Территория электротехнической информации websor
Содержание:
- Как происходит возбуждение в гене
- Виды генераторов
- Основное про эффект возбуждения
- Как происходит возбуждение в гене
- Регулировочная характеристика
- Самовозбуждение — генератор — постоянный ток
- 27.Преимущества и недостатки синхронного двигателя.
- Обрыв обмотки возбуждения
- Основные неисправности генераторов переменного тока
- Обмотка — возбуждение — возбудитель
- Внешняя характеристика генератора
- Трехфазный генератор: общее устройство, принцип действия, симметричная система фазных ЭДС
- Cамовозбуждение генератора постоянного тока
Как происходит возбуждение в гене
Электроэнергия или электрическая сила в генераторе возникает тогда, когда сквозь магнитный поток внутри перемещается проводник. Ток возникает также и в том случае, когда перемещается магнит, а проводник остается неподвижным.
Без теоретических объяснений и выводов, можно представить себе возбуждение гена так:
- На обмотку гена подается электричество с АКБ. Электрический ток первыми принимают щетки и медные кольца.
- Реле отсечки – специальная штука, которая не дает аккумулятору разрядиться при остановке генератора. Когда водитель включает зажигание, то напряжение поступает на реле отсечки, оно притягивает внутренние элементы генератора, тем самым, замыкаются контакты. Получается, что реле в этом случае – эффективный переходник, соединяющий обмотку гена с аккумулятором.
- На приборной панели в салоне автомобиля предусмотрена лампочка. Она дает понять водителю, когда начинается зарядка геном АКБ. Когда включается зажигание, она горит до тех пор, пока напряжение идет с аккумулятора и гаснет, когда процесс энергополучения идет обратно.
Виды генераторов
Выделяют два вида автомобильных генераторов:
- постоянного тока;
- переменного тока.
Первый вид генераторов в настоящее время уже не используется. Такие устройства устанавливались на старых моделях автомобилей (ГАЗ-51, Победа и др.). Они имеют много недостатков, такие как:
- малая мощность и эффективность;
- необходимость в постоянном контроле и обслуживании;
- небольшой срок службы.
Сейчас применяются генераторы переменного тока. Главное их отличие в том, что вне зависимости от режима работы двигателя автомобильную сеть питает постоянный ток. Это достигается благодаря полупроводниковому выпрямителю.
Основное про эффект возбуждения
Как известно, вольтаж, формируемый геном на различных оборотах двигателя, регулируется посредством обмоток возбуждения. Ток поддерживается на постоянном вольтаже – 13,8-14,2 V.
Чтобы обеспечивать автомобильную систему (многочисленные потребители) током, предусмотрен регулятор или РН. Он бывает на отечественных автомобилях и некоторых иномарках, как правило, встроен внутрь генератора. В обиходе такой регулятор называется шоколадкой, таблеткой и т.д.
Ген связан с плюсовым зажимом АКБ через вывод «30». Его также называют плюсом, «В» или «ВАТ». Что касается отрицательного вывода, то он обозначается, как «31» или минус. Также в обиходе встречаются другие его обозначения: «D», «В-» и т.д. Клемма таблетки, используемая для подачи питания от автомобильной сети при включенном зажигании – вывод «15» или «S». Наконец, вывод, рассчитанный для подавания тока на поверочную лампу зарядки, обозначается, как «61» или «D+».
Если прекращается подзарядка АКБ, то это в большинстве случаев свидетельствует о порче шоколадки. Однако здесь не стоит отчаиваться, ведь достаточно будет подать напряжение на обмотки, т.е, возбудить генератор, чтобы доехать до магазина или ближайшего СТО.
Итак, чтобы доехать до нужного места, не подвергая АКБ глубокому разряду, надо снять шоколадку и возбудить ген.
Как происходит возбуждение в гене
Электроэнергия или электрическая сила в генераторе возникает тогда, когда сквозь магнитный поток внутри перемещается проводник. Ток возникает также и в том случае, когда перемещается магнит, а проводник остается неподвижным.
Без теоретических объяснений и выводов, можно представить себе возбуждение гена так:
- На обмотку гена подается электричество с АКБ. Электрический ток первыми принимают щетки и медные кольца.
- Реле отсечки – специальная штука, которая не дает аккумулятору разрядиться при остановке генератора. Когда водитель включает зажигание, то напряжение поступает на реле отсечки, оно притягивает внутренние элементы генератора, тем самым, замыкаются контакты. Получается, что реле в этом случае – эффективный переходник, соединяющий обмотку гена с аккумулятором.
- На приборной панели в салоне автомобиля предусмотрена лампочка. Она дает понять водителю, когда начинается зарядка геном АКБ. Когда включается зажигание, она горит до тех пор, пока напряжение идет с аккумулятора и гаснет, когда процесс энергополучения идет обратно.
Регулировочная характеристика
Регулировочная характеристика iв = f (I) при U = const и n = const показывает, как нужно регулировать ток возбуждения, чтобы при изменении нагрузки напряжение генератора не менялось (рисунок 7). С увеличением I ток iв необходимо несколько увеличивать, чтобы скомпенсировать влияние падения напряжения Iа × Rа и реакции якоря.
Рисунок 7. Регулировочная характеристика генератора независимого возбуждения |
При переходе от холостого хода с U = Uн к номинальной нагрузке I = Iн увеличение тока возбуждения составляет 15 – 25%.
Построение регулировочной характеристики (нижний квадрант рисунка 8) по х. х. х. (верхний квадрант рисунка 8) и характеристическому треугольнику производится следующим образом. Для заданного U = 0а = вб = const значение iв при I = 0 определяется точкой в. Характеристический треугольник где для номинального тока расположим так, чтобы его вершины г и е находились соответственно на х. х. х. и прямой абе. Тогда отрезок 0ж = ае определяет значение iв при I = Iн, что можно доказать аналогично тому, как это делалось в случае построения внешней характеристики. Для получения других точек характеристики достаточно провести между кривой х. х. х. и прямой абе на рисунке 8 отрезки прямых, параллельные гипотенузе ге. Тогда нижние концы (точки) этих отрезков будут соответствовать значениям iв для значений I, определяемых отношениями длин этих отрезков к гипотенузе ге, как и в предыдущем случае. Снеся эти точки вертикально вниз, в нижний квадрант рисунка 8, на уровень соответствующих значений I, получим точки регулировочной характеристики. С учетом изменяющихся условий насыщения реальная опытная регулировочная характеристика будет иметь вид, показанный в нижнем квадранте рисунка 8 штриховой линией.
Рисунок 8. Построение регулировочной характеристики генератора независимого возбуждения с помощью характеристики холостого хода и характеристического треугольника |
Обратным построением, если даны х. х. х. и регулировочная характеристика, можно получить характеристический треугольник.
Самовозбуждение — генератор — постоянный ток
Самовозбуждение генераторов постоянного тока протекает одинаковым образом при любой схеме возбуждения. Рассмотрим процесс самовозбуждения наиболее распространенного генератора параллельного возбуждения ( рис. 1.216), имея в виду, что в генераторах других типов процесс самовозбуждения протекает таким же образом. Этим магнитным потоком в обмотке вращающегося якоря индуктируется эдс оет, составляющая несколько процентов номинального напряжения машины.
Самовозбуждение генераторов постоянного тока заключается в том, что генератор не требует отдельного источника тока для питания обмотки возбуждения, как в случае машин с независимым возбуждением. Оно основано на явлении остаточного магнетизма. Для самовозбуждения генератора необходимо, чтобы ток, протекающий по обмотке возбуждения, усиливал поле остаточного магнетизма, и сопротивление цепи обмотки возбуждения было ниже некоторой критической величины.
Процесс самовозбуждения генераторов постоянного тока протекает одинаково при любой схеме возбуждения. Так, например, в генераторах параллельного возбуждения, получивших наиболее широкое применение, процесс самовозбуждения протекает следующим образом.
Схемы возбуждения генераторов постоянного тока. |
Процесс самовозбуждения генераторов постоянного тока протекает одинаково при любой схеме возбуждения.
Процесс самовозбуждения генераторов постоянного тока притекает одинаково при любой схеме возбуждения. Рассмотрим процесс самовозбуждения генератора параллельного возбуждения, получившего наиболее широкое применение.
Как возникает самовозбуждение генератора постоянного тока.
Основные условия самовозбуждения генератора постоянного тока параллельного возбуждения таковы: а) наличие в стали полюсов остаточного магнетизма; б) правильное ( согласное) соединение обмотки возбуждения ц обмотки якоря, с теш чтобы магнитный поток.
Почему может не наступить самовозбуждение генератора постоянного тока.
Какие условия необходимы для того, чтобы произошло самовозбуждение генератора постоянного тока с параллельным возбуждением.
Прежде всего разберем а примере этой машины принцип самовозбуждения генераторов постоянного тока.
Прежде всего разберем на примере этой машины принцип самовозбуждения генераторов постоянного тока.
Как только агрегат достигнет установившейся скорости вращения и произойдет самовозбуждение генератора постоянного тока, быстро и точно произвести отсчеты по приборам, присоединенным к обмотке возбуждения при двух-трех положениях ползунка регулировочного реостата гр.
Схема генератора параллельного возбуждения. |
Операторный и классический методы решения задач широко применяются в тех случаях, когда системы дифференциальных уравнений равновесия напряжений контуров и уравнения моментов — линейные. Если хотя бы одно уравнение нелинейно, то такая система уравнений решения в общем виде не имеет. Нелинейные системы дифференциальных уравнений решаются численными методами. В ряде случаев решение нелинейных дифференциальных уравнений можно упростить, применяя графоаналитические методы решения, например при исследовании самовозбуждения генератора постоянного тока.
27.Преимущества и недостатки синхронного двигателя.
Синхронный двигатель имеет ряд
преимуществ перед асинхронным:
1. Высокий коэффициент мощности
cosФ=0,9.
2. Возможность использования синхронных
двигателей на предприятиях для увеличения
общего коэффициента мощности.
3. Высокий КПД он больше чем у
асинхронного двигателя на (0,5-3%) это
дастигается за счёт уменьшения потерь
в меди и большого CosФ.
4. Обладает большой прочностью
обусловленной увеличенным воздушным
зазором.
5ращающий момент синхронного двигателя
прямо пропорционален напряжению в
первой степени. Т.е синхронный двигатель
будет менее чувствителен к изменению
величины напряжения сети.
-
Недостатки
синхронного двигателя:
1. Сложность пусковой аппаратуры и
большую стоимость.
2. Синхронные двигатели применяют
для приведения в движение машин и
механизмов, не нуждающихся в изменении
частоты вращения, а так же для механизмов
у которых с изменением нагрузки частота
вращения остаётся постоянной: (насосы,
компрессоры, вентиляторы.)
Пуск синхронного двигателя.
В виду отсутствия пускового момента
в синхронном двигателе для пуска его
используют следующие способы:
1. Пуск с помощью вспомогательного
двигателя.
Обрыв обмотки возбуждения
Обрыв обмотки возбуждения чаще всего происходит в местах пайки концов обмотки к контактным кольцам.
При обрыве обмотки возбуждения в обмотке статора индуктируется ЭДС не более 5 В, обусловленная остаточным магнетизмом стали ротора. При такой неисправности аккумуляторная батарея не будет заряжаться. Для определения обрыва необходимо отъединить конец обмотки возбуждения от щетки, а затем к этому концу и к зажиму Ш генератора присоединить через лампу или вольтметр провода от аккумуляторной батареи.
В случае обрыва обмотки лампа загораться не будет, а стрелка вольтметра не отклонится. Для нахождения катушки с обрывом обмотки провода от зажимов батареи подключают к концам каждой катушки. После этого тщательно проверяют место пайки соединений и выводные концы катушек обмотки возбуждения. Обнаруженное место обрыва устраняют ьескислотной пайкой, пользуясь мягкими припоями. Когда обрыв произошел внутри катушки, ее заменяют или перематывают.
Основные неисправности генераторов переменного тока
Обрыв обмотки возбуждения
При этой неисправности в обмотке статора индуктируется э. д. с. до 3—4 В, обусловленная остаточным магнетизмом стали ротора.
Нарушение контакта в щеточном узле вследствие окисления или замасливания контактных колец генератора, сильного износа или зависания щеток в щеткодержателях, уменьшения упругости пружин щеткодержателей и т. п.
Неисправность сопровождается увеличением сопротивления цепи возбуждения генератора, поэтому снижается сила тока возбуждения, а вместе ё этим падает мощность генератора.
Напряжение генератора до номинальной величины достигает только при повышенной частоте вращения ротора.
Витковое замыкание
в катушке обмотки возбуждения вызывается теми же причинами и приводит к аналогичным последствиям, что и в генераторах постоянного тока.
Определяется витковое замыкание измерением сопротивления обмотки омметром.
Замыкание обмотки возбуждения на корпус
чаще всего происходит в местах вывод концов катушек к контактным кольцам. Короткозамкнутая катушка обесточивается, магнитный поток возбуждения резко снижается, поэтому напряжение генератора станет меньшим и ток от него во внешнюю цепь не поступает.
Эту неисправность определяют при помощи вольтметра или контрольной лампы напряжением 220—500 В, подключением одного проводника на железо ротора, а другого — на контактное кольцо.
Если в течение 1 мин тока в цепи не будет, то изоляция обмотки хорошая.
Обрыв в цепи фазовой обмотки статора.
При наличии обрыва соединительного провода одной фазы генератора к зажиму выпрямителя фаза выключается, а поэтому значительно увеличивается сопротивление обмотки статора, что снижает мощность генератора.
При обрыве двух фаз прерывается вся цепь обмотки статора, и генератор не будет работать.
При разобранном генераторе для определения обрыва в фазовой обмотке статора необходимо поочередно подключать к аккумуляторной батарее через лампочку или вольтметр по две фазы обмотки.
Наличие обрыва выключает цепь, и тока в ней не будет.
Замыкание обмотки статора на корпус
происходит вследствие механического или теплового повреждения изоляции обмотки и выводных зажимов. Неисправность значительно снижает полезную мощность генератора в результате короткого замыкания неисправных фазовых обмоток через выпрямитель и корпус.
Эти неисправности определяются контрольной лампой напряжением 220—500 В подключением одного проводника на сердечник статора, а другого — на один из зажимов обмотки статора. Дефектную изоляцию заменяют новой.
Кроме названных неисправностей, в генераторах постоянного и переменного тока возникают также неисправности механического характера, например износ и разрушение подшипников, износ шеек вала якоря (ротора), разработка шпоночной канавки вала и шкива, повреждение резьбы на валу и в гайках и др.
Выявление и устранение подобных неисправностей не представляет больших трудностей.
Основные неисправности выпрямителей генератора
Замыкание на корпус зажима «+».
Эта неисправность вызывает закорачивание выпрямителя, и в цепи — обмотка статора генератора — выпрямитель —устанавливается большая сила тока, в результате чего происходит их перегрев и возможно разрушение изоляция обмотки и пробой запирающего слоя диодов выпрямителя.
Пробой диодов
чаще всего происходит вследствие увеличения напряжения генератора, что может быть при обрыве основной обмотки регулятора напряжения, обрыве провода, соединяющего реле-регулятор с корпусом, неправильной регулировке регулятора напряжения, отсоединении провода от зажима «+» генератора.
Кроме того, пробой диодов происходит при перегреве выпрямителя током большой силы, который проходит через них, а также при механическом повреждении диодов, при неправильном соединении зажимов выпрямителя (когда минусовой зажим соединяют не с корпусом, а с зажимом реле-регулятора).
В месте пробоя происходит расплавление покровного слоя металла, в результате чего образуется короткозамкнутый участок между электродами диода.
В случае пробоя диодов будет большая сила разрядного тока при неработающем генераторе.
Старение диодов.
С течением времени диоды расформировываются, стареют, что повышает сопротивление в цепи выпрямленного тока. Эта Неисправность вызывает увеличение падения напряжения на зажимах диодов при прохождении тока в прямом направлении и увеличение силы обратного тока. В результате аккумуляторная батарея будет недозаряжаться.
Обмотка — возбуждение — возбудитель
Поскольку к обмотке возбуждения возбудителя прикладывается полное напряжение возбудителя, то ток в обмотке возбуждения возбудителя нарастает сравнительно быстро, вследствие чего рассматриваемая схема называется устройством быстродействующей форсировки возбуждения.
Нагрузкой амплистата служит обмотка возбуждения возбудителя. Амплистат однофазный имеет три подмагничивающие обмотки: задающую, управляющую и регулировочную.
В случае питания обмотки возбуждения возбудителя от постороннего источника ( подвозбудителя) значительно возрастают как восстанавливающая сила, так и успокоение.
ВЫ-прямления поступает в обмотку возбуждения возбудителя.
Контактор KB разрывает цепь обмотки возбуждения возбудителя, обеспечивая гашение поля двигателя СД. Реле РВ с выдержкой времени порядка 1 5 сек разрывает цепь катушки контактора К и отключает обмотку статора двигателя СД от сети. Такая последовательность операции при отключении двигателя снижает перенапряжения в обмотке статора и на контактах контактора К при его отключении.
Тв — постоянная времени обмотки возбуждения возбудителя; kyl — коэффициент усиления первого каскада ЭМУ по первой обмотке; &2 — коэффициент усиления второго каскада ЭМУ.
Замыкатель регулятора мощности вибрационного типа. |
РМ включается в цепь обмотки возбуждения возбудителя. Из большого числа типов разработанных регуляторов на отечественных тепловозах нашли применение четыре принципиально различных по конструктивному исполнению: вибрационные регуляторы мощности с вибрацией контактов, бесконтактный регулятор мощности на полупроводниковых элементах, объединенный регулятор нагрузки и частоты вращения с электрогидравлической системой управления и тахометрические регуляторы.
При 15 С сопротивление обмотки возбуждения возбудителя составляет 4 64 ом, а при 75 С-576 ом.
Те — постоянная времени обмотки возбуждения возбудителя.
Подъем напряжения у возбудителей различных типов. / — при самовозбуждении. 2 — при независимом возбуждении. 3 — то же, что 1, но при увеличении скорости до 970 об / мин. 4 — то же, что /, но при увеличении скорости до 1 200 об / мин.| Схема раздельного регулирования в нормальном и аварийном режимах. |
Увеличение скачка напряжения в обмотке возбуждения возбудителя затрудняет работу контактов регулятора или реле закорачивающего сопротивления. Это особенно нежелательно, когда те же контакты используются для регулирования в нормальных условиях, осуществляемого путем периодических замыканий и размыканий контактов. Несколько забегая вперед, отметим, что такое регулирование имеет место в вибрационных регуляторах напряжения.
Выпрямленный ток подводится к обмотке возбуждения возбудителя и является тем дополнительным током t K к току возбуждения t B, который обеспечивает увеличение тока возбуждения синхронного генератора при росте его нагрузки.
В силу того, что обмотка возбуждения возбудителя обладает определенной постоянной времени ( TJ, импульс, получаемый ею от регулятора Дев, реализуется на зажимах якоря в виде изменения напряжения Де / с некоторым запаздыванием во времени.
На крупных гидрогенераторах большой мощности обмотка возбуждения возбудителя делается независимой и питается током от подвозбудителя.
Внешняя характеристика генератора
Внешняя характеристика генератора независимого возбуждения U = f (I) при iв = const и n = const (рисунок 5) определяет зависимость напряжения генератора от его нагрузки в естественных условиях, когда ток возбуждения не регулируется. При увеличении I напряжение U несколько падает по двум причинам: вследствие падения напряжения в цепи якоря I × Rа и уменьшения э. д. с. Eа ввиду уменьшения потока под воздействием поперечной реакции якоря (при щетках на геометрической нейтрали). При дальнейшем увеличении I напряжение начнет падать быстрее, так как под воздействием реакции якоря поток уменьшается и рабочая точка смещается на более круто падающий участок кривой намагничивания машины.
Рисунок 5. Внешняя характеристика генератора независимого возбуждения |
Внешнюю характеристику рекомендуется снимать при таком возбуждении (iв = iвн), когда при I = Iн также U = Uн (номинальный режим). При переходе к холостому ходу (I = 0) в этом случае напряжение возрастает на вполне определенную величину ΔUн (рисунок 5), которая называется номинальным изменением напряжения генератора. В генераторах независимого возбуждения
Внешнюю характеристику (в левом квадранте рисунка 6) можно построить также с помощью х. х. х. (в правом квадранте рисунка 6) и характеристического треугольника. Для этого проведем на рисунке 6 вертикальную прямую аб, соответствующую заданному току iв = const. Тогда аб =0в представляет собой U при I = 0 и определяет начальную точку внешней характеристики.
Разместим затем на рисунке 6 характеристический треугольник где, построенный в соответствующих масштабах для I = Iн, таким образом, чтобы его вершина г лежала на х. х. х., а катет де – на прямой аб. Тогда отрезок ае = жз будет равен U при I = Iн, что можно доказать следующим образом. Если U = ае, то Eа = U + Iн × Rа = ае + ед = ад = иг и для создания такой э. д. с. при холостом ходе требуется ток возбуждения iве = 0и. При нагрузке ток возбуждения нужно увеличить на величину iва = гд = иа для компенсации размагничивающей реакции якоря. Необходимый полный ток возбуждения при этом iв = iве + iва = 0и + иа = 0а как раз соответствует заданному, что и требовалось доказать.
Если принять, что катеты, а следовательно, и гипотенуза характеристического треугольника изменяются пропорционально I, то для получения других точек внешней характеристики достаточно провести на рисунке 6 между х. х. х. и прямой аб наклонные отрезки прямых (гипотенузы новых характеристических треугольников), параллельные гипотенузе ге. Тогда нижние точки этих отрезков (на прямой аб) будут определять значение U при токах
и так далее.
Перенеся эти точки по горизонтали в левый квадрант рисунка 6 для соответствующих значений I и соединив их плавной кривой, получим искомую внешнюю характеристику U = f (I).
Рисунок 6. Построение внешней характеристики генератора независимого возбуждения с помощью характеристики холостого хода и характеристического треугольника |
В действительности горизонтальный катет характеристического треугольника при уменьшении U растет не пропорционально I. Поэтому реальная внешняя характеристика отклоняется от построенной несколько в сторону, как показано в левом квадранте рисунка 6 штриховой линией.
Точка внешней характеристики с U = 0 определяет значение тока короткого замыкания машины при полном возбуждении. Так как Rа мало, то этот ток в 5 – 15 раз превышает Iн. Такое короткое замыкание весьма опасно, так как возникают круговой огонь, а также большие механические усилия и моменты вращения. Поэтому в условиях эксплуатации генераторы и двигатели средней и большой мощности защищаются быстродействующими автоматическими выключателями в цепи якоря, которые ограничивают длительность короткого замыкания и отключают машину от сети в течение 0,01 – 0,05 с после начала внезапного короткого замыкания. Однако эти выключатели не защищают машину при коротком замыкании внутри машины.
Если имеются опытные х. х. х. и внешняя характеристика и если известно Rа, то произведя построение на рисунке 6 в обратной последовательности, можно получить характеристические треугольники с учетом реальных условий насыщения для любых значений U и Eа.
Трехфазный генератор: общее устройство, принцип действия, симметричная система фазных ЭДС
Структура трехфазной цепи
Трехфазными генераторами называются генераторы переменного тока, одновременно вырабатывающие несколько ЭДС одинаковой частоты, но с различными начальными фазами. Совокупность таких ЭДС называется трехфазной системой ЭДС.
Многофазными цепями называются цепи переменного тока, в которых действуют многофазные системы ЭДС. Любая из цепей многофазной системы, где действует одна ЭДС, называется фазой.
Трехфазные системы имеют ряд преимуществ перед другими системами (однофазными и многофазными):
— они позволяют легко получить вращающееся магнитное поле (на этом основан принцип работы разных двигателей переменного тока).
— трехфазные системы наиболее экономичны, имеют высокий КПД.
— конструкция трехфазных двигателей, генераторов и трансформаторов наиболее проста, что обеспечивает их высокую надежность.
— один трехфазный генератор позволяет получать два различных (по величине) напряжения.
Современные электрические системы, состоящие из генераторов, электростанций, трансформаторов, линий передачи электроэнергии и распределительных сетей, представляют собой трехфазные системы переменного тока.
Трехфазная система электрических цепей — совокупность электрических цепей, в которых действуют три синусоидальные ЭДС одной и той же частоты, сдвинутые друг относительно друга по фазе и создаваемые общим источником энергии. Каждая из цепей, входящих в трехфазную цепь, принято называть фазой.
Трехфазная цепь включает в себя источник (генератор) трехфазной ЭДС, проводники, потребители (приемники) трехфазной электрической энергии.
Рассмотрим устройство трехфазного генератора переменного тока
В пазах статора расположены три фазных обмотки (они условно представлены единственными витками). Начала и концы обмоток трехфазного генератора принято обозначать буквами и . Первыми буквами латинского алфавита обозначают начала обмоток, последними — концы. Началом обмотки называют зажим, через который ток поступает во внешнюю цепь при положительных его значениях.
Ротор генератора выполняется в виде вращающегося постоянного магнита или электромагнита, питаемого через скользящие контакты постоянным током.
При вращении ротора с помощью двигателя в обмотках статора возникают периодически изменяющиеся ЭДС, частота которых одинакова, но фазы в любой момент времени различны, так как различны положения обмоток в магнитном поле. ЭДС в неподвижных витках обмоток статора индуктируются в результате пересечения этих витков магнитным полем вращающегося ротора. Обмотки фаз генератора совершенно одинаковы и расположены симметрично по поверхности статора, поэтому ЭДС имеют одинаковые амплитудные значения, но сдвинутые друг относительно друга по фазе на угол 120 .
Если ЭДС фазы принять за исходную и считать ее начальную фазу равной нулю, то при вращении ротора с угловой скоростью против часовой стрелки выражения для мгновенных значений ЭДС можно записать следующим образом:
,
,
.
Переходя к комплексам действующих значений, получим:
,
Подобные системы ЭДС принято называть симметричными. Векторная диаграмма трехфазной симметричной системы ЭДС представляет собой симметричную трехлучевую звезду. Из векторной диаграммы следует, что
Если ЭДС фазы отстает от фазы , а ЭДС фазы отстает от ЭДС фазы , то такую последовательность фаз называют прямой. Обратную последовательность фаз можно получить, если изменить направление вращения ротора.
Если отдельные фазные обмотки генератора не соединены между собой электрически, то такую цепь называют несвязанной. По сути дела несвязанная трехфазная цепь состоит из трех независимых однофазных цепей. В противном случае трехфазная цепь называется связанной. Наибольшее распространение получили связанные трехфазные цепи, как наиболее экономичные, имеющие минимальное число проводов. При нормальном режиме работы трехфазных установок последовательность фаз принимается прямая.
Cамовозбуждение генератора постоянного тока
В том случае, если энергия, нужная для возбуждения машины, берется из якоря самого устройства, то эта МПТ будет машиной с самовозбуждением.
На схемах ниже МПТ с самовозбуждением магнитного потока: а – параллельное, в – последовательное, с – смешанное возбуждение.
Обмотки возбуждения и якоря для любых самовозбуждающихся машин подразделяются на три типа и классифицируются по соединению, это:
- Шунтовые – параллельное соединение обмоток.
- Сериесные – последовательное соединение.
- Компаудные – со смешанным соединением.
Некоторые типы современных двигателей, при разных типах присоединений в сеть обмоток, подразумевают прямое подключение возбуждающей обмотки в электрическую сеть.