Максимальная длина автопоезда: допустимые габариты транспортного средства
Содержание:
- Максимально разрешенная длина автопоезда в России
- ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ПО ПОГРУЗКЕ (ВЫГРУЗКЕ) ГРУЗОВ В ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО Приложение № 7 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом
- Лазейки
- Тоннаж автомобилей: что значит крупнотоннажный и малотоннажный
- Знак крупногабаритный груз размеры знака по госту
- Реалии
- Трехзвенные автопоезда: история
- Штрафы за нарушения
- Основные параметры веса автопоезда
- Классификация грузового автомобильного транспорта
- Правила расчёта нагрузки
- Максимально разрешённая нагрузка, приходящаяся на ось автомобиля
- Нормирование грузовой техники в РФ
- Требования к габаритам автопоезда. Способы увеличения грузоподъемности автопоезда.
- Лазейки
- Положения ПДД
- Сложности России
Максимально разрешенная длина автопоезда в России
В соответствии с принятой формулировкой, автопоезд это комбинированное транспортное средство, сформированное многозвенным.
Он представляет собой сочетание автомобиля-тягача, а также специального прицепа (в таком случае, состав принято называть прицепным автопоездом), а также полуприцепом, благодаря которому состав называется уже седельный автопоезд.
На практике, формироваться подобный автопоезд может из грузовых или легковых транспортных средств, что регламентировано особенностями принятых в настоящее время ПДД.
Требования ПДД по перевозке негабаритного груза автотранспортом
Помните знаменитый тезис высказанный Остапом Бендером: «Автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения»? В наше время его можно дополнить словами «людей и грузов».
Если с правилами перевозки пассажиров у большинства автолюбителей вопросов не возникает, то о нюансах, связанных с перевозкой грузов, знакомы не все. А данному вопросу в Правилах дорожного движения отведен целый раздел.
Требования ПДД
В ПДД перевозке грузов посвящен раздел 23, состоящий из пяти пунктов, в которых законодатель предусмотрел все возможные ситуации, возникающие при их перевозке автомобильным транспортом.
В 23.1 речь идет о допустимых значениях по массе груза. 23.2 предписывает водителю контролировать его размещение и крепление.
23.1. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
23.2. Перед началом и во время движения водитель обязан контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения.
Пункт 23.3 ПДД развернуто указывает, когда допускается перевозка груза и имеет пять абзацев, из которых следует упомянуть достаточно необычный для современных водителей о том, про что многие водители забывают: размещение груза не должно препятствовать восприятию сигналов, подаваемых рукой.
23.3. Перевозка груза допускается при условии, что он:
- не ограничивает водителю обзор;
- не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;
- не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
- не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.
Если состояние и размещение груза не удовлетворяют указанным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений перечисленных правил перевозки либо прекратить дальнейшее движение.
Допустимые габариты груза для перевозки автотранспортом
Что же считается крупногабаритным грузом, перевозка которого не требует получения специальных разрешений, но имеет строго определенные правила перевозки, указанные в ПДД?
23.4.
Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди — фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета.
По длине
Если груз выступает за габариты автомобиля спереди и сзади более чем на 1м, но не более 2м. Тут следует отметить, что несмотря на наличие буквы «и», читать можно «или». Допустим груз выдвинут более чем на метр только за задний габарит автомобиля, а спереди нет, он уже становится крупногабаритным.
По ширине
Так же указано насколько груз может выступать по ширине автомобиля — не более чем на 40см.
ВНИМАНИЕ. В отличие от первого случая, где следует мерить длину выступающей части от крайней точки автомобиля, здесь замер производится от края заднего габаритного огня, а значит реально выступать он будет несколько меньше, чем прописанные 40см, так как указанный фонарь всегда находится несколько глубже крайней боковой точки автомобиля
Если после измерений хотя бы один параметр превышает приведенные выше нормы, он должен быть отмечен знаком «Крупногабаритный груз», а в темное время суток или при недостаточной видимости еще и фонарями или световозвращателями: белый спереди и красный сзади.
По высоте
Несмотря на то, что пункт 23.4 ПДД не говорит о высоте груза, следует помнить, что груз не должен превышать четырех метров вверх от поверхности проезжей части (п. 23.5 ПДД).
Рассмотрим такую ситуацию: груз не выступает за габариты автомобиля, а в высоту достигает 3 метра 85 сантиметров от полотна дороги, знак «Крупногабаритный груз» не обязателен.
Бывает и такое.
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ПО ПОГРУЗКЕ (ВЫГРУЗКЕ) ГРУЗОВ В ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО Приложение № 7 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом
ПОГРУЗКА
1. Подготовка груза, контейнера к перевозке:
а) упаковка и затаривание груза в соответствии со стандартами, техническими условиями на груз, тару, упаковку и контейнер;
б) маркировка и группировка грузовых мест по грузополучателям;
в) размещение груза, контейнера на месте загрузки.
2. Подготовка транспортного средства к загрузке:
а) размещение транспортного средства на месте загрузки;
б) открытие дверей, люков, бортов, снятие тентов, подготовка и установка на транспортном средстве приспособлений, необходимых для загрузки, разгрузки и перевозки груза, и приведение их в рабочее состояние.
3. Загрузка груза в транспортное средство:
а) подача груза, контейнера в транспортное средство;
б) размещение, укладка груза в транспортном средстве.
4. Крепление груза в транспортном средстве:
а) приведение в рабочее состояние крепежных, стопорных и защитных приспособлений, закрытие дверей, люков, бортов транспортного средства, установка тентов;
б) подготовка загруженного транспортного средства к движению.
ВЫГРУЗКА
1. Размещение транспортного средства на месте разгрузки.
2. Подготовка груза, контейнера и транспортного средства к разгрузке:
а) открытие дверей, люков, бортов, снятие тентов;
б) подготовка к работе установленных на транспортном средстве механизированных загрузочно-разгрузочных устройств и механизмов, а также снятие и приведение в нерабочее состояние крепежных, стопорных и защитных приспособлений, устройств и механизмов.
3. Разгрузка груза из транспортного средства:
а) съем груза, контейнера из транспортного средства;
б) демонтаж крепежных, стопорных и защитных приспособлений, устройств и механизмов.
4. Подготовка разгруженного транспортного средства к движению:
а) очистка, промывка и дезинфекция транспортного средства;
б) закрытие дверей, люков, бортов транспортного средства, подготовка загрузочно-разгрузочных, крепежных, стопорных и защитных приспособлений, устройств и механизмов к движению транспортного средства.
Скачать Приложения 6 и 7 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом. в формате «.doc» — MS Word или в формате «.pdf» — Adobe Reader |
Лазейки
На некоторых тематических форумах есть следующая интересная информация, разберем ее на примере. Максимально разрешенная длина автопоезда у нас в стране регламентирована. А разрешение на включение двух прицепов в состав автопоезда получить почти нереально. Но наши водители нашли некий выход.
За условный КАМАЗ нельзя зацепить два прицепа, но этот же КАМАЗ может буксировать сломанный КАМАЗ с прицепом. Чем вам не длинный автопоезд, который укладывается в наше странное действующее законодательство? Конечно же, никто не утверждает, что сотрудники ГИБДД не догадаются, что вы хитрите.
Хотя на этих тематических форумах, где взята данная информация, есть пользователи, которые говорят, что они довольно успешно пользуются данной схемой. Будем надеяться, что это правда, а не их вымысел и хвастовство.
Тоннаж автомобилей: что значит крупнотоннажный и малотоннажный
Тоннаж автомобилей напрямую зависит от их категории и габаритов, по этому признаку транспорт бывает:
- Малотоннажный. Это машины, имеющие собственный вес меньше 3,5 т. Обычно грузоподъемность их не более 2,5 т. Сюда относят легковые машины, небольшие грузовички, предназначенные для перемещения малых партий товара или имущества на близкие расстояния. Это, например, «Газель», «Hyundai Porter», «Kia Bongo», «Baw Fenix». Кабина и кузов таких автомобилей держатся на одной раме, отсюда и невозможность увеличить вес перемещаемого содержимого.
- Средний. Это машины по тоннажу 1,5-8 т, имеющие массу 3,5-12 т. Сюда относят «Валдай», «КамАЗ», «МАЗ», «ISUZU» и другие аналогичные модели. Таким типом грузовиков пользуются практически все сетевые магазины в России, так как транспорт способен перемещать на значительные расстояния большое количество содержимого, и ему разрешено пользоваться любыми дорогами, даже МКАД.
- Крупнотоннажный. Это транспорт массой более 12 т, способный перевозить от 8 т груза. Машины используются для составления автопоездов, так как редко представляют собой единую конструкцию с кузовом. Это тягачи и платформы, к которым крепятся прицепы, контейнеры.
Если говорить только о грузовиках, то здесь более точной будет европейская классификация:
- Собственная масса от 0,4 т до 6 т, грузоподъемность до 6 т – это легкие. К ним относятся небольшие фургоны, пикапы.
- Масса без нагрузки 6-15 т – это средний сегмент грузовиков. К данной категории относят «ЗИЛ», «ГАЗ 3309». Их особенность – не полное использование разрешенного давления на ось.
- Снаряженная масса более 15 т. Здесь максимальные нагрузки на оси используют на 100%, ведь речь идет о фурах, перевозящих до 28 т. Но есть ограничения по длине, ширине и высоте транспорта. А давление на оси рассчитывается с оглядкой на дорожное покрытие.
Знак крупногабаритный груз размеры знака по госту
Сюда же относятся имеющиеся на дорогах пересечения с железнодорожными переездами, а также наличие линий связи и электропередач. Транспортировка еще может ограничиваться погодными условиями и типом дорожного покрытия.
Примером негабаритных грузов могут служить некоторые виды сельскохозяйственной спецтехники, катера и яхты, буровые установки, турбины, изделия из бетона и прочие объекты, имеющие всевозможные формы, размеры и большую массу.
Таким образом, любой объект можно считать негабаритом, если он в силу особенностей своей формы, размеров, веса и иных параметров не подлежит перевозке на транспортном средстве в закрытом виде (например, при помощи контейнеров стандартных размеров).
Согласно п. 23.3 правил дорожного движения разрешается перевозка негабаритных и тяжеловесных грузов, если они не влияют на качество обзора водителя, не ухудшают устойчивость транспортного средства, не закрывают видимость светоотражателей, опознавательных знаков и осветительных устройств.
Транспортировка негабаритного груза в соответствии с требованиями ПДД
Предметы по ширине свыше четырех метров транспортируются лишь в сопровождении сотрудников ГИБДД.
Груз длиной более 24 метров подпадает под определение негабарита Существуют ПДД стандарты, регулирующие доставку крупногабаритных грузов в легковом и грузовом автомобильном транспорте.
Правила описаны в разделе 23 «Перевозка грузов», пункт 4. В нем говорится о том, что в ситуации недостаточной видимости на дороге требуется обозначение негабаритных грузов спец обозначениями. А именно: фонарями, наклейками или светоотражающими элементами сзади красного или оранжевого цвета, спереди — белого.
Ранее транспортировка негабаритного груза регулировалась Инструкцией, предписывающей требования относительно допустимой нагрузки на оси автомобиля, ограничений по весу и размерам объектов, веса полуприцепа и прочее. Однако теперь, после недавнего вступления в силу, необходимо также учитывать Правила перевозки крупногабаритных грузов.
Размеры негабаритного груз по госту
Размеры знака «негабаритный груз» по ГОСТу составляют 40*40 см.
Важно Этот металлический щиток должен иметь нарисованные на нем красные и белые полосы, расположенные диагонально. Также можно использовать не щит, а специальную наклейку
Размеры знака негабаритный груз 40*40 см Кроме того, чтобы соблюсти размеры знака «крупногабаритный груз», нужно удостовериться, что его поверхность световозвращающая
Также можно использовать не щит, а специальную наклейку. Размеры знака негабаритный груз 40*40 см Кроме того, чтобы соблюсти размеры знака «крупногабаритный груз», нужно удостовериться, что его поверхность световозвращающая.
- 3 Штрафы за нарушения
- 2 Установка знака согласно требованиям
- 1 Что такое негабаритный груз
Вне зависимости от типа ТС, иногда требуется перевести что-то, превышающее его размеры или разрешенный вес.
Крупногабаритный груз: определение, правила перевозки и знаки(2018г)
При прохождении маршрута по двум и более территориальным единицам верхнего уровня РФ следует получить межрегиональное разрешение.
Грузоперевозки с использованием автомобильного транспорта (и легкового, и грузового), должны осуществляться в соответствии со следующей документацией:
- Постановление Правительства РФ от 2011 года № 272, которое описывает правила перевозки грузов автомобильным транспортом.
- Устав автомобильного и городского (который передвигается по земле и в качестве топлива потребляет электроэнергию) транспорта.
Знаки, используемые при перевозке негабаритных грузов: размеры гост
Если была разрешена перевозка такого груза, его обязательно должна отмечать табличка, видимая на большом расстоянии. · Тяжеловесный. Под этим названием понимаются грузы, относящиеся к весовой категории, которую данный грузовой автомобиль по закону перевозить не имеет права, без разрешения.
· Габаритный – то есть соответствующий нормам и неинтересный с точки зрения обзора.
Если транспортное средство вместе с грузом и прицепом укладывается в следующие параметры: его высота меньше 2 метров, вес до 32 тонн (этот параметр варьируется в зависимости от типа авто), длина не превышает 20 метров, а ширина 2,55 метра, то это габаритный груз. Приключение начинается когда транспортное средство взваливает на себя не габаритный, а больший по размерам товар.
Без специального разрешения и опознавательного знака автовладелец рискует получить штраф от 2500 до 500 тысяч рублей, а его транспорт – отправиться на штрафстоянку.
Реалии
Все мы знаем, что сотрудники ГИБДД не упускают возможность пообщаться с водителем автопоезда. Водители говорят, что в автопоезде всегда есть что-то такое, что является нарушением.
Хотя есть и такие водители автопоездов, к которым просто нет варианта придраться. В первую очередь сотрудников ГИБДД интересуют именно вопросы о том, а укладывается ли автопоезд в габариты, которые действуют в стране. Это касается и веса, и длины, и всего прочего. Об этом нужно помнить и стараться не давать повода сотруднику ГИБДД выписывать штраф за какие-либо нарушения в законодательной базе нашей страны.
Трехзвенные автопоезда: история
Трехзвенные автопоезда появились очень давно, считается, что впервые такой вариант был обкатан в Германии. В то время не было никаких строгих и жестких норм, которые касались бы веса и длины автопоездов. Тогда все ограничивалось возможностями техники.
В начале шестидесятых годов прошлого столетия вся Европа приняла общие и привычные нормы. Но все перевозчики очень рьяно стремятся к увеличению этих действующих параметров. Эта инициатива возникла в конце восьмидесятых годов двадцатого века в Германии, тогда получилось обкатать несколько трехзвенных автопоездов по дорогам своей страны.
Штрафы за нарушения
Хотя езда с прицепом при перегрузе не указывается в КоАП, штраф все же могут выписать по таким статьям кодекса:
- 12.21 — когда нарушаются правила буксировки, перевозки грузов (штраф — 500 рублей);
- 12.21.1 часть 11 — при проезде на знак 3.12 с перегруженным общим весом (оштрафуют на 5 тысяч рублей);
- 12.21.1 часть 9 — при специальном занижении на документах отправителем груза: в этом случае водитель рискует нарваться на штраф за перегруз в 5 тысяч рублей, должностное лицо — 25–35 тысяч рублей, а организация — 250–400 тысяч рублей.
Правила перевозки в отдельных случаях предусматривают специальное разрешение.
Превысить максимальную скорость допустимо только на 20 км/ч (часть 2 статьи 12.9 КоАП).
Поскольку прицеп входит в состав движущегося ТС и не может приводиться в движение без него, штраф выписывается один.
Статьей 12.9 КоАП определяются размеры штрафов с учетом зафиксированного превышения скорости.
Превышение (км/ч) | Штраф (рубли) или другая санкция /размер санкции при фотофиксации | Часть статьи |
---|---|---|
> 20 и ≤ 40 | 500/500 | Часть 2 |
> 40 и ≤ 60 | 1000–1500/1000 | Часть 3 |
> 40 и ≤ 60 (повторно) | 2000–2500/2000 | Часть 6 |
> 60 и ≤ 80 | 2000–2500 или лишение прав на 4–6 месяцев/2000 | Часть 4 |
> 80 | 5000 или лишение прав на полгода/5000 | Часть 5 |
> 80 (повторно) | Лишение прав на год/5000 | Часть 7 |
При оплате штрафа в период до 20 дней с момента наложения взыскания водитель сможет сэкономить половину суммы (часть 1.3 статьи 32.2 КоАП). Уступка не действует при повторном нарушении.
Знак не будет действовать только при двух обстоятельствах:
- транспорт принадлежит гражданам, которые живут, работают или находятся в зоне действия знака;
- для почтового транспорта.
Помимо указанных ситуаций, могут оштрафовать и в других случаях:
- нет данных о прицепе в полисе ОСАГО — 500 рублей (ФЗ № 40);
- ТС неисправны — 500 рублей (статья 12.5 КоАП), сюда можно отнести случаи выхода из строя осветительных приборов;
- не открыта категория «Е» — 5 тысяч рублей (статья 27.12 КоАП).
Основные параметры веса автопоезда
Параметры веса автопоезда.
Общий вес габаритного автомобиля включает в себя несколько составляющих. Первая – это допустимая масса.
В этом параметре рассматривают совокупность собственного веса автопоезда и груза, который планируется в него поместить.
Однако на этом необходимые подсчеты не заканчиваются: перед рейсом важно правильно рассчитать нагрузку на каждую из осей грузовика (в рассматриваемом нами варианте их, как правило, 5 или 6). Какая разрешенная масса автопоезда для РФ? Кто может произвести расчет осевой нагрузки автопоезда? Давайте разбираться подробнее
Какая разрешенная масса автопоезда для РФ? Кто может произвести расчет осевой нагрузки автопоезда? Давайте разбираться подробнее.
Допустимая масса
Этот критерий прописан законодательно для каждого вида автотехники. Так, для трехосных грузовиков максимальная разрешенная масса составляет 28 тысяч килограммов, для четырехосных – 36 тысяч, для пятиосных – 40 тысяч, для шестиосных – 44 тысячи килограммов.
Как мы отметили ранее, от установленных законом норм следует отнять вес самого автопоезда. Его обычно указывают в техническом паспорте грузовика. Если документ утерян, скачать теххарактеристики можно с официального сайта производителя (они представлены в excel-таблицах).
В России распространены несколько видов автопоездов, наиболее популярные – это техника компаний Ман и КамАЗ. Вес автопоезда-сортиментовоза Камаз 65115 в зависимости от комплектации составляет 24 или 38 тонн. Отнимаем эту цифру от разрешенных сорока четырех. Получается, что без штрафных санкций КамАЗ может перевезти 20 (44 т минус 24) или 6 (44 т минус 38) тонн груза.
Нагрузка на ось
Это второй критерий, на который важно обратить внимание перед отправкой в рейс. Габаритная техника «давит» на дорожное покрытие и может его испортить, если распределение нагрузки на асфальт происходит неверно
Все допустимые нагрузки прописаны во втором приложении к постановлению Правительства под номером 272. Согласно документу, на переднюю ось тягача приходится не более 10,5 тысяч килограммов, на его заднюю ось – 11,5 тысяч килограммов. Предельно допустимая нагрузка на каждую из осей полуприцепа составляет 8 тысяч килограммов.
Классификация грузового автомобильного транспорта
Для перевозок грузов автотранспортными предприятиями используется грузовой подвижной состав: грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и другие), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами. Эта часть транспортной сети также имеет свою разветвленную структуру.
Классификация грузовых транспортных средств по различным основаниям выглядит следующим образом:
По типу кузова
- закрытый тип
- контейнер
- тентованный
- рефрижератор (изотермический кузов)
- изотермический фургон
- микроавтобус
- открытый тип
- бортовой
- самосвал
- конт. площадка
- кран
- автотранспортер
- цистерна
- лесовоз
- седельный тягач
По группам
I группабортовые автомобили(автомобили-фургоны общего назначения)
II группаспециализированные(самосвалы, фургоны, рефрижераторы, контейнеровозы, седельные тягачи с полуприцепами, балластные тягачи с прицепами)
III группа (условно) автомобили-цистерны
По количеству осей
- двухосные
- трехосные
- четырехосные
- пятиосные и более
По осевым нагрузкам (на наиболее загруженную ось)
- до 6 т включительно
- свыше 6 т до 10 т включительно
По колесной формуле
- 4х2
- 4х4
- 6х4
- 6х6
По составу
- одиночное транспортное средство
-
автопоезд в составе:
- автомобиль-прицеп
- автомобиль-полуприцеп
По типу двигателя
- бензиновые
- дизельные
По грузоподъемности
- малой
- средней
- большой
- от 1,5 до 16 тонн
- свыше 16 тонн
Такое многообразие способов классификации объясняется потребностью выделения отдельных параметров транспортных средств для выбора последних при перевозке грузов на основании оптимального сочетания экономичности, скорости доставки, коммерческой пригодности, безопасности, вместимости, грузоподъемности и т.д.
Список перечисленных оснований является приблизительным, так как его можно продолжить, исходя из определенных функциональных назначений транспортных средств, их эксплуатационных характеристик, специфики перевозимых грузов и т.д.
Кроме вышеперечисленных способов классификации, отраслевой нормалью ОН 025 270-66 введена классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава. Так, в отношении грузовых автомобилей принята следующая система обозначения автотранспортных средств (АТС):
1-я цифра обозначает класс грузовых автомобилей по полной массе:
Полная масса, т |
Эксплуатационное назначение автомобиля |
|||||
Бортовые |
Тягачи |
Самосвалы |
Цистерны |
Фургоны |
Специальные |
|
до 1,2 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
19 |
1,2 до 2,0 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
29 |
2,0 до 8,0 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
39 |
8,0 до 14,0 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
49 |
14,0 до 20,0 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
59 |
20,0 до 40,0 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
69 |
свыше 40,0 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
79 |
Примечание. Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.
2-я цифра обозначает тип АТС:
3 — грузовой бортовой автомобиль или пикап;4 — седельный тягач; 5 — самосвал; 6 — цистерна; 7 — фургон; 8 — резервная цифра; 9 — специальное автотранспортное средство.
3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели;
5-я цифра — модификация автомобиля;
6-я цифра — вид исполнения:
1 — для холодного климата; 6 — экспортное исполнение для умеренного климата; 7 — экспортное исполнение для тропического климата.
Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации. Перед цифровым индексом по данной классификации, в большинстве случаев, указывается буквенное обозначение завода-изготовителя (например, КамАЗ 5320). Обозначения автомобилей иностранных марок, в большинстве случаев, состоят из буквенного обозначения марки завода-изготовителя и заводского порядкового номера модели и модификации.
В настоящее время все большее распространение получают обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. В соответствии с вышеуказанными Правилами принята следующая международная классификация грузовых АТС:
Категория АТС | Тип АТС | Полная масса, т | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 |
N1 | АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов | До 3,5 | Грузовые автомобили, специальные автомобили |
N2 | Свыше 3,5 до 12,0 | Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специальные автомобили | |
N3 | -»- | Свыше 12,0 | -»- |
01 | АТС без водителя | До 0,75 | Прицепы и полуприцепы |
02 | -»- | Свыше 0,75 до 3,5 | -»- |
03 | -»- | Свыше 3,5 до 10,0 | -»- |
04 | -»- | Свыше 10,0 | -»- |
Правила расчёта нагрузки
Для того чтобы максимально точно и грамотно рассчитать нагрузку на автомобиль, необходимо использовать крайне сложную формулу. Во время расчётов пригодится максимальная масса авто, которая предусмотрена для дорожных покрытий определенной категории. Как правило, на переднюю ось транспортного средства вес идёт несколько меньший, чем на заднюю.
Проще всего рассмотреть это на примере, так как на практике автомобиль, который въезжает на весы при подъезде к посту, изучается сотрудником контроля. Кстати, в работе служащие используют специальный справочник, в котором предусмотрено огромное число машин, разделённых по определённым типам транспортных средств. В таких информационных материалах приведена конкретная нагрузка, приходящаяся на ось авто.
Например, если взять для расчета грузовую «ГАЗель», следует учесть, что она имеет всего две оси. Чтобы рассчитать нагрузку, необходимо знать точный вес машины. Для этого нужны такие параметры, как масса авто, нагрузка только на переднюю и заднюю ось. Несмотря на простоту формулы и лёгкость исчисления, трёхосные автомобили, которые производитель оснастил парой взаимодействующих осей, будут подлежать совершенно иным правилам расчёта. В таком случае, кроме веса автомобиля и нагрузки на переднюю ось необходимо знать ещё и нагрузку, которая будет идти на всю заднюю телегу. Законом предусмотрена специальная табличка, в которой приведены все допустимые нагрузки.
Например, если расстояние, находящееся между осями, превышает два метра, максимально возможный вес для машин первой группы может достигать 10 т, а второй — 6 т. При этом, чем меньше расстояние, тем меньшая нагрузка должна возлагаться на транспортное средство, в частности, авто первой категории с расстоянием между осями менее 1 м может «брать» на себя вес, равный соответственно 6 и 4,5 т.
Допустимая нагрузка на ось — крайне важная величина, расчет которой будет производиться очень точно. Законом будет допущена лишь та погрешность, которая не превысит 5 %. Как было сказано выше, близость осей влияет на давление, приходящееся на дорожное полотно, в связи с чем можно объяснить зависимость нагрузки от расстояния.
Максимально разрешённая нагрузка, приходящаяся на ось автомобиля
Любой водитель габаритного транспорта должен знать, как рассчитать нагрузку на ось грузового автомобиля. Особенно важным этот критерий считается по отношению к грузовым машинам. Чтобы произвести расчёт, нет необходимости обладать математическим складом ума и техническим образованием, достаточно знать всего пару определений. На данный момент в России все машины делятся всего на два класса. Автомобили первого «А» класса имеют право передвигаться по трассам только трёх категорий. В свою очередь, машины второго «В» класса способны осуществлять движение по любым дорогам.
Не менее важно чётко знать о допустимых законом значениях. Например, машины, оснащённые всего двумя осями, могут иметь нагрузку не более 18 тонн, тремя — 25 тонн; а четырьмя — 32 тонны
Самый большой вес могут иметь авто с пятью осями, на них допускается перевозить 35 тонн.
Ограничение движения грузовых автомобилей
Немного другими цифрами обладают автопоезда, оснащённые тремя осями, такие транспортные средства могут «тянуть» на себе 28 тонн, четырьмя — 36 тонн, а пятью — 40 тонн. Типовой транспорт с более чем шестью осями способен перевезти максимально допустимую нагрузку (44 тонны).
Нормирование грузовой техники в РФ
Что касается Российской Федерации, здесь действует Федеральный закон №257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности», а также постановление Правительства от 15.04.2011г. №272. В пункте 2 этого подзаконного акта закрепляется, что автоперевозка грузов в международном сообщении по территории России осуществляется в соответствии с международными договорами и российскими законами. Наибольший интерес представляют 1-ое и 3-ее приложения, касающиеся разрешенной массы и предельных габаритов груза.
Так, приложение 1 устанавливает допустимые массы в зависимости от типа автотранспортного средства, комбинации грузовых платформ и количества осей. В нижеприведенной таблице предельные веса даны в тоннах:
одиночные автомобили | 2-хосные – 18 |
3-хосные – 25 | |
4-хосные – 32 | |
5-тиосные – 35 | |
седельные полуприцепы и прицепные автопоезда | трехосные – 28 |
четырехосные – 36 | |
пятиосные – 40 | |
с шестью и более осями – 44 |
Приложение 3 посвящено предельным размерам:
длина от переднего до заднего бампера | для одиночного т/с и прицепа – 12 м |
для автопоезда – 20 м | |
ширина кузова | общее требование – 2,55 м |
для изотермических фургонов – 2,6 м | |
высота фуры | не более 4 м |
Требования к габаритам автопоезда. Способы увеличения грузоподъемности автопоезда.
Во всех странах мира длина автопоезда строго лимитирована. В Европе действует директива ЕС 96/53, согласно которой длина седельного автопоезда, т. е. тягача с полуприцепом, не должна превышать 16,5 м. Длина самого полуприцепа тоже ограничена: от седельно-сцепного устройства до конца полуприцепа не более 12 м, а расстояние от ССУ до передней части автопоезда не должно превышать 2,04 м. По этим условиям сформировались стандарты по полуприцепам. Так, автопоезд, у которого двухосный седельный тягач с колесной формулой 4х2 и трехосный полуприцеп, имеет длину 13,6 м. Но может использоваться и трехосный тягач с колесной формулой 6х4. Длина такого транспортного средства все равно должна соответствовать стандартам по габаритам. Трехосные модели зачастую используются в качестве шасси для строительной, самосвальной и специальной техники.
В России длина автопоезда может достигать 20 м, здесь ограничения на габариты транспортного средства зависят от типа автопоезда. Так, длина евро-тягача с евро-прицепом не должна превышать 16,5 м. Длина евро-тягача с американским полуприцепом должна быть не более 18 м. Длина трака с евро-прицепом может находиться в пределах 18—20 м. Чем больше длина тягача, тем больше может быть длина всего автопоезда. Существуют полуприцепы, длина которых достигает 16 м, но чтобы уложиться в установленные нормы, их можно использовать только в тандеме с бескапотными тягачами.
Само собой, предъявляются и требования к освещению автопоезда в темное время суток. Помимо штатных систем и световозвращающих наклеек, многие владельцы длинных автопоездов используют и светодиодное освещение периметра транспортного средства. Такое решение позволяет при существенном снижении затрат на энергопотребление, сделать процесс перевозки максимально безопасным.
Помимо ограничений на длину автопоезда, существуют нормы нагрузки на седельно-сцепное устройство, ширину транспорта, общую массу и уровень токсичности выхлопных газов. Так, например, масса автопоезда с пятью мостами не должна превышать 40 т, с шестью мостами — 52 т. Ширина транспортного средства не должна быть больше 2,5 м, а высота — не более 4 м. Автопоезд, который состоит из трех звеньев, не должен быть больше 24 м.
Для того чтобы «вписаться» в требования, как производители, так и перевозчики ищут пути решения проблемы, ведь каждый стремится сделать грузоперевозки более эффективными. Например, траки используют вместе с укороченными полуприцепами, например, для 20-футовых контейнеров. В то же время полуприцепы для 40-футовых контейнеров используют с тягачами с укороченным шасси.
Чтобы повысить производительность грузовых транспортных средств, перевозчики применяют трехзвенные автопоезда. Такая компоновка позволяет обеспечить необходимую грузоподъемность, а полную массу при этом оставить на допустимом уровне. Трехзвенная компоновка возможна за счет использования укороченных сцепных устройств, поскольку сокращается расстояние между прицепом и тягачом. При использовании надстроек, которые позволяют перенести спальное место над кабиной, уменьшается длина самой кабины, а полезная длина при этом увеличивается, так можно получить дополнительные 50-80 см. Чтобы увеличить полезный объем грузового отсека для шторных или шторно-бортовых полуприцепов, перевозчики используют низкопрофильные шины, комплектуют автопоезд низкорамными полуприцепами или полуприцепами со ступенчатым полом.
Лазейки
На некоторых тематических форумах есть следующая интересная информация, разберем ее на примере. Максимально разрешенная длина автопоезда у нас в стране регламентирована. А разрешение на включение двух прицепов в состав автопоезда получить почти нереально. Но наши водители нашли некий выход.
За условный КАМАЗ нельзя зацепить два прицепа, но этот же КАМАЗ может буксировать сломанный КАМАЗ с прицепом. Чем вам не длинный автопоезд, который укладывается в наше странное действующее законодательство? Конечно же, никто не утверждает, что сотрудники ГИБДД не догадаются, что вы хитрите.
Хотя на этих тематических форумах, где взята данная информация, есть пользователи, которые говорят, что они довольно успешно пользуются данной схемой. Будем надеяться, что это правда, а не их вымысел и хвастовство.
Положения ПДД
В соответствии с регламентом, установленным «Приложением №3» установлен следующий максимальный показатель:
- Одиночное транспортное средство должно быть не более чем 12 метров;
- Длина прицепа установлена соответствующим образом равной 12 метрам;
- Автомобильный поезд должен иметь показатель на уровне не более 20 метров, что предусматривает комбинацию самого тягача и дополнительного прицепа.
В качестве комментариев по данному поводу можно привести несколько фактов. Иными словами, без наличия выданных специальных разрешительных документов, максимально возможная длина автомобильного поезда должна быть не более чем 20 метров. Однако, установлено определение, согласно которому, длина тягача и прицепа по отдельности не может превышать значение в 12 метров.
Таким образом, интересует общее определение, что сама по себе длина не может превышать значение в 20 метров? Данное значение может быть выше, но для этого необходимо наличие специального разрешения, которое может быть получено в соответствующих государственных органах
Также важно учитывать чтобы распределение нагрузки по осям и между седлом было равномерным
Сложности России
Как можно понять из вышесказанного, трехзвенные автопоезда не являются редкостью в мире. А что у нас? Справедливости ради скажем, что рекордные автопоезда ходят в странах с благоприятным климатом. Наш асфальт и так в ужасном состоянии, а если на нем ставить рекорды автопоездами, то он вообще исчезнет.
Да, конечно, наши соседи из скандинавских стран тоже живут в климате, который схож с нашими суровыми северными регионами, однако максимально разрешенная длина автопоезда в тех странах не сокращается, а только растет. Но есть в нашей стране капля грусти. У нас нет порядка, у нас нет дорог, а без этого никуда. Будем надеяться, что скоро все изменится в лучшую сторону.