Разрешен ли обгон на регулируемых перекрестках в 2020 году
Содержание:
- Правила обгона на перекрестках
- Виды
- Штрафы
- Правила движения по одностороннему пути
- Как не допустить аварии
- Разметки
- Разрешен ли обгон на перекрестке
- Спорные моменты
- Главные аспекты
- Правила
- Разрешён ли обгон на перекрёстке
- Важная информация
- Разновидности перекрёстков
- Можно ли совершать обгон на главной дороге
- Дороги с железнодорожным переездом в придачу
Правила обгона на перекрестках
Вначале разберемся, что значит само понятие «обгон по ПДД» и чем он отличается от аналогичных маневров.
- Опережение, согласно ПДД, это движение авто со скоростью, превышающей другие машины, которые едут в этом же направлении. Вначале вы ехали сзади автомобиля, а после обгона оказались впереди. При этом нет разницы, перестраивались ли Вы из другой полосы или ехали по соседнему ряду.
- Обгон – аналогичный предыдущему маневр, но с той разницей, что он связан с выездом на «встречку», а за тем возвращением в свой ряд.
Существует несколько правил выполнения обгона. Но для случая движения на перекрестках в ПДД имеются отдельные пункты. Поэтому при обгоне нужно быть внимательным. Поэтому стоит разобраться, можно ли обгонять на перекрестках, как это нужно делать, и где данный маневр запрещен.
Виды
Перекрестки бывают:
Категория | Тип | Описание |
По конструкции | Четырехсторонние | Это один из опаснейших видов пересечений. Считается, что во время проезда по такому перекрестку автомобили могут создать больше 30 аварийных ситуаций. По статистике, на таких участках дороги случается в два раза больше аварий, чем на остальных.
Водителям следует обязательно следить за светофором. Настоятельно не рекомендуется продолжать или начинать движение на желтый цвет. |
У-образные | Перекресток имеет форму буквы У. Несколько дорог сливаются под углом, который немного меньше 90 градусов. Автомобили движутся в трех направлениях.
В этом случае присутствует главная дорога с развилкой и несколько (обычно две) второстепенные. Последние выходят из развилки под разнообразными углами, что создает проблемы во время их пересечения транспортными средствами. |
|
Х-образные | Имеют схожесть с четырехсторонними, однако их отличие заключается в углах пересечения. Если в первом случае углы составляют по 90 градусов, то Х-образные имеют тупые и острые углы. | |
Т-образные | Присутствуют 3 дороги, которые сходятся в одном месте. Угол слияния в большинстве случаев соответствует 90 градусам. | |
Круговые | Считаются самыми безопасными видами пересечений. Зачастую их создают для упрощения движения транспорта – удобной развязки. Согласно нормам ПДД, на нем следует использовать правило «помехи справа». | |
Очередность движения | Регулируемые | Где установлены светофоры и регулировщики |
Нерегулируемые | На таких пересечениях нет светофоров, регулировщиков и пешеходных переходов. Водители самостоятельно регулируют порядок проезда на таких участках дороги. Эти перекрестки относятся к самым опасным для движения транспорта. |
Штрафы
Вам никогда не вменят проезд на запрещающий сигнал светофора при пересечении стоп-линии на разрешающий сигнал.
Вам легко и обоснованно могут вменить нарушение требования остановиться перед стоп-линией при запрещающем сигнале светофора
Обратите внимание штраф не за проезд стоп-линии на запрещающий сигнал, а за остановку
Часть 2 статьи 12.12 КоАП РФ |
2. Невыполнение требования Правил дорожного движения об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика — влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей. |
Правила требуют, чтобы при запрещающем сигнале транспортное средство остановилось перед стоп-линией. Это означает, что за стоп-линией на запрещающий сигнал этого светофора останавливаться запрещено и это основание для штрафа.
Считаете, что если прямо не запрещено, то разрешено? Тогда эта ссылка для Вас.
