, E100
Toyota Corolla
(05.1989 — 05.1991)
рестайлинг, седан, 6 поколение, E90
Toyota Corolla
(05.1987 — 04.1989)
седан, 6 поколение, E90
Европа
Toyota Corolla
(05.1987 — 04.1992)
хэтчбек 3 дв., 6 поколение, E90
Toyota Corolla
(05.1987 — 04.1992)
хэтчбек 5 дв., 6 поколение, E90
Toyota Corolla
(05.1987 — 04.1992)
лифтбек, 6 поколение, E90
США
Toyota Corolla
(05.1987 — 06.1991)
купе, 6 поколение, E90
Toyota Corolla
(05.1983 — 07.1987)
хэтчбек 5 дв., 5 поколение, E80
Toyota Corolla
(05.1983 — 07.1987)
хэтчбек 3 дв., 5 поколение, E80
Toyota Corolla
(05.1983 — 07.1987)
купе, 5 поколение, E80
Toyota Corolla
(05.1983 — 07.1987)
седан, 5 поколение, E80
Toyota Corolla Ceres
Toyota Corolla Ceres
(05.1994 — 12.1999)
рестайлинг, седан, 1 поколение, E100
Toyota Corolla Ceres
(05.1992 — 04.1994)
седан, 1 поколение, E100
Toyota Corolla FX
Toyota Corolla FX
(05.1992 — 04.1995)
хэтчбек 3 дв., 3 поколение, E10
Toyota Corolla FX
(05.1987 — 04.1992)
хэтчбек 3 дв., 2 поколение
Toyota Corolla Levin
Toyota Corolla Levin
(04.1997 — 07.2000)
рестайлинг, купе, 7 поколение, E110
Toyota Corolla Levin
(05.1995 — 03.1997)
купе, 7 поколение, E110
Toyota Corolla Levin
(05.1993 — 04.1995)
рестайлинг, купе, 6 поколение, E100
Toyota Corolla Levin
(06.1991 — 05.1993)
купе, 6 поколение, E100
Toyota Corolla Levin
(05.1989 — 05.1991)
рестайлинг, купе, 5 поколение, E90
Toyota Corolla Levin
(06.1987 — 04.1989)
купе, 5 поколение, E90
Toyota Sprinter
Toyota Sprinter
(04.1997 — 07.2000)
рестайлинг, седан, 8 поколение, E110
Toyota Sprinter
(05.1993 — 04.1995)
рестайлинг, седан, 7 поколение, E100
Toyota Sprinter
(06.1991 — 04.1993)
седан, 7 поколение, E100
Toyota Sprinter
(05.1989 — 05.1991)
рестайлинг, хэтчбек 5 дв., 6 поколение, E90
Toyota Sprinter
(05.1989 — 05.1991)
рестайлинг, седан, 6 поколение, AE91
Toyota Sprinter
(05.1987 — 04.1989)
седан, 6 поколение, AE91
Toyota Sprinter
(05.1987 — 04.1989)
хэтчбек 5 дв., 6 поколение, E90
Toyota Sprinter Carib
Toyota Sprinter Carib
(04.1997 — 08.2002)
рестайлинг, универсал, 3 поколение, E110
Toyota Sprinter Carib
(08.1995 — 04.1997)
универсал, 3 поколение, E110
Toyota Sprinter Marino
Toyota Sprinter Marino
(05.1994 — 12.1997)
рестайлинг, седан, 1 поколение, E100
Toyota Sprinter Marino
(05.1992 — 04.1994)
седан, 1 поколение, E100
Toyota Sprinter Trueno
Toyota Sprinter Trueno
(04.1997 — 07.2000)
рестайлинг, купе, 7 поколение, E110
Toyota Sprinter Trueno
(05.1995 — 03.1997)
купе, 7 поколение, E110
Toyota Sprinter Trueno
(05.1993 — 04.1995)
рестайлинг, купе, 6 поколение, E100
Toyota Sprinter Trueno
(06.1991 — 04.1993)
купе, 6 поколение, E100
Toyota Sprinter Trueno
(05.1989 — 05.1991)
рестайлинг, купе, 5 поколение, E90
Toyota Sprinter Trueno
(06.1987 — 04.1989)
купе, 5 поколение, E90
Третье поколение
Производство длилось три года с 1989 по 1991 год. Изменения наблюдается на поверхности клапанной крышки, цвет которой изменился на серебристый. Буквенное обозначение мотора наносилось красками красного цвета. Данный двигатель получил прозвище «Red Top», что в переводе на русский, означает Красный верх. Компрессионная степень увеличилась до 10,3:1. Благодоря опыту, полученному при конструировании предыдущих двигателей, конструкторы Toyota решили уменьшить геометрию канала впуска. Это привело к получению двигателем нового прозвища «smallport», что на русском означает «Маленький канал». Система T-VIS в данном поколении не применялась.
