Корректная работа трамблера на ваз девятой модели

Последовательность выполнения работ своими руками

Перед началом работ помните, что маслом в трамблёре ВАЗ 2109 испачканы все находящиеся внутри детали. После демонтажа из следует промыть и просушить.

1. Демонтаж трамблёра начинается со снятия минусового провода, который подключен к клемме АКБ.

2. Затем отключаем от него провода высоковольтные, потом вакуумный шланг, которым трамблёр соединён с вакуум корректором.

3. Следующим этапом работ станет выемка троса из держателя. Он используется для привода заслонок.

4. Убираем кронштейн, являющийся фиксатором для проводов. В комплекте со всеми шпильками и теми проводами, которые были здесь закреплены.

5. Откручиваем крепёжную гайку, контролируя, при этом, чтобы установленная под ней шайба не потерялась. Указанная работа выполняется в несколько этапов: На привод устройств вспомогательных, с одной стороны, и корпус трамблёра, с другой, наносятся специальные метки. Это необходимо сделать для того, чтобы выполняя сборку изделия, вы могли сохранить стартовый момент зажигания без проведения новой регулировки.

6. Отвёрткой отжимаем фиксатор на распределителе и вынимаем жгут проводов зажигания.

7. Вынимаем заглушку из резины из корпуса картера автомобильного сцепления.

8. Вращая коленвал, добиваемся выставление поршня в 1-ом цилиндре в ВМТ.

9. Риска, нанесённая на маховик, просматриваемая в отверстии, должна совпасть с делением, нанесённым на середину шкалы корпуса.

10. Снимаем трамблёр, предварительно отвернув удерживающие его гайки.

11. Монтаж осуществляется в обратной последовательности.

12. При установке бегунка необходимо проконтролировать, положение валика. Последний должен размещаться так, чтобы его внешний контакт располагался напротив клеммы, которая соответствует 1-ому цилиндру.

13. Клемма находится на крышке.

14. Обязательно совместите метки, о которых говорилось выше.

Ниже вы можете просмотреть видео о том, кaк снять и установить трамблёр на ВАЗ 2108-09.

На что обращать внимание при проведении ремонта

При ремонте обязательно обратите внимание на крышку распределителя. Не должно быть никаких вмятин, трещин, сколов, пробоев, а также следов от окисления на контактах

В противном случае производите полную замену этого элемента. А также обратите внимание на графитовый стержень, который находится в центре крышки распределителя зажигания. Он должен спокойно перемещаться, под действием пружины возвращаться в исходное положение. От того, в каком состоянии находится крышка трамблера, напрямую зависит работа ДВС. Если имеется повреждение графитового контакта либо медных, проще заменить полностью крышку распределителя зажигания. В обратном порядке необходимо собрать весь трамблёр. Обратите внимание, что валик и все без исключения трущиеся элементы необходимо смазывать чистым моторным маслом. Но не стоит слишком много наносить смазки на эти элементы. Вот и все, проведение ремонта распределителя завершено, теперь его можно установить на место.

Типичные неисправности

Среди основных и частых поломок можно выделить несколько:

  • Так, может сгореть бегунок, и из-за этого могут появиться проблемы с запуском двигателя. Мотор может запуститься, но будет тут же глохнуть.
  • Если ослабло крепление трамблера, мог нарушиться УОЗ. Это грозит трудностями при запуске, потерей мощности, неустойчивой работой двигателя на холостом ходу. Также это одна из причин повышенного расхода топлива. Для устранения подтягивают крепление ключом на 10 мм — вращают две гайки, а также один болт.
  • Еще одна популярная причина неисправности — провода трамблера (ВАЗ-2109). Они могут быть неверно подключены, либо нарушен порядок. Мотор может вовсе не запускаться или запустится, но при этом станет «чихать».
  • Окисление или разрушение контактов в крышке — это частая проблема, которая случается с распределителями зажигания для ВАЗа. Если контакты окислились, то можно попробовать восстановить их уайт-спиритом. Это одна из причин, по которой мотор троит.
  • Кроме этого, может быть пробита крышка трамблера. ВАЗ-2109 достаточно часто беспокоит своего владельца по этому поводу. Увидеть место пробоя можно очень легко. Оно хорошо заметно. Вышедшая из строя крышка может стать причиной утечек тока, вызывая различные перебои в работе мотора.
  • Еще одна проблема, связанная с крышкой, — разрушение или стирание контактного уголька в крышке. В данном случае мотор не будет запускаться. Для устранения причины меняют отдельно уголек или всю крышку. При неисправностях датчика Холла завести мотор не удастся. Если от датчика обломаны провода, результат будет таким же.

