Гост 33475-2015 дороги автомобильные общего пользования. геометрические элементы. технические требования

5.1 Планы автомобильных дорог общего пользования

5.1.1. Для разработки планов
автомобильных дорог общего пользования и подъездных дорог в качестве подосновы
используют инженерно-топографический план, на котором показывают и приводят:

— ситуацию и, при
необходимости, рельеф местности;

— «красные» линии (при
необходимости);

— координатную сетку;

— геодезические знаки (например, реперы, пункты
геодезических сетей местного зна­чения);

— линии бровок земляного
полотна и линии кромок проезжей части автомобильной дороги;

— станции магистрального
геодезического хода (вершины углов поворота);

— пикеты и указатели
километров;

— начало и конец переходных
и круговых кривых;

— числовые значения
элементов кривых: углы поворота, радиусы, тангенсы, суммар­ные длины круговых и
переходных кривых ;

— водоотводные сооружения
(например, кюветы, лотки, водосбросы, быстротоки, ка­навы) с уклоноуказателями и отметками дна в местах перелома
продольного профиля;

— откосы насыпей и выемок ;

— границы типов дорожной
одежды;

— контуры существующих и
проектируемых зданий и сооружений (без координацион­ных осей), примыкающих к
автомобильной дороге, и их порядковые номера (внутри кон­тура — в правом нижнем
углу);

— существующие и
проектируемые инженерные коммуникации с указанием высоты надземных и глубины
подземных коммуникаций и их обозначения;

— переезды через
железнодорожные пути;

— искусственные сооружения;

— транспортные развязки;

— радиусы кривых по кромке
проезжей части дорог в местах их взаимного пересечения;

— снего
— и/или пескозадерживающие защитные устройства ;

— защитные лесонасаждения учетом требований ГОСТ
21.508 (9.4);

— порядковые номера (на
полках линий-выносок) переездов, искусственных сооруже­ний, транспортных
развязок, снегозадер­жи­вающих и других сооружений;

— привязки к указателям
километров или пикетам пересекаемых автомобильных до­рог, железнодорожных путей
и инженерных коммуникаций в местах их пересечений с проектируемой автомобильной
дорогой;

— границу полосы отвода
земель;

— наименование конечных
пунктов проектируемых и существу­ю­щих автомобильных и железных дорог (направление на конечные пункты
указывают стрелками);

— указатель направления на
север стрелкой с буквой «С» у острия (в левом верхнем углу листа).

5.1.2 Привязанные к дороге
здания и сооружения (например, жилые дома, здания до­рожной службы,
искусственные сооружения, переезды) включают в ведомость зданий и сооружений,
выполняемую по в составе общих
данных. Графы заполня­ют в соответствии с их наименованиями.

Определение уклона при строительных работах

Специалисты, производящие кровельные работы, очень часто сталкиваются с необходимостью измерять уклоны крыш. Знание этих параметров позволяет выбрать тип материалов, которые будут использоваться, свериться с рекомендуемыми значениями для строений, выбрать метод ведения кровельных работ.

Чтобы не производить сложные математические расчеты каждый раз, был разработан специальный инструмент, который называется уклономер. Это приспособление устроено довольно просто. На рейку крепится специальная рамка, внутри которой закрепляется маятник, он имеет грузик и указатель. Рейку устанавливают в горизонтальном положении на измеряемом участке кровли и по указателю определяют на шкале численное значение уклона.

В случае, когда известно значение уклона крыши в градусах, перевести его в проценты можно воспользовавшись специальными таблицами. В них уже прописаны процентные значения для каждого угла от одного до сорока пяти градусов.

Советы в статье «Виды укладки ламината» здесь .

Как запилить стропила под нужным углом и нужных размеров смотрим в видео:

Использование расчетного и оптимального уровня наполняемости

Также у пластиковой, асбестоцементной или чугунной канализационной трубы обязательно должен быть рассчитан уровень наполненности. Это понятие определяет, какой должна быть скорость движения потока в трубе, чтобы она не засорилась. Естественно, от наполненности также зависит уклон. Вычислить расчетную наполненность можно при помощи формулы:

  • Н – уровень воды в трубе;
  • D – ее диаметр.

