Доступно о том, кто уступает дорогу во дворе

Дорожный знак 5.21 «Жилая зона»

Понятие «жилой зоны» детально рассматривается в 17 разделе ПДД

За нарушение данных требований предусмотрены довольно ощутимые штрафы, вплоть до лишения прав на 12 месяцев, поэтому их изучению нужно уделить внимание. В этой статье постараемся разобраться с вопросами:

  • что такое жилая зона, какими знаками обозначается;
  • правила передвижения, стоянки и остановки в пределах таких территорий;
  • какие наказания и штрафы предусмотрены по КоАП.

«Специально обустроенная территория, где действуют особые требования ПДД. Въезды и выезды обозначены соответственно знаками 5.21 и 5.22».

Уже из названия понятно, что подобные площади находятся в пределах спальных районов, в зонах застройки многоэтажными или частными домами. Основное преимущество в передвижении здесь предоставлено пешеходам и велосипедистам, поэтому действуют серьезные ограничения, относящиеся:

  • к скорости передвижения транспортных средств;
  • к правилам остановки и стоянки;
  • к выезду и въезду.

Необходимо также отметить, что данные требования актуальны для дворовых и придомовых территорий, правда, ГК РФ и ПДД не дают расшифровки терминов «придомовая или дворовая территории». Таким образом, ориентироваться нужно на знаки 5.21 и 5.22. Если же их нет, то обычно вывешивается знак ограничения скорости 3.29 до 20 или 5 километров в час.

Предлагаем ознакомиться Особенности регулирования выселения граждан из жилых помещений

Важным моментом является и то, что патрульные машины ГИБДД и ДПС редко заезжают во дворы домов, поэтому водители часто пользуются этим, превышая скорость и размещая свои транспортные средства на детских площадках и газонах.

Жители домов могут проучить нарушителей, сообщив об этом, например, через форму обращения на официальном сайте ГИБДД.

Данный знак предусматривает выполнение следующих правил:

  • Наличие знака подразумевает ограничение скорости до 20 км/час.
  • Преимуществом обладают пешеходы, то есть водитель обязан их всегда пропускать. Правда, пешеходам запрещается специально загораживать проезжую часть и создавать помехи в движении.
  • Придомовые территории не предназначены для сквозного проезда, ими нельзя пользоваться для сокращения маршрута. Кстати, так поступают многие водители, желающие «срезать» или проехать через дворы, при этом они не придерживаются скоростных ограничений.
  • Также не разрешается использовать такие зоны для совершения различных маневров: разворотов, езды задним ходом.

Кроме всего прочего в жилых зонах запрещены:

  • учебная езда;
  • стоянка с заведенным мотором;
  • стоянка для машин, относящихся к категории «С», то есть грузовых весом более 3,5 тонны (при условии отсутствия отдельных разрешающих знаков и разметки).

Последний пункт говорит о том, что даже если вам нужно перевезти мебель, то грузовая машина не может находиться дольше 5-ти минут в пределах придомовой территории. Однако данное требование не распространяется на грузовые ТС со специальной табличкой, а также транспорт коммунальных служб.

Выезд из жилой зоны приравнивается выезду из любой другой прилегающей территории, соответственно, нужно придерживаться следующих требований:

  • давать приоритет всем участникам дорожного движения, которые перемещаются по главной дороге, — пешеходам, водителям других транспортных средств, мотоциклистам, велосипедистам — причем вне зависимости от направления их движения;
  • запрещается при выезде пересекать сплошную линию разметки (если таковая имеется), то есть поворачивать можно исключительно направо.

Ну и особого внимания заслуживает распространенное нарушение — стоянка на газонах или площадках. Оставлять транспортное средство можно только в специально отведенных местах для парковки.

Если человек нарушил какое-либо из выше перечисленных требований, его ожидают следующие штрафы:

  • 1500 рублей или 3000 для Москвы и СПб — несоблюдение правил въезда/выезда, сквозная езда, непредоставление приоритета пешеходам, стоянка с работающим мотором (12.28 КоАП);
  • стоянка на газоне, детской площадке — для каждого региона определена своя сумма штрафа (в Москве до 5 000 рублей).