Остановка за стоп-линией это нарушение требований пункта 13.7 Правил
Пeyrn 13.7 ПДД |
13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. |
Пересекли стоп-линию — въехали на перекресток. Никаких других линий воображать не требуется.
Правила движения по одностороннему пути
Подобное пересечение встречается в случае организации по стержню потока в одну сторону, который при Т-пересечении превращается в двухстороннюю проезжую часть (не стержень). Нередко таковым является Т-перекресток неравнозначных путей. Выезд на такую дорогу (двухсторонняя, не стержень) обозначен знаками под пунктом2.4, что означает — «Уступите дорогу» либо под пунктом2.5, что означает — начало движения без предварительной остановки под запретом. Приближаясь к данному пересечению, надо преждевременно занять требуемую полосу движения согласно будущей траектории движения: правый поворот – крайняя правая полоса дороги, левый поворот – крайняя левая полоса. Проезд дальше возможен лишь при условии учета безопасности движения и пропуска ТС, движущегося по приоритетному пути.
Как не допустить аварии
Будьте максимально сосредоточены при обгоне, чтобы не допустить аварии!
Водителю при совершении обгона и движении на данном участке дороги нужно сосредоточиться исключительно на управлении транспортным средством. Планируя такой манёвр, необходимо проверить, не нарушают ли данные действия ПДД, несут ли угрозу безопасности другим ТС и пешеходам.
При повороте следует заглянуть в зеркало заднего вида, чтобы убедиться, что находящийся позади водитель не планирует сам совершать обгон. Иначе с выездом на другую полосу придётся подождать.
При обгоне ни в коем случае нельзя превышать скорость, сокращать безопасную дистанцию и игнорировать знаки дорожного движения. Следует помнить, что обгонять на перекрёстке разрешено, если двигаться исключительно по приоритетной дороге, благодаря чему не потребуется менять направление (плюс – если на пересекаемом участке отсутствуют иные запреты).
Разметки
Немного напомним читателям о нанесении разметок. Зачастую вблизи пересекающихся автотрасс движение разграничивается разделительной линией, деля его на встречное и попутное. Линия разметки бывает сплошной и прерывистой.
За сплошную заезжать нельзя, а за прерывистую можно. Разметка, запрещающая выезд, регулирует не столько езду встречного автотранспорта, а сколько неожиданный поворот налево. Такие ситуации зачастую приводят к авариям. Поэтому всем водителям стоит бдительно вести себя за рулем и заезжать только за прерывистую разметку.
С 2010 года совершением обгона признается маневр, когда воитель съезжает со своей полосы с последующим выездом навстречку. Выдвижение вперед предыдущего авто в пределах своей полосы считается опережением. (было выше написано).
Разрешен ли обгон на перекрестке
Пересечения дорог бывают разными: со светофором и без него, знаками, отличающейся разметкой. Сходящиеся пути иногда имеют неодинаковое значение. Есть и иные нюансы, определяющие запрет либо возможность обогнать идущее впереди ТС.
На регулируемом и нерегулируемом
Светофор делает сложную зону регулируемой. Управлять потоками транспорта может и полицейский с жезлом. Выполнение любого маневра в этой зоне нужно совершать, имея в виду оба обстоятельства.
Разрешен ли обгон на регулируемых перекрестках, легко понять, если прочесть подпункт 11.4 ПДД:
Обгон запрещен: на регулируемых перекрестках…
Исключений здесь нет. На таком пересечении каждый проезжает по своей полосе, без выезда на встречную.
Этот участок может быть и без светофора. Разрешен ли обгон на нерегулируемом перекрестке, определяется его особенностями и ПДД:
- Если сходятся дороги разного значения, обходить другое ТС с выездом на встречную можно тому, кто едет по главной. При этом должны отсутствовать знаки и разметка, не допускающие маневр. А главная дорога – сохранять прежнюю траекторию.
- Обгонять, двигаясь по второстепенному направлению, нельзя. Эти автомобили обязаны уступать тем, кто перемещается по главному.
- Если сходятся равнозначные дороги, маневр запрещен для всех авто. Здесь работает правило правой руки, следовательно, обгонять опасно.
Рекомендуем прочитать о ДТП при обгоне. Из статьи вы узнаете о причинах ДТП при обгоне, примерах разных ситуаций аварий, судебной практике по ДТП при обгоне.
А здесь подробнее о наказании за нарушения правил обгона.
На Т-образном
Разрешен ли обгон на Т-образном перекрестке, определяется не его формой, а типом:
- если это точка схождения равнозначных дорог, нет светофора, маневр запрещен;
- при пересечении главной и второстепенной, позволителен для едущих по первой, когда она прямая, нет знаков, не позволяющих обгонять, или сплошной линии;
- в тех же обстоятельствах маневр выполнять нельзя тем, кто едет не по приоритетному пути;
- если на нем стоит светофор, работает регулировщик, действие запрещено.
На двухполосном
Разрешен ли обгон на двухполосном перекрестке, определяется тоже пунктами 11 и 13 ПДД. Нельзя обходить попутный транспорт с выездом на встречную полосу, если:
- нет светофора, дороги равнозначные;
- авто едет по второстепенному пути;
- оно движется по главному направлению, но есть знак 3.20 или сплошная разделительная черта;
- на участке имеется светофор.
Маневр на схождении двухполосных дорог допустим для тех, кто движется по главной, когда нет символа 3.20, а разметка прерывистая.
Мнение эксперта
Надежда Смирнова
Эксперт по автомобильному праву
Но обойти другое ТС на таком пересечении возможно и без выезда на встречную. Если ради этого авто перестроится на соседнюю попутную полосу, оно выполнит опережение. А такое действие разрешено и при перечисленных выше условиях. То есть объехать более медленный транспорт, переместившись на попутный ряд можно и на регулируемом схождении путей, и на второстепенной, и при изменившей направление главной дороге
Важно, чтобы это не создало аварийную ситуацию.
На равнозначном и неравнозначном
Когда пытаются разобраться, разрешен ли обгон на равнозначном перекрестке, имеют в виду, что светофора там нет. Действует правило правой руки по пункту 13.11:
На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
То есть о маневре речь не идет, он в такой ситуации опасен.
Разрешен ли обгон на неравнозначном перекрестке, зависит от того, по какой дороге движется автомобиль:
- Если по главной, маневр допустим. Но дорога при этом не должна менять направление, а на пересечении – находиться запрещающий знак или сплошная разметка.
- Если по второстепенной, осуществлять маневр нельзя. Едущие по ней машины должны уступать проезд тем, кто находится на приоритетном направлении.
Спорные моменты
Запомните 3 описанные спорные ситуации при обгоне!
Есть всего три наиболее спорные ситуации, чаще всего возникающие при обгоне на регулируемых перекрёстках. Вокруг них и строится разбирательство между владельцем авто и сотрудниками ГИБДД.
Первая касается случаев, когда на перекрёстке есть возможность двигаться не в 2, а в 3 ряда. Это происходит, только если дорога обладает соответствующей шириной, благодаря чему может образоваться третий ряд, хотя он и не был предусмотрен предварительно. Либо же движение происходит по дорогам с затёртой разметкой, из-за чего водители перестраиваются в ряд посередине, чтобы осуществить требуемые маневры.
Поскольку в таком случае ТС частично пересекает разделительную полосу (даже если она и стёрлась), такие действия трактуются как обгон. Если прежде в этом месте до светофора располагалась сплошная линия, водителю придётся доказать, что он не знал о первичном типе разделителя на этом участке. Иначе, ему выпишут штраф.
Вторая ситуация касается обгона, осуществляемого при езде по главной дороге, когда водитель для обгона поворачивает налево. Кажется, что это действие остаётся в рамках Правил. Однако в п. 13.10 ПДД указано, что дороги, пересекающиеся на таком перекрёстке, являются равнозначными. Значит, совершать обгон запрещено. Итог для нарушителя тот же – штраф.
Последняя ситуация – когда главная дорога изменяет траекторию с поворотом вправо. В этом случае также работает пункт ПДД, приведённый выше. Перекрёсток является равнозначным, если водитель решился провести данный маневр.
Заметив такую ситуацию, сотрудники ГИБДД чаще всего оформляют проток. Но водитель может оспорить такое нарушение, поскольку в этой зоне явно допущены ошибки или недоработки ПДД.
При наступлении первой ситуации водитель может апеллировать тем, что у него отсутствуют знания об этом участке и о наличие сплошной полосы. Плюс, ссылаться на то, что стёртость разметки не является его проблемой.
Хотя работники ГИБДД в протоколе укажут именно на нарушение с его стороны, водитель может зафиксировать в нём несогласие с таким выводом, аргументируя свою позицию. Затем административным разбирательством займутся судебные инстанции.
Последние две ситуации касаются случая, когда водитель обгоняет после выезда с главной дороги. Однако этот же маневр разрешено проводить на неравнозначных дорогах. В итоге, весомых доказательств собственной правоты не будет ни у одной стороны.
Главные аспекты
Любой перекресток является опасным, поскольку там есть и пешеходы, и автомобилисты, а последние еще и выполняют разные маневры.
И при создании аварийной ситуации или совершении ДТП пострадавших и даже жертв может быть достаточно много. Именно поэтому следует разобраться, можно ли предпринимать обгон на перекрестках.
В некоторых случаях такое поведение водителя действительно допустимо, но только если он движется в определенном направлении и в допустимой ситуации.
Значимую роль в том, можно ли обгонять другие автомобили на перекрестке, играет его тип, а также то, по какой дороге водитель едет.
Кроме того, каждый автомобилист должен понимать, в чем заключается различие между обгоном и опережением, поскольку четкое понимание этого может сохранить ему не только права, но и жизнь.
Следует понимать, что существуют не только перекрестки, но и препятствия на них, в зоне которых совершать обгон попросту запрещено, к примеру, это пешеходные переходы.
Основные понятия
Чтобы разобраться в процедуре обгона на перекрестке и его правомерности, для начала следует ознакомиться с базовыми понятиями.
Они помогут не только понимать, в каких случаях обгонять запрещено, но и возражать полицейскому, который может остановить без имеющихся на то оснований.
Термин | Значение |
Перекресток | Место пересечения разных дорог, выполненное на одном уровне. Также, кроме пересечения, дороги могут разветвляться или примыкать друг к другу, при этом ограничен перекресток воображаемыми линиями. Перекрестки бывают регулируемыми и нерегулируемыми, а также имеющими круговое движение или примыкающую дорогу |
Обгон | Процесс опережения транспортного средства, при котором автомобиль делает это с выездом на полосу встречного движения. Предпринимается в несколько этапов и только тогда, когда на встречке нет препятствий |
Опережение | Обгон другого автомобиля без выезда на встречную полосу, который проводится в рамках попутного движения с большей, чем у другого автомобиля скоростью. Расследование ДТП? Такой маневр более безопасен, чем стандартный обгон, поскольку не несет опасности лобового столкновения |
Какие виды бывают
В целом присутствует разделение на два типа — регулируемые, которые обслуживаются при помощи регулировщика или светофора, а также нерегулируемые, проезд по которым осуществляется по общим правилам.
По форме и соединению дорог можно выделить:
- четырехсторонние (встречаются на пересечении двух дорог);
- Т-образные;
- Х-образные;
- в виде буквы У;
- многосторонние перекрестки (чаще всего круговые).
В большинстве типов перекрестков, кроме кольцевых, разграничения на полосы нет, как не присутствует и разметки.
Поэтому водители самостоятельно выбирают траекторию движения, чтобы попасть в ту полосу, из которой они выехали.
Действующая нормативная база
Конкретная информация по поводу проезда перекрестков находится в главе 13, которая состоит из общих правил движения, а также разделяется по регулируемым и нерегулируемым типам.
В частности, сказано о том, что водитель при повороте должен уступать дорогу транспортным средствам, которые пересекают проезжую часть дороги.
Также в ПДД запрещается выезжать на территорию перекрестка, если водитель не уверен в завершении маневра до наступления красного сигнала, то есть, впереди образовалась пробка.
Если водитель все же нарушит правила проезда перекрестков, то для него наступит ответственность по Кодексу об административных правонарушениях.
В его статье 12.13 говорится о том, что будет, если он выедет на перекресток, где образовался затор, а также если не уступил дорогу другим автомобилям.
Обгон же оговорен в статье 12.15, где устанавливается несколько видов наказания, которые используются инспекторами ГИБДД.
Правила
Чтобы понять, что такое обгон и каковы его правила, необходимо обратиться к ПДД, который был обновлен в 2016 году и на 2020 год претерпел некоторые изменения.
Здесь отмечается следующее:
- водители должны отличать обгон от опережения. Обгон – это объезд вереди идущего авто с выездом на встречную полосу. Опережение – это тот же объезд впереди идущего транспортного средства, но с нахождением на своей полосе. Получается, что ранее представленные запреты распространяются лишь на обгон – опережение на перекрестке возможно;
- рассматриваемый маневр проводится исключительно с левой стороны. Если говорить об обгоне справа, то согласно вышеуказанным обстоятельствам, это является опережением;
- обгон справа запрещен в том случае, если для этого водителю приходится выехать на обочину. В отношении перекрестка такая ситуация возникает на Т-образном соединении дорог. В таком случае, если дорога, с которой приходится выехать на обочину, не является главной осуществления представленного маневра запрещено.
Это только основные моменты в рассматриваемом маневре на перекрестке при движении на главной дороге. Далее следует рассмотреть индивидуальные ситуации, с которыми приходится сталкиваться водителю в течение дня неоднократно.
Обгон на перекрестке по главной дороге через сплошную
Сплошная линия – разделительная полоса встречного движения. Подобной полосы нет на перекрестках, ведь ее пересекать нельзя, а при условии необходимости осуществления поворота этого сделать придется.
Сплошная линия проложена перед перекрестком – ее тоже запрещено пересекать, даже при условии, что окончание маневра будет происходить уже на перекрестке, разрешающем обгон.
Зачастую «частичную» сплошную можно встретить на перекрестке, который запрещает совершение обгона. В таком случае маневр все же можно провести, но до светофора, что возможно при отсутствии сплошной линии на дороге до перекрестка.
На нерегулируемом
Теперь следует рассмотреть ситуации обгона на нерегулируемом перекрестке. Для точного разбора следует привести пример ДТП, что представлено на картинке.
Черный автомобиль пошел на обгон, что разрешено, согласно выше приведенному правилу дорожного движения, но синий автомобиль начал поворачивать налево. Как будет составлять протокол инспектор ГИБДД.
В данном случае сотрудник ДПС будет руководствоваться пунктами 8.1 и 11.2. Пункт 8.1 ПДД применим для синего автомобиля и гласит, что при повороте налево водитель транспортного средства должен был подать соответствующий световой сигнал.
Поскольку обгон на таком перекрестке разрешен водитель синего авто не должен был создавать помех – если сзади идущий автомобиль начал совершать обгон до подачи светового сигнала, ему следует дать возможность закончить маневр.
И даже если световой сигнал все же был дан, то необходимо дождаться окончания обгона и повернуть налево.
Пункт 11.2 распространяется на водителя черного автомобиля. В пункте зафиксированы следующие уточнения запрета на обгон в случаях:
- если впереди идущее транспортное средство стало совершать поворот налево;
- если это же транспортное средство успело подать сигнал о намерении повернуть налево;
- если за водителем, который пожелал совершить обгон, заметил, что позади его идущее транспортное средство начало совершать этот же маневр;
- если автомобиль не сможет вернуться после обгона на свою полосу без помех.
Получается, что в представленной ситуации оба водителя могут стать виновниками ДТП. Чтобы не допустить столкновения на перекрестке, в любой непонятной ситуации лучше дождаться проезда перекрестка и выполнить маневр на более безопасной территории.
С разметкой
Разметка на перекрестке – явление редкое, по факту лишнее. На перекрестке возможен только один вид разметки – прерывистая линия, которую разрешено пересекать в любом случае. На перекрестке представленная разметка является лишней, поэтому ее и не встретишь.
Максимум – это встреча сплошной линии, которая запрещает определенные повороты налево или направо. Если говорить об обгоне, то в случаях с разметкой следует руководствоваться их предназначением и ограничением. Но не следует забывать, что обгон разрешается только на главной дороге.
Разрешён ли обгон на перекрёстке
В правилах нет однозначного запрета на объезд другого транспортного средства в момент пересечения иных дорог.
Однако подробно сформулированы моменты, когда этого категорически нельзя делать:
- на регулируемом перекрёстке;
- на второстепенной дороге при нерегулируемом движении;
- при наличии пешеходных переходов.
Что касается того, разрешается ли обгон на перекрёстках с регулированием, то зелёный сигнал светофора не значит то же, что и знак главной дороги. Само по себе место установки световых сигналов обусловлено высокой интенсивностью движения по ней. Зачастую на таком пересечении присутствую пешеходные переходы. Манёвр обгона в данном случае не просто потенциально опасен, но, как правило, и физически неосуществим.
В городе редко встречаются нерегулируемые пересечения путей. В связи с этим в населённых пунктах практически нигде нельзя осуществить объезд ТС, кроме как на прямой дороге, без примыканий.
Говоря о том, разрешается ли на двухполосной дороге выполнять обгон на нерегулируемых перекрёстках, стоит уточнить, что в первую очередь играет роль тип пересечения трасс и статус пути, по которому едет машина. Если простое пересечение начинает регулировать сотрудник ГИБДД, то необходимо в точности выполнять его инструкции и не рекомендуется делать столь опасный манёвр.
Важная информация
Но не всегда такой подход действует, поэтому перекрестки становятся местом аварий достаточно часто, и штрафы за неправильное поведение на них достаточно ощутимы.
В целом перекрестков не так уж и много, но есть некоторые виды, которые попросту вводят в ступор водителей и способствуют их ошибкам.
Несмотря на то, что перекрестки при правильном проезде не принесут проблем, обгон сопряжен с определенной опасностью, и поэтому разрешен далеко не всегда.
При этом перекресток обычно не имеет разметки, и обгон не может считаться таковым, ведь подразумевает выезд на встречную полосу.
Но несмотря на это, правила обгона все же существуют, и нарушать их очень не рекомендуется.
Основные определения
Для того, чтобы понимать, какие существуют нормы безопасности при проезде перекрестков, прежде всего необходимо выяснить главные понятия.
Они помогут лучше ориентироваться в Правилах дорожного движения и разъяснят водителю, в чем состоит отличие между обгоном и опережением.
Термин | Значение |
Опережение | Маневр, предпринимаемый водителем, при котором его автомобиль движется быстрее, чем параллельно едущая машина, не выезжая на встречную полосу |
Обгон | Опережение автомобиля, которое предпринимается с выездом на встречную полосу, и поэтому более опасное, чем стандартное опережение. Обгон должен выполняться согласно ПДД, поскольку при неверном осуществлении грозит аварией |
ПДД | Свод норм и правил, в котором оговаривается правильное поведение всех участников движения на дороге, устанавливаются ограничения для них и говорится о том, что должны делать автомобилисты для отсутствия нарушений в процессе движения |
Когда возникает необходимость
Обгон требуется водителю тогда, когда он желает опередить слишком медленно едущий впереди автомобиль, чтобы добраться до пункта назначения.
Следовательно, можно сделать вывод, что обгон нужно делать тогда, когда правила позволяют это сделать, а у обгоняющего водителя есть потребность в опережении другого автомобиля.
Кроме того, обгон в городских условиях часто связан с желанием объехать пробку, образовавшуюся на светофоре, и тогда водитель совершает маневр.
Но следует запомнить, что регулируемый перекресток является запрещенной для обгона зоной, и поэтому за подобное опережение однозначно будет назначен штраф в установленном законом размером.
Какими нормативными актами регулируется
Так, в главе 11 содержится конкретная информация об обгонах и методах их осуществления, а также правильном поведении при желании совершить данный маневр.
Информация об обгоне на перекрестках оговаривает пункт правил 4 главы 11, и там написано, в частности о запретах на опережение по встречной полосе в разных ситуациях.
Инспектор, который останавливает автомобиль нарушителя, обязан составить на него протокол с учетом всех обязательств, при этом диапазон санкций стартует от крупного штрафа и заканчивается лишением прав.
Поэтому если автомобилист желает знать, какое наказание ему грозит за обгон на регулируемом перекрестке, он должен изучить все нормативы, касающиеся этого вопроса в КоАП РФ, а также то, почему запрещен обгон в этой зоне.
Разновидности перекрёстков
По текущему законодательству выделяется несколько видов перекрёстков. Таким участком дороги считается фрагмент, где пересекается несколько дорог.
К основным видам перекрёстков относятся:
- Четырёхсторонние: движение автомобилей регулируется либо светофором, либо знаками. Чаще всего ДТП происходят именно на них, так как одновременно движутся машины со всех сторон. Разновидностью четырёхстороннего варианта является Х-образный, когда дороги расположены не под прямы углом.
- Трёхсторонние или У-образные: в данном случае идёт слияние двух трасс в одну. Второстепенные дороги расположены под углом менее девяноста градусов относительно друг друга.
- Т-образные: Особенностью движения по такому перекрёстку является то, что автомобиль, следующий как бы по основанию буквы Т обязан свернуть в любую сторону, а у других участников движения есть возможность ехать либо прямо, либо повернуть в одном из направлений.
- Круг: считает самым безопасным видом, но зачастую пугает новичков. Суть сводиться к тому, кто водители обязаны пропускать «помеху слева». Как показала практика, на пересечениях, оформленных в круговое движение меньше всего аварийных случаев.
Другая классификация перекрёстков основывается на выборе очерёдности движения. Пересечения дорог бывают регулируемыми и нет. В первом случае очерёдность определяет светофор или регулировщик, как правило, он становится там, где активное движение, а световой сигнал не исправен. Второй вариант более опасен, так как требует от водителей не только знания ПДД, но и понимания, что не все ими руководствуются.
https://youtube.com/watch?v=jk64C8ydbX8
Можно ли совершать обгон на главной дороге
Перекрёстки – это участки, классифицируемые Госавтоинспекцией как места повышенной опасности, где от всех перемещающихся требуется предельная внимательность.
Здесь пересекаются пути всех – легковых машин, грузовиков, мотоциклистов, пешеходов, велосипедистов, а иногда даже и трамваев или троллейбусов.
Не все стороны ситуации на дороге могут быть для водителя в идеальной видимости, особенно из-за плохих погодных условий, зданий, деревьев, заграждающих дорожные знаки и иных факторов.
Построение линий на перекрестках может быть разным:
- форма «Т»;
- «Y-образный»;
- в виде креста «Х» или «+»;
- простые;
- сложные с включением памятников, мини-площадей, «кольца» и др.
Какой бы ни была эта часть дорожной инфраструктуры, она всегда будет составлять несколько объединённых потоков движения. Быть в таком режиме могут не только машины, но и электротранспорт.
Аварийность создается зачастую именно из-за того, что участники потоков торопятся выехать вперед каждой машины в строю.
Но здесь, прежде чем совершать действие, следует быть точно уверенным, разрешается ли на двухполосной дороге выполнять обгон на перекрестках (или на однополосной, трехполосной, 4-полосной), или нет.
Чтобы иметь точный ответ на вопрос о том, можно ли обгонять по главной дороге, следует:
- хорошо знать структуру разметки полотна;
- чувствовать габариты своей машины;
- внимательно отслеживать границы разметочных линий;
- знать правила, утвержденные на уровне государства.
Как раз на самих перекрестках разграничительных линий практически никогда не бывает, а полосы движения осознаются участниками условно – судя по ходу транспорта и предварительной разбивки разлинеенной дороги, указанной вплоть до самого перекрестка.
На случай, когда перед скрещиванием полотен находится разметка, воспрещающая проезд, нельзя совершать подобные маневры. В основном это касается сплошной разметки, причем, даже при езде по главной полосе.
Основные постулаты для едущих по главной:
- Обгон разрешен вне городской черты.
- Зелёный свет светофора не идентифицирует тип дороги, как «главный поток».
- Если нанесена сплошная линия, то это служит сигналом водителю к тому, что ни в коем случае её не пересекать.
- При смене направления главной дороги на скрещивающемся участке требуется соблюдать правила «равнозначных дорог».
Светофорные сигналы служат для безаварийного взаимодействия двух потоков на дорогах – пешеходного и транспортного (в том числе и движущегося по перпендикулярному полотну).
Правило «равнозначных дорог» гласит о том, что преимущество для обгона будет у машины, едущей справа. Другим машинам такие действия запрещены.
Вне населенного пункта
Попутные автомобили за пределами городской инфраструктуры можно обгонять без наказания со стороны ГИБДД, если наблюдаются следующие факторы:
- Не нанесена сплошная разметка.
- Машину автомобилист ведёт по главной полосе.
- Полное отсутствие какой-либо разметочно-сигнальной схемы на полотне.
- Нет запрещающих знаков, пешеходных переходов и светофоров.
Все вышеперечисленные правила характерны для участков асфальтированных дорог класса 1В, II-го, III-го, IV-го и V-го.
Особенно в отношении последней категории, где предусматривается односторонне движение, и не наносится разметочная линия.
Вышеприведенные случаи не относятся к магистралям, федеральным, республиканским и иным дорогам, оснащенным разметочной системой на полотнах.
В населенном пункте
В городе, поселке или ином населенном пункте, объезды движущихся впереди автотранспортных средств сильно зависят от того, по какой именно дороге едет водитель, желающий осуществить такое действие.
На случай, когда автомобилист едет на второстепенной дороге, достигает пересечений, то ему следует пропустить при обгоне сначала ту машину, что едет справа (был подан соответствующий сигнал водителем главной дороги).
Потому следует присмотреться к дорожным знакам, сигналам светофора и линям разметки.
Дороги с железнодорожным переездом в придачу
В городе автора есть ещё один сложный перекресток. Центральную дорогу пересекает небольшая улица. Перед съездом на главную дорогу с этой улицы по направлению к выезду из города находится железнодорожный переезд с дежурным. С другой же стороны по направлению в центр находится автозаправочная станция.
Согласно действующей редакции правил, приоритет имеют автомобили, которые выезжают на центральную магистраль с небольшой улицы по направлению из города, а также встречный поток транспорта, которые едут дальнейшим маршрутом вдоль железнодорожной ветки или в центр города. Поток из центра в направлении выезда из города должен пропустить автомобили обоих указанных выше потоков.
Обгон здесь запрещён из-за наличия железнодорожного переезда и риска возникновения слепой зоны. Также на параллельной путям улице четко обозначен пешеходный переход, который является дополнительным препятствием для совершения обгона.