При неисправном вакуумном корректоре силовой агрегат не будет тянуть на подъем. Снизится мощность, а также приемистость мотора. Вакуумный регулятор выставляет угол под нагрузкой немного раньше. Одна из возможных причин — отсутствие герметичности корпуса регулятора или негерметичность шланга от карбюратора. Либо может заедать поворотная пластинка корректора. Можно попробовать устранить негерметичность. Но зачастую требуется полная замена трамблера на ВАЗ-2109. Цена вопроса — до пятисот рублей.

Важные характеристики трамблера

Каждый отдельный двигатель имеет свои особенности работы, в связи с чем трамблер нужно подстраивать под эти особенности. Вот два параметра, которые влияют на стабильность работы ДВС:

  • Угол замкнутого состояния контактов. Этот параметр влияет на скорость замыкания электроцепи трамблера. Он влияет на то, насколько сильно зарядится обмотка катушки после разряда. От силы тока зависит качество самой искры;
  • Угол опережения зажигания. Свеча в цилиндре должна сработать не в тот момент, когда поршень сожмет ВТС и займет мертвую верхнюю точку, а немного ранее, чтобы, когда он полностью поднимется, процесс сгорания топлива уже инициировался, и не происходила задержка. В противном случае может теряться КПД мотора, например, при смене стиля езды. Когда водитель резко переходит на спортивную езду, зажигание должно срабатывать немного ранее, чтобы из-за инерции коленчатого вала процесс воспламенения не опаздывал. Как только автомобилист переходит на размеренный стиль, УОЗ изменяется.

Оба параметра регулируются в трамблере. В первом случае это делается вручную. Во втором случае распределитель-прерыватель самостоятельно подстраивается под режим работы мотора. Для этого в устройстве имеется специальный центробежный регулятор, который изменяет время подачи искры так, чтобы она зажигала смесь в момент, пока поршень только доходит до ВМТ.

Неисправности трамблера

Так как трамблер состоит из множества мелких деталей, на которые оказывается сильная электрическая нагрузка, в нем могут возникать разные неисправности. Чаще всего встречаются следующие:

  • Когда двигатель глохнет не в силу выключения зажигания, а из-за неблагоприятных факторов (сильный туман, во время которого может наблюдаться пробой ВВ проводов), крышка трамблера может повредиться. Нередки случаи, когда в ней образуются трещины, но чаще обгорают или окисляются контакты. Подобное повреждение может быть связано с нестабильной работой мотора;
  • Предохранитель бегунка перегорел. В этом случае требуется его замена, так как импульс не будет поступать на КЗ;
  • Пробило конденсатор. Эта проблема часто сопровождается повышением напряжения тока, поступающего на свечи;
  • Деформация вала или образование повреждения корпуса устройства. В этом случае тоже нужно сломанную деталь заменить;
  • Поломка вакуума. Основная неисправность – износ диафрагмы или она загрязнилась.

Помимо перечисленных, в трамблере могут произойти нештатные поломки. Если возникли какие-либо сбои в подаче искры, машину нужно показать специалисту.

Как проверить исправность?

Чтобы убедиться, что нестабильная работа мотора действительно связана с поломкой в трамблере, нужно сделать несколько шагов:

  • Снимаем крышку, и осматриваем ее на  предмет образования окисления, нагара или механических повреждений. Лучше это сделать на хорошем свету. С внутренней стороны не должно быть влаги и графитовой пыли. На кнопке бегунка не должно быть никаких повреждений, а контакты – чистыми;
  • Вакуум проверяется его разбором. Диафрагма осматривается на предмет разрывов, а также эластичности или загрязнений. Эластичность элемента также проверяется через шланг устройства. Для этого автовладелец немного втягивает воздух из шлангочки и закрывает отверстие языком. Если вакуум не исчезает, значит, диафрагма работает исправно;
  • Проверка неполадки конденсатора выявляется при помощи мультиметра (настройка не более 20 мкФ). На экране прибора не должно быть отклонений;
  • Если ротор пробивает, то эту неисправность можно выявить, сняв крышку и соединив контакт центрального провода с бегунком. При исправном роторе не должна появиться искра.

Это самые простые диагностические процедуры, которые может самостоятельно выполнить автовладелец. Для более точной и глубокой диагностики следует отвезти машину автослесарю, занимающемуся системами зажигания.

В заключение – видео часть о проверке поломок распределителя-прерывателя СЗ:

Проверка и регулировка трамблера классики от Светлова

Watch this video on YouTube

Особенности фильтра

Чтобы определить причины наличия масла в фильтре, первым делом следует узнать про особенности его работы, функций.

Некоторые ошибочно полагают, что ВФ — это обычный расходник, который не требует особого внимания. Из-за этого проверка состояния воздушного фильтра проводится крайне редко. Порой это доходит до того, что при демонтаже элемента водители обнаруживают подобие старой грязной тряпки вместо фильтра.

Для эффективного сгорания топливовоздушной смеси в карбюраторном двигателе необходимо, чтобы количество воздуха превосходило количество топлива примерно в 15-20 раз.

Чтобы не допустить подобной неприятности, грозящей серьезными поломками двигателя, на ВАЗ 2109 устанавливают воздушный фильтр (ВФ). Помимо основной функции очистка, фильтр также выполняет роль глушителя и охладителя топлива.

Новенький фильтрующий элемент

Настройка зажигания с использованием стробоскопа

Корректной может считаться проверка и последующая регулировка зажигания ВАЗ-2109 (карбюратор) только в том случае, если двигатель прогрет до своей рабочей температуры (в диапазоне от 80 до 90 градусов). Все дальнейшие действия должны выполняться в соответствии с приведённой ниже инструкцией:

  1. Запустите мотор и установите обороты коленвала на 800–900 об/мин.
  2. Снимите шланг вакуума со штуцера вакуум-корректора опережения зажигания и, заглушив мотор, перекройте просвет в шланге.
  3. Воспользовавшись ключом на «10», открутите три гайки, на которых крепится прерыватель-распределитель.
  4. На картере КПП расположено смотровое окно, закрытое пробкой, после извлечения которой взору открывается зубчатый венец маховика. Проворачивайте маховик до тех пор, пока не увидите установочную метку, разместив которую напротив центрального деления на шкале, расположенной на краю смотрового окна, вы поставите первый и четвёртый поршни в верхнюю мёртвую точку. Нелишним будет проверить правильность расположения этой метки — для этого найдите такую же метку на шкиве коленвала и убедитесь, что она совмещена с меткой на крышке ГРМ.

Убедитесь, что метки совпадают

  • Теперь нужно подключить стробоскоп, подсоединив его один провод к распредвалу вместо центрального высоковольтного провода, а второй — к отрицательной клемме аккумулятора.
  • Снова запустите двигатель и повторно убедитесь, что коленчатый вал вращается с требуемой частотой холостого хода.
  • Направьте луч стробоскопа в смотровое окно — импульсы прибора соответствуют моменту появления метки маховика.
  • Теперь необходимо поворачивать трамблёр до тех пор, пока не установите нужный угол опережения. Согласно паспортным данным, для бензина А-92 этот угол составляет 1 ± 1 градусов, а для бензина А-95 — 4 ± 1 градусов. Добейтесь размещения метки напротив нужной риски, и установка зажигания ВАЗ-2109 (карбюратор) может считаться выполненной.

Применение этого метода позволит вам настроить зажигание своими руками настолько точно, насколько это возможно без участия специалиста.

Признаки, указывающие на неисправность

Определить, что трамблер ВАЗа-2109 с карбюратором сломался, не составит труда. Автомобиль будет дергаться при движении. При этом каких-либо других причин для такого поведения нет. Если в баке залит качественный бензин, топливный насос и карбюратор работают исправно, то в вибрациях виноват трамблер. Когда автомобиль набирает обороты, двигатель будет троить.

Также о неисправностях можно судить по мотору, который отказывается заводиться. При нажатии на педаль акселератора и росте скорости возникает детонация. Это тоже говорит о неработающем трамблере. Если значительно ухудшилась динамика, то следует проверить трамблер. При росте топлива первым делом нужно выяснить, работает ли прерыватель, и только потом крутить карбюратор.

Замена трамблера и его частей на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Местонахождение трамблера Располагается рядом с аккумуляторной батареей, на конце крышки головки блока цилиндров. Подробнее смотрите на фото ниже:

Когда менять трамблер? Он выходит из строя довольно редко, чаще всего замене подлежат детали трамблера, такие как бегунок, крышка трамблера и другие. Ниже представлен список неисправностей, возникающих у двигателя при выходе из строя трамблера либо его составных частей:

  • автомобиль начинает дергаться;
  • машина попросту не заводится;
  • потеря мощности у двигателя автомобиля, машина хуже едет;
  • увеличение расхода топлива у автомобиля.

Регулировка зажигания на ВАЗ 2109 своими руками

Проблемы с зажиганием приводят к некорректной работе двигателя. Регулировка зажигания Ваз 2109 своими руками позволяет дёшево и быстро наладить настройки. Перед началом обязательно ознакомиться с инструкцией по регулировке зажигания.

Схема установки момента зажигания.

Lada 2109 с инжекторным типом двигателя оборудована электронным модулем зажигания. Регулировка зажигания осуществляется путём программирования электронного блока управления. Без СТО провести такую процедуру невозможно — нужно специальное программное обеспечение.

Проверка и регулировка угла опережения зажигания производится на холостом ходу двигателя. Обороты коленчатого вала должны быть в пределах 820–900 об/мин.

Фотография замка зажигания на ВАЗ 2109.

  1. Прогреть двигатель до 90 градусов.
  2. Установить частоту вращения коленвала на уровне 820–900 об/мин. В случае выхода холостого хода за пределы — провести регулировку количества ТВС карбюратора.
  3. Отсоединить шланг вакуума от штуцера.
  4. Заглушить двигатель автомобиля.
  5. В шланге вакуума убрать просвет.
  6. Открутить три гайки крепления прерывателя-распределителя.
  7. Извлечь резиновую пробку из картера КПП — там находится смотровое отверстие маховика.
  8. Отсоединить провод первого цилиндра от крышки распределительного вала.
  9. Подключить стробоскоп на место отсоединённого провода и к аккумулятору.
  10. Завести автомобиль — стробоскоп начнёт посылать импульсы в такт маховику.
  11. Вращать распределительный вал до сравнения риски с меткой на маховике.
  12. Пометить метку.

Регулировка по меткам невозможна без прибора.

Существуют способы регулировки без стробоскопа. Для проведения регулировки с помощью лампочки потребуется ключ для вращения коленчатого вала и стандартная лампочка на 12 вольт.

Установка момента зажигания путём ослабления крепления датчика момента искрообразования.

  1. Специальным ключом провернуть коленвал до совпадения меток. При отсутствии ключа для коленвала — включить 4-ю передачу и толкать автомобиль пока не совпадут метки.
  2. Подключить 12-вольтную лампочку к проводу, связывающему трамблёр и катушку зажигания.
  3. Подсоединить лампочку к массе с помощью второго провода.
  4. Подключить центральный провод к массе Лада 2109.
  5. Ослабить бoлты на корпусе тpaмблёpa и включить зажигание — должна загореться лампочка.
  6. Bpaщaть кopпyc вправо до погасания лампочки.
  7. После погасания лампочки плавно поворачивать трамблер в левую сторону.
  8. Остановиться в момент загорания лампочки.
  9. Закрутить болты корпуса.

Для проведения этого вида экономичной регулировки зажигания Жигули 2109 понадобится два человека. Один должен находиться в салоне «Девятки», второй — вращать трамблер.

  1. Включить зажигание и следить за стрелкой тахометра.
  2. Второй человек должен ослабить болты крепления трамблёра и провернуть его.
  3. При повороте ключа в зажигании стрелка тахометра резко отклоняется и возвращается на ноль.
  4. Трамблёр должен остаться в положении, когда стрелка тахометра отклоняется.
  5. Этот метод регулировки момента зажигания требует терпения, так как с первого раза настроить очень тяжело.

Проверка зажигания

Для проверки регулировки системы зажигания ВАЗ 2109 нужно выехать на ровную дорогу.

  • Разогнать автомобиль до 50 км/ч.
  • Включить 4-ю передачу и выжать до упора педаль газа.

https://youtube.com/watch?v=PlArkxUcB1E

Появление тихих и коротких детонационных звуков означает правильно выставленное зажигание.

Назначение трамблера ВАЗ 2109

В любой системе зажигания, бесконтактной, или контактной, есть два контура — высоковольтный и низковольтный. Трамблер, распределитель зажигания, является как раз тем устройством, которое имеет дело как высоковольтной проводкой, так и с маловольтажной. Основная его задача — распределение высокого напряжения между свечами зажигания в нужный момент и в определенном порядке.

Работает трамблер следующим образом — Высоковольтное напряжение генерируется в катушке зажигания методом электромагнитной индукции. По высоковольтному проводу оно подается на центральный контакт крышки распределителя. Контакт находится в постоянном взаимодействии в бегунком, который распределяет ток по четырем контактам, соответствующим свече в цилиндре. Бегунок находится в постоянном вращении и поочередно замыкает центральный контакт с контактами свечей. Ток поступает на свечи по проводам высокого напряжения в порядке, определенном очередностью работы цилиндров — 1-3-4-2. Бегунок приводится в движение приводным валом, который соединен с распредвалом.

Неисправности трамблеров

О том, что имеют место неисправности трамблера, свидетельствуют следующие признаки:

Когда искра на центральном проводе есть, но отсутствует на свечных проводах, это говорит о пробое бегунка.

  1. автомобиль периодически дергается при движении;
  2. нестабильная работа мотора на холостом ходу;
  3. мотор совсем не заводится;
  4. слышен стук пальцев поршней в процессе набора скорости;
  5. снизилась динамика набора скорости;
  6. увеличился расход топлива.

В большинстве случаев причинами поломки трамблера становятся:

Пробой крыши и катушки зажигания происходит по причине больших зазоров в контактах крышки трамблера и бегунка, свечей и плохих подсвечников.

  1. прогорание бегунка;
  2. окисление или замыкание контактов под крышкой;
  3. пробой крышки трамблера;
  4. поломка одного из датчиков;
  5. проблемы с подшипником вала и другие неполадки.

Рекомендуем: Когда целесообразно делать геометрию (сход-развал)?

В каждом из данных случаев требуется замена. Но при этом практически для любого автомобиля можно менять не весь трамблер, а только вышедшую из строя его часть, что является преимуществом, поскольку существенно удешевляет ремонт.

Зачастую проблемы в работе контактного трамблера появляются через изменения зазоров в контактах или их загрязнение, поэтому надо проверять через 10 тыс. км.

Самой элементарной проверкой трамблера это визуальная оценка состояния бегунка, контактов и крышки.