Особняком стоит превышение скорости — здесь действуют те же нормы, что и для дорог общего назначения:

  • то есть при превышении на 20-60 км/час нужно платить денежный штраф;
  • если же вы превысили на 80 и более, то предусмотрено лишение ВУ.

Машина перекрыла въезд во двор: что делать

Если машина перекрыла въезд во двор другим авто, делать что-либо для устранения проблемы следует в рамках закона:

Сначала поговорить с ее владельцем, чтобы тот убрал транспорт. Иногда такая ситуация вынужденная, кратковременная, и мешающий другим водитель оставляет на лобовом стекле автомобиля записку с номером своего телефона. Можно раскачать или аккуратно пнуть машину, чтобы сработала сигнализация. Тогда есть шанс, что хозяин быстро объявится сам.

При отсутствии реакции или невозможности найти водителя позвонить в ГИБДД. Нужно объяснить ситуацию, дать адрес и назвать регистрационный номер автомобиля, перегородившего дорогу. Сотрудник инспекции свяжется с его владельцем, полиции несложно будет найти его телефон. Если не удалось, ГИБДД вызовет эвакуатор. Машину, ставшую препятствием, уберут на спецстоянку. Причем за перемещение и нахождения транспорта там заплатит его владелец.

Если закрыли автомобилисту въезд во двор дома, где у него есть квартира, это незаконно, и нужно разбираться с товариществом собственников жилья. Оно не имеет права лишать владельца недвижимости возможности въезда на территорию, являющуюся общей для всех жильцов дома. Эта норма установлена п.5 ст.16 Закона «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ»:

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

А также ст.262 ГК РФ, которая гласит, что люди имеют право находиться на земельных участках, не закрытых для всеобщего доступа, и использовать находящиеся на них объекты.

В Верховном Суде РФ рассматривалось подобное дело, и решение было принято в пользу того, кому общее собрание отказало во въезде во двор. Если же речь идет об авто человека, не живущего в многоквартирном доме, при наличии законно установленного шлагбаума, ему имеют право запретить находиться на этой прилегающей территории.

Рядом с входом в зону может висеть табличка «Въезд не занимать», и этого требования следует слушаться. Такое же обозначение прикрепляют на ворота, закрывающие дворы частных домов, и там оно имеет право на существование.

Смотрите в этом видео о том, что делать, если машина перекрыла проезд во двор:

Решение Верховного суда

«Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно пункту 8.3 Правил дорожного движения, нарушение которого вменено Борисовой Н.В., при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

В силу пункта 1.2 Правил дорожного движения требование уступить дорогу (не создавать помех) означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Преимуществом (приоритетом) признается право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения (Правила дорожного движения)»,– говорится в постановлении.

Имел ли при этом водитель автомобиля, нарушающего Правила дорожного движения (доказано протоколом и схемой ДТП) и двигавшегося в противоположном направлении по односторонней дороге, преимущества перед кем-либо? Нет! Значит, и обязанностей у других водителей уступать ему дорогу на основании ПДД не было никаких. А стало быть, и постановление ГИБДД и последовавшие за ним решения судов подлежат отмене. Наложение штрафа также необоснованно.

Как безопасно выезжать

Для того чтобы не провоцировать ДТП при выезде на главную дорогу, необходимо убедиться в отсутствии помех и реально оценить возможности своего автомобиля. Согласно общим требованиям ПДД, автолюбитель должен покинуть пересечение дорог сразу после выезда.

Автолюбитель должен понимать, сколько времени он затратит на завершение своего маневра. Во время выезда на главную дорогу нужно учитывать ряд внешних факторов:

  • погодные условия;
  • качество дорожного покрытия (щебень, песок, глина и т.д.);
  • предельная видимость;
  • наличие снега, льда или луж на дорожном полотне.

После попадания на пересечение шофер должен ускорить свой автомобиль, чтобы остальные участники не смогли его догнать. Нужно быть предельно внимательным и не допускать остановок транспортного средства, так как остальные автомобилисты следуют правилам и знают о своем преимуществе, могут не снижать скорость при приближении к перекрестку. В результате просто может оказаться недостаточно времени и дистанции на экстренное торможение.

Поворот направо

При выезде с второстепенной дороги на главную автомобилист обязан следовать правилам пересечения перекрестков, в том числе нерегулируемых. При повороте направо он должен занять крайнее правое положение, убедиться в отсутствии помех: никто не приближается слева и не выполняет разворот со встречной полосы. Только после этого начать движение. При таком маневре автомобиль должен оказаться строго на крайней правой полосе в случае многополосного движения.

Например, человек движется по правой полосе с включенным правым поворотником, забыв его выключить на предыдущем перекрестке. Да, на многих авто он отключается сам, но все же. Другой участник движения намерен проехать прямо с включенным поворотником. Начав двигаться, выезжающий с дополнительной проезжей части спровоцирует аварийную ситуацию. В случае ДТП будет достаточно сложно доказать свою правоту.

Разворот и поворот налево

При повороте или развороте автолюбителю нужно занять крайнее левое положение ближе к центру проезжей части. Далее убедиться, что никакие транспортные средства не приближаются ни слева, ни справа. И только затем начинать двигаться до разделительной полосы, как только достигнет ее, в этот момент и выскочить налево на свою полосу.

В случае с разворотом водителю необходимо выполнить те же действия, что и при повороте: доехать до разделительной полосы, выехать на полосу попутного потока и повернуть обратно. Если автомобилист решит развернуться прямо у края проезжей части, то грубо нарушит дорожные правила, так как окажется на полосе встречного потока. Такое действие строго запрещено, поскольку повышает риск возникновения аварийной ситуации, даже если навстречу никто не движется.

Выезд с прилегающей территории

Участники дорожного движения согласно ПДД при съезде на главную дорогу с прилегающей обязаны уступать другим, кто имеет преимущество перед ними. Такое правило действует при проезде с прилегающей территории: дворы, АЗС и пр.

В правилах четко сказано, что такие участки не являются перекрестками. Однако порядок и очередность проезда по этому же принципу: преимущества имеют водители, находящиеся на главной дороге. Поэтому автолюбитель, стоящий на прилегающей проезжей части, обязан пропускать остальных во всех случаях вне зависимости от направления проезда.

Проезд перекрестков

Проезд нерегулируемых перекрестков по второстепенной дороге регулируется сводом правил пункта 13.9. Они определяют приоритет для участников движения. Преимущество принадлежит машинам, находящимся на главной дороге. Остальные транспортные средства обязаны дождаться, когда они завершат свой маневр, и только после этого приступать выполнять свой.

Другие случаи

Любой маневр, при выполнении которого совершается выезд со второстепенной проезжей части на основную, должен быть завершен максимально быстро, дабы не создавать помех другим машинам. Но до начала движения шофер обязан убедиться в безопасности своих действий. Это относится к нерегулируемым и регулируемым перекресткам. Порядок пересечения последнего регулируется исключительно разрешающими сигналами светофора. Такие ситуации регулируют пункты 13.4-13.7 Правил дорожного движения.

АВТОМОБИЛИСТ

Главная — Уроки вождения

При движении по узкой дворовой территории располагать машину на проезжей части надо так, чтобы расстояния от бортов автомобиля до газона с одной стороны и до припаркованных машин с другой стороны были равны.

Рис. 1. Проезд по дворовой территории

Во дворах и в других стесненных условиях водителям-«новичкам» нередко мешает «велосипедный» жизненный опыт. Учтите, в отличие от велосипеда, сидя за рулем автомобиля, Вы располагаетесь не по центру его салона, и объем «железа» справа и слева от Вас не одинаковый! В начале автомобильной жизни это обстоятельство надо обязательно учитывать

Позже о таких «пустяках» у Вас не останется даже воспоминаний, но сейчас, для безаварийного проезда по двору, понимать эту разницу очень важно

Если Вы не уверены в правильности оценки расстояний с места водителя, то лучше два-три раза выйти из машины и проверить свой глазомер, чем поцарапать соседский автомобиль.

Если же сохранность соседской машины взволновала Вас так сильно, что Вы решили «метнуться» от нее подальше влево к газону, то ждите неприятностей. Колеса у машины резиновые! Автомобиль, как мячик, отскочит от бордюрного камня, причем отскочит он именно на соседа. Мало того, в результате удара о бордюрный камень будут повреждены еще и левые колеса Вашего автомобиля.

Рис. 2. Задние колеса проходят ближе к центру поворота

Рис. 3. Выезд из двора: а) с заездом на угол тротуара; б) плавный выезд; в) «ломаная» траектория; г) поворот в узком «угловатом» месте

Траектория движения автомобиля на выезде из двора может быть плавной или «ломаной». Это планируется водителем заранее, в зависимости от формы угла тротуара или газона, около которого он будет поворачивать (рис. 3 б и в). В любом случае необходимо учитывать тот факт, что задняя часть автомобиля всегда смещается к центру поворота. Связано это с тем, что траектория движения задних колес на повороте не совпадает с траекторией движения передних колес (рис. 2). Задние колеса как бы «режут угол», стремясь догнать передние колеса по кратчайшему пути (рис. 3 а).

А если это колеса прицепа, то они смещаются к центру поворота еще больше, чем задние колеса машины.

На последнем рисунке (рис. 3 г) изображен вариант поворота, который позволяет уберечь колеса автомобиля от повреждения о бордюрный камень и избежать наезда на ноги пешеходов, стоящих на углу тротуара. Чтобы выполнить такой поворот сначала надо прижаться к левому краю проезжей части и уже из этого положения начинать поворот направо. Однако с точки зрения общей безопасности движения такой маневр допустим лишь при выезде из двора и только в узких «угловатых» местах без интенсивного движения.

На обычной дороге смещение влево перед поворотом направо может оказаться небезопасным из-за движущихся рядом машин, и, как правило, в этом смещении нет никакой необходимости, так как углы подавляющего большинства перекрестков имеют соответствующие закругления.

Одновременный выезд со стоянки на дорогу

В предыдущей статье был дан ответ на вопрос приоритета во время одновременного или почти одновременного отъезда от края проезжей части.

Существуют разные варианты организации места для стоянки автотранспорта. Это может быть организованная стоянка, обозначенная знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)», а может быть просто прилегающая территория или участок дороги, пригодный для стоянки.

Въезд на прилегающую к магазину территорию, приспособленную для парковки и постановка автомобиля на придорожную стоянку, обычно вопросов не вызывают. Подобная стоянка чаще всего не долговременная.

И когда одновременно или почти одновременно выезжают сразу два автомобиля, в таких случаях естественным образом возникает вопрос: кто первым выедет на дорогу? Когда выезд двух машин с придорожной парковки (по сути, с прилегающей территории) совершается почти одновременно, то в вопросах приоритета между водителями иногда возникают разногласия.

Разворот по сплошной

А теперь пару слов об осуществлении разворота по сплошной осевой. Недавно это нарушение трактовалось как выезд авто на «встречку», и доказать обратное было сложно. Но, как гласят новые правила и законы, такой маневр следует расценивать как нарушение ПДД, связанное с разворотом.

12.16 часть 2 Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги штраф от 1 000 до 1 500 руб.

Таким образом, получается, что инспектор выписывает штраф. То же самое касается поворота во двор, когда было пересечение сплошной осевой.

А вот выезд из двора при повороте налево (опять же с проездом через сплошную осевую), то здесь трактовка должна быть такой: несоблюдение требований ПДД, предписанных разметкой или дорожными знаками. В этом случае штраф намного меньше.

12.16 часть 1 Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы предупреждение или штраф 500 руб.

Какие знаки устанавливают

Специального дорожного символа для идентификации каждого отдельно взятого двора не существует. Считается, что для этого достаточно имеющегося определения.

Большие секторы «спальных» районов, где не предусмотрен сквозной проезд автомобилей, обозначаются указателями 5.21 и 5.22.

По сути, жилая зона включает в себя целый массив дворов. На ее территорию разрешено въезжать только при соблюдении ряда ограничений, предусмотренных законодательством.

Что касается знаков “Уступите дорогу” и “Движение без остановки запрещено”, то они также могут устанавливаться на выездах с прилегающих территорий.

Три перечисленных знака не помогут нам в вопросе определения перекрестка или прилегающей территории. Запомните это.

Кто должен уступить

Если траектории движения двух транспортных средств пересекаются на выезде с прилегающей к проезжей части территории, то уступить дорогу должен водитель выезжающей автомашины. Это следует из пунктов 8.3 и 17.3 ПДД, в соответствии с которыми он обязан пропустить всех участников движения.

По отношению к нему водитель, съезжающий с дороги, имеет приоритет, при условии, что его авто находится на проезжей части, в соответствующем крайнем положении для поворота во двор (пункт 8.5 ПДД). «Уступить дорогу» в этом случае означает, что выезжающий с придомовой территории автомобилист не должен препятствовать другим двигаться по проезжей части или свернуть с неё на прилегающую.

Правила движения

Разъезд внутри прилегающей территории не регулируется ПДД, однако общие рекомендации дать можно:

  1. При спорной ситуации, когда в узком проезде встречаются два автомобиля, сдать назад и уступить следует водителю того автомобиля, который имеет сзади больше пространства для этого.
  2. Несмотря на то, что приоритет при движении в гору установлен ПДД только для дорог, при наличии сильного уклона во дворе и небольшой ширине проезда уступить должен тот водитель, который едет вниз, то есть с горы.В большинстве случаев водители самостоятельно решают, кто кого пропускает, подавая друг другу сигналы жестами или с помощью фар.

Для автомобилей

В жилых зонах и дворах запрещены:

  • учебная езда;
  • сквозное движение.

Самым опасным традиционно считается перемещение задним ходом. На дворовых территориях предостережение по поводу этого становится особенно актуальным: в таких местах обзору могут мешать деревья, различные металлические конструкции и т.д.

Кроме того, во дворах жилых домов более вероятно появление детей, домашних животных.

Поэтому перед началом движения назад необходимо предпринять особые меры предосторожности:

  1. Находясь снаружи нужно обойти автомобиль и осмотреть пространство за ним (под него тоже целесообразно заглянуть, чтобы ненароком не наехать на чьего-то питомца).
  2. Сев внутрь и включив заднюю передачу, следует еще раз убедиться в безопасности маневра, посмотрев во все зеркала заднего вида. Только после этого можно медленно начинать движение.

Лучше попросить кого-либо о помощи, чтобы избежать несчастного случая. И, самое главное, следует знать, что пешеход обладает преимуществом и в жилой зоне, и на территории двора.

Для мотоциклов, скутеров, велосипедистов

Правила въезда и выезда для лиц, управляющих мотоциклами и скутерами, не отличаются от таковых для автомобилей. Разница лишь в том, что водителю двухколесного транспорта гораздо проще маневрировать на узких участках пространства.

Для них можно посоветовать:

  • при движении к выезду одновременно с автомобилем, лучше уступить ему дорогу и позволить первому покинуть территорию двора: четырехколесному транспорту может быть труднее дождаться благоприятного момента при интенсивном движении;
  • следует уступать дорогу людям, перемещающимся внутри двора или жилой зоны пешком.

Согласно п. 17.1 ПДД пешеход не должен необоснованно создавать помехи для перемещения транспорта внутри жилой зоны или двора. Однако если это все-таки произошло, лучше вежливо попросить человека освободить проезд.

Велосипедисту внутри жилой зоны следует перемещаться по специально отведенной дорожке. Если таковая отсутствует, то двигаться необходимо по краю проезжей части, не забывая про преимущество пешеходов.

Внутри двора руководствоваться следует теми же рекомендациями, что и водителям двухколесных транспортных средств, оборудованных двигателями.

Для пешеходов, в том числе детей

Как говорилось ранее, пешеход обладает преимуществом при движении внутри местности, обозначенной символом 5.21, а также на прилегающей территории (во дворах).

Это означает, что, находясь в жилой зоне, человек может идти не только по тротуару, но и по всей ширине проезжей части.

Во дворе пешеход также вправе передвигаться в любом нужном ему направлении. Однако:

если человек необоснованно создает препятствие для движения механического транспорта при наличии альтернативного пути движения, это расценивается как нарушение ПДД (деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ может быть назначено предупреждение либо штраф, сумма которого составит 500 рублей)
если в результате создания пешеходом помехи для перемещения транспортного средства водитель, попытавшийся увернуться, получит травму, характеризующуюся как легкий или средний вред виновник будет оштрафован на 1000-1500 рублей

Если таким нарушителем окажется ребенок, то есть лицо, чей возраст менее 18-и лет, за подобное деяние ответственность понесет один из его родителей, в отношении которого будет составлен протокол по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ.

Отменяет ли выезд со двора действие знаков?

Согласно ПДД РФ, действие многих запрещающих знаков распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним. То есть, после проезда перекрестка знак уже не действует. 

Но распространяется ли это правило на выезды со двора, примыкающие к главной дороге? Попробуем разобраться. 

Несколько лет назад в Верховном Суде России рассматривалось весьма интересное дело, в рамках которого жительница Воронежа оспаривала выписанный ей штраф за стоянку под знаком «3.27. Остановка запрещена». 

Доводы автолюбительницы были весьма простыми: по ее мнению, свой автомобиль она припарковала после примыкания выезда со двора к главной дороге, а следовательно, действие этого знака на данный участок уже не распространялось. 

Дойдя до высшей судебной инстанции, автоледи оспорила уже не только свой штраф, но и в целом, существующую в ПДД трактовку термина «перекрёсток», полагая, что наши Правила противоречат Венской конвенции о безопасности дорожного движения, которая гласит, что любое пересечение дорог является перекрестком. 

Рассмотрев дело, ВС РФ посчитал, что ПДД России не противоречат Венской конвенции, а выезд со двора не является перекрестком и в жалобе отказал. 

Таким образом, попытка поломать существующее положение вещей, согласно которому выезд со двора не отменяет действие знака «Остановка запрещена», не удалась. 

Выезжая со двора, смотри в оба!

В городе Перми зимой прошлого года произошло рядовое на первый взгляд дорожно-транспортное происшествие. Столкнулись два автомобиля. Один из них выезжал с дворовой территории, другой ехал по главной дороге:

«В нарушение пункта 8.3 Правил дорожного движения, – говорится в материалах административного дела, – при выезде с прилегающей территории не уступила дорогу транспортному средству Volkswagen Passat».

Как видно, все очень прозаично и стандартно. Любой водитель, даже недавно получивший права автомобилиста, без труда скажет, кто виноват в данной аварии, достаточно руководствоваться одним пунктом ПДД:

«8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает».

Иными словами, уступаем дорогу всем, а не только транспортным средствам.

Однако в нашем случае, попавшем в практику Верховного суда, был один весомый нюанс: Volkswagen Passat двигался по дороге с односторонним движением во встречном направлении.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения … Н.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

И кто теперь виноват в подобной ситуации? Для решения этой задачки необходимо ввести дополнительные вводные. Улица, на которую совершался выезд со двора, была односторонней. На выезде от домов стоял знак 2.4 «Уступите дорогу» и знак, оповещающий о том, что улица, на которую совершается маневр, – с односторонним движением.

Водитель, а вернее водительница, посмотрев в сторону движения транспортных средств и пропустив все помехи, начала движение. Она не могла предполагать, что с другой стороны на нее вылетит нарушитель.

Логика подсказывает, что виноват в происшествии тот, кто ехал по встречке (ему сотрудники ГИБДД вручили протокол о нарушении Правил дорожного движения по части 3 статьи 12.16 Кодекса об административных правонарушениях), но также был оформлен протокол и на женщину по части 3 статьи 12.14 КоАП (Невыполнение требований уступить дорогу) и выписан штраф в 500 рублей.

То есть, по мнению сотрудников ДПС, водительница действительно должна была предвидеть подобную ситуацию и уступить дорогу в случае необходимости. Верна ли такая позиция?

По мнению судьи Свердловского районного суда г. Перми, далее судьи Пермского краевого суда и заместителя председателя Пермского краевого суда, сотрудники Госавтоинспекции сделали все верно и женщина нарушила ПДД. Однако дело об административном правонарушении дошло до Верховного суда, который постановил иначе.

Определение

Для начала следует разобраться в основных понятиях, поскольку, в зависимости от статуса населенного пункта, один и тот же термин может подразумевать различные вещи.

Двор – участок земли (с покрытием или без него), прилегающий к жилому дому либо хозяйственным помещениям.

В сельской местности этим словом обозначается обнесенный забором участок земли, на котором расположен сам дом и надворные постройки. Разумеется, действие ПДД на такой двор распространяться не может. Поэтому для современных городов применяется иной архитектурно-строительный термин.

Придомовая территория – это участок земли, предназначенный для обслуживания одного или нескольких жилых домов.

Если говорить касаемо частного владения, то это понятие подразумевает сектор поверхности, прилегающий к границе участка, находящегося в чьей-либо собственности.

Придомовая территория состоит из:

  • отрезка земли, на котором он расположен;
  • зеленых насаждений, элементов благоустройства общего пользования (детские площадки, места для стоянки автомобилей, гаражи и т.д.).

В ПДД не приводится расшифровка двух вышеназванных понятий. Они содержат только определение «прилегающая территория». Оно несколько шире, чем предыдущие.

В любом случае это место, где не разрешается сквозное движение механического транспорта (автомобилей, мотоциклов, мопедов и др.). Перемещение по прилегающей территории регулируется ПДД.

Водитель случайно проехал нужный въезд во двор

Если водитель случайно проехал нужный ему въезд во двор, есть следующие варианты действий:

Ехать задним ходом нельзя, когда ближе чем в 5 м есть остановка, перекресток (въезд во двор таковым не является), отрезок дороги с плохим обзором, пешеходный переход.

Проехать дальше, выполнить разворот и вернуться туда, откуда есть проезд во двор. Маневр осуществляют там, где нет запрещающих знаков, разметки. Разворачиваться придется два раза. Ведь для возврата на удобную позицию необходимо дважды сменить направление движения.

Въезд чужого автомобиля во двор частного дома может быть закрыт собственником недвижимости. Но у него должны быть права на эту землю. А в их отсутствие владелец дома может сослаться на то, что на данной территории нет проезжей части, и не позволить автомобилю следовать во двор. Правда, эта ситуация очень спорна, иногда приходится разрешать ее в суде.

А если автовладелец живет по соседству и путь через чужой двор – единственный, ведущий к его дому, собственника другого жилья могут обязать пускать машину через свою территорию. Есть в п.2 ст.262 ГК РФ и такая норма:

Въезд с дороги большегрузной фуры во двор нужно рассматривать так:

  • он незаконен, если водитель решил использовать территорию для сквозного проезда;
  • та же норма работает, когда автомобиль находится там дольше 5 минут (стоянка грузовиков массой больше 3,5 т во дворах запрещена);
  • это запрещено, если машина привезла товар в расположенный рядом магазин, и ее необходимо разгружать.

Последнее диктуется п. 3.5.7 СанПиН 2.3.5.021-94:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector