Проверка термостата на работоспособность
Содержание:
- Причины поломки термостата
- Диагностика и ремонт термостата в домашних условиях
- Какие бывают неисправности термостата, их признаки и причины
- Распространённые поломки термостата
- Как проверить новый термостат перед установкой
- Проверка термостата автомобиля
- Назначение, устройство и принцип действия термостата
Причины поломки термостата
Самый главный признак поломки термостата – отсутствие циркуляции в системе охлаждения двигателя, что приводит к его перегреву.
Причин, по которым работа термостата нарушается, может быть довольно много, но наиболее распространенной проблемой является коррозия, съедающая цилиндр и блокировочный штырь, из-за чего поток жидкости полностью не прекращается ни в каком положении клапана.
Двигателю в такой ситуации будет гораздо сложнее прогреваться, и времени это займет куда больше, чем в нормальном режиме. Если же наоборот, термостат постоянно остается закрытым, двигатель быстро перегревается, что ведет к полной невозможности продолжения движения или более серьезными последствиями, такими как температурная деформация блока цилиндра и дорогостоящий капитальный ремонт двигателя.
Когда индикатор температуры ОЖ на грани перегрева, при том что один шланг горячий, а другой холодный – скорее всего можно говорить что клапан термостата подклинил в закрытом состоянии и жидкость не проходит через радиатор.
Диагностика и ремонт термостата в домашних условиях
Точную проверку работоспособности механизма можно произвести в домашних условиях. Вот этот способ проверки. Для этого термостат демонтируют из подкапотного пространства и заносят домой. Деталь помещают в глубокую и широкую кастрюлю, заливают холодной водой, ставят на электрическую плиту и прогревают до рабочих температур. Оптимальный показатель следует сверить с данными на корпусе. При отрицательной температуре воздуха этот тест нельзя провести.
Если в процессе нагрева клапан открылся, устройство работает правильно. Если процесс замедлен или вовсе не обеспечивается, диагностируют неисправность. Если термостат заклинил, его возвращают на место.
Если вам кажется, что с прибором всё равно что-то не то, несмотря на то, что клапан открылся, лучше заменить его на новый.
Выполнить ремонт термостата в домашних условиях нельзя. Подобная деталь не является восстанавливаемой. При обнаружении проблем следует приобретать новую и проводить замену. Выбирая подходящий элемент смотреть надо на необходимые температурные характеристики закрытия и открытия. Для нормальной работы мотора следует выбирать модели, рекомендуемые производителем.
При выборе нового термостата обязательно узнайте температуру открывания клапана, поскольку значения могут быть разные. Если купить термостат с большой температурой открывания, то двигатель будет постоянно перегреваться.
Какие бывают неисправности термостата, их признаки и причины
Неисправность одного из основных узлов системы чаще всего связана с износом или коррозией некоторых элементов. На начальном этапе подобных деформаций, изменения незаметны, а потом случается так, что клапан завис в открытом или закрытом положении. Иногда встречается неполное открытие клапана. При этом автомобилист может не сразу заметить неисправность, потому что симптомы открытого термостата возникают только при небольшом морозе, когда прогрев мотора идёт долго.
Если клапан термостата заклинило полностью в закрытом положении, то мотор может перегреться даже при отрицательной температуре окружающей среды. Требуется незамедлительно заменить термостат на новый.
Если открытие термостата происходит очень рано, то это может указывать на бракованное изделие или самодельное, или устройство просто не подходит для вашей модели автомобиля.
Если клапан термостата заклинило наполовину или в полностью открытом состоянии, то ДВС будет долго прогреваться до рабочей температуры. А зимой мотор вообще не прогреется, да и печка греть совсем не будет. Отмечу, что если детали исправны, то при нуле двигатель прогреется до рабочей температуры за 5-7 минут.
