Принципы работы вакуумного усилителя тормозов
Содержание:
- Статьи по теме
- ВУТ и ГТЦ от BMW X5
- Как проверить на автомобиле
- Снятие ВУТ, если требуется ремонт
- Конструкция и принцип работы вакуумного усилителя
- Как устроен вакуумный усилитель?
- Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов и его ремонт
- Проверяем вакуумный усилитель
- Проверка вакуумного усилителя: все способы
- Принцип действия
- Регулировка свободного хода
- Его ремонт и замена
- Признаки наличия неисправностей в вакуумном усилителе тормозов
- Регулировка и ремонт узла после проверки вакуумного усилителя тормозов
- Способы самостоятельного устранения неисправностей
- Проверка ВУТ и вакуумного шланга
- Ремонт ВУТ
- Основное устройство вакуумного усилителя тормозов
- Как провести проверку ВУТ
Статьи по теме
Замена тормозной жидкости: правила и рекомендации
Как снять тормозной диск, даже если он прикипел
Почему горит лампочка abs: причины и последствия
Горит лампочка ручника: как решить проблему
Автоматическая система торможения: что это такое и как работает
Минимальная толщина тормозного диска: не пропустить момент!
Как проверить тормозные диски: несколько простых советов
Тормозной суппорт: разбираемся в назначении и устраняем неисправности
Какой смазкой смазывать суппорты: выбор лучшего состава
Как часто менять тормозную жидкость и зачем это делать
Какую смазку использовать для суппортов: делаем правильный выбор
10 причин, почему клинят задние тормоза
Скрипят колодки при торможении на автомобиле: ищем причину и способы устранения
Ремонт дисковых тормозов: нюансы и советы профессионалов
Регулировка привода стояночного тормоза: почему нужно делать и что понадобится
ВУТ и ГТЦ от BMW X5
Сообщение Хановар » Вс дек 06, 2020 18:47
Сообщение Blondi13 » Вс дек 06, 2020 21:20
Сообщение Хановар » Вс дек 06, 2020 22:12
Сообщение Wanded » Ср дек 23, 2020 16:36
Сообщение Колян Ростов » Пт янв 15, 2016 15:26
Сообщение Wanded » Пт янв 15, 2020 21:13
Сообщение Колян Ростов » Сб янв 16, 2016 09:10
Сообщение kusss » Сб янв 16, 2020 09:39
Сообщение Wanded » Сб янв 16, 2020 10:24
Сообщение Колян Ростов » Сб янв 16, 2016 14:26
Сообщение Колян Ростов » Сб янв 16, 2016 17:06
Сообщение Ирбис » Чт фев 04, 2020 04:01
Если двухлитровым может быть только сок, то моноприводным только велосипед.
Сообщение Колян Ростов » Чт фев 04, 2016 12:49
Сообщение Ирбис » Чт фев 04, 2020 18:10
Если двухлитровым может быть только сок, то моноприводным только велосипед.
Сообщение Wanded » Пт фев 05, 2020 09:22
Сообщение Lucas » Ср июн 15, 2020 15:13
Сообщение Lucas » Ср июн 15, 2020 16:25
Сообщение Хановар » Сб июн 18, 2020 11:37
Сообщение Wanded » Сб июн 18, 2020 22:39
Сообщение Lucas » Вс июн 19, 2020 19:44
Сообщение Хановар » Пн июн 20, 2020 13:48
Сообщение Lucas » Пн июн 20, 2020 15:21
Сообщение Lucas » Пн июн 20, 2020 15:30
Сообщение Хановар » Пн июн 20, 2020 15:36
Сообщение Дробильщик » Пн дек 18, 2017 10:47
Отказ от ответственности
Мнения и комментарии, размещенные во всех форумах являются личными и не обязательно отражают мнение администрации, за исключением официальных сообщений администрации Клуба Клуб УАЗ Патриот.
Администрация Клуб УАЗ Патриот не несет ответственности за любые действия, советы и сообщения пользователей и гостей Клуб УАЗ Патриот, которые могут принести ущерб или убытки другим пользователям Клуб УАЗ Патриот.
Кроме этого, Администрация Клуб УАЗ Патриот не может быть связана и нести ответственность за материалы и содержимое других сайтов, на которые размещены ссылки с Клуб УАЗ Патриот.
Как проверить на автомобиле
Способ 1
На заглушенном двигателе нажимаем на педаль тормоза несколько раз. С каждым нажатием почувствуется увеличение усилия, прилагаемое на педаль. На пятый нажим фиксируем ногу на тормозе в нажатом положении. Заводим двигатель, она должна немного провалится. Сила, с которой жмете, должна уменьшится и нога немного «просядет».
Если так получилось, значит все хорошо, усилитель исправен. Потому что, с каждым нажимом вакуум в камере уменьшается, сильнее приходится давить на педаль, чтобы ее продавить полностью. Заведя мотор, через шланг высасывается воздух из камеры впускным коллектором, образуется разрежение, вакуумник начинает работать, чувствует облегчение при удержании педали в нажатом положении. Под действием усилий ноги она «проваливается».
Способ 2
Запустили двигатель, дали поработать минуту и заглушили его. Жмем на тормоз. Если при первом нажатии он, как и должен, с легкостью «провалился» до упора, а при последующих нажатиях продавить до конца становится все труднее, то усилитель исправен.
Заглушив ДВС, закрывается обратный клапан, сохраняя вакуум в камере усилителя. При первом нажатии он притягивает диафрагму и вы с легкостью нажимаете на педаль. При последующих нажатиях, давление в камерах уравнивается, вам нужно приложить больше усилий, чтобы «утопить» педальку до упора.
Способ 3
На заведенном моторе жмем на тормоз. Держим педаль в нажатом положении и глушим двигатель. Не убирая ногу, вы почувствуете, что педаль начинает сопротивляться вашему нажатию с каждой минутой все сильнее, значит, есть присос воздуха, вакуумник не исправен.
В этом случае не герметичность элементов механизма уравнивает давление в камерах, а так как нет источника разряжения, двигатель не работает, система пытается вытолкать шток в исходное положение. Вы ощущаете увеличение давления на ногу. Чтобы удержать педаль в полностью выжатом положении нужно сильнее давит на нее.
Видео, как самостоятельно проверить вакуумный усилитель на жигулях:
После подобных проверок нужно деталь снять с автомобиля и заменить ее на новую. Как это сделать – читайте ниже.
Снятие ВУТ, если требуется ремонт
Когда после диагностики вы обнаружили, что усилителю нужен ремонт, и вы четко, знаете, его строение, а также всю механику работы с ним, то можно приступать к снятию устройства:
- Сначала нужно обзавестись ремкомплектом.
- Ознакомится с мануалом вашего авто, чтобы точно знать конструкцию ВУТ.
- Если в моторном отсеке имеется обивка, и пластиковая накладка, предохраняющая вакуумник, то снимаем их.
- Под рулевым валом разъединяем тягу привода усилителя от тормозной педали.
- Ключом на 17 откручиваем устройство от тормозного цилиндра. Далее, от штуцера убираем трубку, чтобы не получилось изгибов шланг, слегка наклоняем вперед тормозной цилиндр.
- Убираем провод стоп-сигнала, а потом ключом на 13 снимаем болты, чтобы высвободить ВУТ. Для успешного снятия, палец соединяющий усилитель и педаль вытаскиваем. После чего устраняем две гайки на креплении кронштейна.
- Теперь приступаем к ремонту вакуумника.
Стоит понимать, если вы неспособны самостоятельно провести ремонт лучше доверить это дело опытному механику или просто заменить, на новое устройство.
Конструкция и принцип работы вакуумного усилителя
Вакуумный усилитель (или ВУТ)- самый распространённый тип механизма для усиления тормозов. Действует по принципу снижения давления или просто — разряжения. Конструктивно он образует единое целое с главным цилиндром, включает в себя несколько важных компонентов:
- корпус, разделённый диафрагмой на 2 части — вакуумную и атмосферную камеры;
- клапан, перекрывающий мостик между частями вакуумника;
- механический (или электрический)насос, необходимый для обеспечения бесперебойной работы в качестве основного или дополнительного источника разряжения(на некоторых бензиновых автомобилях может не быть);
- пружина возвратного типа — нужна для перемещения диафрагмы в начальное положение после нажатия педали тормоза.
Работа вакуумника основана на разряжении или разности давления воздуха в обеих камерах. В исходном положении оно одинаковое, но после нажатия тормоза канал, соединяющий обе половины ВУТ, перекрывается. При этом воздух начинает поступать в атмосферный отдел, где разряжение снижается. Это образует силу, воздействующую на диафрагму, которая перемещает поршень главного цилиндра, преодолевая усилие пружины.
Как устроен вакуумный усилитель?
Если говорить в общем, о конструкции вакуумника, то это герметический корпус, зачастую круглой формы (если смотреть в торец). Как правило, он располагается в моторном отсеке, в районе педали тормоза. Именно на корпусе вакуумника чаще всего располагают основной цилиндр тормозной системы. Менее распространенным считается гидровакуумный усилитель тормозной системы. Он включен непосредственно в гидравлическую часть привода.
- Диафрагма;
- Атмосферный канал;
- Толкатель;
- Поршень клапана;
- Вакуумный канал;
- Шток;
- Возвратная пружина.
Каждая деталь играет свою, не маловажную роль. Стоит отметить, что в зависимости от типа топлива, строение вакуумного усилителя будет отличаться. Так для бензинового агрегата источником разряжения вакуума служит впускной коллектор, перед подачей топлива в цилиндры. Если говорить о дизельном двигателе, то в качестве системы разряжения вакуума служит специальный электрический вакуумный насос. Само разряжение вакуума в дизеле (во впускном коллекторе) незначительное, поэтому электрический насос является обязательным элементом.
Далее по списку числится диафрагма, соединенная со штоком (главного цилиндра тормозной системы). Благодаря движению диафрагмы, поршень перемещается, тем самым нагнетая тормозную жидкость к цилиндрам тормозной системы на колесах автомобиля. Не менее важным элементом считается атмосферная камера. Если рассматривать её исходное положение, то соединена она с вакуумной камерой. Нажав на педаль тормоза, камера перемещается и соединяется с атмосферой. Для увеличения эффективности экстренного торможения, в конструкцию вакуумника может быть включен дополнительный электромагнитный привод штока, что существенно ускоряет перемещение элементов.
Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов и его ремонт
Прежде всего, следует отметить что поломка или полный выход из строя ВУТ не проявляются какими-то явными и характерными лишь для этой ситуации симптомами. Другими словами, причиной того или иного признака поломки ВУТ, может быть и что-то иное. И все-таки, мы перечислим наиболее характерные признаки поломки усилителя тормозов:
- снижение эффективности торможения;
- троение двигателя на холостых оборотах;
- педаль тормоза при нажатии не продавливается или продавливается очень туго;
Что касается троения мотора, то вызывается оно разгерметизацией вакуумного шланга усилителя тормозов, и как следствие этого, не штатным поступлением воздуха во впускной коллектор. Если при нажатии педали тормоза мотор перестает троить, значит нужно проверить все соединения, хомуты, шланги в усилителе тормозов. Соответственно в дизельных автомобилях, такой признак не встречается, ибо, во впускном коллекторе дизеля, разрежение значительно слабее, а потому, там используются вакуумные насосы.
Есть разные способы проверки работоспособности ВУТ. Можно просто внимательно его осмотреть. Если вы обнаружите потеки, повреждения, перекосы и нарушения герметичности, их нужно устранить или же заменить поврежденный узел или сам усилитель. Также можно обратиться на СТО, если вас не устраивает эффективность работы тормозов. Особенно, если вы не очень хорошо разбираетесь в устройстве и работе этой системы.
Существует и достаточно простой способ проверки усилителя тормозов, самостоятельно. Для этого, прокачиваем тормоза, при выключенном двигателе, то есть, несколько раз нажимаем и отпускаем педаль. Далее выжимаем педаль тормоза примерно до середины и запускаем мотор. Если педаль проваливается, с вашим ВУТ все в порядке, если же педаль остается на месте, усилитель нуждается в ремонте или замене.
Проверяем вакуумный усилитель
Система тормозов всегда должна быть исправной, от этого зависит безопасность при движении и самого водителя, и его пассажиров. Именно поэтому стоит очень чутко относиться к любым изменениям в функционировании тормозной системы транспортного средства.
Вас должны насторожить щелчки, треск, скрежет и другие посторонние звуки. Существуют также и другие признаки поломки вакуумника, которые опытный водитель никогда не оставит без внимания. Любой водитель перед отправлением в путь, особенно дальний, может самостоятельно убедиться в исправности вакуумника, провести такую проверку сможет даже новичок в автоделе.
Если педаль тормоза слишком тверда, это, скорее всего, вызвано разрежением в коллекторе впуска или с неисправностью шланга. Также это может быть вызвано дефектом самого вакуумного усилителя или контрольного клапана, которым он оснащен.
Как проверить?
- Если двигатель вашего транспортного средства «троит», но это происходит только до того, как вы нажмете тормоза? Это обычно вызвано разгерметизацией, при которой воздух засасывается в коллектор впуска. Происходит резкое смешивание воздуха с топливной смесью, которая поступает к цилиндрам двигателя.
- Выключите мотор вашего авто, нажмите педаль пять — шесть раз подряд. При седьмом нажатии на тормоза остановитесь на середине хода. Педаль не отпускайте, одновременно заводите мотор. Если в этот момент педаль провалится до пола – агрегат исправен. Если при запуске мотора педаль тормоза не поменяла свое положение, то необходимо заменить или отремонтировать ее.
- Если при осмотре своего авто вы заметите подтеки, которые оставляет тормозная жидкость, также стоит обратиться в автосервис.
Будьте внимательны и время от времени проверяйте исправность тормозной системы вашего авто. Как и любая деталь машины, ее работа требует контроля, неисправность тормозов очень опасна, поэтому стоит внимательно следить за их работоспособностью.
Проверка вакуумного усилителя: все способы
Известно несколько эффективных способов, как проверять ВУТ. Процедуры несложные, можно справиться самостоятельно, ничего с машины демонтировать не нужно.
Первый способ
Самый простой вариант:
- запустить мотор, дать поработать ему около 10 минут;
- заглушить двигатель;
- выжать тормоз полностью, создав вакуум в усилителе;
- отпустить педаль, заново выжать.
Уменьшение, утяжеление хода педали при повторном нажатии укажет на проблемы в работе вакуумника. Напротив, если второе нажатие происходит без каких-либо отличий от первого, можно судить об исправности ВУТ и успешном разряжении.
Второй способ
На этот раз во время диагностики следует выжать педаль уже несколько раз — 6 или 8. В последний раз нажать до предела и завести мотор. Если с системой вакуума всё хорошо, педаль должна опуститься ещё ниже — почти наполовину. Если она не сдвинулась, есть проблемы с клапаном.
Третий способ
Так проверяется герметичность корпуса. Надо завести ДВС, выжать тормоз до упора и заглушить мотор. Если педаль начнёт давить на ногу, пытаясь вернуться в исходное положение, это укажет на неисправность. При утечке воздуха в усилителе давление внутри камеры возрастает.
Четвёртый способ
Вот что ещё можно сделать:
- отсоединить шланг от впускного коллектора;
- штуцер заглушить резиновой пробкой — можно трубку не снимать, а просто пережать рукой;
- завести мотор, дать ему поработать минут 10;
- выжать тормоз.
Если обороты ДВС изменятся — повысятся или понизятся — усилитель травит воздух, нужно ремонтировать. В первую очередь следует проверить пережатый шланг — может, на нём трещины. При тесте лучше его снимать, а штуцер надёжно закрывать.
Повреждение вакуумника требует срочного устранения. Если нужно демонтировать устройство, будьте внимательны — не повредите трубку, соединяющую усилитель с коллектором!
Принцип действия
Самым главным в данной конструкции является её надежность. Чтобы приблизительно представить себе принцип работы встроенного вакуумника, стоит представить работу механизма, в накопительный бак которого в процессе движения осуществляется подача воздуха. В результате достигается достаточно большое давление. Подобный накопленный запас воздуха, подаваемый под серьезным давлением, пропорционально подается в механизм, создавая при этом высокое усилие. В этом заключается основной принцип действия усилителя.
Несмотря на отсутствие каких-либо секретов в особенностях работы механизма, производители с особым вниманием относятся к конструкции узла
Это важно по той причине, что для современного транспортного средства, предназначенного для эксплуатации на высокой скорости, максимально надежная работа тормозной системы — это самый главный фактор
Именно по этой причине конструкция вакуумного усилителя должна быть максимально надежной.
Регулировка свободного хода
После проверки на герметичность стоит осуществлять регулировку свободного хода педали тормоза. Регулировка длины штока приводит к возникновению зазора, определяющего степень давления на тормозной цилиндр
Важно правильно отрегулировать длину штока и поставить подходящий зазор. При неработающем моторе свободный ход педали должен быть равен от 5-14 мм
Этот зазор контролируется болтом, находящимся над плоскостью ВУТ. Когда зазор мал, то происходит заедание рабочего цилиндра, а это приводит к ускоренному износу колодок и повышенному потреблению топлива. А также машина начнет произвольно притормаживать, и напоминать езду на ручном тормозе. Напротив, превышенный допустимой нормы зазор свидетельствует о нарушении герметичности в узле и ход у педали станет увеличенным.
Его ремонт и замена
В случае отказа работоспособности ВУТ необходимо сразу принять меры к восстановлению его работоспособности.
Самостоятельно можно произвести замену вакуумного шланга. Также возможна замена вакуумного насоса в автомобилях с дизельными двигателями.
Более сложные ремонтные работы, связанные с восстановлением герметичности камер ВУТ, исправности диафрагмы, клапанов, других элементов конструкции, лучше доверить профессионалам на сертифицированной СТО. Следует помнить, что исправные тормоза – основа безопасности, на этом экономить не следует.
После ремонта необходимо проверить синхронность торможения колес, диагностировать системы ABS и ESP. Это следует делать на специальных стендах и соответствующем диагностическом оборудовании.
В большинстве случаев ремонт вакуумного усилителя может обойтись гораздо дороже, чем его покупка или замена ВУТ на б/у-шный в хорошем состоянии. Есть резон поискать усилитель на разборках. Тем более, они унифицированы: одна модель может применяться на разных марках автомобилей.
Видео — замена ВУТ на автомобиле ГАЗЕЛЬ:
Может заинтересовать:
Выбрать видеорегистратор: незаменимый гаджет для водителя
Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля
Подобрать любую автохимию для вашего авто
Некоторые водители предпочитают видеорегистратор в виде зеркала
Признаки наличия неисправностей в вакуумном усилителе тормозов
При эксплуатации авто особое внимание нужно уделять вопросам герметичности конструкции и многочисленных трубок, которые подключены к ней. Определить неисправность системы можно по следующим признакам:
- необходимость значительно увеличивать давления на тормозную педаль для более эффективного торможения;
- сниженная величина хода тормозной педали;
- торможение продолжается после отжатия педали;
- неровность в оборотах двигателя по причине подсоса, идущего из вакуумного шланга;
- присутствие дополнительных звуков, похожих на подсос, и производимых в процессе торможения;
- полный отказ в работе усилителя.
Если усилитель выходит из строя, если двигатель просто глохнет, тормозная система обычно остаётся полностью исправной. Единственным фактором, которым выражается сбой в системе, является отсутствие усилий или увеличение их в процессе нажатия на педаль.
Необходимо очень внимательно следить за работой усилителя. Это одно из основных условий высокого уровня безопасности движения.
Описывая проблемы в работе с тормозным усилителем, можно рассмотреть некоторые причины выхода его из строя. Среди самых распространенных из них можно отметить следующие:
- Потеря герметичности шланга.
- Неисправность диафрагмы.
- Потеря основных свойств встроенных клапанов.
- Общее нарушение герметичности камер.
- Поломка возвратной пружины.
Общий механизм работы тормозного усилителя давно полностью отработан. По этой причине основная масса автолюбителей достаточно редко сталкивается с проблемами и какими-либо неисправностями
Несмотря на это, систему торможения нужно время от времени тщательно тестировать, принимая во внимание общую важность её эксплуатации
Регулировка и ремонт узла после проверки вакуумного усилителя тормозов
В целом регулировка ВУТ сводится к настройке свободного хода тормозной педали. Чтобы правильно его выставить, необходимо настроить длину штока. С помощью регулировочного болта контролируется зазор/выступ. Правильная настройка положения самого болта позволит установить идеальный момент срабатывания клапанов. Когда будет закончена проверка на герметичность, не забудьте отрегулировать свободный ход педали тормоза. Настройка длины штока приводит к возникновению зазора, который определяет степень давления на тормозной цилиндр
Поэтому очень важно правильно выставить длину штока и поставить подходящий зазор. Свободный ход педали при неработающем моторе должен составлять от пяти до четырнадцати миллиметров
Этот зазор контролируется болтом, находящимся над плоскостью вакуумного усилителя тормозов. Маленький зазор приводит к заеданию рабочего цилиндра, вследствие чего происходит быстрый износ колодок и повышается потребление топлива автомобилем. Кроме того, машина начинает произвольно притормаживать, как будто вы едете на ручном тормозе. Большой же зазор, напротив, приводит к увеличению хода педали, что свидетельствует о нарушении герметичности в узле. Выше мы рассказали, как провести проверку работы тормозного вакуумного устройства и отрегулировать его работу в случае необходимости. Теперь скажем несколько слов о его ремонте. Чтобы обеспечить собственную безопасность при поломке усилителя, безотлагательно примите меры по его ремонту или замене. И если вакуумные шланги в бензиновых автомобилях или насосы в дизельных вы можете заменить самостоятельно, не прибегая к услугам автосервиса, то более серьезные работы рекомендуется доверить профессионалам. Конечно, это стоит определенных денег, но когда на кону собственная безопасность, лучше не экономить. Обратитесь к специалистам. Они не только грамотно проведут проверку, но и качественно, с гарантией выполнят все необходимые работы. Следует отметить, что после ремонта важно синхронизировать колеса при торможении и провести проверку системы ABS/ESP. Для этого необходим диагностический стенд и специализированное оборудование. Бывают случаи, когда отремонтировать «вакуумник» выходит дороже, чем приобретение усилителя, бывшего в употреблении, но находящегося в исправном состоянии. Поэтому рекомендуется при необходимости поискать устройство на разборках. Если вы чувствуете уверенность в собственных силах и решили после проверки самостоятельно отремонтировать неисправный вакуумный усилитель, то действуйте следующим образом. Для начала в моторном отсеке демонтируйте всю обивку и снимите накладку ветрового стекла. Не снимайте трубки, ведущие к ГТЦ. Это может привести к попаданию в систему воздуха
Далее открутите цилиндр от вакуумного усилителя и осторожно наклоните вперед, чтобы предотвратить деформацию тормозных трубок. Шланг передачи вакуума перед этим необходимо снять со штуцера усилителя
Внимательно изучите рекомендации, которые дает производитель и приступайте к демонтажу усилителя. Открутите крепежные болты и отсоедините клемму провода, идущего к стоп-сигналу. Только после этого снимите педаль, используя специальный инструмент. Если вы хорошо разбираетесь в конструкции автомобиля, то справитесь с проверкой и ремонтом ВУТ. Однако лучше предварительно зайти в Интернет и найти инструкцию со схемой усилителя. Это заметно ускорит реализацию поставленной задачи и повысит ваши шансы на успех.
Диагностика и ремонт4 февраля 2018Выход из строя «вакуумника» – поломка довольно редкая, но неприятная – для замедления и остановки автомобиля водителю приходится сильно давить тормозную педаль. Внезапный отказ механизма в процессе езды может спровоцировать ДТП – шофер не успевает перестроиться и приложить требуемое усилие в нужный момент. Чтобы выявить признаки критического износа элемента, предлагается рассмотреть принцип работы вакуумного усилителя тормозов (ВУТ) и способы диагностики в условиях обычного гаража.
Способы самостоятельного устранения неисправностей
Наличие неисправности автоматически влечёт за собой необходимость проведения ремонтных работ.
Для этого потребуется обратиться в СТО или провести восстановление своими руками, при наличии необходимых инструментов и оборудования.
При желании провести ремонтные работы самостоятельно, в первую очередь придётся приобрести новый усилитель, посетив имеющий положительную репутацию автомагазин.
После совершения покупки, нужно выполнить следующую последовательность действий:
- Требуется отсоединить от тормозной педали авто специальный шток вакуумного усилителя. Для этой цели потребуется аккуратно снять стопорную пластинку пальца, немного поддев её предварительно чем-то острым.
- В подкапотном пространстве необходимо разъединить колодку с проводками от основного датчика уровня тормозной жидкости.
- Аккуратно снимается шланг, посредством удержания обратного клапана рукой.
- От вакуумного усилителя откручивается, при помощи ключей, цилиндр тормоза. При этом не нужно отсоединять все тормозные трубки.
- Необходимо отвернуть 4 гайки кронштейна, в той части, где устройство прикреплено к кузову транспортного средства.
После всех этих действий можно будет без проблем снять деталь одновременно с кронштейном. Потом нужно будет просто отсоединить кронштейн от усилителя, открутив ещё пару гаек. После этого можно считать усилитель полностью снятым.
Устранив вышедший из строя элемент, можно будет подсоединить совершенно новый, приобретенный в автомагазине усилитель. Для этого потребуется совершать обратную последовательность действий.
Проверка ВУТ и вакуумного шланга
Перед началом проверки усилителя необходимо, в первую очередь, проверить состояние шланга, обратного клапана и всех соединений. Именно в этих местах наиболее часто возникают проблемы.
Проверка вакуумного шланга:
- Выполните визуальный осмотр шланга, которым ВУТ соединен с впускным коллектором двигателя.
- Источниками проблемы могут быть трещины, затвердевшие пятна и любые другие механические повреждения. Проверьте надёжность крепления шланга.
- Проверьте клапан, расположенный между шлангом и вакуумным усилителем. На нём не должно быть видимых дефектов.
- Проверьте впускной коллектор в месте подключения вакуумного шланга на предмет наличия загрязнений.
- Проверьте, нет ли утечек тормозной жидкости на участке между усилителем и ГТЦ.
- На запущенном двигателе нанесите мыльный раствор на вакуумный шланг, обратный клапан и места соединений. Если происходит всасывание пузырьков и воды, это свидетельствует о наличии утечки. Поврежденный элемент подлежит замене.
Ремонт ВУТ
Далеко не все автомобили позволяют вмешиваться в конструкцию ВУТ. Но иногда это возможно, например на старых вазовских моделях.
Регулировка штока
На некоторых автомобилях конструкция усилителя предусматривает возможность регулировать длину штока. Обычно нормируется его выступание за фланец усилителя в демонтированном состоянии. Проводить эту операцию приходится крайне редко, поскольку все усилители уже отрегулированы на заводе, а в дальнейшем эта величина не изменяется.
Но иногда подобной регулировкой удаётся уменьшить нежелательно большой свободный ход педали. Для этого ВУТ демонтируется, а длина штока изменяется его вращением при ослабленной контргайке.
В больших пределах делать это нельзя, поскольку либо недопустимо вырастет свободный ход, либо начнётся самопроизвольное срабатывание ВУТ с подтормаживанием колёс на ходу.
Обратный клапан
Эта достаточно простая деталь устанавливается между корпусом усилителя и вакуумным шлангом.
Проверить его просто, он должен пропускать воздух при продувке в одном направлении и блокировать при другом. При малейших сомнениях эту простейшую деталь надо заменить.
Шланги
Самым простым случаем может быть потеря герметичности подводящего разрежение шланга. Его несложно и недорого поменять на новый, никаких особых требований к нему, кроме бензостойкости и подходящих размеров не предъявляется.
Ремкомплект для ВУТ
Глубокий ремонт с использованием ремкомплекта можно рассматривать скорее как хобби, чем как действия, связанные с реальной необходимостью. Проще заменить узел в сборе. Тем не менее, ремкомплекты к старым машинам существуют.
Прежде всего в него входит резиновая диафрагма, разделяющая камеры. Иногда она рвётся при прочих исправных деталях. Также в составе комплекта имеются резиновые гофрированные чехлы штоков и уплотнительные кольца. Иногда ещё и обратный клапан вакуумного шланга.
Для замены всех этих деталей усилитель надо снять и разобрать. При разборке потребуется отогнуть завальцовку, соединяющую половинки корпуса, после чего разъединить корпус, придерживая возвратную пружину диафрагмы.
После замены резиновых деталей корпус собирается в обратном порядке и его половинки завальцовываются.
Ездить с неисправным усилителем категорически нельзя. Вся система тормозов рассчитана на его наличие и не сможет обеспечить безопасность при неполадках в одном из своих важных элементов конструкции.
Основное устройство вакуумного усилителя тормозов
- Вакуумная камера снабжена соединением при помощи клапана с основным источником вакуума через шланг. На бензиновых моделях автомобилей, источником обратного давления принято считать впускной коллектор, так как разряжение в данном объеме производится с помощью хода поршней. На дизельных вариантах вакуум берется с помощью специального насоса, который присоединен к распределительному валу двигателя и через шланг создает необходимое разряжение.
- На некоторых автомобилях для того, чтобы использовать постоянную схему поступления вакуума, инженеры устанавливают специальный электрический насос вакуума, который постоянно обеспечивает поток необходимого разряжения в полость преобразователя.
- Посредством перепускного канала происходит разделение основных камер, со стороны коллектора (шланга), а при остановке мотора, главный клапан оставляет разрежение в самом цилиндре.
- Свободная камера соединяется посредством плавающего клапана в следующих случаях. С вакуумной камерой – в тех случаях, когда эта мембрана стоит в изначальной точке; а также при нажатой педали тормоза – с атмосферным давлением.
- Специальный толкатель образует передвижение следящего клапана, который непосредственно связан с педалью тормоза.
- С внутренней стороны вакуумного усилителя мембрана имеет соединение с главным штоком тормозного цилиндра. Работа главной мембраны обеспечивает передвижение поршня, что в свою очередь обеспечивает нужное давление жидкости в магистралях тормозной системы.
- Обратная пружина установлена таким образом, чтобы в момент отпускания педали восстанавливать положение диафрагмы в исходное значение.
- Следующим шагом в эволюции тормозного усилителя является активный прибор. Данное устройство обеспечивает бесперебойную работу усилителя только в тех случаях, в которых это необходимо, что придает данному устройству особые качества. Активный усилитель устанавливается совместно с электронной системой стабилизации автомобиля и является исполнительным механизмом для обеспечения устойчивости автомобиля на дороге.
Как провести проверку ВУТ
В реальности проверка правильной работы вакуумного устройства дело достаточно простое, с которым сможет справиться даже новичок. Мы приведем три способа, как проверить вакуумник на исправность.
Вариант 1
- Заведите свой автомобиль и дайте ему поработать на «холостом ходу» примерно 7мин.
- Заглушите мотор и полностью выжмете тормозную педаль для создания вакуума в тормозном устройстве.
- Сначала отпустите педаль, а затем выжмите ее снова.
В том случае, если вакуумное тормозное устройство вышло из строя, то во время второго нажатия на педаль, вы ощутите значительное сокращение ее хода (по сравнению с первым нажатием). Это происходит от того, что безвоздушное пространство больше не может создаваться. Но если при повторном нажатии вы не ощутили разницы, то это говорит о том, что система тормозов работает нормально. Перейдем ко второму варианту проверки.
Вариант 2
- При выключенном двигателе машины, нажмите на «тормоз» 6-8 раз.
- Выжмите до максимума тормозную педаль и заведите двигатель.
При отсутствии проблем в вакуумном тормозном устройстве, в системе начинает создаваться безвоздушное пространство. По этой причине диафрагма начинает давить на шток, который потянет толкатель, соединенный с педалью. И тормозная педаль (даже когда она до конца выжата) станет немного идти вниз.
Вариант 3
Данный тест по проверке вакуумного тормозного устройства помогает выявить, есть ли воздушные утечки.
- Заведите двигатель.
- Выжмите тормозную педаль до конца и сразу же заглушите мотор.
Выжатая педаль должна оставаться в этом положении в течение примерно 30 сек. Это показывает, что проблемы отсутствуют. Но если она начинает двигаться к исходному положению, значит, возрастает давление в рабочей камере. Это указывает на проблемы с механизмом.
Проверка вакуумного усилителя