Для увеличения срока службы мотора, были проведены следующие доработки:
- Установка дополнительных разбрызгивателей масла, находящиеся под нижней поверхностью поршней.
- Увеличена толщина шатунов.
- Изготовление першей осуществлялось по толщину пальцев, котора составляла 20 мм.
- Установка датчика, контролирующего расход воздуха, осуществлялся двух типов MAF и MAP, который зависел от рынка, для которого производился двигатель.
В силовой установке, поставляемой на японский рынок, параметр мощности составил 125 л.с. а крутящий момент 149 Нм, а в двигателях американского рынка эти показатели составили 128 л.с. и 105 Нм соответственно.
Представление двигателя 4A-GE впервые было осуществлено в 1983 году. Автомобили Toyota Sprinter Trueno AE86 и Toyota Corolla Levin AE86 стали первыми, куда устанавливали данную силовую установку. На кузов AE86 производили установку 4A-GE по схеме заднеприводного автомобиля. Поперечная установка его началась с Toyota MR2. 1991 стал последним годом в Америке, когда устанавливался двигатель 4A-GE на Toyota Carolla. Автомобиль Geo Prizm GSi оснащался данным силовым агрегатом с 1990 года по 1992. Все, без исключения, модификации 4A-GE оснащались кованными поршнями, в отличие от агрегатов Toyota, в которых они были более дешевыми, литыми.
В период с 1990 по 2005 года, автоконцерн Тойота являлся спонсором Атлантического чемпионата. В это время укомплектованная модификация 4A-GE от Toyota Racing, получила установку на автомобили Formula Atlantic. Головка блока цилиндров этого «заряженного» двигателя была модифицирована. Благодоря этому изменению, мощностной параметр составил 240 л.с. при частоте вращения в 8400 об/мин. Максимальная частота вращения составляла 12 тыс об/мин, однако это способствовало уменьшению ресурса двигателя.
Характеристики
Силовые агрегаты Toyota 4A 1.6 (точный объем 1587 куб. см.) выпускались с 1982 по 2002 год. На них использовался чугунный блок цилиндров. Показатели мощности у разных модификаций двигателей серии 4A варьируется в пределах от 78 до 170 лошадиных сил, при значении крутящего момента от 117 до 206 Н*м. Степень сжатия, в зависимости от модификации силового агрегата, составляет от 8 до 11. Система впрыска, также зависит от варианта двигателя, используется карбюратор или инжектор.
Для моторов 4A-FE допускалось использовать следующие марки бензина: АИ 92 и АИ 95. Объем заливаемого масла в двигателе составляет от 3 до 3.7 литров. Какое масло лить в мотор, решается в зависимости от климатических условий. Можно применять следующие марки: 5W-30, 10W-30, 15W-40, 20W-50. Характеристики двигателя марки 4A-FE допускают максимальное потребление масла до одного литра на тысячу километров.
Расход
Показатель расхода топлива зависит от машины, на которую устанавливался мотор 4A-FE. Ниже приведены данные по расходу бензина для конкретных моделей автомобилей:
- Toyota Avensis в кузове T220 с пяти ступенчатой механической коробкой передач: в городском режиме 10,6 л/100 км, в загородном – 6,1 л/100 км;
- Toyota Corolla с четырех ступенчатой АКПП: при езде в населенных пунктах 10,3 л/100 км, на трассе – 6,4 л/100 км.
Модификации
Выбор версий двигателя серии 4А достаточно широк. Первым в 1983 году был разработан карбюраторный силовой агрегат марки 4А-C с восьмью клапанами и мощностью в девяносто лошадиных сил. Также были разработаны аналоговые версии для европейского и австралийского рынка. Они маркировались: 4A-L, -LC, -E, -ELU, -F. Их мощность находилась в диапазоне от 78 до 100 лошадиных сил. С течением времени мотор претерпел достаточно серьезные изменения. Были разработаны следующие вариации двигателей серии 4А:
- Инжекторный вариант 4A-FE, который имел несколько генераций. Среди них:
Блок 4A-FE
- 4A-FE Gen 1 был впервые оснащен инжекторной системой в 1987 году. Модель силового агрегата мощностью 100-102 л.с. выпускалась до 1993 года;
- в модернизированной 4A-FE Gen 2 использовалась новая шатунно-поршневая группа, изменена конструкция распределительного вала, системы подачи топлива, а также увеличена максимальная мощность до 110 л.с.;
- крайней версией мотора стала 4A-FE Gen 3. Он незначительно отличался от двигателя второй генерации. Мощность увеличилась до 115 лошадиных сил.
- В дальнейшем выпускалась модель ДВС 4A-FHE (110 л.с.). Она предусматривала усовершенствование конструкции мотора 4A-FE;
- После этого компания Тойота и Ямаха совместными усилиями разработали версию мотора 4A-GE. За время своего существования он претерпел пять генераций. Марки двигателей отличались повышенной мощностью, которая составляла:
- 124 л.с. – 4A-GE Gen 1;
- 125 л.с. – 4A-GE Gen 2;
- 128 л.с. – 4A-GE Gen 3;
- 160 л.с. – 4A-GE Gen 4;
- 165 л.с. – 4A-GE Gen 5.
Карина Е
На какие модели устанавливался
Двигатель модификации 4A-FE использовался для следующих моделей автомобилей:
- Avensis Т220 с 1997 по 2000 г;
- Carina AT171/175 с 1988 по 1992 г и AT190 с 1984 по 1996 г;
- Carina II AT171 с 1987 по 1992 г;
- Carina E AT190 с 1992 по 1997 г;
- Geo Prizm на базе Toyota AE92 с 1989 по 1997 г;
- Corolla/Conquest AE92/AE111 с 1993 по 2002 г;
- Celica AT180 с 1989 по 1993 г;
Toyota Celica Т200
- Corolla AE92/95 с 1988 по 1997 г, AE101/104/109 с 1991 по 2002 г, AE111/114 с 1995 по 2002 г;
- Corolla Ceres AE101 с 1992 по 1998 г;
- Corolla Spacio AE111 с 1997 по 2001 г;
- Sprinter AE95 с 1989 по 1991 г, AE101/104/109 с 1992 по 2002 г, AE111/114 с 1995 по 1998 г;
- Corona AT175 с 1988 по 1992 г, AT190 с 1992 по 1996 г, AT210 с 1996 по 2001 г;
- Sprinter Carib AE95 с 1988 по 1990 г, AE111/114 с 1996 по 2001 г.
Недостатки и устаревшие технологии в моторе Fi
Тюнинговать такие двигатели не имеет смысла. Тюнинг до 150 лошадок доступен только при полной переделке системы впрыска и выхлопа, ГБЦ и поршневой группы. Один блок цилиндров останется стоковым, а денег будет потрачено невероятно много. Но это не самый большой недостаток. Можно выделить такие неприятности агрегата:
- Лямбда-зонд. Ужасный узел, который дорого стоит и нередко становится причиной зверского расхода топлива.
- Датчики. Старые электронные узлы требуют замены, выходят из строя неожиданно.
- Трамблер в зажигании, из-за чего очень часто мотор просто не заводится без особых перспектив сдвинуть машину с места.
- Моновпрыск 4S-Fi. Если его не обслуживать каждый год, проблемы будут постоянно расти.
- Настройки. Судя по отзывам, сложно найти оригинальную книгу или мануал, так как моторчик достаточно редкий.
Как видите, недостатков у этой модели хватает. Двигатель вряд ли можно назвать самым достойным в своем сегменте. Если вы купите контрактник с пробегом свыше 200 000 км, то придется изрядно вложить денег, чтобы обеспечить его нормальную работу. Тем более, агрегат старый, проверить его реальный пробег будет очень сложно.
Технические характеристики 4A GE 1,6 л/115 – 240 л. с.
Изначально в двигателе исполнения GE семейства 4A заложен объем камер сгорания 1,6 л и угол 50 градусов между клапанами. Это позволило увеличить мощность и обеспечить высокую производительность. Соотношение диаметра цилиндра к ходу поршня постоянное для всей серии, составляет 81/77 мм.
В первом поколении 4A GE схема двигателя заточена для заднеприводных автомобилей АЕ86 вариантов Corolla Levin и Sprinter Trueno производителя Toyota. Поперечная установка ДВС для переднеприводных спортивных моделей Тойота стала использоваться позже, с возникновением спорткара MR2, а в 1991 году Corolla в Северной Америке на заводах Канады и США корпорации Toyota перестали комплектоваться силовыми агрегатами 4A GE.
Мотор 4A-GE Silver Top под капотом
4A-GE
Технические характеристики 4A GE соответствуют нижеуказанным табличным значениям:
Изготовитель | GM DAT |
Марка ДВС | 4A GE |
Годы производства | 1983 – 1998 |
Объем | 1598 см3 (1,6 л) |
Мощность | 84,6 – 118 кВт (124 – 160 л. с.) |
Момент крутящий | 153 Нм (на 4200 об/мин) |
Вес | 112 – 130 кг |
Степень сжатия | 9,4 – 11 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | рядный бензиновый |
Зажигание | трамблер |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4/5 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | дюралевый/4 дросселя |
Выпускной коллектор | литой чугунный |
Распредвал | оригинальный профиль кулачков |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | 81 мм |
Поршни | высокая юбка |
Коленвал | чугун литье |
Ход поршня | 77 мм |
Горючее | АИ-95 |
Нормативы экологии | Евро-3 |
Расход топлива | трасса – 4 – 5 л/100 км
смешанный цикл 5 – 7 л/100 км город – 8 – 10 л/100 км |
Расход масла | 0,2 – 0,6 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 5W30, 5W40, 0W30, 0W40 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, ЛукОйл, Mannol, Toyota, Castrol |
Масло для 4A GE по составу | синтетика, полусинтетика |
Объем масла моторного | 3 – 3,7 л в зависимости от машины |
Температура рабочая | 95° |
Ресурс ДВС | заявленный 250000 км
реальный 350000 км |
Регулировка клапанов | гидрокомпенсаторы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Объем ОЖ | 6 л |
Помпа | Toyota 16110-19205, GMB GWT-83A, Aisin WPT-018 |
Свечи на 4A GE | BKR6EP-11 от NGK |
Зазор свечи | 1,1 мм |
Ремень ГРМ | Gates 5124, Contitech CT527 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Fram CA5466, Febi 27270, Champion U677/606, Bosch 1457433958, Blue Print ADT32239, Alco MD-9932, Toyota 17801-15070 |
Масляный фильтр | Mann W68/3, Jakoparts J1312010, Champion C138/606, Bosch 0986452028, Blue Print ADT32109, Alco SP-991, Vic C-110, Toyota 90915-10001 |
Маховик | 8 отверстий под болты, с посадочным диаметром сцепления 212 мм |
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм |
Маслосъемные колпачки | производитель Goetze |
Компрессия | от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 750 – 800 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 25 Нм
маховик – 102 Нм болт сцепления – 64 Нм крышка подшипника – 77 Нм (коренной) и 55 Нм (шатунный) головка цилиндров – три стадии 20 Нм, 64 Нм + 90° |