Термостат может быть некачественным изначально. В этом случае открытие клапанов происходит несвоевременно. Такое нарушение не опасно, но может бить по бюджету из-за увеличения расхода топлива. Чтобы суметь вовремя диагностировать проблему надо знать, какие типы поломок существуют и как проводить тестирование самостоятельно.
Рассмотрим более подробно все причины неисправностей термостата:
- Появление накипи на металлических деталях, штоке. Это происходит из-за плохого качества охлаждающей жидкости либо несвоевременной её замены. Накипь затормаживает работу клапанов и штока, что приведёт к некорректной работе термостата.
- Вибрационные разрушения. Как правило это появляется при использовании некачественных или бракованных термостатов. В таких устройствах плохо завальцованы соединения и стыки, а также плохая герметизация медного цилиндра.
- Деформация резинового уплотнителя. Чаще всего это происходит из-за высоких температур, которые вызывают в резине протечки или трещины. Также перегревается мембрана между штоком и наполнителем.
Перечислю признаки неисправностей термостата:
- Мотор постоянно перегревается – стрелка на приборной панели всё время находится в красной зоне. Это означает, что антифриз не проходит к радиатору.
- ДВС плохо прогревается, а при повышенных нагрузках он очень быстро перегревается. Это указывает на то, что клапаны заклинило в среднем положении, в результате чего только небольшое количество охлаждающей жидкости попадает в радиатор, чего, разумеется, недостаточно для охлаждения мотора при высоких нагрузках.
- Слишком долго прогревается мотор. Это значит, что открыт патрубок к радиатору, из-за чего антифриз постоянно охлаждается и не даёт силовому агрегату прогреться до рабочей температуры.
- Стрелка температуры мотора после остановки поднимается, а при движении – падает.
- Нижний патрубок становится тёплым после 3 минут работы мотора. Это означается, что термостат открыт постоянно.
- Нижний патрубок холодный, но стрелка указывает на перегрев мотора (ДВС при этом работает долгое время). Это означает, что термостат заклинило в закрытом положении. Исключение – поломка датчика вентилятора радиатора.
- Дополнительные признаки: печка в салоне дует прохладным воздухом, снижается динамика авто, увеличивается расход бензина.
Самое опасное – это моментальный перегрев мотора в жаркое время года, что приведёт к его поломке. А если двигатель не выходит на рабочую температуру, то повысится износ узлов и ухудшится эффективность моторного масла.
Распространённые поломки термостата
Следующий шаг на пути к простой проверке термостата — знакомство с основными его неисправностями. Здесь тоже всё довольно легко, так как у столь простого узла может быть всего пять возможных поломок. Знать их полезно не только ради проверки, но и для понимания последствий той или иной неисправности. Тем боле, что некоторые из них могут привести к весьма дорогому ремонту.
Заклинивание в открытом состоянии
Эта неисправность термостата встречается чаще других. Заключается она в том, что клапан термостата в один прекрасный момент открывается полностью, и навсегда остаётся в таком состоянии. Происходит такое потому, что усилия пружины недостаточно, чтобы вернуть тарелку на своё исходное место. Как правило, причиной служит коррозия, накипь или твердение жидкости в капсуле.
Косвенные признаки заклинивания термостата в открытом состоянии:
- Мотор долго не выходит на рабочую температуру даже в тёплое время года.
- В морозы вообще не прогревается до нормы.
- Печка либо еле греет, либо постоянно дует холодным воздухом.
- Мощность двигателя снижается.
- Расход топлива повышается.
Последствия поломки:
- Ухудшается текучесть моторного масла.
- Сокращается общий ресурс двигателя.
- Автомобиль становится некомфортным в зимнее время года.
Если рассуждать в целом, то заклинивание термостата в полностью открытом положении — это не критически опасная поломка. Машина с ней может проездить долго и безотказно. Собственно говоря, много кто так и ездит, а о проверке термостата задумываются лишь с приходом холодов.
Заклинивание в закрытом состоянии
Это, пожалуй, самая опасная неисправность термостата. Когда охлаждающая жидкость остаётся «запертой» в малом контуре, перегрев двигателя неизбежен. Случается такое по нескольким причинам. Опять же, накипь и коррозия. А также капсула с жидкостью иногда перестаёт быть герметичной, и из-за этого не может выполнять свою работу
С такой поломкой проездить долго не получится, а потому очень важно всегда помнить о том, как её своевременно выявить
Косвенные признаки заклинивания термостата в закрытом положении:
- Стрелка на панели приборов зашкаливает.
- При наличии загораются соответствующие сигнальные лампы или ошибки.
- Мотор может терять приёмистость, стабильность и даже глохнуть.
- При работающей печке в салоне возможен едкий запах антифриза.
- Белый пар из-под капота.
Последствия поломки зависят от того, на какой стадии она будет замечена. Если своевременно, то ничего страшного не произойдёт. Хотя и дальше ехать своим будет сложновато, а летом практически невозможно. Если же заклинивание термостата в закрытом состоянии прозевать, двигатель попросту перегреется и либо заглохнет, либо сломается. В общем — опасная неисправность.
Преждевременное открывание или закрывание
У исправного термостата момент открывания и закрывания наступает при определённых температурах, «комфортных» для двигателя. Если же клапан срабатывает раньше времени, то показатели охлаждающей жидкости постоянно выходят за пределы оптимального диапазона. Поломка эта не такая страшная, как заклинивание в закрытом состоянии, тем не менее…
Когда термостат начинает приоткрываться или закрываться раньше времени:
- Двигатель не прогревается до рабочей температуры, как положено.
- Печка никогда не греет на максимум.
- Чуть повышается расход топлива.
В принципе, ничего страшного. Но неприятно. Причиной такой неисправности чаще всего становится естественный износ термостата. Хотя иногда попадается брак, и он чудит описанным образом сразу «из коробки».
Позднее открывание или закрывание
В этом случае всё наоборот — двигатель регулярно, хоть и не критично, перегревается, а из печки воняет палёным антифризом. Причины поломки аналогичные. Естественный износ или брак. Сюда стоит также добавить неправильно подобранный термостат. Такое иногда случается, так как вполне реально найти для своей машины подходящий по размерам вариант. Устанавливается он легко (ну или с помощью небольшой доработки напильником), а вот температуры, при которых он открывается и закрывается — рассчитаны для другого двигателя.
Неполное открывание или закрывание
Крайне редко встречающаяся поломка. Опасна только в том случае, если термостат неполностью открывается. Понятно, что рано или поздно это приведёт к перегреву двигателя. Если же клапан закрывается неполностью, то будет почти то же самое, что и в случае преждевременного срабатывания. Поэтому повторяться не будем. Приступим к проверке.
Как проверить новый термостат перед установкой
Температура жидкости в системе охлаждения авто колеблется в широких пределах. Для ограничения колебаний на автомобиле используется специальное механическое устройство – термостат. Элемент решает 2 задачи – обеспечивает быстрый выход мотора на рабочий режим и не допускает перегрева силового агрегата. Но рано или поздно деталь выходит из строя в результате износа, что чревато последствиями для двигателя. Чтобы своевременно уловить данный момент, нужно уметь проверить термостат, не снимая с машины. В случае обнаружения характерных признаков поломки его можно демонтировать и провести дополнительные испытания.
О принципе работы термостата
Деталь представляет собой термочувствительный элемент, открывающий заслонку при нагревании до определенной температуры (от 87 до 93 °С). Исполнительный механизм срабатывает от расширения рабочего тела – специальной жидкости, реагирующей на изменение температуры окружающей среды (в данном случае – антифриза).
Термостат с герметично закрывающейся заслонкой обычно помещен в собственный корпус и является отдельной деталью. Но существуют и бескорпусные изделия, устанавливаемые внутрь предусмотренного канала в двигателе. Алгоритм работы у всех моделей одинаков:
- После запуска холодного мотора охлаждающая жидкость течет по малому кругу – через водяную рубашку силового агрегата и малый теплообменник печки. Проход к основному радиатору перекрыт заслонкой, благодаря чему прогрев двигателя ускоряется.
- При достижении установленного порога температуры заслонка начинает открываться, пропуская часть антифриза охлаждаться в главном радиаторе.
- Когда мотор прогревается до рабочей температуры (свыше 90 °С), проход открывается полностью и весь тосол движется по большому контуру циркуляции.
Первичные признаки неисправности термостата сводятся к двум симптомам: постоянное «кипение» либо невозможность прогреть силовой агрегат, особенно в зимний период.
Симптомы и причины неисправности
Существует 3 разновидности поломки термочувствительного элемента:
- проход тосола к основному радиатору не открывается при нагреве;
- заслонка заклинивает в полузакрытом положении;
- то же, в полностью открытом состоянии.
Примечание. Указанные неполадки возникают по двум причинам: естественный износ либо низкое качество охлаждающей жидкости, выделяющей налет на внутренних стенках труб и деталях системы. Аналогичный эффект дает заливка дистиллированной и простой воды.
В первом случае нагретый антифриз не может попасть в основной радиатор и охлаждается только в салонном отопителе. В результате двигатель начинает перегреваться, а жидкость – кипеть в расширительном бачке. Неисправность сопровождается выделением пара из клапана пробки, тихим шипением и критическими показаниями термометра на панели приборов.
Сложнее всего определить неисправность термостата, когда заслонка частично открылась и заклинила в таком положении. Холодный двигатель прогревается вяло, а в рабочем режиме часто включается электрический вентилятор, принудительно охлаждающий радиатор. Неполадка четко определяется в период летней жары, когда половина тосола циркулирует по малому контуру. Электровентилятор практически не выключается, хотя перегрева не наблюдается.
Важно! Идентичные признаки с повышением температуры могут быть вызваны и другой причиной – образованием воздушной пробки в системе охлаждения автомобиля. Поэтому термостат нужно тщательно проверить перед заменой
В третьем случае мотор нагревается до рабочей температуры только летом, поскольку антифриз постоянно движется по большому кругу и эффективно остужается радиатором. Зимой ездить невозможно – печка абсолютно не греет.
Способы проверки элемента
Самостоятельно проверить работу термостата можно прямо на автомобиле. В подавляющем большинстве случаев такая диагностика дает достоверный результат. Начинать проверку нужно при полностью остывшем моторе: завести его и периодически ощупывать нижнюю часть радиатора и патрубок, отходящий от него снизу обратно к двигателю.
Исправность термостата определяется по следующим признакам:
- на начальном этапе прогрева радиатор и подходящие к нему патрубки полностью холодные;
- при температуре антифриза 40–60 °С начинает прогреваться верхний подающий шланг, нижний остается холодным;
- когда тосол нагревается до 90–95 °С, горячим становится вся площадь теплообменника и нижний патрубок, что свидетельствует об открытии заслонки и движении жидкости по большому контуру.
Проверка термостата автомобиля
Каждый водитель должен уметь находить и проверять термостат на работоспособность. В случае перегрева двигателя, из строя выйдут все важные детали, поэтому следует серьезно отнестись к этому процессу.Система охлаждения двигателя автомобиля одна из главных составных, которая выполняет свою функцию на полную силу. Без охлаждения двигателя, автомобиль может вовсе заглохнуть, а двигатель прийти в негодность. Термостат, один из компонентов системы охлаждения, и его поломка не приведет к хорошей работе агрегата.Термостат – это специально устройство, созданное для того, чтобы избегать перегрев двигателя. В его конструкции находится воск, который при особой температуре начинается плавиться и расширяться, что приводит к раскрытию клапанов.Сквозь эти клапаны протекает охлаждающая жидкость. Когда температура стабилизируется воск сужается и жидкость прекращает поступать. Это и есть принцип работы термостата. В зависимости от выбранного температурного режима термостаты делятся на высоко-, средне- и низкотемпературные.В основном неисправность приводит к тому что двигатель перегревается, а охлаждающая жидкость закипает и вследствие этого приходят в неисправность связующие детали автомобиля.Так одной из признаков неполадок является недостаточный прогрев двигателя в зимнее время. Двигатель или сильно долго прогревается, или не нагревается до оптимальной температуры. Это способствует большему употреблению топлива, что ведет за собой снижение мощности.Возможен также вариант, когда двигатель наоборот сильно перегревается, зачастую это происходит в летнее время. В любом случае если присутствуют какие-либо признаки и сигналы о проблемах с термостатом его необходимо проверить.В первую очередь осуществить проверку термостата необходимо непосредственно в машине, не снимая его. Прежде всего надо знать, что охлаждающая жидкость циркулирует двумя кругами: малым и большим. В случае малого круга подогревается двигатель. После этого жидкость начинает циркулировать по большому кругу, достигая радиатора.
В начале проверки двигатель должен находиться в охлажденном состоянии. Затем следует его включить в специальном режиме неподвижного автомобиля холостой ход. Через пару минут следует проверить радиатор системы охлаждения. Он должен находиться в состоянии покоя, так как двигатель не должен за такое короткое время прогреться. В этом случае клапан термостата, как и положено должен быть закрыт.
Затем снова через некоторое время, а именно когда температура достигнет 90° С следует опять проверить патрубок. Если он горячий значит клапан открыт и жидкость циркулирует уже по большому кругу. Если патрубок так и остался холодным, значит клапан не сработал и остался закрытым. Это указывает на проблемы с работой термостата. В таком случае он подлежит замене.Вторая проблема может заключаться в том, что двигатель нагревается раньше времени. Это сигнализирует о том, что клапан остается в открытом состоянии и происходит постоянная циркуляция жидкости по большому кругу. В данном случае потребляется большее количества топлива, что также создает неудобства.Однако бывают редкие случаи, когда термостат находится в среднем положении. Это влечет за собой длительное время прогрева двигателей, и трудность состоит в том, что данную неполадку довольно сложно определить. Единственный выход – это снять термостат.Прежде чем снимать термостат следует слить охлаждающую жидкость. Подставьте посудину под сливные бачки или же в случае его отсутствия под патрубок радиатора. Для того, чтобы правильно слить жидкость лучше воспользоваться инструкцией. Сливать жидкость следует аккуратно, так как её можно использовать повторно.
После этого следует снять сам термостат и открутить патрубок. Затем приступаем к проверке термостата на пригодность. Для этого заливаем воду в кухонную емкость, к примеру, в кастрюлю и опускаем туда термостат. Затем ставим на огонь. Следует прогреть емкость примерно до 100° С. Измерить точную температуру можно при помощи специального термометра.
Далее, после всего этого наблюдаем за поведением термостата. При достижении необходимой температуры клапан термостата должен открыться, а после того как достали его из воды, и температура снизилась, он должен закрыться.
Если этого не произошло, значит, термостат находится в нерабочем состоянии и подлежит замене.Цена на термостат стартует от $8. Следует выбирать качественную продукцию, так как именно этого зависит срок эксплуатации устройства.
Ремонтные работы могут обойтись порядка $16, поэтому лучше в домашних условиях заменить самостоятельно.
Назначение, устройство и принцип действия термостата
Охлаждающая жидкость, циркулирующая по рабочим каналам блоков двигателя, своим главным предназначением имеет отвод излишнего тепла, накапливающегося в силовом агрегате, из-за трения рабочих элементов двигателя и воздействия высокой температуры выхлопных газов, проходящих по газоотводящему контуру.
Главными элементами системы охлаждения ВАЗ 2114, которые отвечают за понижение температуры тосола, являются электровентилятор радиатора охлаждения и термостат.
Чтобы понять принцип его работы, надо увидеть как выглядит термостат на ВАЗ 2114. Конструктивно он устроен таким образом, что клапан, регулирующий проток ОЖ, находится внутри корпуса с тремя патрубками:
- два входных — от двигателя и радиатора;
- один выходной — к помпе.
Устройство термостата ВАЗ 2114
Основным рабочим элементом самого клапана, находящегося внутри термостата, является твердый термочувствительный наполнитель, который при нагревании, через резиновую вставку, воздействует на поршень, перемещающий основной клапан. Нагреваясь он открывает его, остывая, наоборот закрывает отверстие, не допуская протока тосола.
На двигатель термостат крепится через патрубок к головке блока цилиндров с левой стороны, под воздушным фильтром. Резиновыми патрубками он соединяется с радиатором и помпой. На холодном двигателе клапан этого регулятора потока ОЖ закрыт и после запуска, начинающая прокачиваться усилиями помпы жидкость, двигается по «малому контуру» или «по малому кругу». В среде автомобилистов применяется оба эти выражения. При движении по малому кругу тосол проходит через радиатор отопителя, впускной коллектор и дроссельный узел. В радиатор жидкость не подается, клапан отсекает этот путь.
По мере нагревания двигателя ОЖ отбирает часть тепла, нагревается и, проходя по «малому кругу» через термостат, нагревает термочувствительный элемент. Поршень начинает смещаться и открывать основной клапан. Это начинает происходить когда температура жидкости достигает 87 градусов. При этом часть ОЖ начинает циркулировать через радиатор. По достижении температуры в 102 градуса клапан открывается полностью, смещаясь на восемь миллиметров. В этом режиме весь поток ОЖ устремляется по «большому кругу», через радиатор охлаждения.
Специалисты рекомендуют проверять работу термостата не снимая его с машины. Для этого требуется после запуска двигателя руками потрогать нижние патрубки отходящие от радиатора. Они должны быть холодными до тех пор, пока температура не поднимется больше восьмидесяти градусов. Как только температура вырастет больше 85 градусов, трубки должны начать нагреваться и через некоторое время можно будет почувствовать, что циркуляция по «большому кругу» действует. Трубки должны нагреться достаточно сильно.
Если же нижние патрубки, отходящие от радиатора, будут продолжать оставаться холодными — значит основной клапан не открылся и термостат неисправен. На неисправность этого регулятора может указывать и такой факт, когда нижние трубки начинают нагреваться почти сразу после запуска двигателя. Это говорит о том, что клапан открыт и не закрывается в холодном состоянии.
В обоих случаях, отказ термостата ничего хорошего для двигателя не несет. В случае, когда клапан открыт — тосол, проходя по «большому кругу» не имеет возможности нагреться до рабочего состояния. При этом снижается мощность двигателя и другие параметры эффективности его работы. В том случае, когда основной клапан закрыт двигатель имеет большой риск перегрева блоков. Это наиболее опасное состояние для силового агрегата. Если некоторое, даже не очень длительное, время проехать в таком режиме, то можно вывести двигатель из строя, вплоть до поломки валов. А это, как минимум, капитальный ремонт всего ДВС.
Существует способ, как проверить термостат на ВАЗ 2114 другим образом. Для этого, необходимо налить воду в кастрюлю и, поставив ее на плиту для нагревания, погрузить туда термостат. Зная, при какой температуре открывается термостат на ВАЗ 2114, с помощью термометра следить за нагреванием воды в кастрюле. При температуре около 87 градусов клапан должен открыться. Если это произошло, значит прибор вполне работоспособен. Проверять его таким образом лучше перед тем, как устанавливать вместо вышедшего из строя.
Многие автолюбители часто интересуются у специалистов, возможен ли ремонт термостата.
Если же этого не случилось, то нужна замена термостата на ВАЗ 2114.