В бесконтактном трамблере, основной неисправностью является выход из строя датчика холла или индуктивного датчика.

Для проверки системы зажигания и трамблера в том числе, наблюдают за искрой на выкрученной свече, запустив двигатель. В гаражных условиях также можно проверить, используя измерительные приборы или индикаторы.

К часто выходящим их строя деталям также относится конденсатор трамблера. Он способствует увеличению напряжения подаваемого на свечи зажигания в момент запуска двигателя. И чтобы его проверить нужно его отсоединить и притронутся к «массе», и если слышится характерный треск и наблюдается падение напряжения – конденсатор рабочий, если этого не происходит деталь на замену.

Трамблер – это всегда разборный узел, который можно отключить, вынуть из автомобиля, разобрать на составляющие, обнаружить проблему и устранить ее методом замены поврежденной детали.

Как работает датчик Холла и центробежный механизм

На автомобиле ВАЗ-2109 трамблер выполняет коррекцию угла опережения зажигания в процессе работы мотора. Это возможно за счет применения в конструкции центробежного устройства. Оно может воздействовать на бегунок, когда мотор резко набирает обороты. Центробежный механизм аналогичен по своей конструкции тем устройствам, что были установлены на системах зажигания контактного типа. Кроме того, прерыватель на автомобиле ВАЗ-2109 оснащен и вакуумным корректором. Когда во впускном коллекторе создается разрежение, оно затем передается по специальной трубке в камеру корректора. Там есть резиновая диафрагма. Последняя соединена с тягой, которая закреплена на пластине. Здесь и находится датчик Холла. Данный элемент позволил убрать из трамблера контактную группу и сделать работу системы зажигания более стабильной.

Датчик Холла вместе с этой пластиной может двигаться, регулируя тем самым момент зажигания. УОЗ при этом увеличивается или уменьшается. Это зависит от количества оборотов и от того, как интенсивно мотор их набирает.

Что такое трамблёр

Трамблером называется механизм, распределяющий электрический ток между свечами и отвечающий за появление искры, воспламеняющей горючую смесь в цилиндрах. В моделях ВАЗ 2109 он располагается около аккумулятора, там, где заканчивается крышка головки блока цилиндров. Официальное его название — прерыватель-распределитель зажигания. Автовладельцы пользуются двумя типами прерывателей: контактным и бесконтактным.

Условно его можно разделить на две части: крышку, изготовленную из прочного материала, не проводящего электрический ток, и непосредственно сам корпус, внутри которого установлен вал, заканчивающийся бегунком с контактным якорем. Входное отверстие для кабеля высокого напряжения расположено в центре крышки, ближе к краям — выходные отверстия с контактными щетками, от них провода расходятся к свечам. Таким образом, крышка является самостоятельной и функциональной деталью. В процессе работы под воздействием вибраций она изнашивается, на ней образуются трещины или сколы, стираются угольные щетки, и ей требуется замена.

Бегунок, на ось которого поступает центральный высоковольтный провод, вращается, поочередно замыкая угольные контакты каждого свечного провода в том порядке, в каком они должны обеспечивать подачу искры для движения поршней в цилиндрах. Скорость бегунка напрямую зависит от коленчатого вала и других параметров двигателя.

Прерывание выполняется в левой части прибора по принципу молота и наковальни. Надетый на вал шток имеет ребристую форму (наподобие гайки). Число рёбер соответствует количеству цилиндров. При вращении выступающие рёбра подталкивают «молоточек» к «наковальне», а уменьшенные стороны, напротив, отодвигают. Таким образом выполняется соединение и прерывание контакта.

https://youtube.com/watch?v=m4JfmcbnY5w

Вакуумный корректор, соединенный с карбюратором и дросселем, при нажатии на педаль газа образует разрежение, подтягивающее рычаг в прерывателе, вследствие этого изменяется угол зажигания, электрический заряд подается раньше.

Высоковольтные провода

Не редко основная сложность при ремонте карбюраторного ВАЗ 2109 заключается в обратном подключении высоковольтных проводов, которые ранее были отключены от крышки трамблера. Он же распределитель зажигания.

Сложность заключается в том, что порядок подключения многие забывают или попросту не знают. Но на практике вернуть высоковольтные провода намного проще, чем разобраться в модуле зажигания, применяемом на инжекторном ВАЗ 2109.

Следуя нескольким простым правилам, вы легко вернете провода на свои законные места.

  1. Крышка распределителя зажигания устанавливается на свое место, то есть на трамблер, только в единственном положении. Потому тут вы даже при желании перепутать ничего не сможете. Иначе крышка попросту не сядет.
  2. На крышке находится установочная метка, которая сигнализирует о расположении гнезда провода от первого цилиндра.
  3. Провода нужно подключать в следующей последовательности — 1, 3, 4, 2. Двигайтесь при этом против часовой стрелки, если смотрите на крышку трамблера со стороны расширительного бака.

Если на каким-то причинам на крышке трамблера карбюраторного ВАЗ 2109 установочные метки отсутствуют, просто придерживайтесь принципа подключения, указанного на изображении.

Схема проверки датчика Холла на автомобиле

1 – датчик-распределитель зажигания; 2 – вольтметр, имеющий предел шкалы не менее 15 В и внутреннее сопротивление не менее 100 кОм; 3 – вид на штепсельный разъем датчика-распределителя зажигания.

Система зажигания — бесконтактная. Состоит из датчика-распределителя, коммутатора, катушки зажигания, свечей, выключателя зажигания и проводов высокого и низкого напряжения. На часть автомобилей ранее устанавливали микропроцессорную систему управления двигателем (на основе контроллера «Электроника МС 2713-02» или «МС 4004»), часть автомобилей для экспорта оснащали системой снижения токсичности согласно нормам США 1983 г.

Датчик-распределитель зажигания типа 40.3706 или 40.3706-01, четырехискровой, неэкранированный, с датчиком управляющих импульсов (Холла) и встроенными вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания. На двигателе -21081 устанавливался датчик-распределитель 40.3706-10 с иными характеристиками центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания, его крышка маркируется отличительной меткой красного цвета. Датчик-распределитель выполняет две основные функции: во-первых, задает момент искрообразования в зависимости от начальной его установки, числа оборотов коленчатого вала и нагрузки на двигатель, а во-вторых, распределяет импульсы высокого напряжения («искру») по цилиндрам в соответствии с порядком их работы. Для этого служит ротор (бегунок), надетый на валик датчика распределителя. Для того чтобы не ошибиться при сборке, бегунок и крышка устанавливаются на датчик-распределитель только в одном положении, так же как и его муфта — в прорезь на торце распределительного вала. В бегунке имеется помехоподавительный резистор сопротивлением 1 кОм.

Проверить работоспособность датчика Холла можно, собрав схему, показанную ниже на рисунке. Медленно вращая валик датчика-распределителя зажигания, следим за показаниями вольтметра. Напряжение должно резко меняться от минимального (не более 0,4 В) до максимального (не более, чем на 3 В меньше напряжения питания). Если стальной экран с прорезями задевает за датчик (определяется по легкому заеданию или царапающему звуку при вращении валика, а также после частичной разборки датчика-распределителя), проверьте осевой люфт валика (не более 0,35 мм — регулируется подбором шайб) и посадку экрана на валике. При необходимости замените датчик-распределитель в сборе. Неисправный датчик Холла ремонту не подлежит и должен заменяться новым (за исключением обрыва проводов между самим датчиком и колодкой на корпусе датчика-распределителя).

Грубо оценить исправность вакуумного регулятора можно непосредственно на автомобиле. На работающем двигателе отсоединяем от штуцера карбюратора вакуумный шланг, ведущий к регулятору. Если теперь создать в шланге разрежение (можно ртом), обороты двигателя должны возрасти, а при снятии разрежения — вновь должны снизиться. Разрежение должно сохраняться по крайней мере несколько секунд, если пережать шланг. Визуально в работоспособности вакуумного регулятора можно убедиться, частично разобрав датчик-распределитель (см. Снятие и разборка датчика-распределителя зажигания) и подавая разрежение к впускному штуцеру регулятора. При этом экран датчика-распределителя должен поворачиваться на угол 7±1°, а при снятии разрежения — без заедания возвращаться обратно.

Точную проверку и настройку вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания производят на специальных стендах. В домашних условиях это делать не рекомендуется. При выходе из строя вакуумного регулятора его следует заменить, если неисправен центробежный — заменить датчик-распределитель.

Коммутатор типа 3620.3734, или 76.3734, или RT1903, или PZE4022 размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания. Коммутатор проверяется осциллографом по специальной методике. В случае неисправности он неремонтопригоден, при подозрении на неисправность рекомендуется заменять. Запрещается отсоединять разъем коммутатора при включенном зажигании — это может вызвать его повреждение (равно как и других компонентов системы зажигания).

Устройство трамблера с датчиком Холла

На ВАЗ-2109 производитель устанавливал распределитель бесконтактного типа, оснащенный датчиком Холла. Он четырехискровой, дополнительно оснащен центробежным и вакуумным корректором.

Кроме корректоров, устройство имеет и другие элементы, способствующие правильной работе. Так, трамблер оснащен специальным пластиковым экраном. Он необходим для защиты рабочих поверхностей механизма от попадания пыли и грязи. Бегунок, установленный на роторе распределителя, имеет постоянное сопротивление около 1 кОм. Кроме того, конструкция включает в себя упорные, а также стопорные шайбы и уплотнительные кольца. Корпус — цельный, алюминиевый.

Замена трамблера и его частей на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Местонахождение трамблера Располагается рядом с аккумуляторной батареей, на конце крышки головки блока цилиндров. Подробнее смотрите на фото ниже:

Когда менять трамблер? Он выходит из строя довольно редко, чаще всего замене подлежат детали трамблера, такие как бегунок, крышка трамблера и другие. Ниже представлен список неисправностей, возникающих у двигателя при выходе из строя трамблера либо его составных частей:

  • автомобиль начинает дергаться;
  • машина попросту не заводится;
  • потеря мощности у двигателя автомобиля, машина хуже едет;
  • увеличение расхода топлива у автомобиля.

Преимущества БСЗ

Задача системы зажигания — обеспечение в нужный момент искры зажигания достаточной энергии для воспламенения топливной смеси. Чем точнее выполняется этот процесс, тем выше мощность и эффективность двигателя. Правильно выставленное зажигание позволяет повысить мощность двигателя, снизить расход топлива и выбросы вредных веществ.

Кроме того, из-за постоянного износа контактов не возможно обеспечить точное соблюдение заданного момента воспламенения. Это вызывало перебои в работе двигателя, повышение расхода топлива и выбросам вредных веществ атмосферу.

Благодаря развитию электроники удалось инициировать процесс воспламенение бесконтактно, в результате чего решились проблемы износа и технического обслуживания. При этом заданный момент зажигания точно соблюдается практически в течение всего срока службы.

В первую очередь, это достигается благодаря индуктивному формированию сигнала (бесконтактная транзисторная система зажигания с накоплением энергии в индуктивности) и формированию сигнала датчиком Холла (TSZ-h).

Поскольку обе эти системы экономичны и относительно недорогие, они используются и сегодня на некоторых двигатетелях малого объема.

Основные преимущества бесконтактной системы зажигания:

  • отсутствие износа и технического обслуживания,
  • постоянный момент воспламенения,
  • отсутствие дребезга контактов и, как следствие, возможность увеличения частоты вращения,
  • регулирование накопления энергии и ограничение первичного тока,
  • более высокое вторичное напряжение системы зажигания
  • отключение постоянного тока.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector