Почему дымит двигатель? советы и рекомендации автослесаря

Дымность и низкая компрессия

В бензиновом ДВС смесь топлива и воздуха воспламеняется за счет искры, которая генерируется свечой зажигания. В дизельных моторах процесс воспламенения осуществляется за счет создания высокого давления в цилиндре. Если сила сжатия будет недостаточной, двигатель будет плохо заводиться. Но это еще не все. При недостаточном давлении топливо не будет сгорать полностью. От этого и образуется черный выхлоп. Чаще всего клубы дыма можно увидеть при резком разгоне, а также сильном нажатии на педаль акселератора.

Низкая компрессия доставляет большое количество проблем в зимний период времени. Запустить такой двигатель, находящийся «при смерти», даже при температурах около нуля градусов без применения дополнительных подогревающих устройств практически невозможно.

Если мотор имеет низкую компрессию, тогда температура в конце такта сжатия в цилиндрах будет меньше, чем положено. Горючая смесь, даже если она подается вовремя, не будет воспламеняться. Если мотор имеет хотя бы два цилиндра, где компрессия в норме и мотор удалось завести, цилиндр с низкой компрессией все равно может не функционировать. После прогрева температура в моторе поднимется и на цикле сжатия будет уже достаточной, чтобы смесь воспламенялась.

Почему дымит дизельный двигатель черным дымом

Если дизельный двигатель дымит черным дымом, есть разные причины. Чаще это технические нюансы, связанные с недостаточным давлением подачи солярки или засорения топливопровода. Самая простая причина черного выхлопа — некачественное топливо, это предположение нужно проверить первым.

Неполное сгорание топлива приведет к образованию густого черного дыма. Основной причиной этого является некачественное топливо. Оно обычно продается на маленьких заправках, которые закупают солярку у сомнительных поставщиков.

Проверить это предположение легко, достаточно поменять топливо, заправившись на другой АЗС. Если выхлоп стал нормальным после нескольких запусков — причина черного дыма связана с топливом.

В случае, когда смена топлива не принесла результатов, обследуется техническая часть. Это не только нарушения работы двигателя, но и всей системы подачи топлива, засор форсунок и ТНВД. Если не учесть первый «звоночек» в виде черного дыма из выхлопной трубы, последствия ухудшатся.

Неисправен турбокомпрессор

Из-за особенностей дизельных двигателей, в которых температура выхлопных газов ниже, чем в бензиновых ДВС, турбонаддув в них встречается чаще. Преимущественно это недорогие конструкции, которые могут сломаться. Если это произошло — деталь не будет давать нужного наддува для сгорания воздушно-топливной смеси и выхлоп станет черным.

Часто неисправности этой детали сопровождаются увеличенным расходом масла и падением мощности мотора. Основной причиной являются:

  • засора воздуховодного канала;
  • протечки впускного тракта или выпускного коллектора.

Турбина в разрезе Определить утечку воздуха из единой системы можно по громкому свисту, который издается турбиной при включенном двигателе. Если он присутствует, значит проблема заключается в слабом обогащении топлива. Оно сгорает не до конца и проявляется в виде большого количества сажи. При отсутствии посторонних звуков, проверяются воздуховоды, там может скопиться сажа, образовав пробку.

Проблемы с ТНВД

Топливный насос высокого давления- это технически сложная деталь автомобиля, которая может выходить из строя. Проверяется правильность угла впрыска, нарушение которого приводит к поджогу топлива с задержкой. Вследствие этого давление внутри цилиндров растет и в системе появляется много сажи.

Она забивает сажевый фильтр, он не может продолжать очистку и посторонние частицы попадают в масло. Каналы, проводящие масло, забиваются, жидкость не может эффективно отводить тепло двигателя, мотор перегревается. Последствий такой неисправности несколько:

  • на поршневых кольцах образуется налет (специалисты называют это закоксовкой), мешающий их слаженному движению при нагрузке;
  • прогорают клапаны и поршни, по причине недостаточного поступления масляной смазки и повышенного износа;
  • в масло попадает солярка, что снижает его вязкость и ведет к недостаточному смазыванию узлов.

В ТНВД могут сломаться плунжерные пары, что сопровождается густым черным дымом, неравномерными холостыми оборотами во время прогревания двигателя. Нужно показать машину специалистам, которые смогут проверить угол впрыска специальным оборудованием и при необходимости отрегулировать его.

Низкая компрессия

Основной причиной нарушений в процессе воспламенения топлива и его сгорания, является низкая компрессия в цилиндрах

Именно она приводит к дымлению, ведь давление в конце такта сжатия для дизельных моторов имеет особую важность. Температура сжимаемого воздуха при поступлении топлива влияет на продуктивность, с которой топливно-воздушная смесь сгорает

Низкая компрессия не позволяет добиться температуры в цилиндре, при которой дизель сгорит полностью. В особенности эта проблема проявляется в период низких температур, дизельный двигатель может не заводиться.

Забился воздушный фильтр

Самая простая неполадка, которая может повлечь высокую дымность- засорение воздушного фильтра. Этот расходник отлавливает из поступающего в цилиндра воздуха твердые частицы, предупреждая их накопление и проникновение в систему. Если фильтр чрезмерно засорен, воздух не поступает в нужном объеме, падает мощность и увеличивается расход дизеля.

Неполадки с воздушным фильтром можно определить через бортовой компьютер, в перечне считанных ошибок должны быть коды P0171 или же P0172. Данную проблему можно решить простой заменой воздушного фильтра, это должно делаться ежегодно, либо при прохождении максимум 20 тысяч километров.

Мотор дымит белым дымом

Белый дым в режиме прогрева зачастую является обычным паром, который конденсируется в выхлопной системе. Пар будет виден до того момента, пока выхлоп не нагреется. Также на конце трубы можно видеть капли воды. Если наружная температура низкая, тогда пар будет виден даже после прогрева мотора и его выхода на рабочую температуру. На густоту такого дыма дополнительное влияние оказывает влажность воздуха. Если влажность высокая, то и дыма будет больше.

Появление густого облака белого дыма в теплое время года после прогрева ДВС зачастую указывает на то, что в цилиндры попадает . Частой причиной внезапного дымления белым паром является предшествующий перегрев двигателя. Вода является компонентом, который присутствует в составе охлаждающей жидкости. Получается, часть воды не успевает испариться в камере сгорания. Попадание ОЖ может происходить в результате разрушения прокладки или трещин в местах прохода каналов рубашки охлаждения, по которым движется охлаждающая жидкость.

Белый дым является паром, который легко рассеивается в воздухе. Для проверки к выхлопной трубе можно приложить лист чистой бумаги. Вода постепенно высохнет на листе, не оставляя отчетливых жирных пятен.

Следующим шагом при диагностике станет проверка системы охлаждения на предмет попадания выхлопных газов. Для этого достаточно выкрутить пробку радиатора или крышку расширительного бачка на заглушенном моторе. Если чувствуется запах выхлопа, в самой жидкости имеется пленка масла и уровень жидкости снижен, тогда неисправность очевидна. Запуск двигателя в этом случае приведет к значительному повышению давления и увеличению уровня ОЖ в бачке. Также в бачке можно наблюдать пузыри газа и даже бурление.

Последующая остановка двигателя приведет к тому, что уровень понизится и ОЖ частично уйдет в цилиндр. Из цилиндра жидкость просачивается через поршневые кольца, оказывается в поддоне картера, смешиваясь со смазкой и разжижая моторное масло. Получается своеобразная эмульсия, цвет масла меняется и смазка мутнеет.

Попадание ОЖ в систему смазки диагностируется путем анализа крышки ГБЦ и пробки маслозаливной горловины. На внутренней стороне крышки появляется светлая пена, которая имеет желтоватый оттенок. Также наличие эмульсии в масле можно увидеть на масляном щупе.

Рекомендуем: Как заменить тормозные диски на ВАЗ-2114 самостоятельно

Большое количество ОЖ в системе смазки укажет на серьезную трещину или прогар. В отдельных случаях жидкость может скапливаться в надпоршневом пространстве, что затрудняет пуск двигателя. Отдельно стоит добавить, что при подобной ситуации существует также высокий риск гидроудара. При незначительных утечках охлаждающей жидкости эмульсия на крышке может присутствовать, при этом других признаков сразу заметно не будет.

Диагностика неисправности

Более точно определить проблемный цилиндр можно следующими способами:

  • Выкрутить свечи и проверить их состояние. Охлаждающая жидкость имеет свойство «вымывать» свечу в неисправном цилиндре.
  • Выставить коленвал так, чтобы впускной и выпускной клапан были закрыты. Далее нужно подать сжатый воздух через свечное отверстие, после чего заглянуть в расширительный бачок. Повышение уровня ОЖ в результате подачи воздуха прямо укажет на неисправный цилиндр.
  • Снять ГБЦ для проверки прокладки и прилегающей поверхности головки. Если дефектов не выявлено, тогда осуществляется проверка герметичности головки под давлением;
  • Произвести диагностику цилиндра. Для этого поршень нужно опустить в НМТ и проверить стенки на наличие трещин;
  • Проверить прокладку впускного коллектора. Это делается в том случае, если в конкретном ДВС такая прокладка конструктивно служит для уплотнения каналов циркуляции ОЖ.

Очистка трубы

Работу следует начинать с очистки дымовой трубы. Все дверцы в печи и дымовых каналах должны быть плотно закрыты и зафиксированы. При падении большого количества сажи с высоты 3-4 м возможен выброс пыли в доме. Для чистки используется специальный ерш, при отсутствии готового можно сделать самостоятельно. Для устройства потребуется прочная веревка или трос. На одном конце следует закрепить груз весом 2-3 кг и пару старых жестких мочалок. Можно использовать распушенный моток проволоки, жесткого шнура или чего-нибудь аналогичного. Крепление должно быть прочным, оторвавшиеся и застрявшие в трубе части могут доставить немало проблем.

С ершом нужно забраться на крышу, опустить его в трубу, несколько раз протянуть вверх-вниз, при возможности вращая и раскачивая в стороны. Аналогичные работы нужно выполнить, чтобы понять, почему дымит камин. Если после чистки функционирование стабилизировалось, проблема решена. В противном случае нужно искать дальше.

КамАЗ дымит чёрным дымом причины

Чёрный смог из выхлопной автомобиля, свидетельствует о неполном сгорании смеси.

Поводом тому, что КамАЗ дымит чёрным дымом, служит:

Избыточная подача дизеля в камеру объёмного вытеснения

.За подвод солярки в цилиндр двигателя отвечает насос высокого давления (ТНВД). Поэтому, неполадки связаны с работой этого агрегата, к ним относятся:

Чрезмерный износ форсунок насоса.

  1. По этой причине топливо попадает в цилиндр не равномерно, с пониженным напором.
  2. Сбой настроек подвода дизеля в топливном насосе.
  3. Солярка подаётся в камеру с запаздыванием, или опережением.
  4. Износ устройства управления оборотами.

Первые симптомы – двигатель не держит постоянные обороты, работает не уверенно.

КамАЗ дымит чёрным дымом:

Дизель, не отвечающий требуемому качеству, мешает прохождению нормального горения. Повышенное содержание серы, несоответствие дизеля показателю детонационной стойкости, ведёт к повышенному износу мотора.

Недостаток воздуха при сгорании топлива.

Причина, пришедший в негодность воздушный фильтрующий элемент, поломка перепускного клапана отработанных газов.

Несоответствие расхода дизеля, подаваемого в камеру расходу воздуха, нагнетаемого компрессором. Для устранения неполадок – отрегулировать корректор дымности на КамАЗ.

На режимах разгона двигателя, количество подаваемого дизеля растёт быстрей, величины воздуха. Как следствие, образуется обеднённая смесь, которая не сгорает полноценно. Автоматический противодымный корректор приводит в соответствие соотношение воздух – топливо, а наличие чёрного дыма говорит о сбое настроек.

Всему причиной масло

При таком диагнозе «облако» из выхлопной трубы будет дымление от светлых до темных оттенков. Оно будет зависеть от концентрации масла, которое протекает в камеры сгорания, режимов работы движка и от температуры прогрева. При этом вы будете чувствовать горелый запах свойственный маслу.

Появление такого газа будет отмечаться повышенным израсходованием масла. Чтобы решить эту проблему нужно определиться с поставщиками «ненужного» флюида.

Износ цилиндропоршневой группы

Очень часто дизель дымит сизым дымом из-за износа цилиндропоршневой группы и узлов ГРМ (газораспределительный механизм). Масло может попасть в цилиндр по нескольким причинам.

  • Увеличены зазоры поршневых колец.
  • Увеличены зазоры между стержнями клапанов и направляющих втулок.
  • Имеются повреждения на гильзе цилиндров.
  • Разрушены кольца.
  • Имеются нарушения поршневых канавок и много других причин.

Например, сильные дефекты зазоров в районе поршневых канавок позволяют камере сгорания «всосать» масло. Это возможно даже если маслосъемные кольца исправны. С большим периодом работы цилиндры поддаются изменению своей формы, допустим, стать эллиптической формы. Из-за изменений в форме, ухудшается уплотнение.

Износ этой группы деталей также становится причиной снижения компрессии. При измерении компрессии стоит учитывать способность масла уплотнять зазоры. Выходит, что если цилиндр неисправен, то компрессия должна быть завышена. Для проведения диагностики ЦПГ (цилиндро-поршневая группа), замеров и получения точной оценки нужно соблюдать некоторые требования.

Если механизмы имеют не очень большое ухудшение качества, то пресловутый дым можно увидеть при прогревании двигателя. После прогревания, уровень симптома уменьшается или полностью пропадает. Объясняется это тем, что при больших температурах детали расширяются и зазоры уплотняются.

Увеличение расхода масла происходит при поломках перемычек между поршневыми канавками. Также к большому расходу масла приводят разломы колец в результате износа или перегревания двигателя. Если использовать масло невысокого качества и менять его несвоевременно, то поршневые кольца как бы «залипают» и теряют свою подвижность.

Ухудшение качества поршневых колец и уплотнения цилиндров вызовет повышение расхода топлива.

Неисправен ГРМ и другие причины

Причинами масляного дыма могут быть следующие причины:

  • Прогоревшие или разрушенные клапана.
  • Изношенные стержни клапанов и направляющие втулки.
  • Неисправности в маслосъемных колпачках.

Почему происходит выхлоп синего дыма на прогретом двигателе можно сказать, сделав опору на факт разжижения масла с увеличением температуры двигателя внутреннего сгорания. Можно привести следующий пример. Это можно всегда наблюдать при работе тракторов.

Очень часто случается, что, когда движок работает на холостых оборотах, масло накапливается на деталях, образуя пленки, тем самым скапливаясь в системе выхлопа. Потом когда тракторист выжимает педаль газа, выхлопная труба выплескивает густой синий дым.

Возможно, неисправна система подачи топлива или отсутствует герметичность клапанов. Все это может стать причинами дымления дизельного агрегата синим цветом. Прогоревший клапан придает выхлопным газам бело-голубоватый оттенок. Этот дефект клапанов можно проследить по низкой компрессии неисправного цилиндра. Свечи также подвержены покрытию нагаром и отложениями, которые укажут на этот недостаток.

Возможны неисправности турбины. Они могут напомнить симптомы нездоровых маслосъемных колпачков. Чтобы в этом убедиться, можно прощупать патрубки турбокомпрессора на наличие масел. Проблемы, связанные с уплотнением турбокомпрессора определить труднее, потому что масло, попадая в выхлопную систему, догорает полностью.

Также причинами сизого дыма могут быть нарушения в работе вентиляции картера или неполадки с воспламенением в цилиндре. Очень часто синий дым сопровождается понижением тяги, а атмосферный и турбо дизель могут иметь течи сальников и т.д.

Стоит отметить, что причинами такого поведения автомобиля может быть плохое качество топлива. Поэтому заправляться стоит только у тех компаний, которые предоставляют флюиды хорошего качества. Остерегаться тех заправок, которые предлагают солярку по низкой цене.

Черный цвет выхлопа дизеля: главные причины

Одной из наиболее безобидных причин черного дыма является низкое качество дизтоплива (цетановое число горючего) в топливном баке. Цвет выхлопа постепенно нормализуется после немедленного перехода на лучшую солярку.

Дизель на плохом горючем обычно дымит серо-черным выхлопом. Также причиной появления небольшого количества сажи в выхлопе является засорение выпускной системы двигателя. В других случаях наличие черного дыма из выхлопной трубы дизеля указывает на то, что:

  • имеются проблемы в системе подачи топлива или воздуха дизельного двигателя;
  • нарушены условия оптимального сгорания смеси (часто по причине износа ЦПГ);
  • возможны неисправности механизма газораспределения;

К появлению черного выхлопа дизеля часто приводит забитый воздушный фильтр или затрудненный вход воздуха во впускной воздушный тракт, неточности в регулировке зазоров клапанов или сбои в установке фаз газораспределения. Распространенной причиной выступает износ двигателя и низкая компрессия в цилиндрах. Выхлоп дизеля черного цвета также появляется при неисправностях системы корректировки давления наддува, нарушениях в работе ТНВД или форсунок (низкое давление топливного впрыска, изменение формы факела распыла дизтоплива, установлены неподходящие дизельные форсунки).

Низкая компрессия

В списке главных причин того, что дизтопливо сгорает не полностью, выступает падение компрессии в цилиндрах. При низкой компрессии дизельный мотор имеет хорошо различимый черный выхлоп. В дизеле создаваемое давление в конце такта сжатия играет ключевую роль. От температуры сжимаемого воздуха в момент топливного впрыска зависит эффективность самовоспламенения топливно-воздушной смеси. При низкой компрессии температуры для полноценного сгорания будет недостаточно, а проблема наиболее сильно проявляется при отрицательных температурах за бортом. Дизельный двигатель с низкой компрессией зимой часто не заводится.

Топливная аппаратура

Дизель также имеет черный дым выхлопа в результате неисправностей ТНВД, негерметичности дизельных форсунок или слишком большого опережения угла впрыска. При большом опережении (ранняя подача горючего) может проявиться сильная детонация, повышенный шум при работе мотора на разных режимах. В списке поломок топливной аппаратуры отмечают износ форсунок и нарушение формы факела распыла, выход из строя регулятора оборотов в топливном насосе высокого давления. Продолжительная езда на топливе низкого качества быстро выводит ТНВД из строя, так как низкосортная солярка не обеспечивает должной смазки насоса.

Турбокомпрессор

Черный выхлоп дизеля может также появиться в результате проблем с турбокомпрессором, который не развивает необходимого наддува для эффективного сгорания смеси. Отсутствие герметичности впускного тракта часто приводит к тому, что из выхлопной трубы дизельного мотора идет черный дым. Такой дым в этом случае можно увидеть в момент перегазовки. На турбодизеле подача топлива при перегазовке увеличивается, но давление наддува происходит с задержкой в результате инерционного вращения турбины. По этой причине в цилиндре имеет место нехватка воздуха для полноценного сгорания топливно-воздушной смеси, в результате чего дизельный двигатель сильно дымит.

Продолжительная езда с ранним углом впрыска или неисправными дизельными форсунками может привести к прогару форкамер или разрушению перемычек. Также вероятно обгорание  и разрушение поршней.

Если из выхлопной трубы идет синий (сизый) дым

Причин этому явлению несколько:
неправильное формирование топливного факела, «некомфортные» условия для
воспламенения горючего. Причины сизого дыма из выхлопной трубы дизеля могут
быть связаны с маслом. При попадании его в солярку, вязкость резко падает. Это
приводит к неспособности смазочного материала противостоять трению. Выявить
проблему голубого дыма несложно, для этого нужно вытащить щуп. Если масло с
него капает и ощущается запах топлива, диагностика и ремонт двигателя
необходимы. Попадание масла в камеру сгорания может происходить несколькими
путями:

  • через изношенные маслосъемные кольца при их залегании либо износе;
  • через плохие сальники подшипников турбокомпрессора;
  • из воздухофильтра, если вентиляция картера не работает (забита).

Синий дым из выхлопной трубы дизельного
двигателя может появиться при малоэффективной струе топлива, когда солярка не
сгорает до конца и выходит из глушителя. Она и придает дыму сизый оттенок. Но
здесь есть другая опасность: смесь начинает сгорать на днище поршня, а не в
камере, в итоге деталь испытывает огромные нагрузки, что ведет к задирам на
стенках цилиндров. Дизельный двигатель дымит синим дымом и при плохом
воспламенении топлива, что связано с износом элементов ЦПГ, низкой компрессией,
неисправностью свечей накаливания. Кроме последнего случая, выход один –
капитальный ремонт силовой установки.

Синий дым из двигателя

Причины в зависимости от типа двигателя

Сам по себе дым из выхлопной трубы не опасен для мотора, но игнорировать этот симптом при его постоянном проявлении – не следует. Со временем, в случае если имеется засор или поломка какого-либо модуля, может пострадать двигатель. Для начала следует зафиксировать момент возникновения проблемы. Ее появление при пуске на холостых оборотах, при запуске на холодную и при перегазовке имеет разные причины.

Характер работы ДВС Причины
При запуске на холодную Износ маслосъемных колпачков, частичное западение элементов поршневой группы, неисправность датчика двигателя, использование топлива недостаточного качества, забитый масляный фильтр, переобогащение топливной смеси, неправильная работа свечей накала (для дизеля).
На высоких оборотах при перегазовке Засор воздушного фильтра, проблемы в работе системы зажигания, неисправен лямбда-зонд, проблема в работе бензонасоса.
На холостых оборотах Уровень топлива в поплавковой камере поднимается выше рекомендуемого, засоренный воздушный фильтр,

Карбюратор

В случае с карбюраторным двигателем, все достаточно просто. Если выхлоп окрашивается в темный оттенок, появляется сизый дым, стоит пересмотреть работу самого модуля – возможно, он дает сбой. Это часто связано с переливом в поплавковой камере, возникающим под действием двух причин:

  1. Неисправность игольчатого клапана. Он может залипать или пропускать излишки топлива.
  2. Закоксованность или засорение жиклёров – небольших форсунок, с точными размерами.
  3. Свечи.
  4. Неправильный угол опережения зажигания.
  5. Износ поршневых колец и клапанов.

Как проходит чистка карбюратора

Первое, что нужно сделать – разобрать карбюратор и прочистить его. Если действия не помогают, нужно приобрести ремкомплект (саму «иглу» и жиклеры), и восстановить уровень бензина в камерах.

Инжектор

Инжектор по сравнению с карбюратором – совершенно другая система, которая с одной стороны работает проще. Топливно-воздушная смесь подается при содействии электроники (она держит соотношение топлива и воздуха в пропорции 1 к 14,7), а впрыск в цилиндры обеспечивает специальное устройство – инжектор. Именно поэтому, основные причины нарушений будут совершенно другими:

  1. Часто проблему стоит искать в самом инжекторе, он засоряется и не может в необходимом количестве поставлять топливо. Из-за накопления давления случается сильное опережение впрыска, с излишками. Работать двигатель будет нестабильно, его обороты могут скакать от низких до высоких.
  2. Автоматизированную работу системы нужно контролировать при помощи специальных датчиков. При их неисправности автомобиль может вовсе не запускаться или будет впрыскиваться слишком много топлива, которое не успеет прогореть. Отсюда и появятся клубочки темного дыма.
  3. Топливный насос. У многих инжекторных двигателей он находится внутри бака. При его неисправности возможна подача излишнего количества топлива под высоким давлением, это спровоцирует перелив в камерах впрыска.
  4. Загрязнён воздушный фильтр. Его необходимо заменить.
  5. Грязная дроссельная заслонка. Она чистится самостоятельно при помощи популярного средства Carb Cleaner.
  6. Неисправность системы зажигания.
  7. Засорение игольчатого клапана форсунок. Это происходит из-за заправки автомобиля некачественным горючим.

Если проблема заключается в некорректной работе самого инжектора, его нужно снять и прочистить. Такую процедуру советуют проводить 1 раз на 60 000-70 000 км. При соблюдении регламента, проблема черного дыма не побеспокоит владельца.

Дизельный двигатель

Именно при езде на дизеле автовладельцы часто сталкиваются с плотными клубнями черного выхлопа. Связано это с тем, что система воспламенения топлива работает по-другому. Само ДТ даже при нормальной работе всей системы является самым «грязным» и черно-сизый дым считается нормой, особенно при разгазовке.

Основные причины проблемы:

  1. Выход из строя сажевого фильтра, потребность в его замене, интенсивность дыма будет невысокой.
  2. Поломка насоса высокого давления, происходит интенсивный перелив, элемент надо заменить.
  3. Неправильный угол опережения зажигания – требуется регулировка.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector