Чем отличаются литол и солидол?

Характеристики смазки

При покупке пластичной смазки, вы должны проверить соответствие ГОСТ 21150-87. У литиевых смазок есть особенности, в сравнение с тем же солидолом. На упаковке, или в документации, проверьте соответствие техническим характеристикам.

ГОСТовские параметры указаны в таблице:

Название характеристикиЗначение

Внешний вид Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета
Темперар/ра каплепадения, °С, не ниже +180
Плотность «Литола 24» при температуре +15°С 892 г/смЗ
Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1 220-260
Вязкость при -203С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 650 П*с (6500 П)
Вязкость при 0″С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 280 П*с (2800 П)
Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более 8 П«с (80 П)
Предел прочности при +20аС 500-1000 Па (5-10 гс/см2)
Предел прочности при +80=С более 200 Па (2 гс/см2)
Коллоидная стабильность выделенного масла до 12%
Испаряемость при +120°С до 6%
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH до 0,1%
Массовая доля механических примесей до 0,05%
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5вС, не менее
нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс) 1410(141)
критическая нагрузка (Рк), Н(кгс) 630(63)
индекс задира (Из), кгс 28

Кроме того, Литол 24 часто применяют в местах соприкосновения металла и резины (шаровые опоры, сальники, втулки и пр.). Поэтому должны быть соблюдены допуски воздействия на резину марки 26-44. При длительном контакте со смазкой, отвердевание и разбухание мягких деталей не должно превышать 8%.

Разумеется, каждый производитель может в рамках стандарта менять характеристики Литол 24, не ухудшая потребительские свойства. Кроме того, существует технология выпуска по техническим условиям.

В отличие от ГОСТовских образцов, ТУ-шный состав годится лишь для смазки дверных петель и электрических разъемов.

Главным преимуществом Литола-24 является высокая механическая стабильность, за счет которой материал применяется в узлах, работающих под воздействием повышенных нагрузок.

Диапазон рабочих температур пластичной смазки составляет от -40 °С до +120 °С. Благодаря этому состав широко применяется в различных подшипниках, которые нагреваются в процессе работы, в ходовой части транспортных средств и других узлах.

Несмотря на то, что нижний предел рабочей температуры Литола составляет -40 °С, свои свойства он начинает терять уже при -30 °С. Но в процессе работы узлы, которые смазаны данной смазкой, нагреваются, что восстанавливает свойства материала.

Для консервации применяется модификация смазки Литол-24 РК. Он отличается хорошими антикоррозионными свойствами, поэтому его можно использовать не только для смазывания, но и консервации на длительный период. Смазанная деталь менее подвержена коррозии.

Срок хранения смазки составляет 5 лет от даты производства. Но на практике он может быть гораздо больше. При использовании материала, который хранился более 5 лет, нужно лишь убедиться в том, что его консистенция не изменилась.

Помимо вышеперечисленных, Литол-24 имеет и другие свойства:

  • Не содержит в своем составе воды
  • Отличается высокой коллоидной, механической и химической стабильностью
  • Устойчив к воздействию кипящей воды
  • Не изменяет плотности при нагреве
  • Имеет очень высокую прочность на сдвиг/разрыв
  • Обладает высокими уплотняющими свойствами
  • Класс консистенции по NLGI-3
  • Температура каплепадения не менее +180 °С
  • Не проводит электричество

Характеристики безопасности “Литола 24”

В целом, литиевая смазка Литол 24 является малоопасной. В частности, она относится к четвертому классу опасности (то есть, как пластичная смазка она невредна для окружающей среды и человека).

Дополнительные факты, касающиеся ее безопасной эксплуатации:

  • При работе со смазкой необходимо использовать индивидуальные средства защиты, предусмотренные действующими отраслевыми требованиями охраны труда на предприятии.
  • Смазка “Литол 24” горюча! Температура вспышки в закрытом состоянии — +183°С, в открытом — +199°С. Температурный предел воспламенения составляет от +250°С до +364°С.
  • В случае возникновения возгорания смазки тушить ее можно, распыляя воду и используя пену маркировки ПО-1Д или ПО-3А.
  • Желательно, чтобы помещение, в которых проводятся работы со смазкой, было оборудовано приточной и вытяжной вентиляциями.
  • Смазка “Литол 24” НЕ проводит электричество.

Литол: что это такое и какой бывает

Смазка изготавливается на основе масел нефти плотности 60-80 г/м3. Состав был разработан в 80-х годах 20 века, но в последние годы был незначительно модифицирован добавлением литиевого мыла. Литол имеет несколько ключевых особенностей по сравнению с солидолом: влагостойкость и высокий температурный предел. На рынке можно найти четыре основных разновидности литола:

  • ЦИАТИМ-201/202. Он применяются в различных движущихся узлах с умеренной нагруженностью, а также при отсутствии больших сдвигов защищаемого материала. Продукция под номерами 201 и 202 активно применяется в радиотехнических и электротехнических приборах. К преимуществам смазки относится высокая морозостойкость, широкий рабочий диапазон температур (-50 – +100 градусов Цельсия). При необходимости ЦИАТИМы этих марок могут быть заменены друг другом.
  • ЦИАТИМ-203. В производстве этой марки литола используется трансформаторное масло. Для загущения аналогично используют литиевое мыло. В составе 203-го имеются несколько присадок, благодаря которым значительно расширяется сфера применения смазки. Ее используют в силовых узлах тяжеловесной техники, высоконагруженных подшипниках и редукторных передачах. По водоотталкивающим свойствам, естественно, он значительно превосходит предыдущие марки. Дополнительно состав обладает лучшей защитой деталей от износа.
  • Литол-24 – это самая совершенная марка. Он включает в себя все достоинства ЦИАТИМов, при этом обладает рядом присадок, которые предотвращают окисление деталей. Существенно повышена предельная температура (до 130 градусов). Состав практически не испаряется, при этом отличается долговечностью. По этой причине его используют в узлах с быстродвижущимися деталями при воздействии повышенных температур.

Это основные типы литола, которые вы можете купить на рынке.

Что лучше графитовая смазка или «Литол»?

Если говорить о пластичной консистенции, принципиальной разницы нет. Та же область применения, схожие характеристики. К тому же, многие автолюбители делают «графитку» в том числе из «Литола-24», вводя в нее графитовый порошок. При этом понижается температурный диапазон.

Литол 24 в различной упаковке

Так зачем это делается? Литол накапливает в себе загрязняющие частицы, графитовая смазка избавляет от этого недостатка. К тому же, сухой компонент «графитки» лучше работает в местах плотного прилегания двух металлических частей.

При высоком давлении, литол может быть вытеснен, вплоть до сухого пятна контакта. А графит остается между деталями трения в любых условиях. Кроме того, если нужна электропроводность, у графита неоспоримое преимущество: «Литол-24» — 100% диэлектрик.

Солидол: описание и свойства

Одна из самых распространенных смазок на основе нефтяных масел. В качестве загустителей используются кальциевые мыла. Солидол имеет рабочий диапазон от -30 до 75 градусов Цельсия. В зависимости от кислот в составе, здесь выделяют следующие солидолы:

  • жировые;
  • синтетические.

Солидол жировой производится согласно ГОСТу 1033-79, при этом представляет собой смазку общего назначения. Визуально напоминает однородную мазь без комков светло-серого или коричневатого цвета. Активно используется в сельскохозяйственной технике, автомобилях, ручном слесарном инструменте и винтовых передачах. Температура каплепадения составляет 78 градусов.

Синтетический солидол является аналогом, лишь незначительно отличающимся от вышеописанного. Отличительной чертой является более низкая температура каплепадения в 75 градусов. Сфера применения аналогична жировому солидолу (плюс закрытые тихоходные редукторы).

Густота солидола и высокая жирность позволяет его применять в тех механизмах, где не допускается «стекания» смазки, однако в современных машинах и устройствах солидол практически не используется. При температурах от 80 градусов он становится жидким, соответственно, уже теряет свои свойства.

Медно-графитовая смазка

Это неплохой компромисс между стоимостью и потребительскими качествами. Подбирая пропорции мелкодисперсной меди и графита, производитель создает смазку с универсальными свойствами. Электропроводность остается в тех-же параметрах (оба порошка прекрасно с этим справляются). Сохранность смазывающего слоя при высоком давлении обеспечивает графит, а медный порошок повышает термостойкость. Конечно, +1000℃ для двухкомпонентного состава, это запредельная величина, но +500℃ или +700℃ не меняют характеристики.

За счет смешивания двух материалов, резко улучшается адгезия. При работе с металлическими парами, подверженными электрохимической коррозии (например, медь + алюминий), именно двухкомпонентный состав выступает в качестве своеобразного буфера.

Сильные и слабые стороны

Любой смазочный материал обладает определёнными преимуществами и недостатками. Это же относится к солидолу и литолу. Чтобы ещё лучше понимать разницу между двумя смазками, а также правильно выбирать подходящий материал в зависимости от конкретной ситуации, следует посмотреть на их сильные и слабые стороны.

Солидол

Начнём с этого смазочного материала, который на практике оказался не особо и нужным при эксплуатации транспортного средства. Какие-то петли им смазать можно, а вот доверять его смазочным свойствам рабочие механизмы не стоит. Из сильных сторон солидола выделяют следующие:

  • хорошие показатели пластичности;
  • солидная густота;
  • низкие характеристики смываемости.

Что же касается недостатков, то их тоже три, как и преимуществ. Только они более существенные:

  • небольшой диапазон рабочих температур;
  • низкая устойчивость в отношении механических воздействий;
  • агрессивность к резине и пластику.

Именно эти недостатки делают солидол непригодным для использования в рабочих механизмах транспортного средства.

Литол

Если говорить про литол, то тут перечень преимуществ намного внушительнее. Из основных можно выделить такие:

  • широкий температурный диапазон, при котором литол сохраняет свою эффективность и смазывающие свойства;
  • высокие показатели пластичности;
  • хорошая устойчивость в отношении механических воздействий;
  • отличная густота;
  • сложная вымываемость водой.

Перечень преимуществ серьёзный, из-за чего именно литол получил широкое признание в автомобильном мире. Хотя про недостатки забывать тоже не стоит. Условным минусом считается более высокая стоимость в сравнении с солидолом. Но если учесть все достоинства и возможности при использовании в автомобилях, ценовой вопрос перестаёт быть актуальным. Есть только один существенный и объективный недостаток. Он заключается в агрессивности воздействия на алюминий и различные сплавы, в составе которых присутствует этот металл. Поэтому для алюминиевых элементов литол в качестве смазывающего материала применять нельзя. Это приведёт к серьёзным и потенциально опасным негативным последствиям.

Теперь каждый автовладелец может сделать свои собственные выводы относительно литола и солидола. Это два разных смазывающих материала с минимальным сходством и большим списком отличительных характеристик. Там, где может использоваться один материал, категорически нельзя применять другой.

Область применения

Литол-24 не зря считается универсальным смазочным материалом. Он применяется практически везде, где имеются трущиеся детали. В частности, основными отраслями применения считаются:

ремонт и обслуживание подвижного железнодорожного состава;

обслуживание станков и механизмов;

водный и воздушный транспорт.

Если говорить о деталях, Литол-24 может применяться для технического обслуживания:

подшипников скольжения и регулируемых ступиц;

рулевого управления и подвески;

шарнирных механизмов и зубчатых передач;

Нужно отметить, что для подшипников закрытого типа эта смазка используется по принципу «положил и забыл».

Литиевые смазки СССР/России

ЦИАТИМ-201

Основная статья: ЦИАТИМ-201

Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.

Область применения смазки ЦИАТИМ-201:

Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационная техника, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим-201:

  • Работоспособна при температуре от −60 до +90 °С.
  • Смазки Циатим-201, Циатим-202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.
  • Производится по ГОСТ 6267-74
  • Легко смывается водой

Недостатки

  • Со временем на открытом воздухе она высыхает и теряет свои эксплуатационные свойства.
  • При длительном хранении начинает отделяться масло, что ухудшает её эксплуатационные характеристики.

ЦИАТИМ-202

Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.

Область применения смазки Циатим-202:

Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим-202:

  • Легко смывается водой;
  • Работоспособна при температуре от −50 до +120 °С.
  • Смазки Циатим-201, Циатим-202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.

ЦИАТИМ-203

Нефтяное трансформаторное масло, загущённое литиевым мылом технического саломаса и осерненного асидола; содержит вязкостную и противозадирную присадки.

Область применения смазки Циатим-203:

Зубчатые, червячные передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; различные силовые приводы, винтовые пары, нагруженные редукторы, механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках, узлы трения автомобилей.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим-203:

  • Работоспособна при температуре −50…+100 °С.
  • Превосходит ЦИАТИМ-201 по химической и коллоидной стабильностям и противоизносным характеристикам.

Литол-24

Нефтяное масло вязкостью 60-75 мм2/с при 50 °С, загущённое литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты в количестве 10-15%; содержит антиокислительную и вязкостную присадки. Внешний вид — однородная мазь от светло-жёлтого до коричневого цвета.

Область применения смазки:

Подшипники качения и скольжения всех типов, шарниры, зубчатые и другие передачи, поверхности трения колёсных и гусеничных транспортных средств, индустриальных механизмов, электрических машин и т. п. Смазка может применяться для консервации.

Основные эксплуатационные характеристики:

  • Высокая коллоидная, химическая и механическая стабильности
  • Работоспособна при температуре −40…+120 °С, кратковременно сохраняет работоспособность при температуре +130 °С, при нагревании не упрочняется.
  • Консистенция NLGI 3
  • Нагрузка сваривания на четырёхшариковой машине — посредственная, 1400-1500 н.
  • Производится по ГОСТ 21150-87

Смесь нефтяных масел, загущённая литиевым мылом гидроксистеариновой кислоты; содержит антикоррозионную, защитную, вязкостную и антиокислительную присадки. Водостойкая, антикоррозионная, рабоче-консервационная смазка. Обеспечивает консервацию узлов трения в течение 10 лет. Работоспособна при температуре −40… +120°С. Выпускается по ТУ 38 УССР 201342-80. Область применения аналогична Литол-24.

Литол 24: состав

Автомобильная смазка Литол 24 присутствует в свободной продаже уже десятки лет, начиная с 70-х годов 20 века. Она активно используется не только автомобилистами, но и электротехниками, а также специалистами по ремонту железнодорожных составов, различных производственных установок, кораблей и прочего.

Литол 24 с точки зрения состава – это очень простая (во многом, из-за этого и недорогая) смазка, которая состоит из пары компонентов. Основа состава – это машинное масло, в которое добавляется литиевое мыло в качестве загустителя. Могут использоваться в смазке Литол 24 всевозможные присадки и красители, в зависимости от производителя, который выпускает продукт. Загуститель позволяет добавиться необходимой вязкости вещества, чтобы им было удобно пользоваться, и оно в процессе эксплуатации не «сползало» с деталей.

Область применения

Как и любую смазку, Литол применяют там, где есть трение, вращение, а также требуется защита от коррозии. Проще говоря – в любых механизмах.

  • подшипники скольжения и качения (как закладные, так и открытые в корпусе);
  • любые шарниры вне зависимости от нагрузки;
  • шестерни (за исключением коробок передач и трансмиссионных узлов);
  • передачи типа «шестерня-рейка»:
  • полозковые поверхности индустриальных машин – Литол практически вне конкуренции;
  • электрические контактные узлы.

Тест на водостойкость пластичных смазок, в том числе и Литола – видео

И, разумеется, основное применение консистентных смазок – автомобили.

  • настраиваемые (регулируемые) подшипники ступичных узлов;
  • подшипники качения полуосей;
  • шарниры равных угловых скоростей;
  • опорные подшипники и крестовины карданного вала;
  • шарнирные соединения рулевого механизма (при наличии пресс-масленок);
  • рулевая рейка (под защитными пыльниками);
  • протяжные механизмы (тросики в оболочке, тяги и пр.);
  • петли дверей, крышек;
  • закладные герметичные подшипники;
  • подшипники скольжения (кроме «постели» карданного вала);
  • подшипники генератора и прочих навесных механизмов двигателя;
  • различные направляющие (механизм стеклоподъемника, люка и пр.);
  • точные исполнительные механизмы, имеющие малую осевую нагрузку;
  • замки дверей;
  • электрические колодки и разъемы (прямо по контактам);
  • клеммы аккумулятора (для защиты от окисления).

Это интересно: Как производится замена прокладки ГБЦ на ВАЗ 2110 (8 и 16 клапанов): диагностика неисправности

Применение в качестве средства для снижения трения, только во внутренних полостях. Не должно быть контакта с внешней средой. Это не потому, что смазка боится воздуха: она просто накапливает в себе пыль, грязь, абразивные частицы.

В деталях трения это приводит к повышенному износу: то есть работа «наоборот». По этой причине требуется периодическая замена смазки в ответственных узлах.

Литол также используется снаружи, на неподвижных гаечных соединениях. Благодаря водоотталкивающим свойствам и хорошей адгезии – консистентная смазка неплохо защищает от коррозии резьбовые соединения. Слой не разрушается даже при воздействии солнечных лучей.

Этот расходник совершенно не капризный: наносить его можно кистью, отверткой, старой линейкой, да хоть пальцем. Смазка не токсична (не более, чем любой нефтепродукт). После работы с веществом, достаточно просто вымыть руки с хозяйственным мылом. Разумеется, при попадании в глаза, следует обратиться к врачу.

Помним о пожарной опасности! Литол 24 воспламеняется при взаимодействии с открытым огнем!

Незаменимая смазка для автотранспорта

Благодаря идеальному соотношению эксплуатационных свойств, характеристик и цены Литол стал незаменимым спутником советского, а теперь и российского автопрома. Более надежного и дешевого смазочного материала для подшипников качения, и скольжения в целом мире не найти.

Государственные стандарты на Литол-24 были приняты еще в далеком 1987 году и с тех пор они мало в чем поменялись. Потому что этот смазочный материал доказал на деле, что лучше его ни что не справится с нагрузками в подшипниках. Поэтому практически во все ступичные, опорные подшипники автомобиля Литол-24 идет в качестве набивки. Затем для увеличения эффекта рекомендуется полученные детали тщательно промазать этой же смазкой. Не обходится без Литола отечественное автомобилестроение при смазке карданных крестовин, шаровые опоры и другие резьбовые соединения рулевого управления и ходовой. В этих узлах Литол-24 выполняет не только эффект смазки, но и антикоррозионное действие. Иными словами, характеристики и лидирующие позиции данного смазочного материала в российском автопроме, неоспоримы. Но стоит помнить, что в ШРУСах применяется смазка на молибденовой основе, а не литиевой. Большинство автолюбителей солидарны с отечественными инженерами-конструкторами и используют Литол и его особенности не только при ремонте транспортных средств, но и в бытовых нуждах. Ведь в составе этой смазки отсутствуют аллергенные вещества.

Также подкупает и срок годности смазочного материала, который производителем ограничен 5 годами. На самом деле при правильном хранении эта смазка не имеет ограничений по применению. Поэтому Литол-24 РК идеально подходит в качестве консерванта металлических конструкций, изделий. Единственное, что нужно помнить при работе с Литол это то, что он является производным нефти, а соответственно нужно учитывать все последствия от контакта с бензольными кольцами.

Отличительные характеристики

Для начала попробуем определить, чем же отличаются литол от солидола. Первым у нас будет литол, который является пластической водостойкой смазкой. Его производят за счёт сгущивания нефтяного масла и литиевого мыла. У этого вещества рабочая температура способна достигать показателей в 130 градусов Цельсия. Солидол также является пластичной массой. Но его получают при загущении индустриального (нефтяного) масла и кальциевого мыла. Отличается и рабочая температура, которая для солидола составляет не более 70 градусов Цельсия. Сравнивая с литолом, отмывать первый простой водой куда сложнее. Этим объясняется более частое его применение в условиях повышенной сырости и влажности. Сравнивая смазку литол и солидол, можно по пунктам перечислить, в чём разница между ними.

  1. Рабочая температура. Диапазон рабочей температуры для солидолов составляет от -30 до +75 градусов Цельсия. А литолы могут похвастаться диапазоном от -60 до +130 градусов Цельсия. В зависимости от конкретной марки, показатели несколько отличаются. Указанные параметры являются максимальными для этих смазочных веществ.
  2. Вязкость. Если температура опускается ниже 50 градусов тепла по Цельсию, литол становится очень вязким. Это можно считать положительным и отрицательным качеством. Всё зависит от конкретной ситуации и условий применения смазки.
  3. Показатели вымываемости. Отмыть средство, когда это действительно нужно, – это одно. Совсем другое, когда в процессе эксплуатации смазка самостоятельно вымывается. Устойчивость к вымываемости выше у солидола, поскольку он отличается повышенной жирностью в сравнении с литолом. Это позволяет ему дольше сохраняться на рабочих поверхностях.
  4. Агрессивность. Солидол агрессивно воздействует на многие материалы, такие как резина, пластик, ПВХ и пр. Это обусловлено вхождением в состав большого числа присадок. Литол не отличается агрессивностью, потому при нанесении на тот же пластик или резину не причиняет им никакого вреда.
  5. Устойчивость к коррозии. Здесь присадки играют на пользу литолу, поскольку они способствуют обеспечению защиты для металлических деталей от коррозийных и окислительных процессов. А у солидола такие свойства отсутствуют.
  6. Взаимодействие с алюминием. Литол крайне агрессивен в отношении алюминия. Особенно сильно это негативное качество проявляется при наличии воды и влаги. Потому нельзя использовать литол для обработки алюминиевых деталей. Солидол хорошо взаимодействует с этим металлом.
  7. Цена. Стоимость солидола примерно на 10-20% выше, чем литола. Цена во многом зависит от конкретного производителя, но разница между ними иногда бывает внушительная.
  8. Длительность хранения. Если оставлять смазочные материалы в заводской банке, они обе могут храниться десятки лет. Многие до сих пор пользуются литолами и солидолами, которые пролежали в гараже 10-30 лет. Да, использовать их для смазки важных элементов автомобилей или иных механизмов не стоит. А вот как смазка для ворот или дверей гаража они прекрасно подходят.
  9. Доступность в продаже. Хотя солидолы и литолы существуют со времён СССР, найти их в продаже сейчас совершенно не сложно. Они продаются на автомобильных рынках, в магазинах и даже реализуются через Интернет.

А потому ошибочно считать, что литол и солидол – это одно и то же, пусть солидол и такая же пластичная смазка, как литол, состав и рабочие температуры у них разные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector