Что такое кбм и как получить скидки за безаварийную езду?
Содержание:
- КБМ – что это такое и зачем он нужен?
- Как рассчитывается коэффициент бонус-малус?
- От чего зависит показатель
- Как изменится КБМ после аварии, в которой виновным признан страхователь?
- Как начисляется?
- От чего зависит?
- Как рассчитывается размер налога
- Представление недостоверных данных
- Классы КБМ
- КБМ — коэффициент бонус-малус
- Как рассчитывается тариф автогражданки?
- Скидка за безаварийную езду
- Как восстановить КБМ и вернуть скидки
- Какими критериями пользуются страховщики при расчёте обязательной автостраховки
- Когда перечислять сумму налога
КБМ – что это такое и зачем он нужен?
Чтобы оценить риски возникновения будущих расходов, страховые компании учитывают не только региональную принадлежность и технические характеристики авто, но и навыки управления ТС конкретного водителя.
Страховщики напрямую заинтересованы в привлечении аккуратных водителей, которые не попадают в ДТП. А если и попадают, то очень редко и не по своей вине. Такие клиенты приносят компании прибыль, а она, в свою очередь, стимулирует подобный стиль вождения понижением значения КБМ.
Другими словами, коэффициент бонус-малус – это скидка водителю за безаварийное управление транспортным средством.
За каждый год безубыточного вождения страхователю начисляется 5% скидки, пока общий размер дисконта не достигнет максимального значения в 50%, что соответствует значению КБМ = 0,5. И наоборот, если водитель обращался за возмещением ущерба, то коэффициент бонус-малус повышается, увеличивая стоимость очередной страховки.
Как рассчитывается коэффициент бонус-малус?
Удобнее всего определять коэффициент бонус-малус, пользуясь специальной таблицей.
Класс | КБМ | Количество страховых случаев (обращений за выплатой ущерба), произошедших в период действия договора ОСАГО | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Класс, который будет присвоен | ||||||
M | 2,45 | M | M | M | M | |
2,3 | 1 | M | M | M | M | |
1 | 1,55 | 2 | M | M | M | M |
2 | 1,4 | 3 | 1 | M | M | M |
3 | 1 | 4 | 1 | M | M | M |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | M | M |
5 | 0,9 | 6 | 3 | 1 | M | M |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | M | M |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | M | M |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | M | M |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | M |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | M |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | M |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | M |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | M |
Если договор страхования заключается впервые, то водитель автоматически получает начальный 3 класс (КБМ = 1).
- Первый столбец содержит информацию о классе, присвоенном водителю на момент оформления действующего полиса ОСАГО.
- Во втором столбце указывается КБМ, соответствующий присвоенному классу.
- Оставшаяся часть таблицы содержит классы, которые будут присвоены в зависимости от количества страховых случаев в текущем году. КБМ изменится согласно таблице в момент заключения очередного договора ОСАГО.
Таблица скидок очень проста в использовании. Для расчета коэффициента бонус-малус достаточно знать исходное значение класса и количество страховых случаев, имевших место в период действия последнего договора ОСАГО. Исходный класс можно узнать в своей страховой компании или самостоятельно одним из указанных ниже способов проверки КБМ.
Где проверять коэффициент бонус-малус?
Практически все страховые компании на своих веб-ресурсах предоставляют возможность узнать КБМ онлайн. Кроме этого, в сети можно найти отдельные сервисы проверки текущего значения коэффициента, не связанные с определенным страховщиком.
Все проверяющие коэффициент бонус-малус сайты обращаются к базе данных Российского союза автостраховщиков (РСА). Любой желающий также может воспользоваться онлайн-сервисом РСА и получить информацию напрямую без посредников.
Как проверить КБМ водителя по базе РСА онлайн?
Процедура определения коэффициента на сайте РСА интуитивно понятна и не вызывает особых проблем. Из документов потребуются только водительские удостоверения допущенных к управлению граждан РФ и действующий договор ОСАГО. Проверка проводится в отношении каждого из водителей по следующему алгоритму:
- В поле «Собственник транспортного средства» нужно отметить «физическое лицо».
- В следующем разделе необходимо указать системе на наличие ограничения по количеству допущенных к управлению лиц, нажав кнопку «с ограничением».
- Далее вводится требуемая информация из водительского удостоверения: ФИО, дата рождения, серия и номер документа. Если какие-либо из указанных сведений менялись (права, фамилия и т. д.), то система может неправильно определить КБМ. Попробуйте повторить проверку, используя прежние данные.
- В поле «Дата начала действия договора / добавления водителя в договор» нужно внести предполагаемую дату, с которой начнет действовать новый страховой полис.
- В заключение вводится проверочный код (капча) и запрос отправляется на сервер.
В качестве ответа должна появиться таблица с информацией о последней страховке и коэффициент бонус-малус, использованный при расчете страховой премии агента. Также система выдает сведения о количестве страховых случаев и значение нового КБМ.
Полученный результат вы можете проверить по таблице скидок, приведенной выше. Для этого берем исходный коэффициент бонус-малус, на основе которого рассчитывалась стоимость последнего полиса ОСАГО, и определяем новое значение класса в зависимости от количества страховых случаев. После этого находим его в первом столбце таблицы, а соответствующее ему значение КБМ (во втором столбце) и есть искомый коэффициент для расчета следующей страховой премии. В идеале он должен совпадать с результатами на сайте РСА.
При планировании будущих расходов на страхование ОСАГО нужно учитывать, что для расчета стоимости полиса берется максимальное из всех значений КБМ допущенных к управлению лиц.
Особенности расчета КБМ при неограниченной страховке
Как узнать значение коэффициента бонус-малус для страховки без ограничений, если КБМ водителей заранее неизвестен? В таких случаях размер скидки определяется по собственнику автомобиля.
Все расчеты проводятся аналогично. Единственное отличие в том, что КБМ закрепляется за конкретным транспортным средством. То есть новый автомобиль того же собственника полностью обнуляет накопленный бонус и получает первоначальный показатель 3 класса.
От чего зависит показатель
Значение бонус-малус связано с количеством страховых возмещений, произведенных по вине страхователя. Если владелец ТС не является виновником аварии по ДТП, а страховая компания не компенсирует убытки потерпевшей стороне, значение КБМ в следующем периоде уменьшится на 0,05.
Эффект от влияния КБМ накопительный. При расчете страховки ОСАГО в случае безаварийной езды для получения максимальной скидки учитываются 10 лет непрерывного стажа.
В зависимости от аккуратности езды водителям присваивается класс: от М до 13. Получить максимальный класс, равный 13, при расчете КБМ могут только водители, не допускающие аварий в течение 10 лет подряд и более. В случае ДТП по вине водителя с последующей выплатой по ОСАГО показатель снижается, а стоимость страховки возрастает до 245%.
Как изменится КБМ после аварии, в которой виновным признан страхователь?
Для того, чтобы все водители могли убедиться в прозрачности работы страховой компании и преимуществах безопасной езды, самостоятельно рассчитать наценку при покупке полиса ОСАГО, была разработана специальная таблица. В ней указаны значения коэффициента бонус-малус в зависимости от количества страховых случаев.
Расчет классов начинается с 3. Именно этот класс присваивается собственнику машины, когда он впервые покупает полис ОСАГО. В дальнейшем расчет идет вверх, если в предыдущий год были страховые случаи и вниз, если аварий не было. В первый год коэффициент бонус-малус равен 1, т.е. начинающему водителю полис ОСАГО предоставляется по базовой цене, без скидок и наценок.
Для того, чтобы проверить КБМ и уточнить собственный класс, каждый автолюбитель может воспользоваться специальным сервисом на базе Российского Союза Автомобилистов или лично обратиться в страховую компанию. Для того, чтобы узнать значение КБМ, который применяется, понадобится указать ФИО, год рождения и данные водительского удостоверения.
Причины завышенного КБМ
Нередко значение КБМ в базе РСА не соответствует действительности, в частности, он может быть завышен. Например, у водителя была скидка 50%, а стала 0%, почему так происходит:
- Если водитель получил новые права и его скидку со старых прав не подтянули к новым. Эта ситуация происходит очень часто.
- Водитель не страховался более года и поэтому его скидка обнулилась
- Страховщик ошибся при внесении прав в полис, поэтому получается, что водитель не страховался целый год, поэтому его скидка сгорела
- Были ДТП, в результате чего скидка водителя сгорела.
Восстановление КБМ
КБМ теряется достаточно часто, как быть?Что делать чтобы получить свою законную скидку? Тут существует 2 варианта. 1 вариант — самостоятельно обращаться в страховую, РСА, Центробанк, потратить кучу времени. Однако, существует и второй вариант — воспользоваться восстановлением КБМ на нашей платформе, стоимость услуги составляет 300 рублей, которые списываются только в случае восстановления. Порядок действий для восстановления КБМ:
- Сначала нужно зарегистрироваться или авторизоваться на платформе: Вход или Регистрация
- Положить необходимую сумму на счет
- Создать заявку на понижение КБМ, выбрав справа — КБМ
- Восстановление КБМ произойдет в период от 1 до 3 дней.
Восстановление поможет в большинстве описанных выше причинах завышенного КБМ.
Важно!
Смена конкурирующих страховых компаний не обнуляет значение коэффициента бонус-малус. Страховщики пользуются общей базой, в которую заносятся сведения обо всех виновниках аварий. Сэкономить, если Вы рискованно водите, при заключении договора с новым страховщиком не удастся.
Для водителя-новичка дорожно-транспортные происшествия, в которых он признан виновником, могут стать причиной подорожания полиса ОСАГО практически в 2,5 раза. Независимо от сложности аварии и размера повреждений автомобиля.
Например, если в первый же год зафиксировано ДТП, где виновником является начинающий водитель, стоимость полиса в следующий год для него будет дороже на 55%.
В то время как для водителя с 10-летним стажем безаварийного вождения, одно ДТП приведет к уменьшению размера скидки на полис с 50% до 20%.
Однако, если в течение года водитель был виновником 4 и более ДТП, класс, независимо от предыдущего стажа вождения, снижается до минимального значения – М, а коэффициент бонус-малус возрастает до рекордного значения – практически в 2,5 раза. Это означает, что водителю придется отдать больше практически на 150% от базовой стоимости полиса ОСАГО.
Как начисляется?
Каждая страховая выплата повышает коэффициент, а каждый закрытый договор длительностью 1 год коэффициент понижает. В материале мы указывали, что КБМ напрямую связан с классами. Каждый бонус и наказание будут влиять прежде всего на класс/уровень автолюбителя, что повлечет за собой изменение коэффициента бонус-малус в ту или иную сторону.
Для определения коэффициента водителю нужно знать свой текущий класс и количество страховых случаев за предыдущий год (как определить КБМ по базе РСА?). С классом разобраться не сложно, его иногда указывают в самом полисе, да и спросить у страхового агента можно. Количество ДТП по вине водителя считается так: одно, два, три, четыре и больше.
Если говорить о повышении статуса, тут проще – каждый безаварийный год означает переход на один уровень. Скидка начинает начисляться с четвертого класса, ее может получить водитель, проездивший без ДТП хотя бы один год. Начальная скидка 5%, на всех последующих уровнях она увеличивается на 5%. Например, на десятом составляет 35%, а на тринадцатом уровне – предусмотренный максимум – 50%.
Справка: если после достижения максимальной скидки водитель продолжит ездить безаварийно, у него сохраниться максимальная льгота и тринадцатый уровень.
Отдельно отметим, что в некоторых случаях КБМ можем меняться в течение срока действия самой страховки. Так бывает, если меняется перечень лиц, допущенных к управлению автомобилем, меняется собственник ТС, то происходит перенос с неограниченного ОСАГО на ограниченное (и наоборот). Наконец, неправильный, по мнению водителя, коэффициент можно оспорить.
Водителю, который планирует изменить КБМ нужно быть готовым к тому, что коэффициент изменится в большую сторону. Тогда страховая компания предложит вам доплатить оставшуюся стоимость после изменения КБМ, по итогу операции водитель получит новый бланк.
Если при переходе от одного страховщика к другому возникают разногласия относительно безаварийности езды в предыдущем году, .
От чего зависит?
КБМ ОСАГО напрямую зависит от одного параметра – наличия и отсутствия аварий во время действия предыдущего полиса страхования. Не все водители знают, но расчет коэффициента стартует с момента первого обращения за ОСАГО. Новичкам всегда присваивается стартовый третий класс (все, что ниже – это штрафы, все, что выше – поощрения и скидки). Третий класс водителя привязан к коэффициенту БМ 1.0, равному 100% стоимости полиса ОСАГО.
В дальнейшем класс может понижаться и увеличиваться. Всего предусмотрено 15 уровней, ранее мы уже определились со стартовым положением, поэтому можем посчитать, что КБМ предусматривает как минимум три штрафных класса, но на самом деле их четыре.
Если водитель с третьим классом попал хотя в одно ДТП со страховой выплатой, его класс сразу же снизится до первого (а это уже штраф в виде 155% стоимости страхового полиса в следующем году). За две страховых выплаты класс понизится до максимально возможного – М, а цена полиса ОСАГО увеличится в два с половиной раза. Если же езда будет безаварийной, то автолюбитель перейдет на четвертый класс и получит скидку в размере пяти процентов.
Как рассчитывается размер налога
Размер коэффициентов в зависимости от стоимости автомобиля и года его выпуска установлен в п. 2 ст. 362 НК РФ. Так, при расчете транспортного налога будет использовано следующее значение:
- «1» — если цена легкового авто колеблется от 3 до 5 млн руб., а с момента выпуска прошло не более 3 лет;
- «2» — в два раза налоговый платеж увеличится для владельцев легковых авто стоимостью более 5 млн руб., но не более 10 млн руб., и которые были произведены не позже 5 лет назад;
- «3» — коэффициент применим к роскошным авто стоимостью от 10 до 15 млн руб., возраст которых не превышает 10 лет;
- «3» — владельцам автомобилей, цена которых свыше 15 млн руб., придется оплачивать транспортный налог с повышающим коэффициентом «3» на протяжении 20 лет с момента выпуска авто.
При расчете срока для определения коэффициента, согласно НК РФ, учитывается только год выпуска автомобиля по паспорту транспортного средства, месяц во внимание не принимается. Формула расчета транспортного налога выглядит следующим образом:
Формула расчета транспортного налога выглядит следующим образом:
Сумма налога = Налоговая ставка * Мощность двигателя (л. с.) * количество месяцев владения * повышающий коэффициент (для авто дороже 3 млн).
Так как транспортный налог относится к региональным сборам, то ставка по нему в разных регионах будет отличаться. Платежи вносятся за прошедший год до 1 декабря текущего года.
Физическим лицам, на которых зарегистрированы автомобили, платежные документы приходят по почте в виде уведомления с указанием суммы платежа и реквизитов получателя. Инспекция самостоятельно производит расчет для каждого. А вот юридическим лицам необходимо самостоятельно рассчитывать сумму платежа.
Автовладельцы, являющиеся физическими лицами, тоже могут самостоятельно произвести расчет. Сделать это можно или по формуле, воспользовавшись данными об автомобиле и ставке, или с помощью онлайн-калькулятора. Для этого автовладельцу необходимо заполнить все предложенные поля:
- регион;
- вид транспортного средства (легковой автомобиль);
- стоимость авто;
- мощность (л. с);
- год выпуска авто;
- расчетный год и период использования.
С помощью калькулятора можно произвести расчет платежа для любого региона.
Представление недостоверных данных
У некоторых страховых фирм не присутствует техническая возможность получать сведения о коэффициентах из АИС РСА. В этом случае страх. агенты должны задействовать данные, которые были указаны физическими лицами в заявлениях, заполняемых при оформлении договоров ОСАГО. При проверке данных страх. агенты могут выявлять несоответствия, после чего они будут действовать таким образом:
- Страхователю направляется уведомление, в котором отмечаются все выявленные несоответствия, а также указывается требование об осуществлении доплаты.
- В АИС РСА страховая фирма подает данные о том, что физическое лицо предоставило заведомо ложную информацию.
Классы КБМ
КБМ подразделяется на классы. Они нужны, чтобы вычислить скидку, либо же наоборот наценку на полис. Присваиваемый класс зависит от множества факторов. К таким относятся дорожно-транспортные происшествия, количество случаев либо наоборот, их полное отсутствие. По мере накопления стажа вождения, при этом автомобиль застрахован, при отсутствии страховых случаев (аварий), каждый год повышается классность.
Каждое повышение класса дает скидку. Т.е 3 класс равен значению 1, 4 класс уже будет равен значению 0,95. Скидка будет составлять 5% каждый год. Если водитель будет участником аварий, класс будет понижаться, тем самым повышая стоимость страхования.
КБМ — коэффициент бонус-малус
Этот показатель выступает своеобразным поощрением автолюбителя за безаварийную эксплуатацию машины. Может как повышать, так и понижать стоимость договора, исходя из истории вождения. Каждый год владения страховкой без ДТП предполагает уменьшение цены последующего соглашения на 5%.
Число классов вождения – 15, каждому из них присвоен свой КБМ. Подробная информация представлена в таблице ниже.
Как пользоваться таблицей для расчета КБМ
- В поле «Класс на начало годового срока страхования» найдите свой текущий класс (если вы ранее не страховались, то ваш класс равен 3)
- В поле «Коэффициент» указано значение коэффициента соответствующее классу
- Далее перемещаемся вправо по строке.
- В поле «0 страховых выплат» — указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если вы не допустите ни одной аварии
- В поле «1 страховых выплат» — указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если у вас была 1 авария
- В поле «2 страховых выплат» — указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если у вас была 2 авария и т.д.
Класс на начало годового срока страхования |
Коэффициент |
Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования |
||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 и более |
||
М |
2,45 |
М |
М |
М |
М |
|
2,3 |
1 |
М |
М |
М |
М |
|
1 |
1,55 |
2 |
М |
М |
М |
М |
2 |
1,4 |
3 |
1 |
М |
М |
М |
3 |
1 |
4 |
1 |
М |
М |
М |
4 |
0,95 |
5 |
2 |
1 |
М |
М |
5 |
0,9 |
6 |
3 |
1 |
М |
М |
6 |
0,85 |
7 |
4 |
2 |
М |
М |
7 |
0,8 |
8 |
4 |
2 |
М |
М |
8 |
0,75 |
9 |
5 |
2 |
М |
М |
9 |
0,7 |
10 |
5 |
2 |
1 |
М |
10 |
0,65 |
11 |
6 |
3 |
1 |
М |
11 |
0,6 |
12 |
6 |
3 |
1 |
М |
12 |
0,55 |
13 |
6 |
3 |
1 |
М |
13 |
0,5 |
13 |
7 |
3 |
1 |
М |
Посмотреть подробную информацию по расчету КБМ можно на странице Таблица КБМ и правила расчета
При первом заключении соглашения с СК для страхователя устанавливается КБМ 1.0 – он не предполагает ни стимулирования, ни взысканий. Далее при условии безаварийной эксплуатации авто класс ежегодно увеличивается. В итоге КБМ снижается, благодаря чему стоимость полиса уменьшается.
Если в договор страховки включено больше одного водителя, коэффициент рассчитывается для каждого. Окончательная стоимость ОСАГО устанавливается по максимальному варианту. Поэтому невыгодно включать в полис водителей с потенциально высокой аварийностью, благодаря которым не только возникает риск повреждения ТС, но и увеличивается цена страховки.
Данный коэффициент единственный, который может вызывать определенные сложности. Они возможны, если у автовладельца большой стаж управления ТС. В этом случае могут возникнуть трудности с определением периода наступления страхового случая.
В такой ситуации можно воспользоваться сайтом РСА, в которой имеется информация обо всех водителях и их истории эксплуатации машин. Для этого нужно заполнить на странице специальную форму и указать:
- статус владельца авто (физическое или юридическое лицо);
- тип заключаемого полиса (число водителей, включаемых в договор ограничено или нет);
- ФИО автолюбителя, чей водительский рейтинг нужно определить, полностью и дату его рождения;
- реквизиты прав (номер документа);
- дату заключения договора.
По отправленному заявлению может быть получено два варианта ответа:
- значение КБМ, что означает наличие сведений о данном автолюбителе в базе РСА. Дополнительно будут указаны реквизиты полиса и СК, а также срок его действия;
- значение КБМ не найдено, что ведет к присвоению начального уровня (3 класса и КБМ 1).
Причины получения последнего результата могут быть следующие:
- при указании сведений была допущена ошибка;
- возникли технические проблемы;
- в реестре отсутствует информация об автолюбителе (например, по вине СК, не передавшей их);
- в период действия полиса права были заменены;
- СК, с которой был заключен договор, ликвидирована.
Если КБМ определен неверно, следует пройти процедуру его восстановления.
Как рассчитывается тариф автогражданки?
Тариф ОСАГО рассчитывается индивидуально для каждого клиента. Базовая ставка умножается на различные коэффициенты, они могут быть как понижающими, так и повышающими (что такое повышенный коэффициент?). Факторов, оказывающих влияние на тариф, довольно много, чего стоит одна только формула определения стоимости. Она выглядит так:
П = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КС * КН * КП
На секундочку, для расчета цены ОСАГО применяются сразу девять коэффициентов.
- ТБ — Базовый тариф.
Установленный правительством тариф, зависит от типа транспортного средства. Для расчета ТБ используются два параметра – непосредственно разновидность ТС и принадлежность юридическому или физическому лицу. На сегодняшний день наиболее дорогой базовый тариф установлен для грузовых автомобилей (категория С) с максимальной массой более 16 тонн, а минимальный – для прицепов к тракторам.
- КТ — Территориальный коэффициент.
В крупных городах, где фиксируется больше ДТП, стоимость полиса дороже, чем в небольших населенных пунктах, поскольку и риск страхового случая там меньше.
- КБМ — Коэффициент бонус-малус.
Зависит от дисциплинированности на дороге – это тот самый динамический коэффициент, который изменяется в большую или меньшую сторону каждый год. Водителю следует внимательно проверять соответствие высчитанного КБМ реальному положению вещей. Этот поощрительный инструмент дает возможность со временем экономит на страховке половину стоимости! Ну а тем, кто часто попадает в ДТП, придется платить в три раза больше. Как высчитывается КБМ показано в таблице:
- КВС — Коэффициент возраст-стаж.
Здесь также все просто – чем больше стаж и возраст водителя (т.е. он опытен и имеет меньше шансов попасть в ДТП), тем дешевле имеет возможность приобрести полис.
- КО — Ограничивающий коэффициент.
Связан с тем, предусматривает ли водитель возможность, что за рулем его автомобиля окажутся третьи лица – и он не знает наперед какие. Коэффициент не меняется, если, например, клиент называет конкретных людей (до пяти), кто будет водить авто.
- КМ — Коэффициент мощности двигателя.
Мощность указывается в киловаттах, а расчет происходит по формуле 1кВт=1,35962 л.с.
- КС — Коэффициент сезонности.
Применяется для тех, кто планирует пользоваться автомобилем в период от трех до девяти месяцев. Дает возможность незначительно сэкономить.
- КН — Коэффициент нарушений.
Применяется также не всегда, а только в том случае, если за клиентом были замечены так называемые грубые нарушения закона. К ним относятся передача неправдивых данных при оформлении страховки, организация и содействие ДТП, оставление места аварии, езда в нетрезвом виде, передача ТС водителю, не вписанному в ОСАГО.
- КП — Коэффициент срока страхования.
Наконец, последний коэффициент – он применяется в основном для иностранцев, которые проезжают страну транзитом и оформляют ОСАГО на короткий срок.
Вот и все – с коэффициентами разобрались. Наибольший вес при расчете суммы полиса имеет коэффициент бонус-малус. И именно с ним, к сожалению, довольно часто связаны ошибки. Поэтому многие водителя стремятся самостоятельно выяснить свой КБМ.
Скидка за безаварийную езду
Понятие скидка за безаварийную езду, появилось в 2003 году. Тогда коэффициент был введен в действие, и начал применяться при расчете стоимости страховок. Кбм бывает повышающим и понижающим, в зависимости от наличия аварий в страховой истории клиента. Кроме того, данный коэффициент сохраняется при переходе в другую страховую компанию, а также при продлении полиса.
Очевидно, что для страхователей важны аккуратные водители. Они приносят хорошую прибыль, а поэтому, чтобы премировать их, существуют соответствующие коэффициенты. Ежегодные скидки предусмотрены в размере 5%. Наравне с поощрениями существуют и наказания, они выражаются штрафами, значительно увеличивающими цену страхового полиса.
Коэффициенту бонус-малус часто сопутствует термин «Класс страхователя». Для тех, кто страхуется в первый раз, он равен 3, а сам Кбм – 1. Далее, за каждый последующий год безаварийного вождения дается скидка в 5%. Это значит, что Кбм уменьшается таким образом – на второй год страхования он равен 0,95, на третий – 0,9 и так далее. Максимальное значение Кбм – это 0,5, этого результата можно достичь, если вождение будет оставаться безаварийным десять лет.
Важно! Какой бы большой не была накопленная скидка, ее легко потерять, став виновником ДТП во время очередного страхового периода.
За неимением скидки, неосторожная езда отразится на стоимости страхового полиса на следующий год. Хотя такие меры принимают, лишь в случае обращения пострадавшей стороны за выплатой компенсации в компанию клиента. Часто случается, что при незначительных повреждениях транспортного средства, пострадавший восстанавливает авто за свой счет. При таком удачном стечении обстоятельств, виновнику ДТП не грозит повышение цены полиса.
В некоторых случаях Кбм не учитывают, например, при страховании прицепов, автомобилей, владельцы которых являются иностранными гражданами и при покупке полиса на транзитное ТС.
Как восстановить КБМ и вернуть скидки
Рейтинговая система «Бонус-Малус» позволяет каждому водителю получить скидку за полис ОСАГО. При этом бесплатно повысить КБМ может каждый водитель, если соблюдает ПДД.
Иногда КБМ может быть записан с ошибкой. В таких случаях можно восстановить водительский стаж или иные параметры (например, если было произведено обнуление коэффициента бонус-малус в связи с ошибкой другого сотрудника или если нужно изменить КБМ при замене водительского удостоверения).
Ситуации, когда требуется вернуть скидку по ОСАГО различны, и в них может попасть каждый водитель. Для решения проблемы есть проверенный порядок действий. Чтобы восстановить справедливость быстрее, всем водителям рекомендуется сохранять полиса за прошлые годы.
Если пропала скидка при замене прав, это означает, что водитель своевременно не обратился в страховую для внесения изменений. Для исправления ситуации нужно писать жалобу. Сделать это можно через сайт РСА, страховую, ЦБ РФ или спец. компании, которые занимаются решением таких вопросов, и помогут осуществить возврат КБМ при смене прав.
Подробнее о способах восстановления приведено в статье далее.
Восстановление через сайт РСА
Если зафиксирована ошибка, то нужно подавать жалобу в страховую, чтобы специалисты страховой внесли изменения. Для уточнений иных вопросов или предъявления жалоб можно воспользоваться почтовым ящиком РСА: request@autoins.ru.
Скачать образец заявления в РСА по КБМ
Подробнее о том, как подать жалобу в страховую, описано далее.
Восстановление через страховую
Подавать жалобу в страховую стоит в следующих случаях:
- при замене водительского, когда информация об этом не было внесена в базу РСА в нужное время;
- возникли ошибки из-за того, что один и тот же владелец авто был вписан в несколько полисов;
- в базу изначально были внесены некорректные данные;
- страховая компания не выполнила актуализацию данных.
Для того чтобы восстановить корректность данных, необходимо:
- Убедиться в некорректности данных на сайте РСА.
- Написать жалобу в страховую с подробным описанием ситуации и приведением корректных данных из полиса.
- Ожидать 30 дней. Если страховая игнорирует жалобу и не выполняет свои обязательства, следует обратиться в судебные органы.
Если у водителя нет полиса на текущий момент, восстановить КБМ также можно без него, для это потребуется:
- Уточнить на сайте РСА дату, когда были внесены некорректные данные.
- Написать жалобу в страховую и приложить ксерокопии документа, удостоверяющего личность, водительского, а также предыдущих полисов.
Восстановление через ЦБ РФ
Для восстановления этим способом нужно перейти на сайт ЦБ РФ, где потребуется:
- Выбрать тему: Страховые организации > ОСАГО > Неверное применение КБМ (скидки за безаварийную езду) при заключении договора.
- Описать суть своей жалобы.
- Приложить отсканированный полис в виде электронного файла.
- Отправить жалобу.
Восстановление через специализированные компании
Для того чтобы восстановить КБМ через такую компанию, нужно прочитать условия оказания услуг, заполнить форму с данными и ожидать дальнейших указаний от специалистов компании.
Пример работы с такой компанией:
- Зайти на сайт компании.
- Щёлкнуть на кнопку «Подать заявку».
- Указать в открывшейся форме все необходимые данные.
- Нажать на кнопку «Оформить заявление».
После этого специалист компании свяжется с водителем для уточнения информации и восстановление КБМ будет произведено в кратчайшие сроки (от 24 часов до 30 дней, точный срок решения проблемы зависит от сложности конкретной ситуации).
Как вернуть деньги после восстановления КБМ
Для этого нужно заполнить заявление на перерасчет. Общая последовательность действий:
Скачать образец заявления на перерасчет КБМ
Какими критериями пользуются страховщики при расчёте обязательной автостраховки
Государство регулирует тарифы в сфере страхования. Предоставляющие услугу компании не могут менять цену по своим внутренним уставам. Многие знают, что такое КБМ в ОСАГО и для чего он нужен.
При подсчёте цены договора берётся базовый тариф (прописан законом для разных регионов и категорий транспортных средств), умножается на стандартизированные коэффициенты:
- Территория. Играет роль адрес регистрации собственника. Использование машины в большом городе повышает вероятность ДТП, значит, увеличивает страховые риски. Пример коэффициентов в крупных городах: Москва – 2,0, Волгоград – 1,3, Самара – 1,6.
- КБМ. При расшифровке применяют открытый ресурс – таблицу с сайта Российского Союза Автостраховщиков (РСА).
- Возраст и стаж вождения у страхователя, а также у вписанных людей. Чем старше и опытнее лицо, тем меньше шанс угодить в аварию. До 22 лет и дате выдачи прав до 3 лет коэффициент составят 1,8, при неограниченном договоре – 1.
- Вид договора. Страховка может быть ограниченной (допуск к рулю до 5 человек) и без ограничений. В последнем случае ставка – 1,8, а при поимённом перечислении лиц, которым разрешено управление – 1.
- Мощность. Измеряется в лошадиных силах двигателя. Считается так: до 50 л. с. коэффициент 0,6; более 50 л. с. – 0,9. Самый большой коэффициент за мощность более 150 л. с. – 1,6.
- Срок действия страховки. Законодательство разрешает заключить договор на любой срок, от 3 месяцев до 12. Так появился коэффициент сезонности – многие водители водят ТС в летний сезон или, например, не хотят оплачивать неиспользуемую страховку, уезжая на длительное время в командировку.
- Грубые нарушения закона. Если страхователь попадался за рулём, будучи в алкогольном опьянении, покидал место происшествия и т. д., ему укажут коэффициент 1,5.
- Перемещение ТС транзитом/использование иностранцем. Вариация коэффициента от 0,2 до 1.
Страховые организации, занимающиеся автострахованием, не вправе менять величину коэффициентов.
Можно посчитать величину ОСАГО вручную, зная тарифные ставки.
Когда перечислять сумму налога
Налогоплательщики-организации должны перечислять транспортный налог не позднее даты, установленной законодательством региона. Согласно нормам главы 28 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.
Законы субъектов РФ могут ввести отчетные периоды по транспортному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В регионах, где отчетные периоды введены, организации должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая произведения налоговой базы и ставки. Перечислять авансовые платежи нужно в установленный законом субъекта РФ срок. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Регионы, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций от авансовых платежей.
ВНИМАНИЕ. В 2020 году для отдельных категорий продлен срок уплаты транспортного налога за I квартал 2020 года. Перевести деньги в бюджет нужно не позднее 30 октября 2020 года
Воспользоваться льготой могут:
— организации и ИП, которые включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года и которые относятся к отраслям, наиболее пострадавшим из-за коронавируса
— компании, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года получают субсидии и гранты.
Налогоплательщики — физические лица (включая индивидуальных предпринимателей) не делают авансовых платежей по транспортному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Уплатить транспортный налог физические лица обязаны не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства. Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе транспортного налога. Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки.