В каких случаях нужно уступать дорогу трамваю
Содержание:
- Нарушение Правил, и когда нужна юридическая помощь
- Можно ли ехать по трамвайным путям? В каких случаях?
- В каких случаях трамвай имеет преимущество
- Правила дорожного движения при пересечении трамвайных путей
- Нюансы движения, разворота и поворота на трамвайных путях
- 2-ая логическая задача из ПДД: преимущество трамвая
- Что необходимо знать при приближении к трамвайной остановке
- В каких случаях разрешено движение по попутным трамвайным путям?
- Разворот на трамвайных путях по ПДД
Нарушение Правил, и когда нужна юридическая помощь
Выше рассмотрены самые частые и распространенные ситуации, которые помогут вам правильно вести себя в пути, понять, когда и кому стоит уступить, чтобы избежать нарушений Правил дорожного движения. Но случаи бывают разные, особенно, когда кто-то из участников не понимает всех нюансов или, когда участники пользуются противоречащими друг другу знаками и пунктами Правил.
Все ситуации требуют отдельного рассмотрения, поэтому имеет смысл обратиться за помощью к специалисту в области автоправа. Тем более не обойтись без юридической помощи, если нарушение Правил привело к ДТП и судебному разбирательству.
2
1
1
Можно ли ехать по трамвайным путям? В каких случаях?
Даже опытные автолюбители часто сталкиваются со сложностью движения по трамвайным линиям. Можно ли двигаться по ним, и не является ли это нарушением ПДД? Выясним этот вопрос подробнее, рассмотрим тонкости движения по трамвайным путям.
Железная дорога, предназначенная для движения трамваев, не относится к проезжей части, и является элементом дороги.
По Правилам ездить по ним можно, при условии соблюдения следующих требований:
- ПДД в 2020 году разрежают езду по трамвайным рельсам, если другой возможности движения по обычной дороге нет, и если направление совпадает с трамваем. Но при этом автомобиль не должен создавать помехи трамваю.
- Если рельсы проложены на одном уровне с проезжей частью.
- Пути расположены по левую сторону от автомобиля.
- Все полосы заполнены другим транспортом.
Когда запрещено ехать на машине по дороге для трамваев:
- Если железная дорога встречного движения – это чревато выпиской постановления. Водитель может быть наказан лишением водительского удостоверения.
- Если пути организованы справа от дороги. Условие больше подходит для больших городов, в которых правильно организовано движение трамваев.
- Когда рельсы размещены на газоне, и не совпадают по уровню с дорогой. Они играют роль разделительной полосы. Согласно ПДД, езда по разделительной полосе запрещена, а также нельзя стоять.
Передвижение по трамвайной линии можно использовать для маневров:
- Поворота.
- Движения прямо.
- Разворота налево.
При использовании трамвайных путей нужно помнить, что машина не должна мешать трамваю.
Если на дороге стоят запрещающие знаки законного содержания, то выезжать на пути трамвая нельзя. Например, в попутном направлении с трамваем могут располагаться знаки «Въезд запрещен» или другие подобные, а также обозначена сплошная линия. При этом следует пользоваться указаниями на знаках, и ехать только по разрешенным полосам.
Если вдоль железной дороги размечена сплошная линия, то пересекать ее запрещается.
Она означает край дороги, и даже если по одну сторону ехать по путям одного направления можно, то за пересечение этой линии вам придет штраф.
Чтобы разделить смежную проезжую часть, используют отдельные пути трамваев – это специальный элемент дороги. Они не являются местом для езды автотранспорта.
Правильная езда по трамвайным путям
Проезд по путям трамвая в попутную сторону по Правилам ограничено некоторыми требованиями. При этом железная дорога для трамваев не должна эксплуатироваться для движения автотранспорта.
Ехать по путям трамвая можно только слева от проезжей части, и чтобы железная дорога находилась на одном уровне с обычной дорогой.
Если нет иных препятствий для разворота или левого поворота, то указанные маневры можно совершать на всех участках дороги, где нет ограничений.
Движение по «встречке»
Важно знать, можно ли ехать по «встречке», предназначенной для трамвая. Здесь ответ напрашивается отрицательный, как было указано выше
Согласно ПДД, встречную железную дорогу можно только пересекать. Автомобильный транспорт не должен ездить по ним. Данное движение может создать аварийную ситуацию, пробки на дороге, помехи движению рельсового транспорта.
Но, как и из многих правил, в данном случае есть исключительные ситуации. Оказывается, иногда можно ехать по встречной железной дороге для трамваев.
Перечислим эти возможные случаи:
- Когда проводятся ремонтные мероприятия на проезжей части попутного движения. В этой ситуации сотрудники Госавтоинспекции должны организовать объездной путь по встречным рядам, и разрешено для этого использовать рельсы для трамваев, предназначенных для «встречки».
- Езда по встречным путям разрешена, если возникло серьезное дорожное происшествие. При этом полицейские должны организовать движение транспорта с помощью регулировщика.
Иногда происходит выезд на встречные рельсы по серьезным основаниям. Например, если водитель доставляет тяжело больного человека в медицинское учреждение, а других вариантов нет. при этом нужно предоставить доказательства на заседании суда. Если решение судьи будет положительное, то нарушитель может отделаться исключительно административным наказанием.
В каких случаях трамвай имеет преимущество
Отвечая на вопрос о преимуществах, нужно запомнить, что они всегда зависят от ситуации. Применительно к рельсовому транспорту их всего две: необходимость уступать дорогу на перекрёстке и при перемещении по маршруту. В момент выезда из депо на линию рельсовый транспорт пропускает движущиеся автомобили. Выезд может происходить на основную трассу, при продолжении движения по ней он имеет приоритет.
Если рельсовое ТС должно выехать со второстепенной на главную, то ему необходимо пропустить авто, движущееся по ней. Если на пути следования встречаются регулируемые и нерегулируемые перекрёстки, то картинка меняется. Регулируемые оснащаются 2 светофорами: для безрельсового и рельсового транспорта. Нужный трамваю светофор расположен на пути его следования. Обычно оба средства регулирования взаимосвязаны. И если для рельсового транспорта горит разрешающий зелёный сигнал, то для машин загорается красный. Если по какой-либо причине оба светофора разрешают движение, то приоритет у рельсового ТС. Если же для него горит красный, приоритет остаётся у безрельсового транспорта. Во всех остальных ситуациях за ним сохраняется преимущество.
Правила дорожного движения при пересечении трамвайных путей
Итак, отношения, возникающие на автодорогах, регулируются правилами дорожного движения (ПДД). Все автовладельцы должны периодически перечитывать эту умную книжечку, освежая память.
Между тем в названных положениях нет определения термина трамвайные пути. Но можно отметить, что они не являются проезжей частью и относятся к прилегающей территории. Поэтому выполнение проездов через них урегулировано отдельными предписаниями.
В первую очередь стоит отметить п. 9.6 правил, определяющий условия, позволяющие двигаться по рельсам:
- трамвайная полоса должна проходить параллельно асфальту с левой стороны от дороги в аналогичном направлении движения автомобиля (попутное);
- заезд осуществляется для преодоления препятствия либо ввиду загруженности дороги (пробки, большое количество машин);
- необходимо выполнить левый поворот или развернуть авто;
Независимо от причины, находясь на линии, автомобилисты не должны создавать помехи трамваю.
Поворот налево
Водитель, намеревающийся свернуть в левую сторону и пересечь трамвайные рельсы, должен действовать следующим образом:
- Удостовериться, что по путям никто не едет (трамваи или другие автомобили).
- Включить сигнал левого поворота, после чего въехать на линию.
- Уступить проезд автомашинам и закончить маневр.
Если по ходу движения висит дорожный знак, определяющий направление проезда по полосам (5.15.1 и 5.15.2), указанный маневр разрешается сделать только с крайней левой стороны проезжей части — заезжать на трамвайную линию не надо.
Разворот на путях попутного направления
Пункт 8.11 ПДД устанавливает обстоятельства, когда разворачиваться запрещено. Учитывая, что на проезд по рельсам такой запрет не распространяется, развернуться на перекрестке с пересечением трамвайных путей разрешено.
Траектория разворота также определена п. 8.5 правил: действия водителя аналогичны выполнению поворота с переездом трамвайного пути.
При наличии указателей направления движения разворот осуществляется с крайней левой части дороги.
Если возникла необходимость развернуться на автомобиле вне перекрестка, нужно пропустить встречный транспорт и трамвай, движущийся в попутном направлении, после чего совершить маневр.
Поворот налево и разворот на трамвайном полотне встречного направления
Въезжать на встречную трамвайную линию запрещается. Поэтому, поворачивая налево или разворачиваясь, необходимо занять крайнюю левую сторону проезжей части, не выезжая навстречу трамваю.
При наличии на дороге двух трамвайных направлений (встречное и попутное), крайней левой точкой можно считать рельс попутной трамвайной полосы. С этой зоны обзора необходимо уступить проезд транспорту, движущемуся навстречу, после чего совершить необходимый маневр и проехать трамвайный путь. Выезд навстречу трамваю по значимости правонарушения можно сравнить с движением автомобиля по «встречке».
Регулируемый и нерегулируемый перекресток
Чтобы правильно совершить проезд перекрестка с пролегающими трамвайными путями, нужно понимать, по какой дороге осуществляется движение (главная или второстепенная), а также регулируется ли движение на перекрестке.
Если перекресток регулируемый, очередность проезда определяется по сигналу светофора. При этом водитель, собирающийся повернуть налево или развернуться, обязан пропустить трамвай, а также машины, движущиеся навстречу или направо.
Когда на светофоре установлена дополнительная секция в виде стрелки, указывающей направление одновременно с включением желтого и красного сигнала светофора, водители автомобиля и трамвая обязаны уступить дорогу транспорту, движущемуся с других направлений.
Когда светофор или регулировщик дают разрешение двигаться одновременно трамваю и автомобилю при отсутствии сигнала в виде стрелки, описанной выше, трамвай имеет преимущества перед автомобилем вне зависимости от того, куда он движется.
По общему правилу, преодолевая перекресток дорог с трамвайными путями, водитель, осуществляющий движение по второстепенному направлению, обязан дать возможность проехать транспорту, движущемуся к нему по главной дороге, независимо от того, куда они поедут в дальнейшем.
На нерегулируемых перекрестках водители автомобилей должны уступать дорогу трамваю, движущемуся в любом направлении. Соответственно, совершая поворот налево или разворот, водитель должен уступить дорогу трамваю на указанном пересечении.
Нюансы движения, разворота и поворота на трамвайных путях
Иногда обстоятельства складываются таким образом, что острая нехватка времени провоцирует водителей на рискованные маневры для восполнения дефицита. А между тем Правила дорожного движения в действующей редакции разрешают движение по трамвайным путям прямо, если на автомобильной дороге образовалась пробка. Только следует соблюдать некоторые условия:
- действия автомобилиста не должны создавать помех движению общественного рельсового транспорта;
- рельсовое полотно должно быть попутного направления и находиться вровень либо чуть ниже автодороги;
- можно ехать, если перед перекрестком отсутствуют знаки 5.15.1. «Направление движения по полосам» и 5.15.2. «Направление движения по полосе»;
- если выезду на трамвайные пути не препятствует дорожная разметка (сплошная линия либо разметка, регламентирующая направления движения по полосам).
На встречную полосу можно выезжать только для объезда препятствий (ДТП, ремонтные работы и т. д.), когда миновать проблемное место иным способом не представляется возможным.
Поворот налево
В соответствии с п. 8.5 ПДД, перед тем как совершить поворот налево либо разворот, водитель обязан занять крайнюю левую полосу заблаговременно, а при наличии слева рельсовых путей попутного направления – начать маневр именно с них. Естественно, рельсы не должны быть значительно выше и ниже автодороги. В противном случае они выполняют функцию разделительной полосы. Также не должно быть знаков 5.15.1. и 5.15.2.
Из этого правила следует, что если водитель начнет разворот либо поворот налево не с трамвайных путей, при отсутствии предусмотренных законодательством причин, – это будет безусловным нарушением ПДД.
Разворот
Правила не содержат определения термина «разворот». В практическом вождении разворотом называется процесс перемещения транспортного средства на противоположную от изначальной полосу движения: автомобилист сначала едет в одну сторону, потом разворачивается и направляется в другую.
Правила разворота на рельсах общественного транспорта идентичны правилам, установленным для поворота налево:
Следует занять крайнюю левую полосу (трамвайные рельсы в данном случае), убедившись, что подобный маневр не противоречит Правилам дорожного движения: нет регламентирующих направление движения знаков, дорожная разметка не запрещает поворот и разворот, рельсовое полотно на одном уровне с дорогой. Убедиться в безопасности маневра: свободной должна быть полоса не только попутного, но и встречного трамвая. Если рельсовый транспорт находится в непосредственной близости, выполнение маневра лучше отложить и пропустить трамвай
Также нужно обратить внимание на расстояние от движущегося по встречной полосе проезжей части автомобиля до места планируемого разворота
Поворот направо
Поворот направо с трамвайных путей запрещен (инкриминируется выезд на полосу, предназначенную для встречного движения). Только с крайней правой полосы автомобильной дороги.
Разворот на перекрестке
Для того чтобы поменять направление движения на перекрестке, следует руководствоваться общими правилами для поворота налево и разворота. Единственное различие в алгоритме маневров – наличие светофоров либо работа регулировщика, разделяющего потоки транспорта.
На основании пункта 13.6 Правил дорожного движения, если секция светофора горит зеленым цветом или регулировщик выстроил комбинацию, разрешающую движение всем транспортным средствам, включая трамваи, то безрельсовый транспорт будет иметь преимущество движения перед автомобилями. Соответственно, перед тем, как совершить поворот и разворот, водитель машины обязан пропустить трамвай.
Если светофор оснащен дополнительной секцией, разрешающей повороты, когда основной сигнал красный либо желтый, то в этом случае вагоновожатый должен пропустить колесный транспорт, независимо от направления его движения.
На видео о правилах разворота на трамвайных путях.
2-ая логическая задача из ПДД: преимущество трамвая
В ПДД в 13-м разделе «Проезд перекрёстков» имеется аж три пункта о преимуществе трамвая (можете их не читать, ниже я подам суть на блюдечке):
13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений. 13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения. 13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
Одним предложением эти правила можно выразить, например, так:
Трамвай на перекрёстке уступает только если он на второстепенной, а мы на главной или он на дополнительной зелёной секции светофора, со включённым одновременно красным или жёлтым, а мы на основной.
Существует способ объяснить эти три правила ещё проще, но для этого придётся танцевать от начала раздела, так что ограничимся этой формулировкой.
А теперь внимание, вопрос. Что за причина вынудила разработчиков ПДД наделить трамвай таким преимуществом?
Что за причина вынудила разработчиков ПДД наделить трамвай таким преимуществом?
Вполне возможно, что вашим ответом будет что-то типа: раз он рельсовый, значит медленный и неповоротливый и разработчики просто подняли скорость его передвижения до приемлемых величин.
Если вы более подкованы в этом вопросе, то склонитесь к мнению, что дело в увеличенном тормозном пути трамвая. Возможно разработчики держали это в голове, но всё таки камень преткновения был посерьёзней.
Проблема в том, что трамвайные пути образуют на общей дороге свою отдельную область путей следования, которая, так сказать, держится особняком. Она может располагаться то в середине дороги, то слева, то справа, да где угодно.
Давайте попробуем последовать за разработчиками.
— Товарищи, мы выяснили, что движущееся прямо на перекрёстке ТС всегда проезжает первым, а поворачивающее налево всегда уступает согласно правилу правой руки. Но, так как на рисунке трамвайные пути находятся посередине, трамвай Г, движущийся прямо, вдруг оказывается слева от автомобиля В, поворачивающего налево. Таким образом при повороте В вдруг становится помехой справа для трамвая Г.
— Постойте, коллега, получается парадокс: трамвай, хотя движется прямо, должен уступить автомобилю, который, поворачивает налево и пересекает его траекторию. Всегда ли такая чехарда получается? — Нет, в зависимости от расположения трамвайных линий и взаимного расположения ТС «помеха справа» при пересечении траекторий сбоит: то она работает, то нет. — К хуям это всё! Давайте для таких случаев просто установим преимущество трамвая!
Так разработчики разрубили гордиев узел из сбоев «помехи справа» и слабой тормозной системой трамвая одним ударом. Кхм. хотя нет, — тремя. Это я разрубил одним ).
Что необходимо знать при приближении к трамвайной остановке
Самыми опасными участками дороги, посередине которой проложены трамвайные пути, становятся остановки, поэтому водителю автомобильного транспорта заблаговременно следует оценить ситуацию и определиться: должен ли он остановиться и уступить дорогу переходящим пассажирам или нет?
- Если в районе остановки не отведен специальный «островок» для ожидания общественного транспорта, тогда пассажиры остаются до прибытия трамвая на тротуаре, а как только он прибыл и остановился, имеют право переходить через проезжую часть, а водители автомобилей обязаны остановиться и пропустить их. При этом ориентироваться нужно преимущественно на людей, а не смотреть, открыл ли двери водитель трамвая. Современные правила говорят о том, что нужно уступить дорогу пешеходу.
- Если в районе остановки есть специальный «островок» для ожидания, то пассажиры ждут общественный транспорт на нем, и никаких помех для движения создаваться не должно.
Осторожно! В случае перехода проезжей части пассажирами, не стоит терять бдительность. К сожалению, не все из них знают и соблюдают Правила дорожного движения, а водитель по закону несет ответственность всегда, т.к
он управляет средством повышенной опасности.
В каких случаях разрешено движение по попутным трамвайным путям?
Для начала крайне важно выделить в общем сборнике правил п. 9.6, который чётко определяет подходящие условия, позволяющие водителям автомобилей двигаться по рельсам:
- трамвайная полоса идёт параллельно бордюру с левой стороны от дороги в аналогичном направлении движения;
- объезд осуществляется для преодоления преграды или ввиду загруженности дороги (пробки, огромного количества других машин);
- ситуация, когда крайне необходимо выполнить левый поворот или полностью развернуть транспортное средство обратно.
Независимо от причины, сводящейся к одной из упомянутых схем, находясь на трамвайной линии, владельцы авто не должны специально (по незнанию) создавать помехи другим участникам движения: без уважительной причины занимать пути классические правила не допускают.
Что касается встречных рельсов?
Стоит сразу отметить для всех водителей, что в этом случае при развороте «встречка» не допускается, поэтому данная ситуация входит в категорию строгих запретов. Учитывая, что по правилам ПДД РФ разворот – полноценный вид манёвра, который изменяет движение транспорта в обратном направлении, то здесь нужно оставаться максимально внимательным. На практике встречная полоса может использоваться до момента разворота или после, но никак прямо во время совершения самого манёвра.
Необходимо обратить внимание, что во время нахождения на перекрёстке, где рельсы изменяют направление, подобный запрет в любой степени дублируется: он распространяет своё действие на трамвайные пути с изгибом, а граница между пересечением и выездом довольно неоднозначная. Поэтому водителям стоит пересекать встречные их только тогда, когда возможно достигнуть угла манёвра максимально близко к 90 градусам
Если сравнивать разворот на контролируемом перекрёстке, и вне данной местности, то в данных ситуациях выезд на встречные пути трамвая строго запрещён по правилам дорожного движения России.
На перекрёстке
Анализируя контекст отечественных требований к дорожному движению и само понятие «перекрёсток» на различных уровнях, неизменно подразумевается специфичная перекрёстная езда через эстакады или тоннели. Даже в п. 9.6. термин «уровень» стоит оценивать буквально, когда на рельсы выезд не ограничен и покрытие на упомянутой зоне совпадает с состоянием проезжей части или отличается только в незначительной степени.
Так дорожные обозначения 5.15.1 или 5.15.2 накладывают существенные ограничения на транспортировку через перекрёсток по трамвайным путям. Здесь водитель должен перейти на полосу до выезда для выполнения всех рекомендаций расположенных знаков на дороге.
Чтобы без серьёзных ошибок совершить проезд перекрёстка с пролегающими трамвайными путями, необходимо чётко осознавать, по какой именно дороге происходит основное движение (главная или второстепенная), а также регулируется ли оно в специальном режиме.
Когда определённый перекрёсток регулируемый, то очерёдность проезда определяется исключительно по характерному сигналу установленного светофора. Водитель, планирующий повернуть налево или совершить объезд, должен непременно пропустить трамвай, а также машины, движущиеся навстречу или направо.
Когда у светофора зафиксирована дополнительная секция в формате дополнительной стрелки, направлением параллельно с активацией жёлтого и красного сигнала, то водители машин и трамвая обязаны уступить транспорт, движущейся с другую сторону. Когда регулировщик разрешает ехать сразу трамваю и авто при отсутствии мигающей стрелки, упомянутой выше, то здесь трамвай имеет преимущества перед машиной вне зависимости от того, по какому маршруте она следует.
В отдельных ситуациях, где хозяин транспортного средства не имеет возможности разобраться, на какой именно он находится дороге, из-за ночного времени или усложнённых погодных условий, и при этом полностью отсутствуют отметки приоритета, он может управлять машиной, полагая, что едет на пути второстепенного движения.
Разворот на трамвайных путях по ПДД
Сразу отметим, что Правила допускают осуществлять разворот как на перекрестках, так и вне таковых. В отношении трамвайных линий не сделано каких-либо особых исключений – с них можно делать разворот как на перекрестке, так и вне него.
Чтобы развернуться с использованием трамвайных рельсов на регулируемом перекрестке, необходимо:
- Определить, что перекресток действительно регулируемый – то есть работает светофор или на нем находится регулировщик (п. 13.3. Правил).
- Определить, можно ли совершить маневр в задуманном месте и не стоит ли запрет (места, где нельзя осуществлять разворот, указаны в п. 8.11. Правил).
- Посмотреть, нет ли знаков или разметки, запрещающих осуществление задуманного маневра.
- Понять, поставлены ли до перекрестка 5.15.1. или 5.15.2. (либо же есть разметка 1.18.) – если да, на рельсы перестраиваться не следует – разворот нужно сделать с той полосы, с которой это позволяет знак или разметка.
- Далее необходимо выполнить требования аб. 2 п. 8.5. Правил – а именно установить, находятся ли трамвайные линии на одном уровне с автодорогой, не будут ли созданы помехи трамваю и др.
- Если все в порядке, следует перестроиться на попутные рельсы, подав соответствующий сигнал поворотником (п. 8.1. Правил) или рукой.
- Остановиться перед линией “Стоп” или светофором и дождаться включения зеленого сигнала.
- Пропустить тех, кто на перекрестке будет двигаться прямо и направо (п. 13.4. Правил), а также пропустить трамвай, движущийся также на зеленый свет, вне зависимости от направления его движения.
- Наконец, исполнить маневр (желательно по траектории, которая показана на рисунке, то есть практически под углом 90 градусов).
Общий порядок действий:
Определить, что перекресток действительно нерегулируемый, то есть нет регулировщика, отсутствует или не работает светофор.
Выполнить пункты 2 – 6 из предыдущего случая.
Определить, по какой дороге движется автолюбитель – по главной, второстепенной или равнозначной.
Если автомобилист находится на главной, перед разворотом ему нужно пропустить тех, кто тоже на главной, и движется прямо или направо (п. 13.12
Правил), а также трамвай, если он тоже на главной дороге (куда трамвай будет поворачивать, неважно – уступить придется в любом случае).
Если автолюбитель движется по второстепенной, помимо необходимости уступить тем, кто на главной (и трамваю, находящемуся на главной, в том числе), нужно уступить тем, кто тоже на второстепенной и движется в прямом направлении или направо (трамваю уступить нужно вне зависимости от направления).
Если водитель на перекрестке равнозначных дорог, то есть отсутствуют какие-либо знаки приоритета, необходимо воспользоваться правилом “помеха справа” (п. 13.11
Правил), а еще пропустить трамвай, вне зависимости от направления его езды и откуда он едет.
Наконец, завершить маневр по наиболее безопасной траектории (рисунок приведен выше).
Вне перекрестка
Разворот не на перекрестке с использованием трамвайных линий должен осуществляться при условии выполнения всех тех же требований, то есть:
- пути находятся слева;
- на одном уровне с автомобильной дорогой;
- поблизости отсутствует попутный трамвай, или он поблизости, но совершение маневра не создаст для него помех;
- отсутствуют 5.15.1. и 5.15.2, гласящие о необходимости совершать маневр с автомобильных полос.
Однако, в отличие от перекрестка, где осуществлять разворот необходимо только после включения “зеленого” и пропуска встречных машин, движущихся прямо и направо (на регулируемых), или тех, кто на главной (вне зависимости от направления) и второстепенной (прямо и направо) (на нерегулируемых), разворот вне перекрестка осуществляется куда проще.
Водителю всего лишь необходимо соблюсти требования п. 8.8. Правил, предписывающего уступить дорогу:
- встречным ТС (здесь также, вероятно, подразумевается и обязанность уступить дорогу встречному трамваю, ведь маневр будет осуществляться, в том числе, и с пересечением встречной трамвайной линии);
- и трамваю попутного направления.
Есть и еще один момент – в отличие от перекрестков, вне них разворот может осуществляться не обязательно с крайнего левого ряда – допускается даже с правой обочины, если габариты ТС или ширина автодороги не позволяют исполнить маневр с левого ряда. Об этом гласит аб. 2 п. 8.8. Правил.
В представленном случае, водителю, помимо встречных ТС и попутного рельсового транспорта, придется уступить дорогу еще и попутным механическим ТС.