Минимальный допустимый СНиП 2.04.01-85 уровень наполняемости, согласно СНиПа – Y=0,3, а максимальный Y=1, но в таком случае канализационная труба полная, а, следовательно, уклона нет, значит нужно выбирать 50-60%. На практике расчетная наполняемость лежит в диапазоне: 0,3 Гидравлический расчет на наполняемость и угол уклона

Ваша цель – рассчитать максимально допустимую скорость для устройства канализационного стока. Согласно СНиП, скорость движения жидкости должна быть не менее 0,7 м/с, что позволит отходам быстро проходить мимо стенок, при этом не прилипая.

Примем H=60 мм, а диаметр трубы D=110 мм, материал – пластмасса.

Следовательно, правильный расчет выглядит так:

60 / 110 = 0,55 = Y – это уровень рассчитанной наполненности;

Далее используем формулу:

K ≤ V√ y, где:

  • К — оптимальный уровень наполненности (0,5 для пластмассовых и стеклянных труб или 0,6 для чугунных, асбестоцементных или керамических труб);
  • V — скорость движения жидкости (минимально берем 0,7 м/с);
  • √Y – квадратный корень расчетной заполняемости трубы.

0,5 ≤ 0,7√ 0,55 = 0,5 ≤ 0,52 – расчет верен.

Последняя формула является проверочной. Первая цифра – это коэффициент оптимальной наполненности, вторая после знака равенства – это скорость движения стоков, третья – это квадрат от уровня наполненности. Формула нам показала, что скорость мы выбрали правильно, то есть минимально возможную. В тоже время увеличить скорость мы не можем, так как нарушится неравенство.

Также угол можно выражать в градусах, но тогда Вам будет сложнее переходить на геометрические величины при установке наружной или внутренней трубы. Такое измерение предоставляет более высокую точность.

Уклон канализационных труб схематически

Таким же образом несложно определить уклон наружной подземной трубы. В большинстве случаев, коммуникации наружного типа имеют большие диаметры.

Следовательно на метр будет использоваться больший уклон. При этом есть еще определенный гидравлический уровень отклонения, который позволяет сделать уклон немного меньшим, чем оптимальный.

Резюмирую скажем, что согласно СНиП 2.04.01-85 пункт 18.2 (норма при установке систем отвода воды), при устройстве угла канализационных труб частного дома, нужно придерживаться таких правил:

  1. На один погонный метр у трубы с диаметром до 50 мм, нужно выделять по 3 см уклона, но при этом у трубопроводов с диаметром 110 мм понадобится 2 см;
  2. Максимально допустимое значение, как для внутренней, так и для наружной напорной канализации – это общий уклон трубопровода от основания до конца 15 см;
  3. Нормы СНиП требуют обязательного учета уровня промерзания грунта для установки наружной канализационной системы;
  4. Для определения правильности выбранных углов необходимо проконсультироваться со специалистами, а также проверить выбранные данные по формулам выше;
  5. При монтаже канализации в ванной, можно сделать коэффициент наполненности, соответственно и уклон трубы, самым минимальным. Дело в том, что из этой комнаты вода выходит преимущественно без абразивных частиц;
  6. Перед работой нужно обязательно составлять план.

Совет от эксперта:

Не стоит путать методику установки канализационных труб в квартире и доме. В первом случае часто используется вертикальный монтаж. Это когда от унитаза или душевой кабинки устанавливается вертикальная труба, а уже она переходит в магистральную, выполненную под определенным уклоном.

Такой способ может быть применен, если, к примеру, душевая или умывальник находится на чердаке дома. В свою очередь, укладка внешней системы начинается сразу же от колец унитаза, септика или умывальника.

Чтобы при установке выдержать нужный угол, рекомендуется заранее копать траншею под уклоном, а по неё натянуть бечевку. Тоже самое можно сделать и по полу.

Какой должен быть уклон канализационной трубы на 1 метр

Угол наклона канализационных труб измеряют не как обычно в градусах, а в сантиметрах на один метр, что просто обозначает насколько выше один конец трубы длиной в метр, чем другой.

Уклон в процентах

Уклоны в градусах и процентах 1º — 1,7 % 1 % — 34′ 20″ Просто для справки.

вы бы не позорились, утверждать что величина уклона прямо и линейно пропорциональна углу — это просто незнание основ математики! или просто дезинформация! «по секрету»: уклон — это отношение противолежащего катета к прилежащему — в математике называют «тангенс угла», теперь откройте учебник и посмотрите график этой функции — как видите, он совсем не похож на прямую линию.

Даже простейший пример: угол 45º. а уклон = 100% — это уже в вашу формулу не вписывается. или вы считаете что при 45º катеты не равны ?

в некоторых документах увидел что этот уклон пишут намного больше, с чем это связано?

так может с тем и связано — что уклон в некоторых случаях намного больше! у нас например некоторые и уклон скатной кровли до сих пор пишут в долях, а не в градусах. так что если сравнивать уклон в долях для дороги и уклон для ската кровли — разница может быть огромной, но в этом нет ошибки.

Предельные длины участков продольного профиля в зависимости от продольного уклона

i,

20

30

40

50

60

70

80

Lmax

2000

1200

600

400

300

250

200

На участках с
уклонами 60 ‰ и более через каждые 2–3
км предусматриваются участки для
остановки в виде участков, имеющих
уклоны 20 ‰ и менее или горизонтальные
площадки длиной не менее 50 м.

По СНиП переломы
проектной при алгебраической разности
уклонов более 5 ‰ (для дорог I–II
категорий), 10 ‰ – для дорог остальных
категорий должны быть сопряжены кривыми,
расположенными в вертикальной плоскости.

При проектировании
вертикальных кривых в виде отрезков
круговых кривых между длиной кривой,
отсчитываемой от вершины и величинами
уклонов касательных (по мере удаления
от вершины) зависимость не линейная.
Величины уклонов нарастают с удалением
от вершины быстрее расстояний.

Поэтому в настоящее
время вертикальные кривые проектируют
по отрезкам параболических кривых.

Наиболее простое
уравнение имеет квадратная парабола

,

где R

радиус кривизны в начале координат,
расположенном в вершине кривой.

Величины уклонов
касательных (в точках параболы) нарастают
равномерно расстоянию x
и обратно пропорционально радиусу
кривой

,

где x

расстояние от вершины до данной точки.

Начало координат
принимают в вершине кривой (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Схема к
расчету отметок вертикальных кривых

Поскольку на
автомобильных дорогах применяются
отрезки кривых, ограниченные
прямыми-касательными, имеющими малые
продольные уклоны, горизонтальные
проекции любых элементов продольного
профиля считают равными длине самого
элемента. Таким образом, x
= l
и принимая вышесказанное допущение
превышения и уклоны для вертикальных
кривых, вписанных по уравнению квадратичной
параболы, определяются по формулам
(рис. 4.3):

;

.

Радиусы выпуклых
вертикальных кривых назначают исходя
из следующих соображений: при движении
по выпуклой вертикальной кривой
безопасность и удобство движения
уменьшаются в связи с отрицательным
влиянием на управляемость автомобиля
центробежной силы, направленной
вертикально вверх и уменьшающей сцепной
вес автомобиля. Влияние центробежной
силы оказывается существенным при малых
значениях радиусов выпуклых кривых.
При величинах радиусов, обеспечивающих
видимость, требования безопасности и
удобства движения выдерживаются. Поэтому
радиусы выпуклых вертикальных кривых
назначаются из условия обеспечения
видимости поверхности дороги или
встречного автомобиля на расстоянии
равном расчетному расстоянию видимости
(рис. 4.4).

Рис. 4.4. Схема к
расчету радиуса вертикальной выпуклой
кривой из условия видимости

Для автомобиля,
поднимающегося по вертикальной кривой,
из подобия треугольников АСВ и АСД
находим

ВС = а1,

АС = АВ = l1,

СД = 2R

a1
≈ 2R,

ВС*СД = АС2

2a1R
= l12

откуда

.

По аналогии для
автомобиля, поднимающегося по
противоположной части кривой

.

Тогда

Sв
= l1
+ l2
=

.

Откуда

.

При определении
радиуса по величине Sв,
равной расстоянию видимости встречного
автомобиля принимают а1
= а
2
= 1,2
и тогда

.

При определении
радиуса по величине Sп,
равной расстоянию видимости поверхности
дороги принимает а2
= 0 и тогда

.

В ночное время
условия движения по вертикальным
выпуклым кривым ухудшаются. На выпуклых
кривых свет фар направлен выше поверхности
дороги (рис. 4.5, а).
Однако при радиусах выпуклых кривых,
рекомендуемым СНиП видимость в ночное
время обеспечена.

а) б)

Рис. 4.5. Схемы
видимости на вертикальных кривых при
свете фар:

а
– видимость дороги ночью на выпуклых
вертикальных кривых;

б
– видимость дороги ночью на вогнутых
вертикальных кривых

Везде, где возможно,
рекомендуются радиусы выпуклых кривых
применять не менее 70000 м из расчета
обеспечения видимости встречного
автомобиля при обгоне на расстоянии
800 м. На вогнутых вертикальных кривых
при малых величинах радиусов свет от
фар упирается в всходящую ветвь кривой
(рис. 4.5, б).

Радиусы вогнутых
вертикальных кривых назначаются из
условия допустимой перегрузки рессор,
возникающей от дополнительного действия
центробежной силы, направленной от
центра кривой по радиусу (рис. 4.6).

Рис. 4.6. Схема к
определению радиуса вертикальной
вогнутой кривой из условия допускаемой
перегрузки рессор

Поскольку
центробежное ускорение

.

Величину максимально
допустимого центробежного ускорения
принимают а
= 0,5 –
0,7 м/с2.
В этом случае

С < кG,

где к = 0,05 –
0,1, то
есть перегрузка рессор допускается не
более 5 –
10 %.

При а
= 0,5 м/с2
и V
в км/ч

.

В ночное время при
движении по вогнутым кривым возникает
затруднение с видимостью (рис. 4.7).

Рис. 4.7. Видимость
поверхности покрытия в свете фар в
ночное время

Свет фар в
вертикальной плоскости распространяется
под углом 2α = 2,
где 2α –
угол рассеяния света фар.

Обычно, hф
= 0,7 м, α = 1,
sin
α = 0,0175.

Из геометрических
соображений:

СВ = Sпsinα
+hф,

AC
= ,


= 2R

(Sпsinα
+hф)
≈ 2R,

(Sпsinα
+ hф)2R
=,

.

Расчет высоты конька

Соотношение градус/процент уклона кровли

После того как определились с конструкцией крыши, решили какой материал будет использоваться, учли все климатические условия и определились с наклоном кровли, пришло время узнать как посчитать высоту конька.

Сделать это можно с помощью угольника или математическим способом. Для второго варианта ширину пролета дома (h) делят на 2. Полученное число умножают на относительную величину.

Для ее нахождения используют таблицу, приведенную ниже (рис.4). Как видите, значения расписаны для каждого угла наклона. Чтобы было понятней приведем пример. Ширина здания 6м, уклон крыши 20 градусов. Получаем:

Высота конька 1,08 метров. Используя данную формулу можно узнать уклон крыши (это бывает надо при ремонте уже готовой кровли). Как считать? В обратном порядке.

Угол ската кровли это отношение между высотой конька крыши и половиной заложения.

Что мы получаем: 1,08:3=0,36 умножаем данное значение на 100 и получаем уклон крыши в процентах: 0,36х100=36%, смотрим по таблице и видим: 36%=20 градусов, что и требовалось доказать.

Как рассчитать угол уклона крыши узнали, а как определить эту величину при помощи уклономера, что собой представляет данный инструмент?

Это рейка с прикрепленной к ней рамкой. Между планками располагается ось, к которой прикреплен маятник (два кольца, пластинка, грузик и указатель).

Внутри выреза находится шкала с делениями. При нахождении рейки в горизонтальном положении, указатель совпадает с нулем на шкале.

Чтобы определить угол ската крыши. рейку уклономера держат перпендикулярно коньку (под углом 90 градусов). Указатель маятника покажет искомую величину в градусах. Для перевода в проценты используют выше приведению таблицу (рис.3).

Очень часто, при строительстве крыш, можно услышать словосочетание «разуклонка кровли». Что это такое?

Калькулятор уклонов

Калькулятор уклонов поможет Вам в нужный момент рассчитать уклон, превышение либо расстояние без всяких проблем.

Калькулятор способен рассчитать уклон крыши. уклон трубопровода. уклон лестницы. уклон дороги и тд. Также есть возможность рассчитать превышение между точками или расстояние от точки до точки (полезно в геодезии).

Порядок работы:1. Выбрать ту величину, которую Вам нужно рассчитать2. Выбрать в какой единице измерения вы хотите задать/рассчитать уклон (на выбор 3 вида: градусы, промилле, проценты)3. Задать 1-ую неизвестную4. Задать 2-ую неизвестную5. Нажать кнопку «Расчет»

Для справки:— уклон в градусах считается через тангенс угла: tgx = h / L— уклон в промилле считается по следующей формуле: x = 1000 * h / L— уклон в процентах считается по следующей формуле: x = 100 * h / L

Калькулятор уклонов создан как дополнение к основным онлайн расчетам на сайте, и если он Вам понравился, то не забывайте рассказывать про него своим друзьям и коллегам.

Какие факторы влияют на выбор наклона кровли

Несмотря на то что человечество постоянно развивается и уже не зависит от природных обстоятельств, все-таки именно эти условия зачастую влияют на выбор наклона.

Атмосферные осадки, скопление которых грозит провалом крыши или появлением сырости и грибка. Если в данном регионе постоянные дожди, ливни, грозы и снегопады являются обычным делом, то уклон кровли должен быть увеличен. Быстрое избавление крыши от воды — залог долговечности строения.

В регионах с сильными ветрами, например в степях, как никогда важно найти золотую середину. Слишком высокую крышу ветер может попросту завалить, а плоскую — сорвать. Самый оптимальный уклон кровли — от 30 до 40 градусов

В регионах с сильными порывами ветра — от 15 до 25 градусов

Самый оптимальный уклон кровли — от 30 до 40 градусов. В регионах с сильными порывами ветра — от 15 до 25 градусов.

При выборе уклона кровли в обязательном порядке стоит учитывать эти два серьезных фактора. Разобравшись в этом вопросе, дальнейшая работа по настилу будет значительно упрощена.

По ГОСТу и СНиПам, которые действуют на территории Российской Федерации, следует измерять угол кровли только в градусах. Во всех официальных данных или документах используется только градусное измерение. Однако рабочим и строителям «на местности» проще ориентироваться в процентах. Ниже приведена таблица соотношения градусной меры и процентной — для более удобного использования и понимания.

Пользоваться таблицей достаточно просто: узнаем исходное значение и соотносим его с нужным показателем.

Для измерения существует очень удобный инструмент, называемый уклономером. Это рейка с рамкой, посередине ось и шкала деления, к которой прикреплен маятник. На горизонтальном уровне прибор показывает 0. А при использовании его вертикально, перпендикулярно коньку, уклономер показывает градус .

Помимо этого инструмента, широкое распространение получили также геодезические, капельные и электронные приборы для замера уклона. Рассчитать градус уклона также можно и математическим способом.

Чтобы рассчитать угол уклона, необходимо выяснить две величины: В — вертикальная высота (от конька до карниза), С — заложение (горизонталь от нижней точки ската до верхней). При делении первой величины на вторую получается А — угол уклона в градусах. Если вам нужен показатель угла кровли в процентах, обратитесь к таблице выше.

Наклон крыши и его значение при строительстве домов

Проезжая мимо населенных пунктов, мы часто рассматриваем крыши домов и построек. Одни похожи на крутые склоны Эльбруса, другие — на покатые спуски дальневосточных сопок. Почему же перекрытия имеют такой разный наклон? Уклон кровли способствует быстрому удалению атмосферных осадков с территории сооружения и измеряется углом между плоскостью ската крыши и плоскостью горизонта. Чем больше величина угла ската, тем круче крыша, и наоборот, с его уменьшением крыша становится более покатистая или пологая, пока не перейдет в горизонтальную. Этот угол профессионалы архитектурного строительства измеряют градусами (º), процентами (%) или числовым соотношением. Если угол очень маленький, тогда используют измерение в промилле (сотых долях процента). Для справки: 1º — 1,7%; 1% — 34′ 20″.

Наклон любой крыши является очень важным элементом. Его величина вычисляется в зависимости от климата и применяемого кровельного материала.

Наклон плоскости любой части крыши является очень важным элементом при домостроении, и его величина выбирается в зависимости от климата и применяемого кровельного материала. Он влияет на ее надежность, герметичность, на возможность водоотвода, а значит, и на долговечность здания в целом. Для правильного выбора материала кровли, а также для расчета его расхода, высоты сооружения нужно знать, как посчитать уклон кровли.

Расчёт наклона для наружной канализации

Для собственного дома необходимо знать, что установка ливневой системы очень хлопотная работа. Ливневая канализация состоит не только из трубопровода, но и из канав, которые отводят также воду. Минимальным уклоном на один метр ливневых труб зависит также вида и какой у него диаметр.

Для ливневой канализации трубы должны быть в диаметре 150—200 мм, а уклон при 200 мм – 0.007, а при 150 мм – 0.008. то есть, чем больше диаметр, тем меньше наклон. Так как вода в такой канализации в любом случае будет проходить без каких-либо сложностей. А также наклон зависит и от того, как поверхность у водоотвода. Если она шершавая, тем больше нужно его делать и наоборот.

Для наружной системы используют нивелир. После того как все трубы соединены, благодаря нивелиру выставляется их правильный наклон. Но одному справится очень сложно. Для такой работы понадобится минимум 3 человека: один выставляет наклон, другой следит за тем, какой уровень показывает нивелир, а третий, естественно, занимается руководством этого процесса.

Основные правила для подсчёта уклона и установки канализационной трубы:

  1. Для трубы, которая в диаметре составляет 50 мм, на один метр необходимо по 3 см угла, а если диаметром 110 мм, то 2 см.
  2. Общей длинной угла трубопровода как для наружной, так и для внешней системы является 15 см.
  3. При подсчёте норм для наружной канализационной системы, согласно СНиП, нужно учитывать как сильно промерзает земля.
  4. Используя вышеуказанные формулы возможно и самим рассчитать правильный наклон трубы, но в свою очередь, для подтверждения своих расчётов необходимо проконсультироваться со специалистами.

Таким образов, узнав все детали о наклоне, каждый сможет провести такую работу самостоятельно. Но не забывайте узнать все рекомендации у специалистов. Используйте разные способы наклона для квартир и частных домой. Учитывайте все детали, проводите правильно вычисления. Тогда ваша система прослужит очень долго, она будет надёжной, и не надо будет переживать за то, что в любой момент она сможет прорваться.

Ещё материалы:

  • воздушный клапан для канализации 50;
  • клапан обратный канализационный внутренний 50 мм;
  • клапан вакуумный канализационный 110 мм.

Какой кровельный материал выбрать

Кровельные покрытия различаются по структуре, прочности, ценовому диапазону. Все же наиболее важным критерием выбора материала является его структура. Чем шершавее поверхность, тем дольше осадки будут задерживаться на крыше.

Существуют несколько типов кровельного материала, который влияет на определение величины наклона.

  1. Кровля из рулонных битумных материалов используется при минимальном уклоне крыши от 0 до 3 °. Рулонная кровля достаточно проста в использовании и имеет несколько плюсов: гибкость, прочность, теплоизоляция.
  2. При уклоне крыши от 4 ° применяется фальцевая кровля, которая обладает повышенной степенью износостойкости и прочности. Это обусловлено тем, что данный материал состоит из полимеров.
  3. Шиферное покрытие принято использовать от 9 °.
  4. Различные виды черепицы (керамическая, битумная, металлическая и цементно-песчаная) применяются, если угол наклона превышает 11 °. Черепица, в частности металлическая, является одним из самых популярных видов кровли на сегодняшний день, так как ее применение возможно в различных климатических условиях.
  5. Свыше 39 ° обычно используется деревянная кровля, однако такой материал требует к себе постоянного внимания и должного ухода.

Для того чтобы ваша крыша была построена правильно и прослужила долгое время, не обязательно обращаться к услугам специалистов. Достаточно грамотно рассчитать угол наклона ската и подобрать подходящий материал.

Посмотрите видео и узнайте, какой должен быть у крыши

При создании проектной документации очень часто уклон обозначается не в градусах, а в процентах. Это позволяет избежать проблем с монтажом готовой конструкции.

Уклон в градусах рассчитывается для крутых скатов крыш, так будет удобнее. Но когда речь идет о небольшом угле, то использование процентов для обозначения значения уклона поможет избежать ошибок при расчете и монтаже.

Чтобы узнать процентное значение уклона на земельном участке, можно воспользоваться следующими методами:

  • самым простым и точным способом определения угла склона будет нивелирование. При помощи специального прибора измеряются все необходимые величины и путем простого соотношения производятся несложные вычисления. Разность высот делится на расстояние, затем результат умножается на 100%. Современные нивелиры оснащены встроенной памятью, которая значительно облегчает работу замерщиков;
  • измерить уклон можно и на своем участке без использования дорогостоящего оборудования. На плане участка или топографических картах часто обозначаются высоты. На земельном участке эти места намечаются, можно использовать для этой цели колышки, затем расстояние между ними измеряется землемерным циркулем. Математические расчеты производятся по той же схеме, что и при работе с нивелиром;
  • используя метод интерполирования, значение уклона в процентах, можно вычислить по топографической карте. Для этого также определяется разность отметок, которая делится на расстояние и умножается на 100%.

1.2 Коэффициент поперечной устойчивости

Коэффициентом
поперечной устойчивости автомобиля
называется отношение колеи колес
автомобиля к его удвоенной высоте центра
тяжести:

.(1.11)

Коэффициент
поперечной устойчивости позволяет
определить, какой из двух видов потерь
поперечной устойчивости (занос или
опрокидывание) более вероятен при
эксплуатации.

Для примера
рассмотрим случай движения автомобиля
при повороте на горизонтальной дороге.
С этой целью приравняем критические
скорости по боковому скольжению и
опрокидыванию:

,(1.12)

откуда:

.(1.13)

Из этого выражения
следует, что если коэффициент поперечного
сцепления колес с дорогой меньше
коэффициента поперечной устойчивости
(φy
< η
п),
то при повороте более вероятен занос,
чем опрокидывание. Если же коэффициент
поперечного сцепления колес с дорогой
больше коэффициента поперечной
устойчивости (φy
> η
п),
то опрокидывание автомобиля может
произойти без предварительного его
заноса, что возможно на дорогах с большим
коэффициентом сцепления.

Значение коэффициента
поперечной устойчивости зависит от
типа автомобиля. Так, для грузовых
автомобилей оно составляет – 0,55…0,8 и
легковых автомобилей – 0,9…1,2. Чем больше
значение коэффициента поперечной
устойчивости, тем более устойчив
автомобиль против бокового опрокидывания.

Дороги

В автотранспортном машиностроении , различные земли -А конструкция ( автомобили , внедорожники , грузовики , поезда и т.д.) рассчитаны на их способность восходить местности . Поезда обычно имеют гораздо более низкую оценку, чем автомобили. Наивысший уклон, который транспортное средство может подняться при сохранении определенной скорости, иногда называют его «способностью преодолевать подъем» (или, реже, «способностью преодолевать подъем»). Боковые откосы геометрии шоссе иногда называют насыпями или выемками, если эти методы использовались для их создания.

В Соединенных Штатах максимальный уклон для автомагистралей, финансируемых из федерального бюджета, указан в расчетной таблице на основе рельефа местности и расчетной скорости, при этом обычно допускается до 6% в горных районах и холмистых городских районах, за исключением уклонов до 7% на горных дорогах с ограничения скорости ниже 60 миль в час (95 км / ч).

Самые крутые дороги в мире — это Болдуин-стрит в Данидине, Новая Зеландия, Ффорд-Пен-Ллех в Харлехе, Уэльс, и Кантон-авеню в Питтсбурге, штат Пенсильвания. В Книге рекордов Гиннесса Болдуин-стрит снова названа самой крутой улицей в мире с оценкой 34,8% (1 из 3,41) после успешной апелляции против решения, по которому титул на короткое время получил Ффорд Пен Ллех . Департамент инженерии и строительства Питтсбурга зафиксировал уклон 37% (20 °) для Кантон-авеню. Улица является частью велогонки с 1983 года.

Сан — Франциско Municipal Railway действует автобусное среди холмов города . Самый крутой уклон для автобусных перевозок составляет 23,1% на 67-Бернал-Хайтс на улице Алабама между улицами Рипли и Эсмеральда.

Вертикальная планировка пешеходных путей и велодорожек.

Вертикальная планировка пешеходных путей проектируется с продольными уклонами 4 — 60%о. Минимальный уклон принимаются с учетом водоотвода, максимальный — с учетом удобства передвижения. При уклонах более 60 — 80%о вертикальная планировка тротуаров проектируются отдельными уположенными участками, соединенными с помощью лестниц. Максимальная длина таких участков составляет 300 м. Между отдельными лестничными маршами с числом ступеней (10-15) устраивают площадки длиной не менее 1,5 м. Наружные лестничные ступени должны иметь ширину не менее 38 см и высоту не более 12 см.

Поперечный профиль пешеходных путей обычно принимают односкатным, уклон которого, зависит от типа покрытия. Поперечные уклоны тротуаров принимаются:

  • при монолитном покрытии — 15 — 25%о
  • при других покрытиях — 20 — 30%о.

Поперечные уклоны газонов на улицах принимают 5-50%о. Если тротуар располагают вдоль проезжей части, его поднимают относительно лотка улицы на высоту бортового камня, которая обычно принимается равной 0,15 м, (рис. 1) и проектируют с поперечным уклоном направленным к лотку, что обеспечивает отвод воды с тротуара.

На перекрестках тротуар соединяют с проезжей частью бортовым камнем пониженной высоты, составляющей не более 0,08 м. В тоннелях используют бортовой камень повышенной высоты — 0,25 м, а на мостах, эстакадах и высоких насыпях — 0,4 — 0,45 м.

При формировании поверхности на широких тротуарных полосах можно обойтись без лестницы, если приблизить пешеходную дорожку в сторону бортовых камней, где продольный уклон уменьшается.

Если продольные уклоны взаимно перпендикулярных тротуаров с двух сторон направлены к его закруглению, то характер склона поверхности тротуара в пределах закругления в целом соответствует его типовой поверхности на перегонах. По мере удаления от перекрестка осуществляется плавное приближение поперечного уклона, который сложился у закругления, к его типичному значению (с позиций графического изображения — плавная замена уклона, сложившегося в зоне закругления, типовым).

При направлениях уклонов взаимно перпендикулярных тротуаров от закругления, для последующего преобразования их поверхности в типовую, в пределах поворота создается гребень, направленный от угла красных линий до борта, который может быть наклонным. Тем самым, непосредственно у перекрестка, дорожные полосы получают поверхность, близкую к типовой.

В условиях сложного и гористого рельефа между тротуарами и прилегающими к ним откосами насыпей высотой более 1 м устраивают бермы шириной не менее 0,5 м. При высоте насыпи более 2 м тротуары проектируют с ограждениями. Пешеходные переходы тоннельного типа заглубляют под, проезжие части улиц и дорог, принимая высоту в свету не менее 2,3 м. Продольный уклон переходов такого типа задают не более 40%о, а поперечный 10%о.

Велосипедные дорожки отделяют от улиц полосами безопасности. В стесненных условиях, где не удается предвидеть эти полосы, дорожки отделяют барьерами. Продольные уклоны велосипедных дорожек не должны превышать 50%о, поперечные — 15 — 25%о. Профиль велосипедных дорожек делают односкатным, а при двустороннем движении — предусматривают разделительную полосу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector