Предупреждение с подвохом: что собой представляет шумовая разметка

А-А h х I. х 1 L ^ ‘ 1 ^ 777 ] \///Рейка дорожная

h — максимальная глубина элементов продольной ШП.

Рисунок 3 — Схема измерения максимальной глубины фрезерования элементов продольной ШП

7.4 Метод контроля скоса краев поперечной ШП.

7.4.1    Сущность метода заключается в определении скоса (уклона) края поперечной ШП путем расчета соотношения измеренных высоты ШП (f) и длины горизонтальной проекции скоса на дорожное покрытие (е) (см. рисунок 2).

7.4.2    Применяемые средства измерения.

Линейка металлическая по ГОСТ 427 с ценой деления 1 мм.

7.4.3    Проведение контроля.

При проведении измерений высоты и длины горизонтальной проекции скоса на дорожное покрытие необходимо выполнить следующие операции:

—    измерить максимальную высоту ШП с точностью до 1 мм (по ГОСТ 32952) ;

—    измерить линейкой длину горизонтальной проекции скоса на дорожное покрытие с точностью до 1 мм.

7.4.4    Обработка результатов.

е

За результат определения скоса края (уклона) поперечной ШП принимают соотношение полученных значений высоты ШП и длины горизонтальной проекции скоса на дорожное покрытие по формуле:

где f- высота поперечной ШП, мм;

е — длина горизонтальной проекции скоса на дорожное покрытие, мм; х- искомая величина.

8 Указания по применению

8.1 ШП применяются в соответствии с ГОСТ 33151. Типовые схемы устройства ШП приведены в Приложении А.

Продольные ШП применяются на дорожных покрытиях, соответствующих требованиям

ГОСТ 33220. В районах, с числом дней образования зимней скользкости в году по среднемноголетним данным более 100, продольные ШП применяются в случае соответствующего технико-экономического обоснования.

8.2    В местах устройства комплексов ШП устанавливают дорожные знаки в соответствии с ГОСТ 32945, а также в соответствии с требованиями к дорожным знакам и правилам их применения, предъявляемыми на национальном уровне.

8.3    Поперечные ШП должны наноситься на всю ширину полосы движения транспортных средств. Поперечные ШП не должны пересекаться с горизонтальной дорожной разметкой. Для обеспечения водоотвода расстояние между поперечными ШП и горизонтальной дорожной разметкой или бортовым камнем должно составлять (0,05 ± 0,01) м.

8.4    Продольные ШП должны располагаться за пределами полос движения транспортных средств. Расстояние между продольными ШП и краевыми линиями горизонтальной дорожной разметки должно составлять от 0,05 до 0,10 м (Приложение А, рисунок А.3, А.4).

9 Гарантии изготовителя

9.1 Гарантийный срок эксплуатации определяется продолжительностью функциональной долговечности ШП, приведенной в п. 5.1 настоящего стандарта.

7

Приложение А (рекомендуемое)

Типовые схемы устройства шумовых полос

I — расстояние от опасного участка до первой ШП; U — 1з~ интервал между ШП;

1- 4 — поперечные ШП.

Рисунок А.1 — Пример схемы устройства комплекса ШП, выполненных из цветных покрытий противоскольжения

/ — расстояние от опасного участка до первой ШП; U — 1з- интервал между ШП;

1 — 4 — блоки поперечных ШП.

Шумовая полоса

Рисунок А.2 — Пример схемы устройства комплекса ШП, выполненных из материалов для горизонтальной дорожной разметки

Краевые линии горизонтальной дорожной разметки

Осевая линия горизонтальной дорожной разметки

%=

Шумовая полоса

а- расстояние между продольными ШП и краевыми линиями горизонтальной дорожной разметки

Зачем нужны шумовые полосы и где они используются

Учитывая постепенное внедрение такого решения, автомобилисты не до конца понимают, зачем подобные шумовые полосы нужны на внутригородских дорогах и особенно на трассах.

Разметка, способствующая возникновению шумового эффекта при проезде по ней, считается действенным решением, направленным на повышение уровня безопасности движения. Подобную практику широко используют во многих странах мира.

Важной отличительной особенностью шумовой разметки в сравнении с лежачим полицейским является тот факт, что последний способен существенно навредить подвеске транспортного средства. Особенно подвеска машины страдает, когда водитель случайно или преднамеренно не сбросил скорость, и проехал через препятствие

А полосы лишь создают небольшие вибрации, что на состоянии самого транспортного средства никак не сказывается.

Принято считать, что шумовые полосы применяются исключительно перед пешеходным переходом. Но это лишь одна из областей их применения. Их широко используют на всех участках, которые считаются опасными и характеризуются повышенной интенсивностью движения. Ещё шумовые разметки применяются на отрезках дороги, когда требуется срочно поменять направление своего движения или же сбросить скорость.

В пределах города полосы с шумовым эффектом встречаются не так часто. Это обусловлено тем, что звук и вибрации на скорости менее 60 километров в час ощущаются плохо. Действительно высокая эффективность достигается при скорости более 80 километров в час.

В зависимости от конкретного типа шумовой разметки, она используется на различных участках автомобильных дорог.

Применение поперечных полос распространяется на следующие зоны:

  • незадолго до нерегулируемых пешеходных переходов;
  • перед пересечениями и примыканиями;
  • на дорогах, где радиус кривых меньше, нежели нормативные значения;
  • перед Ж/Д переездами, где отсутствует ограничивающий шлагбаум;
  • на участках с низким уровнем видимости;
  • в зонах крутых подъёмов и спусков;
  • в области дорог с повышенным уровнем аварийности и на подъезде к ним.

Также выделяют продольные полосы. Их можно встретить в 2 ситуациях:

  • со стороны краевой укрепительной полосы около обочины;
  • в зонах, где обгон по оси автодороги запрещён.

Отдельно рассматриваются участки, где устанавливать подобные полосы запрещено.

Согласно российским правилам и нормативам, шумовые полосы нельзя располагать на:

  • мостах, путепроводах и местах подхода к таким объектам;
  • двухполосных дорогах, где разрешается совершать обгоны;
  • пересечениях;
  • примыканиях;
  • участках сужения дороги;
  • расстоянии меньше 10 метров до перекрёстка;
  • дорогах, где уровень шума ограничен.

Объективно актуальность установки шумовой разметки или шумовых полос возрастает на тех участках, где наблюдается повышенное скопление людей. Потому их можно часто встретить около детсадов, школ и образовательных учреждений.

Специалисты отмечают высокий уровень эффективности специальной разметки с шумовым эффектом при обустройстве загородных трасс. Причём это касается дневного и ночного времени суток. Из-за вибраций повышается концентрация водителя. Если человек вдруг уснул за рулём или начал погружаться в сон, наезд на полосу разбудит его.

Правильно установленные ограничители практически не создают никакого вреда для транспортного средства. Но случаются и исключения, когда возвышенности оказываются слишком высокими, а выемки глубокими. Регулярный проезд по ним всё же может навредить подвеску автомобиля. Но ущерб будет меньше, нежели в случае с лежачими полицейскими.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 краевая полоса: Полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств.

3.2 полоса безопасности: Специально подготовленный участок дорожного полотна, примыкающий к границе проезжей части, который допускает регулярные заезды транспортных средств для избегания аварийных ситуаций.

3.3 укрепленная часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, имеющая дорожную одежду.

3.4 грунтовая часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, не имеющая дорожной одежды.

3.5 стояночная полоса: Укрепленная часть поверхности земляного полотна, предназначенная для остановки и стоянки на ней транспортных средств, обозначенная специальными дорожными знаками.

3.6 проезжая часть: Основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств.

“Шумовки” в России

Впервые в стране шумовую разметку использовали на МКАДе в 70-е годы прошлого века. Первый опыт задействования американской методики оказался не слишком удачным – из-за многочисленных нарушений технологии создание шумовых полос привело к быстрому износу асфальтового слоя, а сами “шумовки” в рекордные сроки сравняли с землей острые края отвалов снегоуборочных машин и колеса крупнотоннажного транспорта.

В связи с увеличением количества ДТП о возможностях шумовой разметки снова вспомнили в 2010 году. Экспериментальные “шумовки” появились на федеральной автотрассе М-10 рядом с Нижним Новгородом и вопреки ожиданиям продемонстрировали свою эффективность в уменьшении количества аварийных ситуаций на дороге. После успешной эксплуатации “пилотных” объектов шумовая разметка начала появляться в Москве и Санкт-Петербурге, а также была введена в проекты создания новых федеральных магистралей.

4 Геометрические элементы плана и продольного профиля автомобильной дороги

4.1 Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости в зависимости от расчетной скорости движения приведены в таблице 1.Таблица 1 — Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости

Расчетная скорость, км/ч

Наибольший продольный уклон, ‰

Наименьшее расстояние видимости, м

для остановки

встречного автомобиля

140

30

275

120

40

250

450

100

50

200

350

80

60

150

250

60

70

85

170

50

80

75

130

40

90

55

110

30

100

45

90

Примечания1 Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля 1,2 м от поверхности проезжей части. 2 В горной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м допускается увеличение наибольших продольных уклонов против норм, приведенных в таблице, но не более чем на 20‰.3 При проектировании в горной местности участков подходов дорог к тоннелям наибольшее допустимое значение продольного уклона не должно превышать 45‰ на протяжении 250 м от портала тоннеля.

4.2 Во всех случаях, где по местным условиям возможно регулярное появление на дороге людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы, отстоящей от бровки земляного полотна для дорог, проектируемых для расчетной скорости 100 км/ч и выше на расстояние 25 м, для остальных дорог — 15 м.

4.3 На дорогах в горной местности допускаются затяжные уклоны. Длина участка с затяжным уклоном в горной местности определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в таблице 2. При более длинных затяжных уклонах необходимо включение в продольный профиль участков с уменьшенными продольными уклонами (не более 20‰), а также площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в таблице 2.Таблица 2 — Длина участков с уменьшенными продольными уклонами

Рельеф местности

Продольный уклон, ‰

40

50

60

70

80

90

Предельная длина участка с затяжным уклоном, м

Равнинный и слабохолмистый

600

400

300

250

200

150

Сильно пересеченный

1500

1200

700

500

400

350

4.4 Размеры площадок для остановки автомобилей на затяжных подъемах должны обеспечивать размещение расчетного количества (но не менее 3) грузовых автомобилей. Место их расположения выбирается из условий безопасности стоянки, исключения возможности осыпей, камнепадов и, как правило, у источников воды.

4.5 На затяжных спусках с уклонами более 50‰ предусматриваются противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8-1,0 км с правой стороны по ходу автомобиля.

Развитие технологии

Раньше в столице была практика использования шумовых полос. Они устанавливались на самые аварийные участки. Качество разметки того времени было ещё экспериментальным, поэтому автомобиль очень плохо вёл себя при поездке. К тому же возникал сильный шум от того, что водители не желали сбрасывать скорость и пересекали препятствие на полном ходу. В результате было решено демонтировать контроль движения.

Особого внимания у дорожных служб заслуживали загородные дороги. При длительных поездках, особенно в ночное время, водитель может сильно устать, отчего его может даже клонить в сон. Автомобилист теряет управление и может попасть в аварию. Поскольку он съезжает с дороги, было решено установить в этих зонах шумовые полосы. Когда автомобиль наедет на них, создастся сильная вибрация, которая приведёт его в чувство.

Такая технология также влияет на остальных участников дорожного движения, ведь водители смогут увидеть проблемы с управлением своего «коллеги» и услышать звук от проезда по ребристой поверхности. Отличительной чертой шумовых полос является их видимость, которая сохраняется при любой погоде. К тому же они отбивают свет фар, отчего хорошо заметны в ночное время.

Явная выгода и значимые недостатки

По данным статистики, установка «лежачего полицейского» обходится городу как минимум в 200 тыс. рублей. Это существенные деньги, что не всегда по карману большим городам. Особенно стоит учесть большой километраж городских дорог, что создаст финансовую нагрузку на бюджет. Иное дело, что касается шумовых полос, которые при всей установке обходятся в два раза дешевле. Даже если придерживаться ГОСТ, цена всё равно будет меньше.

Использование же шумовых полос менее эффективно в больших городских массивах. В час пик движется огромное количество машин, которые нередко попадают в пробки. Такое движение способно и в обычных условиях стать причиной столкновения водителей, а при наезде на шумовую разметку тем более. Не все машины способны одинаково реагировать на преграду, некоторые из них могут не снизить скорость, а начать вилять, создавая опасность для других людей.

Технические моменты

Аналогичная ситуация наблюдается и на скоростных трассах

Там также важно обеспечить контроль движения, ведь автомобилисты чувствуют большую свободу в движении. Однако, попадая на ограничитель скорости, многие могут резко остановить движение прямо на пути, создав серьёзную опасность возникновения ДТП

На таких дорожных участках шумовая разметка устанавливается только по краям пути движения.

Также особого внимания заслуживает влияние таких вибраций на детали транспортного средства. При частом воздействии они могут навредить узлам или даже поломать управляющую рейку. Из-за этого не только придётся чаще ремонтировать свою машину, но она может выйти из строя прямо после прохождения такого ограничителя.

Использование шумовой разметки для уменьшения скорости движения имеет двоякий характер. Да, это позволяет снизить скорость и предотвратить возможность возникновения ДТП, но автомобиль может получить существенный вред от таких вибраций. Также стоит учесть, что на такие меры требуется активное финансирование, что уже само по себе вызывает трудности.

Шумовая полоса эффективна на загородных дорогах, так как водитель может уснуть и вибрации его разбудят. Вместе с тем они создают большие неудобства в большом городе. Водителю нужно вдвойне следить за состоянием своей машины, ведь она может повредиться через проезд по такому ограничителю.

Плюсы и минусы шумовой разметки

Популярность “шумовок” не случайна – этот недорогой и эффективный способ уменьшить число ДТП является, казалось бы, прекрасной возможностью повысить безопасность дорожной сети. Согласно исследованиям экспертов из США, где шумовые полосы используются уже не одно десятилетие, общее количество аварий и катастроф при применении шумовой разметки снижается как минимум на 35%. Свой вклад в повышение эффективности “шумовок” вносит множество факторов – качественное асфальтирование, фрезеровка по современным технологиям, грамотный подбор расположения и рисунка шумовой разметки в соответствии с типом автотрассы.

Статистика использования шумовых полос говорит сама за себя: на 80 из 140 петербургских перекрестков, снабженных фрезерованной разметкой, число пострадавших в ДТП уменьшилось до нуля. Как отмечают в ГИБДД по Петербургу и Ленинградской области, на участках автодорог с шумовыми полосами в 2013 году было зафиксировано всего 105 аварий, в то время как аналогичный ежегодный показатель до установки шумовой разметки составлял около 700 ДТП.

Позиция властей и дорожных служб в отношении “шумовок” очевидна – строительство дороги с шумовыми полосами не требует больших затрат и гарантирует улучшение статистики по ДТП. Однако, многих горожан и автолюбителей подобное благоустройство городских территорий не устраивает. Главным доводом противников “шумовок” является повышенный уровень вибрации и шума, который обеспечивают проезжающие по фрезерованным полосам автомобили. Во многих районах Петербурга жалобы на вибрацию от шумовой разметки подают целыми домами, а на стенах зданий невооруженным глазом видны трещины, появившиеся в результате действия вибрационных волн.

Как отмечают очевидцы, способность преодолеть шумовое препятствие отличается в зависимости от типа подвески – если обычные легковушки-седаны вынуждены тормозить во избежание тряски, то джипы с легкостью пролетают “шумовки”, значительно поднимая уровень шума и вибрации и доставляя значительный дискомфорт жителям близлежащих домов. На Коломяжском проспекте перекрестки с шумовой разметкой власти уже пообещали убрать – после многочисленных жалоб эксперты Роспотребнадзора провели собственное расследование и установили, что уровень шума в домах стал превышать норму как минимум на 30%.

Предъявляемые требования

На автомобильных дорогах федерального значения активно наносится специальная шумовая разметка. При этом применяются различные материалы, включая:

  • полимерные ленты;
  • штучные формы;
  • термопластик;
  • высоконаполненная эмаль;
  • краска и пр.

Чтобы организовать подобную разметку, требуется использовать специальную технику и современные технологии. Одними из таких считается спреевое нанесение термопластика, а также экструдерная безвоздушная обработка краской.

Все требования, касающиеся шумовых полос или шумовой разметки, изложены в ГОСТе под номером Р526052006.

При этом эксперты выделяют несколько ключевых условий. Они говорят о необходимости создания долговечной и эффективной разметки, которая будет хорошо видна в любое время суток, а также гарантировать высокий уровень безопасности.

Ещё предъявляются повышенные требования к взаимодействию покрытия и автомобильного колеса. Не допускается применение материалов, которые могут способствовать увеличению скольжения при наезде на полосу и при торможении на ней.

Мировой опыт наглядно доказал, что применение шумовой разметки является сравнительно недорогим, но достаточно эффективным способом реально снизить аварийность на дорогах

Тут важно соблюдать технологию нанесения и применять действительно высококачественные материалы

Барьеры — надежней

Применение шумовой разметки положительно скажется на безопасности дорожного движения, но барьерное ограждение всё же надежнее, считают эксперты.

— Шумовая разметка будет эффективна, когда водитель полностью управляет транспортным средством. Если же он не справляется с управлением, например что-то случилось с колесом, она не поможет автомобилисту скорректировать положение транспортного средства, чтобы избежать лобового столкновения, — рассказал «Известиям» замруководителя Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов.

разметка

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

Целесообразнее в любом случае ставить механические ограничители, считает он.

Начинать применение шумовой разметки с разделительных полос, а не обочин, оправданно: лобовые столкновения случаются чаще, чем съезды в кювет, отметил первый зампредседателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Но эффективнее всего защищает тросовое ограждение: оно мягче возвращает автомобиль на полосу, он не разбивается о бетон. Кроме того, такие разграничители дешевле, чем бетонные. Шумовая разметка стоит меньше других вариантов, затем следуют тросовые барьеры, а самая дорогостоящая защита — бетонные ограждения, указал Вячеслав Лысаков.

Шумовую разметку используют на дорогах уже полвека. Продольная помогает будить задремавших на трассе, когда машина уходит на обочину, поперечная позволяет встряхнуть водителя перед опасным участком.

На многих российских дорогах шумовые полосы стали аналогом лежачих полицейских, хотя ГОСТом это не предусмотрено. Жалея подвеску, водители их объезжают по обочине и даже по встречной.

Майк Миханзон, водитель: «Положили нечто, не похожее ни на лежачие полицейские, ни на какие-то шумовые полосы. В поперечнике они выглядят как прямоугольники достаточно высокие, которые очень бьют по подвеске».

В соседней Белоруссии шумовую разметку часто наносят перед въездом в населенные пункты. В России их щедро укладывают и в городах, вызывая возмущение жителей окрестных домов.

Городская улица, 3 блока шумовых полос. Первый  за 67 метров до перехода, второй  через 30 метров, следующий  еще через 20. От него до зебры  17 метров. После первого предупреждения никто не сбрасывает скорость  подумаешь, тряхануло. После второго водитель уже начинает искать опасность, видит  впереди переход.

Программа «Главная дорога» решила сравнить тормозной путь на чистом асфальте и шумовых полосах, на сухом и мокром покрытии. Автомобили взяли разные  премиум-сегмент, современный бюджетный и 15-летнюю малолитражку. Машины на летних шинах, проверены и исправны.

При скорости 60 километров в час до полной остановки на сухом асфальте без разметки быстрее всех затормозил автомобиль бизнес-класса, длина тормозного пути  9 метров. Самый длинный тормозной путь оказался у подержанной малолитражки. Чтобы не сбить внезапного пешехода, нужно иметь запас минимум 17 метров.

Шумовые полосы сделаны из термопластика, сами по себе скользкие. Первую и вторую можно проехать, они сработали как предупреждение, а после  тормоз в пол. На шумовых полосах тормозной путь премиум-седана стал длиннее на 3 метра, у бюджетной малолитражки  всего на 10 сантиметров, а машина без АБС укатилась на 2 метра дальше. И это на скорости 60 километров в час, а в городе все давно летают под 80.

На неровностях подпрыгнувшее колесо блокируется раньше, чем при торможении на ровной дороге. Блок управления АБС подает команду ослабить усилие на колодках. Когда колесо приземляется, сцепление с дорогой восстанавливается, но сила торможения уже не так эффективна.

Денис Загарин, руководитель Центра испытаний ФГУП НАМИ: «Современный автомобиль, современные алгоритмы АБС, безусловно, учитывают такие нюансы. Но, тем не менее, мы в своей практике точно так же наблюдали удлинение тормозного пути за счет того, что колесо начинает подскакивать над поверхностью асфальта, соответственно, АБС начинает работать совершенно по другим алгоритмам. В нашей практике удлинение составляет от 15 до 25%  для любого автомобиля».

На мокром асфальте тормозной путь всегда больше. Коэффициент сцепления шин с покрытием ниже почти в два раза. Тормозной путь автомобилей на ровном мокром асфальте вырос  разброс от 1 до 4,5 метра. У машины без АБС увеличился на треть  21 метр.

На мокрой разметке поведение автомобилей обескуражило. Премиум-седан остановился быстрее, чем на сухом покрытии, а современная бюджетная машина и вовсе показал тормозной путь меньше, чем на ровном сухом асфальте. И лишь старая малолитражка сюрприза не преподнесла  у нее самый длинный тормозной путь, он завершился на зебре.

Денис Загарин: Расстояние от таких полос до пешеходного перехода строго регламентировано, и это делается не зря. Оно рассчитано под городские скорости движения. Или в загородном режиме они несколько другие, расстояние удлиняется, чтобы все-таки торможение происходило не на разметке и асфальте, а исключительно на однородной поверхности, в данном случае это асфальтобетон.

Эксперимент показал, что шумовые полосы, уложенные прямо перед зеброй, опасны, прозевавшему внезапного пешехода водителю остановить машину на них еще труднее, особенно на мокрой дороге, а тем более при гололеде. Даже при наличии умной электроники результат торможения может быть печален.

Если шумовые полосы  это предупреждение, то хотелось бы получать его раньше, а чтобы эта разметка была безопасна, от нее до зебры должно быть хотя бы метров 20 ровного асфальта для экстренного торможения, но в любом случае смотреть нужно в оба.

Новости СМИ2

Преимущества шумовой разметки

Популярность таких «шумовок» обусловлена одним важным фактором: это эффективный и недорогой способ снизить количество ДТП, а также отличный метод повысить безопасность на дороге.

Согласно исследованиям специалистов из Америки, где шумовые виброполосы используются уже несколько десятилетий, общее число аварий на дорогах с шумовой разметкой снижается на 35%, как минимум. Свою лепту в повышение эффективности вибрационной разметки вносит множество факторов:

  • фрезеровка по современным технологиям,
  • качественное асфальтирование,
  • грамотный подбор рисунка и расположения разметки в соответствии с типом трассы.

Вот какие цифры приводит ГИБДД Санкт-Петербурга: на 80 из 140 перекрестков города, оснащенных фрезерованной разметкой, количество пострадавших в авариях уменьшилось до нуля.

Если говорить о ленинградской области в целом, на участках дорог с вибрационными полосами в 2013 году зафиксировано 105 аварий. А на этих же участках, но до появления шумовой разметки, статистика насчитывала 700 дорожно-транспортных происшествий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector